Морфологический ящик и методы коллективной генерации идей в принятии управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологический ящик и методы коллективной генерации идей в принятии управленческих решений



 

Цель работы: освоить методы коллективной генерации идей и метод морфологического ящика для принятия управленческих решений.

Задачи работы:

- сформировав рабочие группы по 4-5 человек, определить предметную область и две проблемы для последующего решения;

- последовательно решить поставленные проблемы методом «мозгового штурма», методом 6-3-5;

- обсудить полученные варианты решений методом «за-против»;

- построить морфологический ящик, направленный на определение перспективных направлений деятельности исследуемой организации.

Предмет и объект работы определяются в соответствии с вариантом задания.

Перечень и характеристика оборудования и материалов. Для реализации методов коллективной генерации идей достаточно использовать подручные средства (ручки, бумагу). Для метода 6-3-5 потребуется чистый лист бумаги для каждого участника рабочей группы. Оформление работы может быть выполнено на компьютере с использованием средств Microsoft Word и Microsoft Visio.

Литература: /7/, с.86, 298-304, 305, 328-337, 586, 589-599, /8/, с. 797-814, /22/, п.4.2, /28/, гл.1-8.

Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов предмета лабораторной работы:

Метод «мозговой атаки» (метод «мозгового штурма»). Концепция «мозговой атаки» или «мозгового штурма» получила ши­рокое распространение с начала 50-х гг. XX в. как «метод систематической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления».

Мозговая атака (МА) основана на гипотезе, что среди большого числа идей имеется по меньшей мере несколько хороших, полезных для решения проблемы, которые нужно выявить. Методы этого типа известны также под названием коллективной генерации идей (КГИ), конференций идей, метода обмена мнениями.

Обычно при проведении мозговой атаки или сессии КГИ стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей. Для этого рекомендуется сформулировать проблему в основных терминах, выделив центральный пункт обсуждения, высказывать и подхватывать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценки идей проводятся позднее), не допускать критики, не объявлять ложной и не прекращать обсуждать ни одну идею, вы­сказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей, оказывать поддержку и поощрения, необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности, т. е. всеми способами поощрять и прово­цировать ассоциативное мышление. Мозговая атака представляет собой один из эффективных приемов продуцирования новых идей. Сущность его заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения проблем.

Как правило, не вечных и глобальных проблем, а так называемых синтетических, сформулированных чаще всего с помощью вопросительного слова «Как?» Например, «Как я попаду на работу, если автомобиль не заво­дится?» Аналитические же проблемы, например: «Почему не заводится автомобиль?» или проблемы выбора не годны для мозгового штурма.

Область применения этого метода достаточно широка от научно-технических и экономических проблем до социальных, психолого-педагогических и даже этических ситуаций. Наилучшие результаты МШ достигаются при разработке новой продукции, совершенствовании продукции, способов работы, при улучшении технических конструк­ций. В наше время метод «мозговой атаки» нашел применение и в учебном процессе. Он способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и так далее.

В МА упор делается на количество высказываемых идей, а не на их качество. Во время МА записывается любая идея независимо от того, насколько нелепой она может показаться на первый взгляд. На стадии генерирования идей критика полностью запрещена, посколь­ку, как правило, каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. Такая рабо­та продолжается до тех пор, пока участники не исчерпают все свои идеи по рассматривае­мому вопросу. В ходе МШ члены группы работают как мощные генераторы идей, ибо они не обременены необходимостью обосновывать свои предложения.

После того как штурм закончился, высказанные идеи подвергаются оценке специалистов по решаемой проблеме (экспертов). Большинство из этих идей будет отвергнуто на основе здравого смысла и логики. Может оказаться так, что ни одна из высказанных идей не содержит приемлемого решения. Однако творческое мышление разработчиков систем, возможно, будет способно развить одну или несколько этих идей, чтобы полу­чить приемлемое решение рассматриваемой проблемы. Свежий и непредвзятый взгляд человека, в голове которого рождаются свободные, ничем не ограниченные ассоциации, способен помочь решению проблемы в тех случаях, когда предлагаемое решение отлич­но от существующего, традиционного.

Метод «6-3-5» хорошо комбинируется с другими методами, например, с методом мозговой атаки и используется при конкретизации высказываемых идей или при поиске вариантов решения проблемы. Важным условием применения этого метода явля­ется то, что обмен информацией между членами группы разрешается только в письмен­ном виде. Представляемые в письменной форме идеи отличаются большей обоснованно­стью и четкостью, чем устно высказанные идеи.

На первом этапе каждый из шести членов группы записывает основные идеи для решения поставленной проблемы. Для этой цели, а также в целях предупреждения пространственного описания идей разработан бланк.

На втором этапе основные идеи (6x3 = 18) по очереди поступают к членам коллектива, каждый из которых дополняет их еще тремя мыслями, касающимися решения поставлен­ной проблемы. После прохождения всех этих шести участков бланк содержит 108 идей.

Основные условия применения метода «6-3-5» следующие:

- обеспечение неоднородности состава группы;

- формулирование проблемы до начала работы группы, что является задачей преподавателя или под­готовительной группы «мозговой атаки»;

- сообщение проблемы членам группы до начала работы за 2-3 дня с тем, чтобы в полной мере могли быть использованы возможности «инкубационного» периода;

- запрещение устного обмена информацией между членами группы;

- стимулирование импровизации (активности) членов группы посредством строгого соблюдения намеченных сроков.

На основе практического применения данного метода можно сделать следующие выводы:

- метод «635» хорошо комбинируется с другими методами, например, с методом мозговой атаки, при конкретизации высказываемых идей, поиске вариантов решения проблемы;

- основные и дополнительные идеи в отдельных случаях могут быть представлены в виде рисунков;

- данный метод применим в условиях, когда члены группы территориально ра­зобщены, хотя в этом случае возрастают затраты времени и снижается творческий накал;

- качественная оценка работы группы дается на основе незаполненных рубрик бланка, а не на основе числа ответов и высказанных идей;

- представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем устно высказанные идеи, хотя зачастую первые бывают и менее оригинальными;

- обязательность письменного изложения идей не позволяет членам группы даже временно оставаться пассивными.

В случае, когда число участников меньше шести, метод также может быть использован. Например, если число участников – 4-5, то они могут обмениваться по 4 идеи за круг. Таким образом, будет получено несколько десятков решений.

Метод «за - против». При подготовке метода голосования «за против» группа определяет варианты решения проблемы и представляет их в схематичном виде так, чтобы основные характеристики могли наблюдаться всеми членами группы одновремен­но. Из множества вариантов выбираются необходимые варианты. К каждому обсуждаемому варианту необходимо прикрепить по два-три представителя концепции «за» (т. е. «защитни­ков», положительно характеризующих вариант) и столько же представителей концепции «против» (т.е. отвергающих вариант).

I этап. Представители концепции «за» и «против» по очереди получают слово и в сжатом виде приводят свои аргументы.

II этап. Представители концепции «за» и «против» меняются ролями и приводят дополнительные доводы «за» и «против» рассматриваемых вариантов.

III этап. Группа обсуждает все доводы и при необходимости дополняет. Можно выбрать жюри для этой цели.

IV этап. Задачей жюри является обработка и совершенствование (вне зависимостей друг от друга) принятых вариан­тов. Подгруппы стремятся дополнить, усовершенствовать один и тот же вариант разны­ми способами. В итоге группа должна с учетом доводов «за» и «против» выбрать оптимальное решение.

Метод морфологического ящика основан на формировании и анализе морфологической таблице – морфологического ящика (МЯ). Построение и исследование МЯ по Ф.Цвики проводится в пять этапов:

1) формулировка поставленной проблемы;

2) определение параметров (классификационных признаков) Pn, от которых зависит решение проблемы (процедура анализа может быть итеративной с изменением набора Pn по мере уточнения представлений об исследуемом объекте или процессе принятия решений);

3) деление параметров Pn на их значения pnki (формирование классификаторов по выбранным признакам Pn) и представление их в виде матриц-строк:

[ p11 , pn2, …, p1k1 ];

[ p21 , p22 , …, p2k2 ];

[ pn1 , pn2, …, pnkm ];

набор значений (по одному из каждой строки) различных параметров представляет собой возможный вариант решения моделируемой задачи;

4) оценка всех имеющихся в МЯ вариантов;

5) выбор наилучшего (у Цвики – оптимального, что, строго говоря, неверно для данного метода) варианта решения задачи.

Морфологический подход имеет широкую сферу применения. Примеры его использования приводятся в литературе по системному анализу.

В лабораторной работе предлагается построить морфологический ящик с тремя параметрами.

 

Задания по лабораторной работе. При выполнении лабораторной работы №3 преподчитательна организация рабочих групп по 4-5 человек. Рабочая группа выбирает одну из предметных областей (из четырех-пяти, над которыми работают участники группы), наиболее интересную и понятную для всех. Отчет по данной лабораторной работе оформляется как единый для всей рабочей группы, при этом каждый участник помещает экземпляр (копию) отчета в индивидуальный журнал.

Порядок выполнения лабораторной работы:

1. Сформировать рабочие группы по 4-5 человек, выбрать предметную область и сформулировать две синтетические проблемы (типа «Как...?»).

2. Используя метод «мозгового штурма», предложить варианты решения первой из поставленных проблем. В течение 20-30 минут группа может предложить до 100 решений и даже больше.

3. Используя метод «6-3-5», предложить варианты решения второй проблемы. Участники группы пишут на своих листах бумаги 3-4 идеи (количество идей за тур нужно согласовать). Затем обмениваются листом с соседним участником, знакомятся с идеями и дописывают еще 3-4 идеи (повторять нельзя). Таким образом, каждый из участников предложит не менее 12-16 идей (для группы из 4 человек).

4. Обсудить полученные варианты решений. Определить 4-5 идеи для последующего обсуждения. При этом можно сгруппировать варианты решений, предложенные ранее, тем самым, получив более комплексные предложения.

5. Методом «за-против» обсудить оставшиеся варианты. Выбрать 1-3 наиболее оптимальных решения поставленных проблем.

6. Построить морфологический ящик из трех осей: ось X – виды услуг (товаров), ось Y – группа клиентов, ось Z – сфера распространения.

Например,

Рис.5. Пример морфологического ящика

 

Комментарий:

Морфологический ящик отражает деятельность некой компании на рынке, у которой есть три основных вида услуг (X1, X2, X3). Клиентов сегментируют на четыре группы: Y1, Y2, Y3, Y4 (можно, например, сгруппировать их по возрасту, по уровню доходов и т.д.). Кроме того, компания выделяет три территории, где можно разместить торговые точки (представительства по оказанию услуг): зоны Z1, Z2, Z3 (например, районы г.Тольятти и г.Жигулевск). Пересечение этих сегментов и зон дают морфологический ящик. Далее аналитик отмечает те блоки, которые отражают реальную деятельность компании. Например, выделенный цветом на рис.5 блок отражает направление деятельности, которое предполагает оказание услуги X2 для клиентов группы Y3 в зоне продаж Z2. Аналогично можно выделить и другие блоки. Блоки, не выделенные цветом, можно интерпретировать как потенциальные направления бизнеса. Например, а почему бы не организовать оказание услуг X2 в зоне Z3 (если такой сегмент пока не занят, или в контексте морфологического ящика «не закрашен»)? Не все потенциальные направления реализуемы или имеют смысл. Это можно выяснить путем обсуждений и анализа рынка. Однако, построение такого ящика поможет увидеть неявные, но перспективные направления развития бизнеса.

Стоит отметить, что морфологический ящик может быть построен не только для экономических систем (коммерческая компания), но и для технических, социальных систем.

 

7. В морфологическом ящике одним цветом выделить те области, которые уже присутствуют в реально действующей системе, а другим цветом выделить наиболее перспективные, с точки зрения группы, направления деятельности организации.

 

Отчет по работе должен включать следующие пункты:

1) предметная область;

2) состав участников рабочей группы;

3) первая проблема (решение «мозговым штурмом»): указать количество предложенных идей, 4-5 отобранных варианта;

4) вторая проблема (решение методом «6-3-5»): указать количество предложенных идей, 4-5 отобранных варианта;

5) таблицу доводов «за» и «против» предложенных вариантов; указать 2-3 отобранных решения;

6) морфологический ящик системы.

Контрольные вопросы:

1. В чем особенность методов коллективной генерации идей?

2. В чем преимущества и недостатки метода «мозговой атаки» и метода «6-3-5»? Каким методом группа работала эффективнее?

3. Каков порядок реализации метода «за-против»?

4. Для чего предназначен морфологический ящик?

 

 

Лабораторная работа № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.032 с.)