Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика «Что здесь лишнее?»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эта методика предназначена для детей от 4 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка, умения выделять существенные признаки. В методике детям предлагается серия картинок (варианты 1, 2, 3), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы: Что здесь лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета? Достаточно эффективной оказывается активизация пассивного словаря с помощью ассоциаций, например, ребенка можно спросить: «А что мама моет после ужина». В бланке регистрации индивидуальных показателей следует обязательно указать, какие дополнительные виды помощи были использованы. Интерпретация. Высокому уровню соответствует правильное выполнение заданий (называние лишних предметов), называние отличительных признаков и правильное обобщение оставшихся признаков. При этом допускается повторение задания. Среднему уровню соответствует выполнение заданий, называние отличительных признаков и правильное обобщение оставшихся признаков при дополнительном разъяснении с помощью ассоциаций. Низкому уровню соответствует выполнение не всех заданий, не называние всех отличительных признаков, и без обобщения оставшихся признаков даже после наводящих вопросов и разъяснений.
Психодиагностические методики для обследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Тест цветовых предпочтений М.Люшера Автором теста является швейцарский психолог Макс Люшер. Целью проведения данной методики является: диагностика эмоциональной сферы, эмоциональных состояний и динамики эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста. Оборудование. Протокол для занесения результатов и обработки полученного материала. Стимульный материал сокращенного варианта теста М.Люшера, состоит из карточек восьми цветов: 4 – основных, и 4 – дополнительных. Основные цвета: «1» - синий (тёмно синий). Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность. «2» - зелёный (сине-зеленый). Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение. «3» - красный (желто-красный). Символизирует силу воли, активность, агрессивность, властность. «4» - желтый (светло-желтый). Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, веселость. Так как четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности (потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться), они имеют особое значение и должны занимать первые пять позиций. Дополнительные цвета: «5» - фиолетовый; «6» - коричневый; «7» - черный; «0» - серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться. Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов. Процедура проведения. При проведении исследования необходимо иметь в виду: 1. Исследование желательно проводить при дневном цвете, но не при ярком солнце. 2.Испытуемый должен выбирать те цвета, которые ему предлагаются, а не воображаемые. 3.Каждый цвет выбирается отдельно. Не разрешается сразу выбирать два или более цветов. 4.Выбор цветов осуществляется испытуемым свободно без вмешательства экспериментатора, (время не ограничивается). При трудностях с ответом экспериментатор ведет себя выжидающе. 5.В случае отказа от выбора одного цвета (все цвета нравятся одинаково), необходима стимулирующая инструкция типа: "А какой все-таки нравится больше всех?". 6.Необходимо акцентировать внимание испытуемого на том, что он должен выбирать цвет, который ему нравится в настоящее время, а не вообще. Непосредственное исследование проводится следующим образом. Стимулы желательно выкладывать в следующем порядке: "1", "5", "2", "6", "3", "7", "4", "0". При этом необходимо иметь в виду то, что синий, черный и серый цвета при выборе не должны располагаться рядом, а основные и дополнительные стимулы раскладываются вперемешку. Инструкция: "Посмотри внимательно на эти восемь цветов. Покажи цвет, который тебе кажется наиболее симпатичным (красивым, приятным). После этого выбранный стимул убирается, а его номер заносится в первую клетку в бланке протокола. Далее следует вопрос: "А из оставшихся цветов, какой тебе кажется наиболее приятным?" выбранный стимул убирается, а его номер заносится во вторую клетку протокола. Данная процедура повторяется до пяти выборов. После пяти выборов следует вопрос: "А какой из оставшихся цветов тебе более неприятен (наиболее не нравится)?" Выбранный стимул убирается, а его номер заносится в последнюю клетку протокола. Далее следует вопрос: "А какой из оставшихся двух цветов кажутся тебе более неприятным?". Номер выбранного стимула заносится в седьмую клетку, а номер оставшегося стимула в шестую клетку. Затем процедура выбора цветов по предпочтению повторяется, результаты заносятся в протокол в строку второго выбора. Но не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже. Обработка результатов. Обработка полученных результатов осуществляется в несколько этаповg. 1. Анализ выборов предпочитаемых цветов в зависимости от занимаемой позиции в ряде предпочтений. Выбор цветов занимаемые позиции под № 1,2 относятся к функции «+» оба самых симпатичных цвета. Выбор цветов занимаемые позиции под № 3,4 относятся к функции «х» приятные цвета. Выбор цветов занимаемые позиции под № 5,6 относятся к функции «=» безразличные цвета. Выбор цветов занимаемые позиции под № 7,8 относятся к функции «-» несимпатичные цвета. При нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологическою неблагополучия, являющиеся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но, независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является "замещающей", она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая ресурсы организма 2. Подсчет коэффициента Вольнефера. Проводится ранжирование в зависимости от порядка аутогенной нормы, разработанной на основании работ Вольнефера. Порядок аутогенной нормы: 3 (красный), 4 (желтый), 2 (зелёный), 5 (фиолетовый), 1 (синий), 6 (коричневый), 0 (серый), 7 (черный). Эта последовательность была принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтении и является эталоном нервно-психического благополучия. Затем подсчитывается разница (суммарное отклонение) между местом цвета в аутогенной норме и местом цвета в выборе испытуемого. Таблица 2.1
Значение суммарного отклонения (коэффициент Вольнефера) отражает общий эмоциональный фон. Суммарное отклонение может быть от 0 до 32. 1 зона (более 20) – преобладание отрицательных эмоций, у испытуемого, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, также свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии причин которые не может преодолеть. Тенденция к напряжению. 2 зона (от 10 до 18) – эмоциональное состояние в норме, ребёнок может радоваться и печалится, поводов для беспокойства нет. Напряжен- ность в норме. 3 зона (от 0 до 8) – преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел. Настроение оптимистичное. Тенденция к расслаблению. 3. Подсчёт коэффициента Шипоша (вегетативный коэффициент Вк). Коэффициент Шипоша характеризует энергетический баланс, т.е. способность к энерго затратам или установку на сбережение энергии. Коэффициент Шипоша (Вк) определяется по формуле: Значение коэффициента может меняться от 0,2 до 5. 1 зона (от0 до 0,5) – хроническое переутомление, истощение. Низкая работоспособность, нагрузки непосильны, требуется их существенное снижение, возможно наличие хронических заболеваний, также свидетельствует о склонности к инфекционным заболеваниям, сниженном иммунитете в целом. 2 зона (от 0,6 до 0,91) – компенсируемое состояние усталости, самовосстановление работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. В этом случае необходима оптимизация режимов труда и отдыха. 3 зона (от 0,92 до 1,9) – оптимальная работоспособность, отсутствие усталости, здоровая активность, бодрость, готовность к энерго затратам. Нагрузки соответствуют возможностям, образ жизни позволяет полностью компенсировать затраченную энергию. 4 зона (более 2) – перевозбуждение является результатом работы на пределе возможности, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпов нагрузок, деятельности и отдыха. Если ребёнок долго находится в перевозбуждении, то может быстро настать истощение.
Тест «Страхи в домиках» Тест А И. Захарова, модификация М.А. Панфиловой Цель проведения: диагностика наличия страхов и причин которые вызывают страхи у детей старшего дошкольного возраста. А.И. Захаров предложил возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страх у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. При использовании теста А. И. Захаров; «Страхи в домиках» могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают диагносту о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу. В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» - говорят они. Поэтому в процессе диагностики важно отследить истинное количество страхов. Подготовка исследования. Для диагностики страхов в дошкольном возрасте нам необходимы рисунки двух домиков (красного и черного) и протокол (приложение). Проведение исследования. Тест проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи). Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить страхи. В черном доме будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в каком домике этот страх будет жить». В протоколе фиксируется, в какой дом (красный или черный) поселит ребенок тот или иной страх, а также свободные высказывания ребенка по отношению к тому или иному страху (если они есть). Обработка данных. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами. Возрастные нормы страхов по А. И. Захарову. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Методика «Нарисуй себя» Цель проведения: диагностика эмоционально ценностного отношения к себе и эмоциональной сферы в целом. Подготовка исследования. Для проведения исследования необходимо приготовить стандартный лист бумаги, сложенный пополам (1 – данные ребёнка; 2 – рисунок плохого ребёнка; 3 – рисунок хорошего ребёнка; 4 – автопортрет). И 6 карандашей: красный, синий, желтый, зелёный, черный, коричневый. Проведение исследования. Инструкция 1: «Сейчас вы будите рисовать плохого ребёнка, выберите 3 карандаша которыми вы его нарисуете, а остальные уберите. Начнём рисовать». Инструкция 2: «А теперь отложите карандаши которыми рисовали и возьмите оставшиеся. Этими карандашами нарисуйте хорошего ребёнка». Инструкция 3: «Теперь нарисуйте себя всеми карандашами». Анализ рисунка: 1. Анализ и сравнение плохого и хорошего ребенка. Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребёнок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший - большого размера, тщательно. 2. Анализ автопортрета. I. Автопортрет выполнен карандашами, что и хороший ребенок - высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия. II. Автопортрет выполнен карандашами, что и плохой ребенок, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых. III. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном яркими карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цветом — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение. 3. Анализ параметров эмоциональной сферы. 1) Сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон если: рисунок начинается с изображения ног или ступней; фигура человека очень маленькая; рисунок занимает почти всю страницу или даже не умещается на ней; в рисунке присутствуют облака символизирующие тревожность, связанную с взаимоотношениями с окружающей реальностью; у нарисованного человека покатые плечи; штриховка; отсутствуют основные деталей; преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый). 2) О положительном эмоциональном фоне свидетельствуют выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка. Некоторые исследователи [57] считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций (соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций). Однако, необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя — скорее всего, он достоверен только для правшей, т.е. для детей с ведущим левым полушарием. 3) Об эмоциональной напряженности может свидетельствовать: штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний); штриховка, выходящая за контуры фигуры. Стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата, также могут свидетельствовать об эмоциональном напряжении ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств, в той или иной сфере, с которой соотносится исправляемая деталь. Предпочтение красных тонов также свидетельствует об эмоциональной напряженности. Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры — показатель чрезмерно нагрузочных негативных переживаний, связанных с ними. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней. Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками (совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым потребность в компенсации физического несовершенства. Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежелание общаться. 4) Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка: выполнение изображения короткими штрихами признак агрессивности представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира, в отношениях с людьми он подозрителен и недоверчив; наличие штриховки выходящей за контуры фигуры если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования; изменчивый нажим карандаша указывает на неуверенность, тревогу, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность; отсутствие изображения шеи; линия земли интерпретируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.012 с.) |