Для обследования детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для обследования детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).



 

 

Методика «Дорисовывание фигуры»

 

Методика «Дорисовывание фигуры» (автор О.М.Дьяченко) направлена на определение уровня развития воображения, спо­собности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один (из двух предлагае­мых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

 

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время по­вторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сей­час ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. Пос­ле того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количест­во неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превраща­ется в один и тот же элемент. Например, превращение и квадра­та, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторя­ющихся (по характеру использования заданной фигурки) у само­го ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопостав­лять результаты 20—25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

 

 

Фамилия, имя Фигуры для дорисовывания
                   
1.Петров                    
2. Иванов                    
3. Сидоров                    

 

 

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали — фамилии детей. Под каждой фигуркой записы­вается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество не зачеркнутых ответов — Кор каждо­го ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуаль­ные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания — Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень — Кор равен сред­нему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень — Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают зада­чу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иног­да эти дети (для 1—2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фи­гурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда дета­лизированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не по­вторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

 

Методика «Матрицы Равена»

Эта методика предназначена для оценки наглядно-образного мышления. Здесь под наглядно-образным мышлением подразумеваются операции с разными образами и наглядным воображением при решении заданий.

Конкретные задания, которые используются, для проверки уровня развития взяты из теста Равенна. Они представляют собой подобранную выборку из 10 матриц Равенна, которые постепенно усложняются.

Ребенку предлагается серия из 10 заданий одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрицы. Изучив структуру матрицы ребенок должен указать деталь, которая лучше всего подходит к этой матрице, то есть соответствует ее рисунку или логичному расположению деталей по вертикале и по горизонтали.

После окончания подсчитывается количество правильно решенных матриц, а также сумма балов, набранных ребенком. Каждая правильно выбранная матрица оценивается в 1 балл.

10 – 9 баллов - высокий уровень развития наглядно-образного мышления.

6 – 8 баллов – средний уровень развития наглядно-образного мышления.

5 и менее баллов – низкий уровень развития наглядно-образного мышления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.005 с.)