Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Последняя четверть этого учебного года завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. Темы года знакомили детей с богатством и разнообразием представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все -и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. В I—III четвертях дети должны были осознать: прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В IV четверти задачи принципиально меняются, даже противоположны: от представлений о великом многообразии надо перейти к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что люди, при всей их разности, всегда остаются людьми и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Общими для всех народов являются представления о самых глубинных явлениях жизни. Рассматривая древние истоки каждой культуры, мы обращались в основном к прикладным формам художественной культуры. Обращение к станковому искусству — к живописи и графике — Нового времени показывает, как народные образы поняты в современной культуре этих народов, как осознана и переживается их красота. В этой четверти мы обращаемся к станковому изобразительному искусству, которое выражает глубокие чувства и переживания людей, их отношения. Большое внимание здесь надо уделять восприятию произведений искусства. Тема. Все народы воспевают материнство У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей. Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу (изображение по представлению). Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага. Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. Сикстинская мадонна; М.Савицкий. Партизанская мадонна; Б. Неменский. Тишина; и др. Музыкальный ряд: колыбельная. Тема. Все народы воспевают мудрость старости Есть красота внешняя и внутренняя. Главное — внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты. Задание: изображение любимого пожилого человека — стремление выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага. Зрительный ряд: автопортреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина. Тема. Сопереживание — великая тема искусства С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник вы- ражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага. Зрительный ряд: С.Боттичелли. Покинутая; Рембрандт. Возвращение блудного сына; П.Пикассо. Нищие. Литературный ряд: Н.Некрасов. Плач детей. Тема. Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства — живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы — посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Задание: эскиз памятника герою (по выбору ребенка). Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков. Тема. Юность и надежды Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Материалы: гуашь или мелки, бумага. Зрительный ряд: В. Тропинин. Портрет сына; З.Серебрякова. Портреты детей; Б. Йемене кий. Мальчишка, Весна. Тема. Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение детских работ. Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы. Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу; коллективные панно; собранный детьми по темам искусствоведческий материал. Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В результате изучения программы учащиеся: - осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов; - приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства; — развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; - развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; — осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования; — приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества; - учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия; — овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности; - приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме; - приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; - приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира; - приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино); - приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни. 2-й этап обучения (V — IX классы) ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ЗНАНИЙ (Программа основной школы) Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый, этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства. V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. VI и VII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Следующая ступень — VIII класс — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных ис-кусств опирается на уже сформированный за предыдущий пери-од уровень художественной культуры учащихся. Тема IX класса является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодя господствующими во всей системе информации. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния зрительных образов, силы их воздействия при слиянии со словом и звуком. Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа дает возможность различного углубления каждой темы — в зависимости от конкретных условий. Так, программа (при определенных потерях) может быть выполнена при 35 учебных часах в год, но оптимальное изучение программы предполагает 70 учебных часов в год. При опоре на методические материалы к программе изучение каждой ее темы может быть углублено при большем количестве часов в школах художественно-эстетического направления. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем. Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся. V КЛАСС (35—70 ч)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.47 (0.012 с.) |