Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды деятельности на уроках изо в различных концепциях обучения. Сравнительный анализ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К видам деятельности на уроках ИЗО относят то, что делает ребенок (рисует, конструирует, лепит). Различие в видах деятельности можно проследить сравнивая различные программы обучения. Возьмем 4 программы Неменского, Кузина, Юсова и Шпикаловой. Кузин «Школа рисунка - графическая грамота»: учит профессионалов. Это академическая школа. Она учит школьников графической грамоте (основа рисунка реалистического, навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративное рисование, беседа.). Виды деятельности: беседа, рисование с натуры, рисование по представлению и воображению, рисование на темы, ДПИ. Деятельность направлена на объекты окружающей действительности. Программа Неменского «Приобщение к мировой художественной культуре как к части духовной культуры» воспитывает грамотных зрителей. Графическая грамота лишь средство. Идет смешение всех видов деятельности (их единство): дети рисуют, мастерят, лепят, конструируют. Помогают в этом З Мастера – Мастер Изображение (изо искусства со всеми видами и жанрами), Мастер Украшение (ДПИ), Мастер Постройки(конструктивные искусства - архитектура). Это принцип организации самого искусства. Виды деятельности: изображение на плоскости, в объеме, с натуры, по памяти, воображению; декоративная и конструктивная работа, лепка, аппликация, объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность, худ. фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусств; обсуждений работ товарищей и результатов коллективного творчества; обсуждение худ. наследия, подбор иллюстраций, прослушивание литературных и музыкальных произведений, народных, классических и современных. Принцип организации программы Шпикаловой через фольклор (связь с ремеслами). Традиционное искусство переходит в профессиональное. Дети изучают костюмы народные, орнаменты, растения используемые в орнаментах. Виды деятельности: рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение декоративных композиций: сюжетно-тематические, натюрморт, орнамент, импровизация; моделирование и худ. конструирование изделий из бумаги; лепка, худ. роспись, аппликация, работа с тканью, работа с природными материалами; ценностно-ориентационная (диалоги об искусстве) Программа Юсова «Взаимодействие интеграции искусств в поле художественного развития школьников» учит отношению к предмету через художественный образ. Виды деятельности: практическая художественная деятельность в ИЗО, лепка, ДПИ, рисование на темы, беседы по искусству. С помощью эстетического восприятия действительности. Декоративное искусство связано с повседневной жизнью и бытом человека, потому оно наиболее полно передает жизнь и хранит национальные традиции. Важно различать для учеников народное искусство и профессиональное народно-прикладное. Народное искусство – созданное народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций. Декоративно-прикладное – воплощает изделия с практическим применением в общественном и частном быту, и отличаются декоративной образностью. Изучение народного и дпи удобно совмещать с краеведением, историей. Народное искусство, как часть духовной культуры, есть источник идей для профессиональных художников. Произведения дпи передают детям представление народа о красоте, добре. Авторы программ Кузин, Неменский, Шпикалова уделяют внимание декоративному искусству. Кузин вводит ДПИ понемногу на протяжении всех лет обучения. Оно осуществляется в процессе в процессе выполнения учащимися декоративных композиций. В содержании «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства воспитания эстетического, трудового, патриотического. Также любовь к родному краю, традициям родной земли, труду взрослых. Неменский активно использует дпи в своей программе, уделяя год (7 класс). Ученики должны понять особенности дпи, его место в жизни человека, отмечать содержательный смысл художественно-образного языка, знать корни этого искусства, промыслы, и создавать свои проекты. Шпикалова рассматривает народное искусство как часть материальной и духовной культуры. Считает, что восприятие мира ребенком происходит через дпи, где первоосновой является образ изделия. Программа Шпикаловой направлена на сохранение наследия народа и дпи рассматривается как часть современной жизни. Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского Из программы Неменского Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» - это целостный интегрированный курс, включающий в себя все основные виды искусства: живопись, графику, народное и дпи, скульптуру, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов худ деятельности – конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти 3 вида являются основой для деления визуально-пространственных искусств на виды (напр., Изо – живопись, графика, скульптура), также каждый из них присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всех видов искусства в единую систему, членимую по принципу вида худ деят-ти. Приоритетной целью худ образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлимой части культуры духовной. Основные принципы: 1. Целостная система введения в худ культуру (изучение всех основных видов пространственных искусств на единой основе) 2. «От жизни через искусство к жизни» (связь искусства с жизнью, привлечение жизненного опыта детей) Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе - все эти 3 вида деятельности есть во всех программах в разных пропорциях. Первые 2 ярче всего представлены в программе Кузина: • Рисование с натуры – изучение и отображение натуры на плоском листе •Рисование по памяти с использованием натуры – показали → закрыли → ребенок рисует по памяти Рисование по представлению рекомендуется в программах Неменского и Шпикаловой, оно является частью последовательного изучения натуры. Рисование с натуры → рисование по представлению (фантазии) на основе полученных знаний У Шпикаловой идет стилизация для орнамента Рисование с натуры у Кузина и Неменского: например, натюрморт – композиционное решение, свет, цвет, пропорции, форма По представлению – придумать натюрморт, который бы рассказывал о человеке (часто в декоративной технике) То же самое с портретом: •Портрет соседа (натура) •Портрет мамы (по памяти) •Портрет из фруктов (воображение) Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции «приобщение к мировой художественной культуре» (Неменский). Принципы • Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. • Формирование понимания роли искусства в жизни: роль искусства в организации форм среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира, о представлениях о прекрасном и безобразном. • Формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира как средства размышления о нем, как формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры. • Обеспечение поступательного художественного развития ребенка. • Развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства. • Усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-ценностных критериев жизни. • Развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности детей. • Принцип постоянства связи искусства с жизнью. • Принцип целостности и неспешности, прочувствованности освоения материала каждой темы. • Принцип единства воспитания и созидания; • Принцип проживания как формы обучения и формы освоения художественного опыта Методы • Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный). • Репродуктивный. • Проблемного изложения. • Частично поисковый (эвристический). • Исследовательский. • Изучение художественного наследия. • Подбор иллюстративного материала к изучаемым темам. • Прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). • Обсуждение работ. • Восприятие явлений действительности и произведений искусства. • Фотографирование, видеосъемка. • Проектно-конструктивная деятельность. • Объемно-пространственное моделирование. • Аппликация. • Лепка. • Декоративная и конструктивная работа. • Изобр. на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 7579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.007 с.) |