Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)

Поиск

Визуальная природа кино и телевидения, главенство изобрази­тельного элемента в синтетическом экранном образе.

Кино как эволюция изображения в визуальном искусстве, раз­витие съемочно-проекционных технологий. Кино — это изобра­жение в движении, живущее не только на плоскости, в прост­ранстве, но и во времени, поэтому кино — пространственно-вре­менное искусство. Овладение азами знания киноискусства, понимание его монтажно-образной природы, когда впечатление создается от соединения мозаики кадров и звука. Кино — синтез слова, звука, игры актеров, музыки, но прежде всего это изоб­ражение.

Монтаж — специфика экранного языка и его образности. Условность времени в фильме.

Содержание программы III четверти посвящено азам сценар­ного и операторского дела применительно к возрастным возмож­ностям и художественно-жизненной практике учащихся.

Задания в этой четверти даются, как и прежде, в трех вари­антах: художественно-образовательный и изобразительно-творче­ский рассчитан на работу учащихся без видеокамеры; технико-творческий — на работу с видеокамерой.

Материалы и оборудование, необходимые для работы на уро­ках в III четверти: обязательно наличие видеомагнитофона и просмотрового телевизора (монитора), желательны видеокамера со штативом, звукомонтажная линейка или компьютерный ком­плект оборудования аналогичного назначения; электроосветитель­ная аппаратура на штативах, затемнение в классе, цветные филь­тры и фоны, диапроектор с экраном, телевизор, а также краски, бумага, карандаши.

Зрительный ряд, необходимый для раскрытия тем четверти- уроки этой четверти предполагают иллюстрирование кинофраг­ментами (желательно записанными на видеоролик). Учитель впра­ве составлять просмотровые видеоблоки для уроков самостоятель­но, исходя из своего понимания содержания видеоряда для каж­дого конкретного занятия в зависимости от характера его проведения.

Тематика рекомендуемых кинофрагментов весьма вариативна, так как она определяется реальными возможностями школы и учителя. Просмотровое время должно занимать 10—12 мин (на одном уроке). При отсутствии съемочной аппаратуры просмотро­вое время может быть увеличено. Зрительный ряд лучше всего строить на классических образцах отечественного киноискусства.

Зрительный ряд:

- фрагменты кинопублицистики: М.Ромм. Обыкновенный фашизм; Э. Шуб. Падение династии Романовых; С.Говорухин. Так жить нельзя;

- кинонаблюдения и кинопортрет: М.Голдовская. Архан­гельский мужик; фильмы Г. Франка, А. Сокурова;

- передача настроения и состояния пейзажа в кино: А.До­вженко. Земля; Ж. В и го. Аталанта; М. Антониони. Затмение; А.Тарковский. Зеркало; А.Герман. Мой друг Иван Лап­шин; М.Хуциев. Застава Ильича;

- документальные фильмы: П. Коган. Взгляните в лицо (как пример работы скрытой камерой); фильмы О. Иоселиани;

- хроника и документ на экране: фрагменты фильмов Р. Кар-мена и других фронтовых операторов, фрагменты информацион­ных телепередач (просмотр во время урока);

- классика мирового художественного кино: фрагменты фильмов Ч. Чаплина, С. Эйзенштейна, А. Довженко, М. Пудовки­на, М. Антониони, А. Тарковского;

- анимационное кино: фрагменты мультипликационных фильмов У. Диснея, И. Иванова-Вано, Ю. Норштейна, В. Котеноч-кина и др., а также заставки телепередач и клипы, выполненные с помощью компьютерной графики.

Тема. Кино — запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж

Новый вид изображения — движущееся экранное изображе­ние. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Кинослово и кинофраза как монтажно-об-разное построение кинокадров. Монтажная прерывность последо­вательного движения или действия в кино. Художественно-выра­зительная и образная роль детали в кино.

Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений. Монтаж -это расчет длины планов, их хронометража. Условность переда­чи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельно­го и последовательного действий.

Задания: 1) анализ искусства монтажа по фильмам С. Эйзен­штейна; изучение монтажного построения кинофразы в процессе просмотра и творческого исследования фрагментов фильмов;

2) составление кинофразы (как ряда следующих друг за дру­гом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения ее об­разного содержания в зависимости от изменения монтажной по­следовательности кадров;

3) тренинг операторского умения снимать монтажно (т. е. с учетом монтажного соединения одного плана с другим); съемка статичной видеокамерой простых форм движения (например, катя­щийся по столу шарик, пар из носика чайника, текущая из крана вода и т. д.); внутрикадровый монтаж. Использование художествен­ной выразительности и образно-смысловой роли детали в кино.

Зрительный ряд: раскадровки и покадровые записи С. Эйзен­штейна к своим кинолентам; просмотр фрагментов одной из работ известного оператора С. Урусевского: «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я — Куба»; хроникально-докумен­тальных фильмов и передач, демонстрируемых по телевидению (просмотр с эфира на уроке).

Тема. Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

Начало фильма — замысел. Фильм как последовательность ка­дров. Литературно-словесная запись фильма — сценарий; изобра­зительная запись, т. е. покадровая зарисовка фильма,— раскадров­ка. Элементарная грамота записи сценарного плана и практиче­ский аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики.

Задания: 1) обсуждение роли сценария в фильме; анализ дра­матургии просмотренного фрагмента кинофильма и его монтаж-но-изобразительного построения;

2) работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с ка­кой крупностью), а также работа по созданию раскадровки (изо­бразительной записи видеоряда фильма) — составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различно­го иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий);

3) начальный практикум монтажа ранее снятого материала по предварительно разработанному сценарному плану и раскадровке.

Зрительный ряд: раскадровки и покадровые записи С. Эйзен­штейна к своим кинолентам, Е. Дзигана к фильму «Мы из Крон­штадта» или У. Диснея к его мультфильмам; фрагменты этих фильмов.

Тема. Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм

Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимаци­онный, игровой и документальный фильмы. Художественное на-

чало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном та­лантливым автором с чуткой душой.

Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или поста­новки боя. Анализ событийного ряда в малых киноформах: видо­вом фильме, пейзажно-поэтическом этюде и др.

Задания: 1) проведение круглого стола по проблемам истории кино и духовного состояния современного киноискусства; анализ возможностей, жанрового многообразия и актуальности докумен­тального кино;

2) создание сценарного плана и раскадровки документального видеоэтюда на свободную тему (1,5—3 мин);

3) создание учениками пейзажно-видового кинонаблюдения на свободно выбранную или заданную тему (например, «Выпал снег»); применение в этюде приобретенных операторских навы­ков (изменения крупности планов трансфокатором и т. д.).

Зрительный ряд: первые фильмы Люмьера («Прибытие поез­да», «Политый поливальщик» и т. п.); отрывки из кинолент эпо­хи «Великого Немого»; фрагменты фильмов А. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, А. Довженко; отрывки из фильма Д. Вертова «Чело­век с киноаппаратом»; документальные ленты А. Сокурова и ви­деозаписи спортивных телерепортажей.

Тема. Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью — основные телевизионные жанры

Социокультурное многообразие телевидения: искусство, жур­налистика, информация и т. д. Реальность времени прямого эфи­ра. Сиюминутность — специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж. Съемочная камера — операторский глаз. Правда жизни и «киноправда». Жизнь «врасплох» и ее имитация на экране.

Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Интервью — искусство диалога и общения. Принципы работы с человеком в кадре. Скрытая камера и закадровый текст. «Картинка» и слово в телевосприятии. Экранная манипуляция со­знанием зрителя.

Задания: 1) проведение круглого стола на тему «Телевидение: правда или внушение?». Анализ «телекартинки» и ее экранной специфики в различных телевизионных жанрах;

2) сценарная запись и раскадровка фрагмента документальной телевизионной передачи: ток-шоу, интервью, репортажа и т. п.;

3) съемка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о со­бытиях в школе с использованием всех приобретенных оператор-ско-монтажных навыков.

Во всех вариантах заданий должен быть анализ операторской и режиссерско-журналистской грамоты.

Зрительный ряд: фрагменты кинопублицистики: М.Ромм.

Обыкновенный фашизм; Э. Шуб. Падение династии Романовых; С.Говорухин. Так жить нельзя; фрагменты различных телепе­редач в прямом эфире.

Тема. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме

Главенство играемого актерами сюжета в игровом (художест­венном) фильме. Фильм как динамическое сочетание изобрази­тельной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий. Музыка и шумы в фильме. Понятие о кон­трапункте в кино («вижу — одно, слышу — другое»). Драматур­гия звукомузыкальной составной фильма.

Многообразие аспектов режиссерской профессии: от работы с актерами до работы со звуком. Азы звукорежиссуры и практи­ка звукооформления видеофильма.

Задания: 1) «открытая трибуна» по проблемам режиссуры и актерского мастерства в современных отечественных и зарубеж­ных игровых фильмах, в том числе в телесериалах;

2) сценарная запись и раскадровка своего музыкального кли­па (или по материалам телевидения);

3) звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое.

Во всех вариантах заданий — анализ и разбор монтажно-дра-матургического построения кинофразы.

Зрительный ряд: из видеосписка к III четверти.

Тема. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм

Новые способы получения изображения. Компьютерная графи­ка: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т. д.

Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы. Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства. Изобразительные воз­можности компьютера в вашей школе.

Задания: 1) знакомство со школьным компьютером и его ки­новозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфиль­мов, телевизионных заставок и клипов;

2) разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма (в объеме, предполагающем изучение лишь принципиальных подходов к этой работе);

3) компьютерный практикум по созданию анимационной ки­нофразы по своему сценарию.

Зрительный ряд: фрагменты современных телевизионных ком­пьютерных анимационных фильмов.

IV ЧЕТВЕРТЬ (7—14 ч)

Программа вариативна: она может рассматриваться как по­следняя часть программы года или же как заключительная часть,

подытоживающая знания, полученные в процессе всего девяти­летнего обучения.

/ вариант. ФИЛЬМ — ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ («МЫ ДЕЛАЕМ ВИДЕОФИЛЬМ»)1

Изучение практики и технологии создания экранного произве­дения в процессе коллективного творчества. Реализация учащи­мися приобретенных в предыдущих четвертях знаний по основам монтажа, режиссуры, операторского и сценарного дела в творче­ском процессе создания небольшого видеоэтюда (в любом из эк­ранных жанров — репортаже, игровом сюжете, анимации и т. д.).

Материалы, оборудование и технические условия, необходи­мые для раскрытия темы: видеокамера, осветительные приборы, два видеомагнитофона, пульт для видеомонтажа, звуковой мик­шер, выносной микрофон, два телевизора (просмотровые монито­ры), комната, приспособленная для монтажа и озвучивания филь­ма, комплект видеокассет, магнитофон, аудиокассеты с различной музыкой и шумами, бумага, карандаши. Если нет возможности обеспечить в школе технологический процесс видеомонтажа и озвучивания, можно добиваться монтажного соединения кадров сразу же на этапе видеосъемки (принцип последовательной мон­тажной съемки фильма).

Зрительный ряд: раскрытие темы IV четверти требует сугубо индивидуального подхода к иллюстративному материалу каждого урока, так как содержание, тема и жанр самостоятельных работ учащихся (их видеоэтюдов) будут очень разнообразны. Тем не ме­нее рекомендуем максимально использовать просмотры фраг­ментов фильмов кинорежиссеров, не раз упоминавшихся ранее: С. Эйзенштейна, Д. Вертова, А. Довженко, М. Ромма, А. Тарков­ского, М. Антониони, Ч. Чаплина и др.

Тема. От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду

Кино — дело коллективное, создание фильма — сложный про­изводственный процесс. От кино к видео. Специфика видеофиль­ма. Общее и различное в «большом» кинематографе и учебной видеоленте. Основные этапы работы учащихся над своим видео­фильмом.

Задание: коллективное изучение производственной (техноло­гической) цепочки выпуска видеофильма, создание творческих (съемочных) групп и составление плана-графика производства фильма.

Тема. Этапы сценарной работы над видеофильмом

Определение жанра предстоящих съемок, замысел, сценарный план и сценарий. Возможные сложности в работе.

Задание: практическая коллективная деятельность по созда­нию видеофильма с акцентом на этап сценарной работы.

Тема. Съемка: дела операторские и дела режиссерские

Наивность и грамота киносъемочного этапа работы. Подража­ние и самобытность в видеолентах учащихся. Смысл и ценность любительского видео. Возможные сложности и типовые ошибки на этом этапе работы над фильмом.

Задание: практическая коллективная деятельность по созда­нию видеофильма с акцентом на особенности работы режиссера и оператора в период съемок.

Тема. Монтаж видеофильма: правила и реальность

Основные моменты и возможные сложности монтажного пе­риода работы над видеолентой. Практика монтажа: технология и реальность.

Задание: практическая коллективная деятельность по созда­нию видеофильма с акцентом на особенности монтажного пери­ода работы над любительской лентой.

Тема. Звук в любительском видеофильме

Роль звука (музыка, шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме. Теория и практика звукового оформления видео­ленты в реальных домашних условиях.

Задание: практическая коллективная деятельность по созда­нию видеофильма с акцентом на особенности работы над звуко­вым оформлением.

Тема. Итог на экране

Просмотр и обсуждение киноработы, проделанной за четверть.

Анализ экранных работ учащихся и практика внесения воз­можных изменений в готовую видеоленту.

Коллективное обсуждение и защита готовых работ, анализ их достоинств и недостатков, поиск вариантов исправлений и изме­нений, а также организация общественного просмотра итогового варианта видеофильма.

// вариант. ХУДОЖНИК — ЗРИТЕЛЬ — СОВРЕМЕННОСТЬ

Этот вариант IV четверти подводит итог занятиям в общеоб­разовательной школе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и вводит учащихся в сложный мир со­временных проблем искусства. В конце четверти возможны защи­ты творческих проектов (теоретических и практических) по всем пройденным в программе темам. Виды и жанры пространствен­ных пластических и визуально-зрелищных искусств — тематика итоговых занятий.

Три формы художественного мышления, пронизывающие изу­чаемые нами группы искусств, определяют их функционирование, «жизнь» в человеческом обществе. Понимание развития искусств, их жизненных ролей и специфики языка в связи с изменением

общественного сознания вплоть до конца XX века — тема завер­шающего блока программы.

Две стороны искусства, художественного творчества — худож­ник и зритель — должны быть вполне осознаны учащимися стар­ших классов, которые подготовлены к грамотному участию во всех формах жизни искусства в окружающем их мире.

В теоретическом аспекте тема четверти решается на уроках в форме рассказа, диалога с учениками, дискуссии и обсуждения подобранного учителем демонстрационного материала.

В практическом аспекте на уроках ученики выполняют про­должительную работу в любом виде пластических искусств. Про­водятся групповые и индивидуальные консультации.

Материалы, оборудование и технические условия, необходи­мые для раскрытия темы: диапроектор с экраном, затемнение в классе, видеомагнитофон с телевизором, а также материалы и приспособления, необходимые ученику для выполнения инди­видуальной практической работы.

Тема. О природе художественного творчества

Процесс творчества и его составные — сочинение, воплоще­ние и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в лю­бом виде искусства.

Задание: подготовка сообщений по теме.

Тема. Связь искусства с жизнью каждого человека

Личные связи человека с окружающим его искусством. Реаль­ность и фантазия. Три формы художественного мышления (худо­жественной деятельности).

Право и возможность зрителя формировать собственную по­зицию и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций и подчинения им.

Свобода и ответственность художественного творчества.

Задание: подготовка учащимися устных и письменных рефе­ратов.

Тема. Искусство среди нас

Тема впервые раскрывалась в III классе, однако знания по этой теме развивались и дополнялись все годы обучения. За вре­мя обучения в школе учащиеся значительно расширили круг об­щения с искусством, углубили понимание связи с жизнью трех групп пластических искусств.

Возможности зрителя в отборе фильмов. Рынок видеофильмов и огромное влияние его на развитие вкуса. Позитивная и нега­тивная роль рекламы.

Задание: устные и письменные сообщения и практические проекты.

Тема. Каждый народ Земли — художник

Для раскрытия этой темы учащиеся не только имеют учебник для IV класса, но и получают огромную массу информации на уроках истории, мировой художественной культуры, через книги, журналы, средства массовой информации (СМИ). Осмысление, осознание сути проблемы — богатства, разнообразия и единства культур.

Ответственность авторов за отбор сюжетов, тем съемки. Есть ли для культуры нравственно-эстетические границы, которые со­здатели не должны преступать?

Задание: практические и теоретические проекты на тему урока.

Тема. Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры

Все блоки тем средней школы были посвящены этой пробле­ме. Роль каждой из групп пластических искусств в жизни чело­века и причины разности образных языков этих искусств. Нацио­нальная, историческая, региональная специфика этих искусств.

Задание: устные и письменные сообщения.

Тема. Синтетические искусства, их виды и язык

Возникновение синтетических видов искусств, их связи с со­временной жизнью. Роль этих искусств в формировании мироот-ношения человека. Особая роль СМИ в использовании синтети­ческих искусств. Технология кино- и видеосъемок — инструмент в руках авторов (режиссера, художника, сценариста, оператора, актера). Возможность высокого и низкого (вплоть до античелове­ческого) содержания фильмов, созданных на основе одних и тех же передовых технологий, средств выражения. Раскрытие образ­ности и художественности, правды и условности в кино или на телевидении.

Грань художественности и антихудожественности в искусстве кино и видео, в телешоу и т. д.

Задание: практические и теоретические проекты на тему урока.

Тема. Современные проблемы пластических искусств

Вторая половина XX века в искусствах Америки, Европы, Рос­сии. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Соцреализм, реализм и андеграунд. Являет­ся ли искусство постмодерна прогрессивным путем развития рус­ского искусства? Проблема культуры, антикультуры, кича, моды, пропаганды в СМИ. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.

Право и возможность зрителя формировать собственную по­зицию, собственный вкус.

Свобода и ответственность художественного творчества.

Задание: устные и письменные проекты на тему урока.

Тема. Вечные истины искусства (обобщение темы)

Диалог через века. Какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему? Отражение вечных проблем в искусстве XX века. Проблема взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов. Искусство и нравст­венность.

Тема осуществляется в форме устных и письменных проектов учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.013 с.)