Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

Поиск

Процесс овладения правильным звукопроизношени-ем осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правиль­ное усвоение звуковой стороны речи во многом опреде­ляется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со сто­роны речедвигательного: ребенок слышит и восприни­мает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования зву­ковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и


уметь хорошо слышать и различать правильно и непра­вильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер. Такого рода нарушения наблюдаются при па­тологии речевых кинестезии, имеющих место при дви­гательных поражениях органов речи, нарушение фоне­матического слуха вторичного характера проявляется у детей со стертой дизартрией, причем степень ее выра­женности зависит от степени выраженности самой ди­зартрии. Дети плохо выполняют упражнения по раз­личению слов, близких по своему звучанию (на матери­але картинок), по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов и т.д.

У детей со стертой дизартрией из-за наличия пато­логической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гипер­саливация и др.) нарушается моторика органов артику­ляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. На­рушения этого первого звена препятствуют полно­ценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические пред­ставления, умения и навыки осуществлять фонематиче­ский анализ в умственном плане. Таким образом, нару­шение взаимодействия между слуховым и речедвига-тельным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отра­жается на процессах овладения письмом и чтением.

Нарушение четкости артикулирования во время ре­чи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восп­риятию. Часто дети не контролируют свое звукопроиз-ношение. Нарушения кинестетического контроля и слу­ховой дифференциации является причиной стойких на­рушений фонетической и просодической стороны речи.

Наши исследования, посвященные изучению со­стояния фонематического слуха у детей со стертой ди-


зартрией, показали, что у некоторых детей трудности начинаются уже на I ступени, т.е. при дифференциации неречевых звуков. Дифференциация неречевых звуков свидетельствует о состоянии слухового внимания и яв­ляется предпосылкой формирования фонематического слуха. Интересным наблюдением являются данные анамнеза. Почти у всех детей, испытывавших проблемы с дифференциацией неречевых звуков, в заключении отоларинголога диагностируются аденоидные разраста­ния (II—HI степени). Другим важным наблюдением можно считать то, что знакомые звуки, часто встречаю­щиеся в быту, на занятиях, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или малознакомые.

У большинства детей при исследовании ритмиче­ских способностей при восприятии и при воспроизве­дении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слу- * хового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третьей попытки. При этом ярко вы­ступает моторная неловкость. Некоторым детям задание недоступно. Дети отказываются от задания.

При исследовании различения одинаковых звуко-комплексов и слов близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исп­равляются. Часто ошибки детьми не замечаются. С тру­дом выполняются задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу. При этом задании требуется хлопнуть в ладоши, если логопед в ряду мно­гих слов произнесет слово ошибочно (шляпа — сляпа — хляпашляпа и т.п.).

Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после не­скольких попыток (2-4) детям удается дифференциро­вать гласный из ряда других гласных звуков. При диф­ференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие — глухие, твердые — мягкие — все дети оказы-


ваются несостоятельными. При исследовании диффе­ренциации слогов и фонем у одной трети детей выяв­лены нарушения слухоречевой памяти.

Трудности возникают не только при дифференци­ации звуков, отличающихся тонкими акустико-артику-ляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

У некоторых детей со стертой дизартрией основные трудности выявляются только при воспроизведении це­почки слогов (на базе сохранных звуков). Типичные на­рушения выражаются в уподоблении второго слога пер­вому, в перестановках слогов в цепочке слогов.

Многие авторы рекомендуют для успешного преодо­ления фонетических, лексико-грамматических наруше­ний, для профилактики дисграфии и дислексии прово­дить опережающее формирование фонематического слуха. Кроме того, хороший фонематический слух по­может детям различать в речи окружающих различные просодические характеристики и позволит успешно преодолевать нарушения просодики.

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

Предлагаемая система обследования фонематиче­ского слуха включает традиционные для логопедиче­ской практики приемы для оценки речи детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее про­ведения и система балльной оценки стандартизирова­ны, что позволяет наглядно представлять картину де­фекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематическо­го слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие опе­рации не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает пол­но


ное представление о картине нарушения и, что осо­бенно важно, позволяет выработать стратегию направ­ленной коррекционной работы.

Система адаптирована для обследования фонемати­ческого слуха у детей со стертой дизартрией. Она состо­ит из ряда проб для обследования предпосылок форми­рования фонематического слуха и самого фонематиче­ского слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух не­обходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Система включает следующие пробы.

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение высоты, силы, тембра голоса;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;
5} дифференциация фонем;

6) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха использу­ются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

Узнавание неречевых звуков

Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или
покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи,
что звучало».

—гудок автомашины

—звон колокольчика

—переливание воды

—удары в бубен

3. Инструкция: «Скажи или покажи».

—Что шумит?

—Что гудит?

—Кто смеется?

—Что звучит?

—Что шуршит?


Логопед для исследования предлагает игры с музы­кальными инструментами, разного вида коробочки (ме­таллическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему пред­меты (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку пред­лагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

4. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь
искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет
громко, если далеко — тихо».

5. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у ка­
кого зайца играл барабан. У большого зайца барабан иг­
рает громко, а у маленького тихо».

6. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни,
как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая
игрушка издавала звук».

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно

О баллов — отказ или невыполнение задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.90 (0.007 с.)