Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Визуальная природа кино и телевидения, главенство изобразительного элемента в синтетическом экранном образе. Кино как эволюция изображения в визуальном искусстве, развитие съемочно-проекционных технологий. Кино — это изображение в движении, живущее не только на плоскости, в пространстве, но и во времени, поэтому кино — пространственно-временное искусство. Овладение азами знания киноискусства, понимание его монтажно-образной природы, когда впечатление создается от соединения мозаики кадров и звука. Кино — синтез слова, звука, игры актеров, музыки, но прежде всего это изображение. Монтаж — специфика экранного языка и его образности. Условность времени в фильме. Содержание программы III четверти посвящено азам сценарного и операторского дела применительно к возрастным возможностям и художественно-жизненной практике учащихся. Задания в этой четверти даются, как и прежде, в трех вариантах: художественно-образовательный и изобразительно-творческий рассчитан на работу учащихся без видеокамеры; технико-творческий — на работу с видеокамерой. Материалы и оборудование, необходимые для работы на уроках в III четверти: обязательно наличие видеомагнитофона и просмотрового телевизора (монитора), желательны видеокамера со штативом, звукомонтажная линейка или компьютерный комплект оборудования аналогичного назначения; электроосветительная аппаратура на штативах, затемнение в классе, цветные фильтры и фоны, диапроектор с экраном, телевизор, а также краски, бумага, карандаши. Зрительный ряд, необходимый для раскрытия тем четверти- уроки этой четверти предполагают иллюстрирование кинофрагментами (желательно записанными на видеоролик). Учитель вправе составлять просмотровые видеоблоки для уроков самостоятельно, исходя из своего понимания содержания видеоряда для каждого конкретного занятия в зависимости от характера его проведения. Тематика рекомендуемых кинофрагментов весьма вариативна, так как она определяется реальными возможностями школы и учителя. Просмотровое время должно занимать 10—12 мин (на одном уроке). При отсутствии съемочной аппаратуры просмотровое время может быть увеличено. Зрительный ряд лучше всего строить на классических образцах отечественного киноискусства. Зрительный ряд: - фрагменты кинопублицистики: М.Ромм. Обыкновенный фашизм; Э. Шуб. Падение династии Романовых; С.Говорухин. Так жить нельзя; - кинонаблюдения и кинопортрет: М.Голдовская. Архангельский мужик; фильмы Г. Франка, А. Сокурова; - передача настроения и состояния пейзажа в кино: А.Довженко. Земля; Ж. В и го. Аталанта; М. Антониони. Затмение; А.Тарковский. Зеркало; А.Герман. Мой друг Иван Лапшин; М.Хуциев. Застава Ильича; - документальные фильмы: П. Коган. Взгляните в лицо (как пример работы скрытой камерой); фильмы О. Иоселиани; - хроника и документ на экране: фрагменты фильмов Р. Кар-мена и других фронтовых операторов, фрагменты информационных телепередач (просмотр во время урока); - классика мирового художественного кино: фрагменты фильмов Ч. Чаплина, С. Эйзенштейна, А. Довженко, М. Пудовкина, М. Антониони, А. Тарковского; - анимационное кино: фрагменты мультипликационных фильмов У. Диснея, И. Иванова-Вано, Ю. Норштейна, В. Котеноч-кина и др., а также заставки телепередач и клипы, выполненные с помощью компьютерной графики. Тема. Кино — запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж Новый вид изображения — движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Кинослово и кинофраза как монтажно-об-разное построение кинокадров. Монтажная прерывность последовательного движения или действия в кино. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино. Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений. Монтаж -это расчет длины планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий. Задания: 1) анализ искусства монтажа по фильмам С. Эйзенштейна; изучение монтажного построения кинофразы в процессе просмотра и творческого исследования фрагментов фильмов; 2) составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения ее образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров; 3) тренинг операторского умения снимать монтажно (т. е. с учетом монтажного соединения одного плана с другим); съемка статичной видеокамерой простых форм движения (например, катящийся по столу шарик, пар из носика чайника, текущая из крана вода и т. д.); внутрикадровый монтаж. Использование художественной выразительности и образно-смысловой роли детали в кино. Зрительный ряд: раскадровки и покадровые записи С. Эйзенштейна к своим кинолентам; просмотр фрагментов одной из работ известного оператора С. Урусевского: «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я — Куба»; хроникально-документальных фильмов и передач, демонстрируемых по телевидению (просмотр с эфира на уроке). Тема. Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка Начало фильма — замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма — сценарий; изобразительная запись, т. е. покадровая зарисовка фильма,— раскадровка. Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики. Задания: 1) обсуждение роли сценария в фильме; анализ драматургии просмотренного фрагмента кинофильма и его монтаж-но-изобразительного построения; 2) работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а также работа по созданию раскадровки (изобразительной записи видеоряда фильма) — составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий); 3) начальный практикум монтажа ранее снятого материала по предварительно разработанному сценарному плану и раскадровке. Зрительный ряд: раскадровки и покадровые записи С. Эйзенштейна к своим кинолентам, Е. Дзигана к фильму «Мы из Кронштадта» или У. Диснея к его мультфильмам; фрагменты этих фильмов. Тема. Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильмы. Художественное на- чало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой. Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или постановки боя. Анализ событийного ряда в малых киноформах: видовом фильме, пейзажно-поэтическом этюде и др. Задания: 1) проведение круглого стола по проблемам истории кино и духовного состояния современного киноискусства; анализ возможностей, жанрового многообразия и актуальности документального кино; 2) создание сценарного плана и раскадровки документального видеоэтюда на свободную тему (1,5—3 мин); 3) создание учениками пейзажно-видового кинонаблюдения на свободно выбранную или заданную тему (например, «Выпал снег»); применение в этюде приобретенных операторских навыков (изменения крупности планов трансфокатором и т. д.). Зрительный ряд: первые фильмы Люмьера («Прибытие поезда», «Политый поливальщик» и т. п.); отрывки из кинолент эпохи «Великого Немого»; фрагменты фильмов А. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, А. Довженко; отрывки из фильма Д. Вертова «Человек с киноаппаратом»; документальные ленты А. Сокурова и видеозаписи спортивных телерепортажей. Тема. Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью — основные телевизионные жанры Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация и т. д. Реальность времени прямого эфира. Сиюминутность — специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж. Съемочная камера — операторский глаз. Правда жизни и «киноправда». Жизнь «врасплох» и ее имитация на экране. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Интервью — искусство диалога и общения. Принципы работы с человеком в кадре. Скрытая камера и закадровый текст. «Картинка» и слово в телевосприятии. Экранная манипуляция сознанием зрителя. Задания: 1) проведение круглого стола на тему «Телевидение: правда или внушение?». Анализ «телекартинки» и ее экранной специфики в различных телевизионных жанрах; 2) сценарная запись и раскадровка фрагмента документальной телевизионной передачи: ток-шоу, интервью, репортажа и т. п.; 3) съемка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием всех приобретенных оператор-ско-монтажных навыков. Во всех вариантах заданий должен быть анализ операторской и режиссерско-журналистской грамоты. Зрительный ряд: фрагменты кинопублицистики: М.Ромм. Обыкновенный фашизм; Э. Шуб. Падение династии Романовых; С.Говорухин. Так жить нельзя; фрагменты различных телепередач в прямом эфире. Тема. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме Главенство играемого актерами сюжета в игровом (художественном) фильме. Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий. Музыка и шумы в фильме. Понятие о контрапункте в кино («вижу — одно, слышу — другое»). Драматургия звукомузыкальной составной фильма. Многообразие аспектов режиссерской профессии: от работы с актерами до работы со звуком. Азы звукорежиссуры и практика звукооформления видеофильма. Задания: 1) «открытая трибуна» по проблемам режиссуры и актерского мастерства в современных отечественных и зарубежных игровых фильмах, в том числе в телесериалах; 2) сценарная запись и раскадровка своего музыкального клипа (или по материалам телевидения); 3) звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое. Во всех вариантах заданий — анализ и разбор монтажно-дра-матургического построения кинофразы. Зрительный ряд: из видеосписка к III четверти. Тема. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм Новые способы получения изображения. Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т. д. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы. Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства. Изобразительные возможности компьютера в вашей школе. Задания: 1) знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов; 2) разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма (в объеме, предполагающем изучение лишь принципиальных подходов к этой работе); 3) компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. Зрительный ряд: фрагменты современных телевизионных компьютерных анимационных фильмов. IV ЧЕТВЕРТЬ (7—14 ч) Программа вариативна: она может рассматриваться как последняя часть программы года или же как заключительная часть, подытоживающая знания, полученные в процессе всего девятилетнего обучения. / вариант. ФИЛЬМ — ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ («МЫ ДЕЛАЕМ ВИДЕОФИЛЬМ»)1 Изучение практики и технологии создания экранного произведения в процессе коллективного творчества. Реализация учащимися приобретенных в предыдущих четвертях знаний по основам монтажа, режиссуры, операторского и сценарного дела в творческом процессе создания небольшого видеоэтюда (в любом из экранных жанров — репортаже, игровом сюжете, анимации и т. д.). Материалы, оборудование и технические условия, необходимые для раскрытия темы: видеокамера, осветительные приборы, два видеомагнитофона, пульт для видеомонтажа, звуковой микшер, выносной микрофон, два телевизора (просмотровые мониторы), комната, приспособленная для монтажа и озвучивания фильма, комплект видеокассет, магнитофон, аудиокассеты с различной музыкой и шумами, бумага, карандаши. Если нет возможности обеспечить в школе технологический процесс видеомонтажа и озвучивания, можно добиваться монтажного соединения кадров сразу же на этапе видеосъемки (принцип последовательной монтажной съемки фильма). Зрительный ряд: раскрытие темы IV четверти требует сугубо индивидуального подхода к иллюстративному материалу каждого урока, так как содержание, тема и жанр самостоятельных работ учащихся (их видеоэтюдов) будут очень разнообразны. Тем не менее рекомендуем максимально использовать просмотры фрагментов фильмов кинорежиссеров, не раз упоминавшихся ранее: С. Эйзенштейна, Д. Вертова, А. Довженко, М. Ромма, А. Тарковского, М. Антониони, Ч. Чаплина и др. Тема. От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду Кино — дело коллективное, создание фильма — сложный производственный процесс. От кино к видео. Специфика видеофильма. Общее и различное в «большом» кинематографе и учебной видеоленте. Основные этапы работы учащихся над своим видеофильмом. Задание: коллективное изучение производственной (технологической) цепочки выпуска видеофильма, создание творческих (съемочных) групп и составление плана-графика производства фильма. Тема. Этапы сценарной работы над видеофильмом Определение жанра предстоящих съемок, замысел, сценарный план и сценарий. Возможные сложности в работе. Задание: практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на этап сценарной работы. Тема. Съемка: дела операторские и дела режиссерские Наивность и грамота киносъемочного этапа работы. Подражание и самобытность в видеолентах учащихся. Смысл и ценность любительского видео. Возможные сложности и типовые ошибки на этом этапе работы над фильмом. Задание: практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы режиссера и оператора в период съемок. Тема. Монтаж видеофильма: правила и реальность Основные моменты и возможные сложности монтажного периода работы над видеолентой. Практика монтажа: технология и реальность. Задание: практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности монтажного периода работы над любительской лентой. Тема. Звук в любительском видеофильме Роль звука (музыка, шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме. Теория и практика звукового оформления видеоленты в реальных домашних условиях. Задание: практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением. Тема. Итог на экране Просмотр и обсуждение киноработы, проделанной за четверть. Анализ экранных работ учащихся и практика внесения возможных изменений в готовую видеоленту. Коллективное обсуждение и защита готовых работ, анализ их достоинств и недостатков, поиск вариантов исправлений и изменений, а также организация общественного просмотра итогового варианта видеофильма. // вариант. ХУДОЖНИК — ЗРИТЕЛЬ — СОВРЕМЕННОСТЬ Этот вариант IV четверти подводит итог занятиям в общеобразовательной школе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и вводит учащихся в сложный мир современных проблем искусства. В конце четверти возможны защиты творческих проектов (теоретических и практических) по всем пройденным в программе темам. Виды и жанры пространственных пластических и визуально-зрелищных искусств — тематика итоговых занятий. Три формы художественного мышления, пронизывающие изучаемые нами группы искусств, определяют их функционирование, «жизнь» в человеческом обществе. Понимание развития искусств, их жизненных ролей и специфики языка в связи с изменением общественного сознания вплоть до конца XX века — тема завершающего блока программы. Две стороны искусства, художественного творчества — художник и зритель — должны быть вполне осознаны учащимися старших классов, которые подготовлены к грамотному участию во всех формах жизни искусства в окружающем их мире. В теоретическом аспекте тема четверти решается на уроках в форме рассказа, диалога с учениками, дискуссии и обсуждения подобранного учителем демонстрационного материала. В практическом аспекте на уроках ученики выполняют продолжительную работу в любом виде пластических искусств. Проводятся групповые и индивидуальные консультации. Материалы, оборудование и технические условия, необходимые для раскрытия темы: диапроектор с экраном, затемнение в классе, видеомагнитофон с телевизором, а также материалы и приспособления, необходимые ученику для выполнения индивидуальной практической работы. Тема. О природе художественного творчества Процесс творчества и его составные — сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства. Задание: подготовка сообщений по теме. Тема. Связь искусства с жизнью каждого человека Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия. Три формы художественного мышления (художественной деятельности). Право и возможность зрителя формировать собственную позицию и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций и подчинения им. Свобода и ответственность художественного творчества. Задание: подготовка учащимися устных и письменных рефератов. Тема. Искусство среди нас Тема впервые раскрывалась в III классе, однако знания по этой теме развивались и дополнялись все годы обучения. За время обучения в школе учащиеся значительно расширили круг общения с искусством, углубили понимание связи с жизнью трех групп пластических искусств. Возможности зрителя в отборе фильмов. Рынок видеофильмов и огромное влияние его на развитие вкуса. Позитивная и негативная роль рекламы. Задание: устные и письменные сообщения и практические проекты. Тема. Каждый народ Земли — художник Для раскрытия этой темы учащиеся не только имеют учебник для IV класса, но и получают огромную массу информации на уроках истории, мировой художественной культуры, через книги, журналы, средства массовой информации (СМИ). Осмысление, осознание сути проблемы — богатства, разнообразия и единства культур. Ответственность авторов за отбор сюжетов, тем съемки. Есть ли для культуры нравственно-эстетические границы, которые создатели не должны преступать? Задание: практические и теоретические проекты на тему урока. Тема. Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры Все блоки тем средней школы были посвящены этой проблеме. Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. Задание: устные и письменные сообщения. Тема. Синтетические искусства, их виды и язык Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью. Роль этих искусств в формировании мироот-ношения человека. Особая роль СМИ в использовании синтетических искусств. Технология кино- и видеосъемок — инструмент в руках авторов (режиссера, художника, сценариста, оператора, актера). Возможность высокого и низкого (вплоть до античеловеческого) содержания фильмов, созданных на основе одних и тех же передовых технологий, средств выражения. Раскрытие образности и художественности, правды и условности в кино или на телевидении. Грань художественности и антихудожественности в искусстве кино и видео, в телешоу и т. д. Задание: практические и теоретические проекты на тему урока. Тема. Современные проблемы пластических искусств Вторая половина XX века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Соцреализм, реализм и андеграунд. Является ли искусство постмодерна прогрессивным путем развития русского искусства? Проблема культуры, антикультуры, кича, моды, пропаганды в СМИ. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство. Право и возможность зрителя формировать собственную позицию, собственный вкус. Свобода и ответственность художественного творчества. Задание: устные и письменные проекты на тему урока. Тема. Вечные истины искусства (обобщение темы) Диалог через века. Какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему? Отражение вечных проблем в искусстве XX века. Проблема взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов. Искусство и нравственность. Тема осуществляется в форме устных и письменных проектов учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.011 с.) |