VI. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ЧИСЛИТЕЛЬНОГО




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ЧИСЛИТЕЛЬНОГО



1. Именительный падеж.

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови коли­чество предметов на картинке».

Стул Диван Ручка Дерево Зеркало Книга Кукла
2 Стула

Стульев

Диванов

Ручек

Деревьев

Зеркал

Книг

Кукол

2. Родительный падеж.

Инструкция: «Посчитай на столе карандаши. Сколь­ко их? Пять. Логопед будет прятать карандаши, а ты от­веть: сколько карандашей не хватает?»

1 — Одного карандаша.

2 — Двух карандашей.

3 — Трех карандашей.

4 — Четырех карандашей.

5 — Пяти карандашей.

Для иллюстрации использования системы обследо­вания, предложенной в учебном пособии, приводим график № 6 профиля развития грамматического строя речи ребенка со стертой дизартрией. На графике про­слеживается структура дефекта. Отражены минималь­ным баллом несформированные языковые навыки, а наивысшими баллами — наиболее сформированные. См. график № 6.


Параметры исследования

Обследование синтаксического оформления выска­зывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

1. Повторение предложений.

2. Составление простой модели предложений по
картинам. (Подлежащее + сказуемое + простое допол­
нение.)

3. Составление сложной модели предложений по
картинкам с простыми и сложными предлогами.

 

4. Составление предложений повышенной сложнос­
ти с прямым и косвенным дополнением.

5. Составление предложений из слов в начальной
форме.

6. Верификация предложений.

7. Дополнение предложения предлогами.

8. Завершение союзного предложения словосочета­
нием.

9. Составление сложного предложения по двум кар­
тинкам с использованием союзов. Управление. (Выяв­
ление морфемных аграмматизмов.)


10. Именительный падеж. Единственное и множест­
венное число имен существительных.

11. Родительный падеж. Единственное и множест­
венное число имен существительных для отрицания че­
го-либо.

12. Родительный падеж с предлогами для обозначе­
ния места.

13. Дательный падеж с предлогами для обозначения
лица, к которому направлено движение, и места движе­
ния.

14. Дательный падеж. Единственное и множествен­
ное число имен существительных для обозначения
лица.

15. Винительный падеж. Единственное и множест­
венное число имен существительных для обозначения
объекта.

16. Винительный падеж с предлогами для обозначе­
ния места.

17. Творительный падеж для обозначения орудий-
ности.

18. Творительный падеж с предлогами для обозначе­
ния места, совместности.

 

19. Предложный падеж для обозначения места и
объекта. Согласование имени прилагательного с именем
существительным в роде, числе, падеже.

20. Именительный падеж.

21. Родительный падеж.

22. Дательный падеж.

23. Винительный падеж.

24. Творительный падеж.

25. Предложный падеж. Согласование глагола с име­
нем существительным, с местоимением.

26. Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам.

27. Изменение числа глагола.

28. Согласование глагола и местоимения в настоя­
щем времени. Согласование имени существительного с
притяжательным местоимением.

29. Составление словосочетаний.


30. Составление предложений. Согласование имени
существительного и числительного.

31. Именительный падеж.

32. Родительный падеж.

Выводы

1. Формирование грамматического строя речи (сло­
воизменения, синтаксическая структура предложения)
осуществляется на основе определенного уровня когни­
тивного развития ребенка.

2. Развитие морфологической и синтаксической сис­
тем языка у ребенка происходит в тесном взаимодейст­
вии. А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования
грамматического строя речи.

3. Первый период развития грамматического строя
речи характеризуется появлением однословного предло­
жения, а затем и предложений из нескольких слов-кор­
ней.

4. Второй период развития грамматического строя
речи характеризуется появлением первых форм слов,
началом использования флексий, а также появлением
служебных слов для выражения синтаксических связей
и отношений.

5. Третий период в развитии грамматического строя
речи характеризуется усвоением морфологической сис­
темы языка.

6. У детей со стертой дизартрией отмечается как
морфемные, так и структурные аграмматизмы.

7. Наличие ошибок, выражающихся в замене окон­
чаний любого падежа нулевой формой (т.е. формой
именительного падежа), является признаком полной
несформированности грамматической категории па­
дежа.

8. Ошибки, выявленные при построении простого
предложения, выражающиеся в нарушении согласова­
ния имени существительного и глагола, говорят о недо­
статочной сформированности грамматического, синтак­
сического оформления высказывания, характерного для
детей с ОНР II уровня.


9. Согласно онтогенезу, такие грамматические катего­
рии, как категория числа существительных и глаголов,
а затем чуть позднее и категория рода, появляются до­
статочно рано. Наличие ошибок, связанных с категорией
числа и рода, свидетельствуют о грубых аграмматизмах.

10. У детей со стертой дизартрией аморфное, непол­
ное оформление окончаний (флексий) у прилагатель­
ных является неблагоприятным фактором, свидетельст­
вующим о выраженных аграмматизмах, который в
школьном возрасте могут отразиться на письме.

11. Поскольку у детей со стертой дизартрией, соот­
ветствующих по степени сформированности языковых
средств третьему уровню, предполагается развернутая
фразовая речь, то задача при обследовании заключается
не только в констатации ошибок в грамматическом
строе, но и в определении правильно сформированных
грамматических средств языка. Предлагаемый график
отчетливо демонстрирует, что сформировано в грамма­
тическом строе, а что пока недоступно ребенку.

12. Наиболее распространенными являются у детей
с ОНР ошибки, связанные с заменой родовых оконча­
ний. Основные трудности у дошкольников со стертой
дизартрией возникают в употреблении словосочетаний
среднего рода единственного числа. Лучше всего дети
усваивают словосочетания имен прилагательных с име­
нами существительными женского рода. Большое раз­
нообразие ошибок имеется при употреблении суффик­
сов имен прилагательных, что говорит о больших труд­
ностях в усвоении морфологической структуры слова.

13. Одним из прогностических признаков при об­
следовании возможности словоизменения существи­
тельных по всем падежам является обследование пред­
ложного управления. Образование неправильной па­
дежной формы существительного свидетельствует об
общем недоразвитии речи.

14. При обследовании синтаксического уровня
сформированности грамматического строя речи выяс­
няют, какие виды предложений доступны ребенку, ка­
кие синтаксические конструкции сформированы. При
этом анализируется характер связи слов в предложении.


15. При обследовании словоизменения существи­тельных по всем падежам выявленные ошибки, связан­ные с неумением пользоваться падежными окончания­ми единственного числа, говорят о низком уровне раз­вития грамматических средств языка.

Учебные вопросы и задания

1. Какие периоды выделены А.Н. Гвоздевым в раз­
витии грамматического строя речи ребенка в онтоге­
незе?

2. Как называется первый период развития грамма­
тического строя речи? В каком возрасте появляется в
норме этап однословного предложения?

3. Как называется второй период развития грамма­
тического строя речи в онтогенезе? В каком возрасте
появляются первые формы слов в норме?

4. Когда наступает в норме этап использования
флективной системы языка (окончаний) для выражения
синтаксических связей слов?

5. Когда ребенок в норме усваивает служебные слова
для выражения синтаксических отношений?

6. Как называется третий период развития грамма­
тического строя речи? Когда в норме ребенок усваивает
морфологическую систему языка?

7. У детей со стертой дизартрией отмечается как
морфемные, так и структурные аграмматизмы. В чем
они выражаются?

8. Обследуйте грамматический строй речи ребенка —
синтаксическое оформление высказывания.

9. Проведите обследование по выявлению морфем­
ных аграмматизмов.

 

10. Обследуйте согласование прилагательного с су­
ществительным в роде, числе, падеже.

11. Постройте график — профиль грамматического
строя речи ребенка-дошкольника.



ГЛАВА VII


Особенности





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.009 с.)