ТОП 10:

Работа над названием сказки.



Русское чтение

Тема . Жанры текстов для чтения: сказка.

Ход урока

1. Орг. момент ( У учителя в руках музыкальный мягкий цветок)

- Р ебята, представьте, что это настоящий цветок. Давайте попробуем вдохнуть его аромат .

( Учитель включает игрушку )

- Вы невольно улыбнулись.

Улыбка располагает к приятному общению.

Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.

 

 
 

 


- Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

 

Актуализация знаний.

- Расшифруйте текст

«Бегущая строка».

ЧСМВАЛЕНТИНИАПКАТАЕВЛЮШСКАЗКАОРВЦВЕТИКМРЫСЕМИЦВЕТИК

- Что это за слова?

Валентин Катаев. Сказка «Цветик - семицветик».

Это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение.

Познакомиться с творчеством ___, работать над ___сказки , уметь делать___, знать___ ___.

( Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки «Цветик-семицветик» , уметь делать вывод, знать чему учит сказка.)

 

2. Работа над темой урока.

1.Биография автора в опорных схемах-рисунках.

- Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой - это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых- В.П.Катаев.

- Что вы о нем знаете?

Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть «Сын полка». Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: «Цветик - семицветик.».Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже 74 год. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что понравилась она и вашим мамам и папам.

- А понравилась ли она вам?

Перед вами книжная выставка. Все книги: «Цветик-семицветик», только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками. Это лишний раз подтверждает актуальность ее в любое время.

 

Работа над названием сказки.

- О чем эта сказка?

- Почему сказка с таким необычным названием?

( Семицветик- у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).

 

Мозговой штурм».

- А теперь подумайте, почему писатель назвал «Цветик-семицветик» сказкой?

- Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Кластер

исцеление волшебница волшебный приключения чудеса

больного цветок

мальчика

 

Ассоциации».

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово желание?

 

 
 


Желание

 

Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях.

 

5.Работа над содержанием сказки.

- Прочитайте сказку(с.115-120).

А) Игра «Ключевые слова».

( Пересказ начала сказки до встречи со старушкой.)

Женя

Баранки

Зевает

Собака ( По опорным словам )

Доедает

Старушка

Пожалела

Садик

Б) Словесное рисование.

- Давайте пофантазируем и словесно нарисуем , как выглядел сад у старушки, и что могла Женя в нем увидеть?

( Вариант учителя)

-Что сказала волшебница по секрету Жене?

( Женя получила цветок и узнала как им пользоваться.)

В) Работа с фразеологизмами.

Игра «Пол буквы»

БЕЛАЯ ВОРОНА. ( Не такой как все.)

ЧЕРНОЕ ДЕЛО. ( Дурной поступок.)
СИНЯЯ ПТИЦА. ( Удача.)

-Объясните смысл.

-Каким образом они относятся к сказке?

- Что их еще объединяет?

-Какие лишние? Почему? ( Только синий цвет был у цветка)

 

Г) Психологический момент. «Цветотест»

Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. (Индивидуальная работа.)На столе имеются лепестки.

Задание: расположить лепестки так, чтобы получился

цветик-семицветик.

Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?

( Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.)

Д) Работа в индивидуальной таблице.

А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. ( Карточки с таблицей даются каждому ученику).

ЖЕЛТЫЙ

- На что был потрачен первый лепесток?

( Чтобы проверить действие волшебного цветка, на желание вернуться домой.)

Игра «Составь вопрос»

( Дается начало вопроса- уч-ся формулируют весь вопрос.)

- Какая неприятность ……..(случилась с Женей?)

( Девочка разбила мамину любимую вазу.)

КРАСНЫЙ

- На что потратила девочка второй лепесток и почему?

( Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила.. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.)

СИНИЙ

«Это интересно!»( Информация у учащихся на столе. Чтение про себя.)

Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев.

Ученый Папанин и его товарищи- ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов , магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.

Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, Поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

Игра « Составь вопрос»

- Что почувствовала…… (девочка, когда ее в игру не приняли?)

- Какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

( Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)

- Знала ли она что-либо о Северном полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило? Что вы о нем запомнили? ( В центральной части Ледовитого океана среди вод. На Северном полюсе состояние температуры зимой очень низкое.)

Игра «Абракадабра».

Бела яшер стьдел а етмед ведейне за метныминас негу. О нипрек раснопл а вают. Гус таяжест каяш ерс тьитол с тыйс лойпод кож но гожи разащи щающий ихотперео хлаждени я. Ве сятдо 800 кг.

( Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.)

Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?

( Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.)

 

ФИЗМИНУТКА

Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняется танец снежинок.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Вот подул вдруг ветерок,

Закружился снежок,

Пляшут все снежинки,

Белые пушинки.

 

ЗЕЛЕНЫЙ

-На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?

( На то , чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.)

Игра « Составь вопрос»

-Чем занимались …….( девочки во дворе ?)

- Почему не приняли Женю в игру?

( Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.)

-Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

( Женя обиделась, даже рассердилась.)

ОРАНЖЕВЫЙ

- Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

( Она велела лепестку, чтобы все игрушки, которые есть на свете, стали ее.)

Игра « Составь вопрос»

- Что почувствовала …….( девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?)

( Как только на нее свалились все игрушки мира , она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

- Разумное ли это желание?

( Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.)

ФИОЛЕТОВЫЙ

- На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?

( Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

ГОЛУБОЙ

Игра « Составь вопрос»

- Почему……( Женя задумалась при виде последнего лепестка?)

Инсценирование диалога мальчика с Женей.

- О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Обобщение.

Сделаем вывод о желаниях девочки ( с опорой на таблицу).

( У Жени было пять разумных желаний и два глупых).

-Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель-описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки? ( 1 вариант)

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки? ( 2 вариант)

Вывод:

Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть.

Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила

свой последний лепесток.

 

Б) « Волшебное дерево»

Представим, что именно вам достался последний волшебный листок. Какое бы вы загадали желание? Напишите на стикерах-цветах. Прочитайте написанное.

Приклейте ваши желания на дерево. Пусть ваши мысли материализуются и желания исполнятся.

 

- Чему же учит эта сказка?

Это добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика-семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

Доброта от холода согреет.

Радуются взрослые и дети.

6. Домашнее задание.

с.115-120, читать и пересказывать.

Рефлексия.

-Зачем нам нужен был этот урок?

- За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя?

Благодарю вас за урок. Вы - молодцы.

 

 

 

Русское чтение

Тема . Жанры текстов для чтения: сказка.

Ход урока

1. Орг. момент ( У учителя в руках музыкальный мягкий цветок)

- Р ебята, представьте, что это настоящий цветок. Давайте попробуем вдохнуть его аромат .

( Учитель включает игрушку )

- Вы невольно улыбнулись.

Улыбка располагает к приятному общению.

Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.

 

 
 

 


- Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

 

Актуализация знаний.

- Расшифруйте текст

«Бегущая строка».

ЧСМВАЛЕНТИНИАПКАТАЕВЛЮШСКАЗКАОРВЦВЕТИКМРЫСЕМИЦВЕТИК

- Что это за слова?

Валентин Катаев. Сказка «Цветик - семицветик».

Это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение.

Познакомиться с творчеством ___, работать над ___сказки , уметь делать___, знать___ ___.

( Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки «Цветик-семицветик» , уметь делать вывод, знать чему учит сказка.)

 

2. Работа над темой урока.

1.Биография автора в опорных схемах-рисунках.

- Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой - это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых- В.П.Катаев.

- Что вы о нем знаете?

Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть «Сын полка». Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: «Цветик - семицветик.».Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже 74 год. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что понравилась она и вашим мамам и папам.

- А понравилась ли она вам?

Перед вами книжная выставка. Все книги: «Цветик-семицветик», только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками. Это лишний раз подтверждает актуальность ее в любое время.

 

Работа над названием сказки.

- О чем эта сказка?

- Почему сказка с таким необычным названием?

( Семицветик- у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).

 

Мозговой штурм».

- А теперь подумайте, почему писатель назвал «Цветик-семицветик» сказкой?

- Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Кластер

исцеление волшебница волшебный приключения чудеса

больного цветок

мальчика

 

Ассоциации».

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово желание?

 

 
 


Желание

 

Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях.

 

5.Работа над содержанием сказки.

- Прочитайте сказку(с.115-120).

А) Игра «Ключевые слова».

( Пересказ начала сказки до встречи со старушкой.)

Женя

Баранки

Зевает

Собака ( По опорным словам )

Доедает

Старушка

Пожалела

Садик

Б) Словесное рисование.

- Давайте пофантазируем и словесно нарисуем , как выглядел сад у старушки, и что могла Женя в нем увидеть?

( Вариант учителя)

-Что сказала волшебница по секрету Жене?

( Женя получила цветок и узнала как им пользоваться.)

В) Работа с фразеологизмами.

Игра «Пол буквы»

БЕЛАЯ ВОРОНА. ( Не такой как все.)

ЧЕРНОЕ ДЕЛО. ( Дурной поступок.)
СИНЯЯ ПТИЦА. ( Удача.)

-Объясните смысл.

-Каким образом они относятся к сказке?

- Что их еще объединяет?

-Какие лишние? Почему? ( Только синий цвет был у цветка)

 

Г) Психологический момент. «Цветотест»

Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. (Индивидуальная работа.)На столе имеются лепестки.

Задание: расположить лепестки так, чтобы получился

цветик-семицветик.

Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?

( Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.)

Д) Работа в индивидуальной таблице.

А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. ( Карточки с таблицей даются каждому ученику).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.61.68 (0.037 с.)