Методика «Что здесь лишнее?»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Что здесь лишнее?»



 

Эта методика предназначена для детей от 4 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка, умения выделять существенные признаки. В методике детям предлагается серия картинок (варианты 1, 2, 3), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Что здесь лишнее?

Почему? Назови отличительный признак.

Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Достаточно эффективной оказывается активизация пассивного словаря с помощью ассоциаций, например, ребенка можно спросить: «А что мама моет после ужина».

В бланке регистрации индивидуальных показателей следует обязательно указать, какие дополнительные виды помощи были использованы.

Интерпретация.

Высокому уровню соответствует правильное выполнение заданий (называние лишних предметов), называние отличительных признаков и правильное обобщение оставшихся признаков. При этом допускается повторение задания.

Среднему уровню соответствует выполнение заданий, называние отличительных признаков и правильное обобщение оставшихся признаков при дополнительном разъяснении с помощью ассоциаций.

Низкому уровню соответствует выполнение не всех заданий, не называние всех отличительных признаков, и без обобщения оставшихся признаков даже после наводящих вопросов и разъяснений.

 

 

Психодиагностические методики для обследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).

 

 

Тест цветовых предпочтений М.Люшера

Автором теста является швейцарский психолог Макс Люшер.

Целью проведения данной методики является: диагностика эмоциональной сферы, эмоциональных состояний и динамики эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста.

Оборудование.

Протокол для занесения результатов и обработки полученного материала.

Стимульный материал сокращенного варианта теста М.Люшера, состоит из карточек восьми цветов: 4 – основных, и 4 – дополнительных.

Основные цвета:

«1» - синий (тёмно синий). Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.

«2» - зелёный (сине-зеленый). Символизирует настойчивость, самоуверен­ность, упрямство, самоуважение.

«3» - красный (желто-красный). Символизирует силу воли, активность, агрессивность, властность.

«4» - желтый (светло-желтый). Символизирует активность, стремление к обще­нию, любознательность, веселость.

Так как четыре основных цвета символизируют основные психо­логические потребности (потребность в удовлетворенности и привя­занности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться), они имеют особое значение и должны занимать первые пять позиций.

Дополнительные цвета:

«5» - фиолетовый; «6» - коричневый; «7» - черный; «0» - серый.

Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться. Но на практике часто выделяются и перемеща­ются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов.

Процедура проведения.

При проведении исследования необходимо иметь в виду:

1. Исследование желательно проводить при дневном цвете, но не при ярком солнце.

2.Испытуемый должен выбирать те цвета, которые ему предлагаются, а не воображаемые.

3.Каждый цвет выбирается отдельно. Не разрешается сразу выбирать два или более цветов.

4.Выбор цветов осуществляется испытуемым свободно без вмешательства экспериментатора, (время не ограничивается). При трудностях с ответом экспериментатор ведет себя выжидающе.

5.В случае отказа от выбора одного цвета (все цвета нравятся одинаково), необходима стимулирующая инструкция типа: "А какой все-таки нравится больше всех?".

6.Необходимо акцентировать внимание испытуемого на том, что он должен выбирать цвет, который ему нравится в настоящее время, а не вообще.

Непосредственное исследование проводится следующим образом. Стимулы желательно выкладывать в следующем порядке: "1", "5", "2", "6", "3", "7", "4", "0".

При этом необходимо иметь в виду то, что синий, черный и серый цвета при выборе не должны располагаться рядом, а основные и дополнительные стимулы раскладываются вперемешку.

Инструкция: "Посмотри внимательно на эти восемь цветов. Покажи цвет, который тебе кажется наиболее симпатичным (красивым, приятным).

После этого выбранный стимул убирается, а его номер заносится в первую клетку в бланке протокола. Далее следует вопрос: "А из оставшихся цветов, какой тебе кажется наиболее приятным?" выбранный стимул убирается, а его номер заносится во вторую клетку протокола. Данная процедура повторяется до пяти выборов.

После пяти выборов следует вопрос: "А какой из оставшихся цветов тебе более неприятен (наиболее не нравится)?" Выбранный стимул убирается, а его номер заносится в последнюю клетку протокола.

Далее следует вопрос: "А какой из оставшихся двух цветов кажутся тебе более неприятным?". Номер выбранного стимула заносится в седьмую клетку, а номер оставшегося стимула в шестую клетку.

Затем процедура выбора цветов по предпочтению повторяется, результаты заносятся в протокол в строку второго выбора. Но не обязательно проводить второе тестиро­вание. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже.

Обработка результатов.

Обработка полученных результатов осуществляется в несколько этаповg.

1. Анализ выборов предпочитаемых цветов в зависимости от занимаемой позиции в ряде предпочтений.

Выбор цветов занимаемые позиции под № 1,2 относятся к функции «+» оба самых симпатичных цвета.

Выбор цветов занимаемые позиции под № 3,4 относятся к функции «х» приятные цвета.

Выбор цветов занимаемые позиции под № 5,6 относятся к функции «=» безраз­личные цвета.

Выбор цветов занимаемые позиции под № 7,8 относятся к функции «-» не­симпатичные цвета.

При нормальном психофизиологическом со­стоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные на последних. Если они расположе­ны иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологиче­ского конфликта или состояния физиологическою неблагополучия, яв­ляющиеся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесня­ется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное бес­покойство, не догадываясь о его причинах. Но, независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является "замещающей", она редко приводит к подлин­ной удовлетворенности, истощая ресурсы организма

2. Подсчет коэффициента Вольнефера.

Проводится ранжирование в зависимости от порядка аутогенной нормы, разработанной на основании работ Вольнефера.

Порядок аутогенной нормы: 3 (красный), 4 (желтый), 2 (зелёный), 5 (фиолетовый), 1 (синий), 6 (коричневый), 0 (серый), 7 (черный). Эта последовательность бы­ла принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтении и яв­ляется эталоном нервно-психического благополучия.

Затем подсчитывается разница (суммарное отклонение) между местом цвета в аутогенной норме и местом цвета в выборе испытуемого.

Таблица 2.1

Порядок аутогенной нормы                
Место цвета в аутогенной норме                  
Место цвета в выборе испытуемым                  
Разница                  

 

Значение суммарного отклонения (коэффициент Вольнефера) отражает общий эмоциональный фон.

Суммарное отклонение может быть от 0 до 32.

1 зона (более 20) – преобладание отрицательных эмоций, у испытуемого, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, также свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии причин которые не может преодолеть. Тенденция к напряжению.

2 зона (от 10 до 18) – эмоциональное состояние в норме, ребёнок может радоваться и печалится, поводов для беспокойства нет. Напряжен- ность в норме.

3 зона (от 0 до 8) – преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел. Настроение оптимистичное. Тенденция к расслаблению.

3.Подсчёт коэффициента Шипоша (вегетативный коэффициент Вк).

Коэффициент Шипоша характеризует энергетический баланс, т.е. способность к энерго затратам или установку на сбережение энергии.

Коэффициент Шипоша (Вк) определяется по формуле:

Значение коэффициента может меняться от 0,2 до 5.

1 зона (от0 до 0,5) – хроническое переутомление, истощение. Низкая работоспособность, нагрузки непосильны, требуется их существенное снижение, возможно наличие хронических заболеваний, также свидетельствует о склонности к инфекционным заболеваниям, сниженном иммунитете в целом.

2 зона (от 0,6 до 0,91) – компенсируемое состояние усталости, самовосстановление работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. В этом случае необходима оптимизация режимов труда и отдыха.

3 зона (от 0,92 до 1,9) – оптимальная работоспособность, отсутствие усталости, здоровая активность, бодрость, готовность к энерго затратам. Нагрузки соответствуют возможностям, образ жизни позволяет полностью компенсировать затраченную энергию.

4 зона (более 2) – перевозбуждение является результатом работы на пределе возможности, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпов нагрузок, деятельности и отдыха. Если ребёнок долго находится в перевозбуждении, то может быстро настать истощение.

 

 

Тест «Страхи в домиках»

Тест А И. Захарова, модификация М.А. Панфиловой

Цель проведения: диагностика наличия страхов и причин которые вызывают страхи у детей старшего дошкольного возраста.

А.И. Захаров предложил возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страх у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. При использовании теста А. И. Захаров; «Страхи в домиках» могут возник­нуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие ре­акции подсказывают диагносту о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опыт­ному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» - говорят они. Поэтому в процессе диагностики важно отследить истинное количество страхов.

Подготовка исследования. Для диагностики страхов в дошкольном возрасте нам необходимы рисунки двух домиков (красного и черного) и про­токол (приложение ).

Проведение исследования. Тест проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи).

Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить страхи. В черном доме будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в каком домике этот страх будет жить».

В протоколе фиксируется, в какой дом (красный или черный) поселит ребенок тот или иной страх, а также свободные высказывания ребенка по от­ношению к тому или иному страху (если они есть).

Обработка данных. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Возрастные нормы страхов по А. И. Захарову. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Возраст Число страхов Возраст Число страхов
    мальчики Девочки     мальчики девочки
7 (д)
9 (шк)
6

Методика « Нарисуй себя»

Цель проведения: диагностика эмоционально ценностного отношения к себе и эмоциональной сферы в целом.

Подготовка исследования.

Для проведения исследования необходимо приготовить стандартный лист бумаги, сложенный пополам (1 – данные ребёнка; 2 – рисунок плохого ребёнка; 3 – рисунок хорошего ребёнка; 4 – автопортрет). И 6 карандашей: красный, синий, желтый, зелёный, черный, коричневый.

Проведение исследования.

Инструкция 1: «Сейчас вы будите рисовать плохого ребёнка, выберите 3 карандаша которыми вы его нарисуете, а остальные уберите. Начнём рисовать».

Инструкция 2: «А теперь отложите карандаши которыми рисовали и возьмите оставшиеся. Этими карандашами нарисуйте хорошего ребёнка».

Инструкция 3: «Теперь нарисуйте себя всеми карандашами».

Анализ рисунка:

1. Анализ и сравнение плохого и хорошего ребенка.

Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребёнок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший - большого размера, тщательно.

2. Анализ автопортрета.

I. Автопортрет выполнен карандашами, что и хороший ребенок - высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.

II. Автопортрет выполнен карандашами, что и плохой ребенок, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.

III. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выпол­нен тщательно, в основном яркими карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цветом — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нра­виться взрослым, получить их одобрение.

3. Анализ параметров эмоциональной сферы.

1) Сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон если: рисунок начинается с изображения ног или ступней; фигура человека очень маленькая; рисунок занимает почти всю страницу или даже не умещается на ней; в рисунке присутствуют облака симво­лизирующие тревожность, связанную с взаимоотношениями с окружающей реальностью; у нарисованного человека покатые плечи; штриховка; отсутствуют основные деталей; преобладают темные, грязные тона (черный, ко­ричневый, лиловый, фиолетовый, серый).

2) О положительном эмоциональном фоне свидетельствуют вы­бор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минималь­ная штриховка. Некоторые исследователи [57] считают, что разме­щение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмо­ций (соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций). Однако, необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя — скорее всего, он достоверен только для правшей, т.е. для детей с ведущим левым полушарием.

3) Об эмоциональной напряженности может свидетельствовать: штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштри­хованные части являются источником негативных переживаний); штриховка, выходящая за контуры фигуры.

Стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не при­водящие к улучшению результата, также могут свидетельство­вать об эмоциональном напряжении ребенка, внутренних кон­фликтах, противоречивости чувств, в той или иной сфере, с ко­торой соотносится исправляемая деталь. Предпочтение красных тонов также свидетельствует об эмо­циональной напряженности.

Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигу­ры — показатель чрезмерно нагрузочных негативных пережива­ний, связанных с ними. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав ав­топортрет без рук и ступней. Если испытуемый рисует человека с очень длинными и муску­листыми руками (совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым по­требность в компенсации физического несовершенства. Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, восприни­мающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего толь­ко глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней ос­торожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежела­ние общаться.

4) Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка: выполнение изображения короткими штрихами признак агрессивности представляющей со­бой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира, в отношени­ях с людьми он подозрителен и недоверчив; наличие штриховки выходящей за контуры фигуры если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками ри­сования; изменчивый нажим карандаша указывает на не­уверенность, тревогу, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность; отсутствие изображения шеи; линия земли интер­претируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.014 с.)