Возрастные и психологические особенности изобразительной деятельности и восприятия искусства детьми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные и психологические особенности изобразительной деятельности и восприятия искусства детьми.



Управление профессиональным самоопределением учащихся в соответствии с особенностями их возраста представлена следующей таблицей, представленной на экране. В таблице представлена система управленческих действий, обеспечивающих реализацию образовательных целей на каждой из школьных ступеней.

Возраст Цель обучения и воспитания Чем обеспечивается самоопределение Управленческие действия
1-5 классы Получение детьми базового начального образования, конструирование и опробование «инструмента» учебной деятельности (УД) В учебной деятельности: формирование коллективного субъекта УД, владеющего основными механизмами УД (анализ, рефлексия, планирование), формирование индивидуальной способности к контролю и оценке, умения учить себя самостоятельно, ценностных ориентиров, способов группового взаимодействия · Во внеучебной деятельности: организация выбора кружков, секций, студий с преимуществом художественно-эстетической деятельности Создание условий для введения и освоения деятельностного подхода в обучении
6 класс Осуществление перехода в старший подростковый возраст, формирование потребности выхода в другие предметные области В учебной деятельности: проведение рефлексии освоения содержания математики, русского языка и естествознания, расширение образовательного пространства через введение в «новые» предметы (биология, география, история, химия, физика); первичное освоение проектной деятельности, организация взаимодействия 5 и 2 классов, 6 и 3 классов. Во внеучебной деятельности: включение в общешкольную внеклассную работу, в работу органов детского соуправления, организация выбора дополнительного образования Создание условий для возможности осуществления учащимися выбора видов деятельности. Содействие расширению сети дополнительного образования и интеграция его с основным образованием для расширения возможности выбора.
7-9 классы Выстраивание траектории индивидуального движения учащихся, сращивание учебной и внеучебной деятельности В учебной деятельности: моделирование, использование моделей из одной области знаний в другой, концентрированное обучение, спецкурсы и факультативы по праву, экономике, психологии, социологии, ИВТ и т.п., разработка предметных и межпредметных проектов, выращивание индивидуального субъекта УД, развитие общих и специальных способностей, формируется самосознание, идет самоопределение для продолжения обучения, первичное освоение всех компетенций. Во внеучебной деятельности: организация выбора не менее 2 видов внеклассной деятельности, освоение ключевых компетенций, участие в работе клубов по интересам, работа в сфере управления детскими инициативами Создание условий для освоения проектной деятельности учителями и учащимися, введения «новых» предметов, организация участия в олимпиадах, конкурсах, профориентационная работа, создание условий для специализации.

Для первоклассника школа и учитель очень значимы и авторитетны. В ходе начального обучения ребенок как бы постепенно получает статус школьника.

К подростковому возрасту этот статус оказывается освоенным. В этот период у учащихся возникает стремление обрести свое место среди учеников, мнение которых оказывается для них важным.

В старших классах школьника начинает занимать проблема личностного и профессионального самоопределения. Он пытается выбрать профессию и наметить жизненный путь. Ученик впервые задумывается о своем месте в социуме, обществе.

Возрастная периодизация (Д. Б. Эльконин)

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познавательной деятельности Какая сфера психики преимущественно развивается Новообразования возраста
Младенче­ский возраст(0-1 год) Непосредственное эмоциональ­ное общение Отношения Личностная (потребностно- мотивационная) Потребность в общении. Эмо­циональные от­ношения
Ранее дет­ство (1-3 года) Предметно-манипулятивная Предметы Познавательные процессы Речь и нагляд­но-действенное мышление
Дошколь­ный воз­раст(3-6 лет) Сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная (потребностно- мотивационная) Потребность в общественно значимой и об­щественно оце­ниваемой дея­тельности
Младший школьный возраст (6-10 лет) Учебно-познавательная Начала наук Интеллектуально- познавательная Произвольность. Внутренний план действия. Само­контроль. Реф­лексия.
Подростко­вый возраст (10-15 лет) Деятельность общения в про­цессе обучения и труда Основы наук. Система отноше­ний в разных ситуациях Личностная (потребностно- мотивационная) Стремление к «взрослости».
Старший школьный возраст (15-18 лет) Учебно-профессиональная Основы наук и профессиональ­ной деятельности Интеллектуально-познавательная. Личностная (потребностно-мотивационная) Мировоззрение. Профессио­нальные инте­ресы.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-10 ЛЕТ)

Школа - первая крупная перемена в жизни малыша. Пе­реход ребенка в школьный возраст связан с изменения­ми в деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обя­занности. Ведущей деятельностью становится учение. В биологическом отношении младшие школьники пере­живают период второго округления: замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет подвергается окос­тенению, но этот процесс еще не завершается. Идет ин­тенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состо­янии роста. Совершенствуется нервная система, интен­сивно развиваются функции больших полушаоий головного мозга, усиливаются аналити­ческая и синтетическая функции.

Мышление развивается от эмо­ционально-образного к абстракт­но-логическому.

Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Словар­ный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. По сравнению с дошколь­ным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% (А. Н. Леонтьев).

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимо­отношение процессов возбуждения и торможения: про­цесс торможения становится более сильным, но по-преж­нему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и не­организованностью, но в то же время остротой и све­жестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа от­части компенсируются ярко выраженной эмоциональнос­тью восприятия. Повышенная впечатлительность стимулирует яркое воображение и восприимчивость к образному содержанию. Внимание непроизвольно, не­достаточно устойчиво, ограничено по объему. Познавательная деятельность младшего школьника пре­имущественно проходит в процессе обучения. Быстротеку­щее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать и развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Для ребенка в младшей школе характерна вера в истинность все- го, чему учат, и практически без­граничное доверие к учителю. Детей этого возраста отличает известная внушаемость, доверчивость, податливость, склонность К подражанию и особая расположенность к усвоению нового.

Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки об­щественного поведения - такие, как коллективизм, ответ­ственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др. В этот период обнаруживаются первые попытки ре­бенка приспособиться к требованиям окружающих через исправление поступков, вызывающих их негативную ре­акцию. Основная особенность - стремление ребенка из­менить конкретные формы поведения, а не качества лич­ности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств). Доступное детям наивно-формальное знание жизненно важных понятий оказывается включен­ным как бы в детский контекст и реализуется прежде всего в игре.

Большое значение в познавательной деятельности школь­ника имеет память. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер, поэтому теоретические зна­ния требуют наглядности. Следует помнить, что речь ор­ганизует мышление ребенка в этом возрасте, следова­тельно, особое значение на уроке изобразительного ис­кусства приобретает так называемое словесное рисование, когда ребенок сначала проговаривает за­думанную композицию. Причем замысел ребенка доста­точно неустойчив и может часто меняться в процессе ри­сования.

В этом возрасте восприятие изображений еще несовер­шенно, дети затрудняются в узнавании вещей при изме­нении ракурса, не ориентируются в пространственных со­отношениях нарисованных предметов, делают ошибки в масштабе изображений. Ребенок рисует более по памя­ти, а не с натуры. Часто это графический рассказ об изо­бражаемом предмете, смесь формального и схематичес­кого изображения, похожего на действительность. В рисунке отсутствует перспектива и пластичность, а предмет изображается в виде силуэта или контура, часто в фас и профиль. Только к 10-11 годам у ребенка появляется способность к пространственному изображению предме­тов, он начинает учитывать и передавать их пластическую форму. Эта ступень пластического изображения возмож­на лишь при специальном обучении.

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10-11 ДО 15 ЛЕТ)

Это переходный от детства к юности возраст, который совпадает с обучением в школе второй ступени (5—9 классы) и характеризуется общим подъемом жизнедея­тельности и глубокой перестройкой всего организма. Ве­дущая деятельность - общественно полезная. Это время бурного роста и развития всего организма.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.

Характерная черта внимания подростка — его специфическая избирательность. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Речь становится образной и выразительной. Мышление приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое собственное мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления.

«Для подростка чрезвычайно характерно стремление понять себя, определить, что он представляет собой как личность. Но сделать это он может, только сравнивая себя с другими, равными себе, то есть только в группе сверстников». А. Прихожан

Неравномерность физического развития детей среднего школьно­го возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жес­тикулируют, движения их порыви­сты, плохо скоординированы.

Это время пробуждения энергии, повышенной активнос­ти, большого расходования сил, роста самостоятельности. Усиливается потребность в утверждении своего достоин­ства, в испытании своих крепнущих сил и в безоглядной готовности действовать. Запасы энергии расходуются не только в играх и учении, но и в практически значимых действиях. Усложняющиеся разнообразные дела и дейст­вия вместе со сверстниками, новые возможности время­препровождения переключают внимание подростка с учи­теля на товарищей по классу. Идет интенсивное нравствен­ное и социальное формирование личности. Однако мировоззрение, нравственные принципы еще не приобре­ли устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. В это время для ребенка особую зна­чимость приобретает выполнение некоторых самостоятель­ных заданий и практических работ, причем важнейшим для него является результат. Побуждение к учению но­сит в значительной мере внешний характер: сохраняется установка на запоминание учебного материала, а не на его обдумывание, а также неумение связывать восприятие ок­ружающей жизни с учебным материалом. Характерная особенность подросткового возраста — по­ловое созревание организма. У девочек оно начинается с 11-12 лет, у мальчиков - несколько позже, с 12—13 лет. Оно сказывается в отношении к окружающим, харак­тере восприятия внешних влияний, отношении к себе, са­мооценке. Внешне оно проявляется в заметном обособ­лении девочек и мальчиков, неодинаковости эмоцио­нальных реакций и разном времяпрепровождении. Вместе с тем это период особо трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Душевный мир подростка можно характеризовать психологией по­луребенка-полувзрослого. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Расхождение между подъемом деятельной энергии и необходимостью дисциплины, систематичнос­ти в занятиях, борьба за независимость — специфические противоречия подросткового периода. Вызов, противо­действие, некоторая отчужденность провоцируют упрям­ство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.

Исследования внутреннего мира подростка показывают, что одна из самых серьезных проблем этого возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и поня­тий с поступками, действием, поведением. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складывают­ся под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подро­стка к себе, другим и ограниченностью его возможнос­тей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (15-17 ЛЕТ)

Юность - время самоутверждения, бурного роста само­сознания, активного осмысления будущего, выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, пора поисков, надежд и мечтаний. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Заканчивается первый период полового созревания. Идет общее созревание организма. Ярко выражено избира­тельное отношение к учебным предметам. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание - про­извольностью и устойчивостью, память - логическим ха­рактером.

Мышление старшеклассников отличается более высо­ким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно оно приобретает теоретическую и критическую направ­ленность. Юность - период расцвета умственной деятель­ности. Активность мысли и продуктивность мышления, свобода и нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли свойственны этому периоду. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и об­щественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимо­зависимости, выработать свою точку зрения, дать свою оценку. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер. В то же время старшеклассники испытывают настойчивое желание най­ти идейного и нравственного руководителя. Ускоренными темпами формируются нравственные и со­циальные качества. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. В юношеском возрасте развива­ется умение комплексной оценки человека. Интерес к личности товарищей, пробуждение и углубление инте­реса к собственной личности, к самоанализу определяют взыскательность к людям. Изменя­ются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими. Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте - «сделать себя», с наибольшей полнотой ре­ализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более само­стоятельной и последовательной. Возросшая зрелость во­левой сферы способствует сознательному преодолению препятствий, усиливает сознательные мотивы поведения. В эти годы молодые люди испытывают сильную распо­ложенность к художественному творчеству в самых разных сферах. Это стихосложение, музыкальное творче­ство, изобразительное творчество и т. д. В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания рождают осо­бую эмоциональную отзывчивость и делают произведе­ния искусства более близкими, чем прежде. Тяга к серь­езной дружбе, любви, усиленный интерес к этическим, к «вечным» проблемам помогают сильнее ощутить эмо­циональный заряд, который несут в себе произведения искусства, в особенности если они задевают сферу нрав­ственности. Произведения искусства становятся важным источником духовных и нравственно-этических исканий, основой формирования личности старшеклассника. В старшем школьном возрасте две стороны восприятия художественных произведений (впечатлительность, эсте­тические чувства, с одной стороны, и возросшие способ­ности анализировать - с другой) могут уже достаточно гармонично сочетаться.

5. Особенности и выразительные средства детского рисунка на различных этапах развития. Дифференцированный подход в художественном образовании.

Рисовать можно чем угодно на чем угодно.

Рисование – спонтанное,

• Ребенок хочет оставить свой след в этом мире

• Исследование возможностей материала

• Поиск способа выражения своего настроения в рисунке

• Поиск способа изображения трехмерного мира на плоскости

Через рисовальное творчество идет преодоление внутренних проблем и реализация опыта.

Этапы рисовальной деятельности ребенка:

0-3 – двигательно-контактное освоение действительности, эмоционально-речевое общение

1-1,5 – манипуляция различными предметами, каракули, доизобразительный период

3-4 – от объектного рисования к предметному (головоноги), зрительный контроль за изображением, номинативное рисование, изображается самое главное в предмете

3-5 – отработка формы, цветовая характеристика, освоение «графической речи»

5-8 – рисование – главный способ реализации себя, «золотой век» детского рисования, передача сюжета и причинно-следственных связей, композиционная выразительность, взаимоотношение частей и пропорции, происходит творческая попытка воплотить в рисунке свои представления о движении, пространстве, времени.

10-11 – изодеятельность уходит на II план, словесное самовыражение, критичное оценивание своих рисунков, активная социализация.

9-12 – художественное творчество в различных материалах, прикладной характер рисования, изучение технологий, изображение объекта (комиксы, орнаменты)

13-14 – рисование обслуживает потаенные области психической жизни подростка (связано с периодом созревания)

14-15 – наибольшая самоидентификация, формирование личностного «Я», становление философского сознания; рисование автопортретов, литературных героев, киногероев.

16-17 – привлекает дизай, компьютерная графика.

Знание периодов изобразительной деятельности необходимо для адекватного педагогического и психологического взаимодействия с ребенком.

«Возрастная характеристика художественного образования в общеобразовательной системе».

Дошкольное художественное образование:

-доизобразительная стадия (от кругообразных линий к самостоятельным очертаниям);

-стадия бесформенных изображений (попытка выразить на бумаге замысел), знакомство с материалами, привитие навыков художественной деятельности;

-стадия схематического изображения (появляется образность и выразительность), знакомство с материалами, привитие навыков художественной деятельности;

-стадия правдоподобных изображений (переход к изображению видимых особенностей людей, животных, других предметов), углубление образного содержания художественной деятельности, продолжение расширение навыков изобразительной деятельности.

Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности.

Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение).

 

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного "из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.

Изобразительная деятельность требует согласованною участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Начинающий рисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её черед весь лист” опираясь на свой опыт - на ощущение протяженности дороги, по которой идёшь.

Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.035 с.)