![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Визуальная природа кино и телевидения, главенство изобразительного элемента в синтетическом экранном образе. Кино как эволюция изображения в визуальном искусстве, развитие съемочно-проекционных технологий. Кино — это изображение в движении, живущее не только на плоскости, в пространстве, но и во времени, поэтому кино — пространственно-временное искусство. Овладение азами знания киноискусства, понимание его монтажно-образной природы, когда впечатление создается от соединения мозаики кадров и звука. Кино — синтез слова, звука, игры актеров, музыки, но прежде всего это изображение. Монтаж — специфика экранного языка и его образности. Условность времени в фильме. Содержание программы III четверти посвящено азам сценарного и операторского дела применительно к возрастным возможностям и художественно-жизненной практике учащихся. Задания в этой четверти даются, как и прежде, в трех вариантах: художественно-образовательный и изобразительно-творческий рассчитан на работу учащихся без видеокамеры; технико-творческий — на работу с видеокамерой. Материалы и оборудование, необходимые для работы на уроках в III четверти: обязательно наличие видеомагнитофона и просмотрового телевизора (монитора), желательны видеокамера со штативом, звукомонтажная линейка или компьютерный комплект оборудования аналогичного назначения; электроосветительная аппаратура на штативах, затемнение в классе, цветные фильтры и фоны, диапроектор с экраном, телевизор, а также краски, бумага, карандаши. Зрительный ряд, необходимый для раскрытия тем четверти- уроки этой четверти предполагают иллюстрирование кинофрагментами (желательно записанными на видеоролик). Учитель вправе составлять просмотровые видеоблоки для уроков самостоятельно, исходя из своего понимания содержания видеоряда для каждого конкретного занятия в зависимости от характера его проведения. Тематика рекомендуемых кинофрагментов весьма вариативна, так как она определяется реальными возможностями школы и учителя. Просмотровое время должно занимать 10—12 мин (на одном уроке). При отсутствии съемочной аппаратуры просмотровое время может быть увеличено. Зрительный ряд лучше всего строить на классических образцах отечественного киноискусства.
Зрительный ряд: - фрагменты кинопублицистики: М.Ромм. Обыкновенный фашизм; Э. Шуб. Падение династии Романовых; С.Говорухин. Так жить нельзя; - кинонаблюдения и кинопортрет: М.Голдовская. Архангельский мужик; фильмы Г. Франка, А. Сокурова; - передача настроения и состояния пейзажа в кино: А.Довженко. Земля; Ж. В и го. Аталанта; М. Антониони. Затмение; А.Тарковский. Зеркало; А.Герман. Мой друг Иван Лапшин; М.Хуциев. Застава Ильича; - документальные фильмы: П. Коган. Взгляните в лицо (как пример работы скрытой камерой); фильмы О. Иоселиани; - хроника и документ на экране: фрагменты фильмов Р. Кар-мена и других фронтовых операторов, фрагменты информационных телепередач (просмотр во время урока); - классика мирового художественного кино: фрагменты фильмов Ч. Чаплина, С. Эйзенштейна, А. Довженко, М. Пудовкина, М. Антониони, А. Тарковского; - анимационное кино: фрагменты мультипликационных фильмов У. Диснея, И. Иванова-Вано, Ю. Норштейна, В. Котеноч-кина и др., а также заставки телепередач и клипы, выполненные с помощью компьютерной графики. Тема. Кино — запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж Новый вид изображения — движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Кинослово и кинофраза как монтажно-об-разное построение кинокадров. Монтажная прерывность последовательного движения или действия в кино. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино. Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений. Монтаж -это расчет длины планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий. Задания: 1) анализ искусства монтажа по фильмам С. Эйзенштейна; изучение монтажного построения кинофразы в процессе просмотра и творческого исследования фрагментов фильмов; 2) составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения ее образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров; 3) тренинг операторского умения снимать монтажно (т. е. с учетом монтажного соединения одного плана с другим); съемка статичной видеокамерой простых форм движения (например, катящийся по столу шарик, пар из носика чайника, текущая из крана вода и т. д.); внутрикадровый монтаж. Использование художественной выразительности и образно-смысловой роли детали в кино.
Зрительный ряд: раскадровки и покадровые записи С. Эйзенштейна к своим кинолентам; просмотр фрагментов одной из работ известного оператора С. Урусевского: «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я — Куба»; хроникально-документальных фильмов и передач, демонстрируемых по телевидению (просмотр с эфира на уроке). Тема. Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка Начало фильма — замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма — сценарий; изобразительная запись, т. е. покадровая зарисовка фильма,— раскадровка. Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики. Задания: 1) обсуждение роли сценария в фильме; анализ драматургии просмотренного фрагмента кинофильма и его монтаж-но-изобразительного построения; 2) работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а также работа по созданию раскадровки (изобразительной записи видеоряда фильма) — составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий); 3) начальный практикум монтажа ранее снятого материала по предварительно разработанному сценарному плану и раскадровке. Зрительный ряд: раскадровки и покадровые записи С. Эйзенштейна к своим кинолентам, Е. Дзигана к фильму «Мы из Кронштадта» или У. Диснея к его мультфильмам; фрагменты этих фильмов. Тема. Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильмы. Художественное на- чало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой. Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или постановки боя. Анализ событийного ряда в малых киноформах: видовом фильме, пейзажно-поэтическом этюде и др. Задания: 1) проведение круглого стола по проблемам истории кино и духовного состояния современного киноискусства; анализ возможностей, жанрового многообразия и актуальности документального кино; 2) создание сценарного плана и раскадровки документального видеоэтюда на свободную тему (1,5—3 мин); 3) создание учениками пейзажно-видового кинонаблюдения на свободно выбранную или заданную тему (например, «Выпал снег»); применение в этюде приобретенных операторских навыков (изменения крупности планов трансфокатором и т. д.). Зрительный ряд: первые фильмы Люмьера («Прибытие поезда», «Политый поливальщик» и т. п.); отрывки из кинолент эпохи «Великого Немого»; фрагменты фильмов А. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, А. Довженко; отрывки из фильма Д. Вертова «Человек с киноаппаратом»; документальные ленты А. Сокурова и видеозаписи спортивных телерепортажей.
Тема. Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью — основные телевизионные жанры Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация и т. д. Реальность времени прямого эфира. Сиюминутность — специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж. Съемочная камера — операторский глаз. Правда жизни и «киноправда». Жизнь «врасплох» и ее имитация на экране. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Интервью — искусство диалога и общения. Принципы работы с человеком в кадре. Скрытая камера и закадровый текст. «Картинка» и слово в телевосприятии. Экранная манипуляция сознанием зрителя. Задания: 1) проведение круглого стола на тему «Телевидение: правда или внушение?». Анализ «телекартинки» и ее экранной специфики в различных телевизионных жанрах; 2) сценарная запись и раскадровка фрагмента документальной телевизионной передачи: ток-шоу, интервью, репортажа и т. п.; 3) съемка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием всех приобретенных оператор-ско-монтажных навыков. Во всех вариантах заданий должен быть анализ операторской и режиссерско-журналистской грамоты. Зрительный ряд: фрагменты кинопублицистики: М.Ромм. Обыкновенный фашизм; Э. Шуб. Падение династии Романовых; С.Говорухин. Так жить нельзя; фрагменты различных телепередач в прямом эфире. Тема. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме Главенство играемого актерами сюжета в игровом (художественном) фильме. Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий. Музыка и шумы в фильме. Понятие о контрапункте в кино («вижу — одно, слышу — другое»). Драматургия звукомузыкальной составной фильма. Многообразие аспектов режиссерской профессии: от работы с актерами до работы со звуком. Азы звукорежиссуры и практика звукооформления видеофильма. Задания: 1) «открытая трибуна» по проблемам режиссуры и актерского мастерства в современных отечественных и зарубежных игровых фильмах, в том числе в телесериалах; 2) сценарная запись и раскадровка своего музыкального клипа (или по материалам телевидения); 3) звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое.
Во всех вариантах заданий — анализ и разбор монтажно-дра-матургического построения кинофразы. Зрительный ряд: из видеосписка к III четверти. Тема. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм Новые способы получения изображения. Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т. д. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы. Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства. Изобразительные возможности компьютера в вашей школе. Задания: 1) знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов; 2) разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма (в объеме, предполагающем изучение лишь принципиальных подходов к этой работе); 3) компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. Зрительный ряд: фрагменты современных телевизионных компьютерных анимационных фильмов. IV ЧЕТВЕРТЬ (7—14 ч) Программа вариативна: она может рассматриваться как последняя часть программы года или же как заключительная часть, подытоживающая знания, полученные в процессе всего девятилетнего обучения. / вариант. ФИЛЬМ — ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ («МЫ ДЕЛАЕМ ВИДЕОФИЛЬМ»)1 Изучение практики и технологии создания экранного произведения в процессе коллективного творчества. Реализация учащимися приобретенных в предыдущих четвертях знаний по основам монтажа, режиссуры, операторского и сценарного дела в творческом процессе создания небольшого видеоэтюда (в любом из экранных жанров — репортаже, игровом сюжете, анимации и т. д.). Материалы, оборудование и технические условия, необходимые для раскрытия темы: видеокамера, осветительные приборы, два видеомагнитофона, пульт для видеомонтажа, звуковой микшер, выносной микрофон, два телевизора (просмотровые мониторы), комната, приспособленная для монтажа и озвучивания фильма, комплект видеокассет, магнитофон, аудиокассеты с различной музыкой и шумами, бумага, карандаши. Если нет возможности обеспечить в школе технологический процесс видеомонтажа и озвучивания, можно добиваться монтажного соединения кадров сразу же на этапе видеосъемки (принцип последовательной монтажной съемки фильма). Зрительный ряд: раскрытие темы IV четверти требует сугубо индивидуального подхода к иллюстративному материалу каждого урока, так как содержание, тема и жанр самостоятельных работ учащихся (их видеоэтюдов) будут очень разнообразны. Тем не менее рекомендуем максимально использовать просмотры фрагментов фильмов кинорежиссеров, не раз упоминавшихся ранее: С. Эйзенштейна, Д. Вертова, А. Довженко, М. Ромма, А. Тарковского, М. Антониони, Ч. Чаплина и др. Тема. От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду Кино — дело коллективное, создание фильма — сложный производственный процесс. От кино к видео. Специфика видеофильма. Общее и различное в «большом» кинематографе и учебной видеоленте. Основные этапы работы учащихся над своим видеофильмом.
Задание: коллективное изучение производственной (технологической) цепочки выпуска видеофильма, создание творческих (съемочных) групп и составление плана-графика производства фильма. Тема. Этапы сценарной работы над видеофильмом Определение жанра предстоящих съемок, замысел, сценарный план и сценарий. Возможные сложности в работе. Задание: практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на этап сценарной работы. Тема. Съемка: дела операторские и дела режиссерские Наивность и грамота киносъемочного этапа работы. Подражание и самобытность в видеолентах учащихся. Смысл и ценность любительского видео. Возможные сложности и типовые ошибки на этом этапе работы над фильмом. Задание: практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы режиссера и оператора в период съемок. Тема. Монтаж видеофильма: правила и реальность Основные моменты и возможные сложности монтажного периода работы над видеолентой. Практика монтажа: технология и реальность. Задание: практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности монтажного периода работы над любительской лентой. Тема. Звук в любительском видеофильме Роль звука (музыка, шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме. Теория и практика звукового оформления видеоленты в реальных домашних условиях. Задание: практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением. Тема. Итог на экране Просмотр и обсуждение киноработы, проделанной за четверть. Анализ экранных работ учащихся и практика внесения возможных изменений в готовую видеоленту. Коллективное обсуждение и защита готовых работ, анализ их достоинств и недостатков, поиск вариантов исправлений и изменений, а также организация общественного просмотра итогового варианта видеофильма. // вариант. ХУДОЖНИК — ЗРИТЕЛЬ — СОВРЕМЕННОСТЬ Этот вариант IV четверти подводит итог занятиям в общеобразовательной школе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и вводит учащихся в сложный мир современных проблем искусства. В конце четверти возможны защиты творческих проектов (теоретических и практических) по всем пройденным в программе темам. Виды и жанры пространственных пластических и визуально-зрелищных искусств — тематика итоговых занятий. Три формы художественного мышления, пронизывающие изучаемые нами группы искусств, определяют их функционирование, «жизнь» в человеческом обществе. Понимание развития искусств, их жизненных ролей и специфики языка в связи с изменением общественного сознания вплоть до конца XX века — тема завершающего блока программы. Две стороны искусства, художественного творчества — художник и зритель — должны быть вполне осознаны учащимися старших классов, которые подготовлены к грамотному участию во всех формах жизни искусства в окружающем их мире. В теоретическом аспекте тема четверти решается на уроках в форме рассказа, диалога с учениками, дискуссии и обсуждения подобранного учителем демонстрационного материала. В практическом аспекте на уроках ученики выполняют продолжительную работу в любом виде пластических искусств. Проводятся групповые и индивидуальные консультации. Материалы, оборудование и технические условия, необходимые для раскрытия темы: диапроектор с экраном, затемнение в классе, видеомагнитофон с телевизором, а также материалы и приспособления, необходимые ученику для выполнения индивидуальной практической работы. Тема. О природе художественного творчества Процесс творчества и его составные — сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства. Задание: подготовка сообщений по теме. Тема. Связь искусства с жизнью каждого человека Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия. Три формы художественного мышления (художественной деятельности). Право и возможность зрителя формировать собственную позицию и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций и подчинения им. Свобода и ответственность художественного творчества. Задание: подготовка учащимися устных и письменных рефератов. Тема. Искусство среди нас Тема впервые раскрывалась в III классе, однако знания по этой теме развивались и дополнялись все годы обучения. За время обучения в школе учащиеся значительно расширили круг общения с искусством, углубили понимание связи с жизнью трех групп пластических искусств. Возможности зрителя в отборе фильмов. Рынок видеофильмов и огромное влияние его на развитие вкуса. Позитивная и негативная роль рекламы. Задание: устные и письменные сообщения и практические проекты. Тема. Каждый народ Земли — художник Для раскрытия этой темы учащиеся не только имеют учебник для IV класса, но и получают огромную массу информации на уроках истории, мировой художественной культуры, через книги, журналы, средства массовой информации (СМИ). Осмысление, осознание сути проблемы — богатства, разнообразия и единства культур. Ответственность авторов за отбор сюжетов, тем съемки. Есть ли для культуры нравственно-эстетические границы, которые создатели не должны преступать? Задание: практические и теоретические проекты на тему урока. Тема. Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры Все блоки тем средней школы были посвящены этой проблеме. Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. Задание: устные и письменные сообщения. Тема. Синтетические искусства, их виды и язык Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью. Роль этих искусств в формировании мироот-ношения человека. Особая роль СМИ в использовании синтетических искусств. Технология кино- и видеосъемок — инструмент в руках авторов (режиссера, художника, сценариста, оператора, актера). Возможность высокого и низкого (вплоть до античеловеческого) содержания фильмов, созданных на основе одних и тех же передовых технологий, средств выражения. Раскрытие образности и художественности, правды и условности в кино или на телевидении. Грань художественности и антихудожественности в искусстве кино и видео, в телешоу и т. д. Задание: практические и теоретические проекты на тему урока. Тема. Современные проблемы пластических искусств Вторая половина XX века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Соцреализм, реализм и андеграунд. Является ли искусство постмодерна прогрессивным путем развития русского искусства? Проблема культуры, антикультуры, кича, моды, пропаганды в СМИ. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство. Право и возможность зрителя формировать собственную позицию, собственный вкус. Свобода и ответственность художественного творчества. Задание: устные и письменные проекты на тему урока. Тема. Вечные истины искусства (обобщение темы) Диалог через века. Какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему? Отражение вечных проблем в искусстве XX века. Проблема взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов. Искусство и нравственность. Тема осуществляется в форме устных и письменных проектов учащихся.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.252 (0.017 с.) |