Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По программе «изобразительное искусство

Поиск

И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского: Йеменская Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 кл. (2004)'; Коротеева Е. И. Искусство и ты: Учебник для 2 кл. (2004), Твоя мастер­ская: Рабочая тетрадь для 2 кл. (2003); Искусство вокруг нас: Учебник для 3 кл. (2004), Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 кл. (2004); Йеменская Л. А. Каждый народ — художник: Учебник для 4 кл. (2004), Йеменская Л. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. (2004); Горяева Н. А., Остров­ская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2003); Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. (2003), Горяева Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» (2003). В 2004—2006 гг. планируется выпуск методического пособия для работы с учащимися 1—4 классов, а также новых учебников и методик по программе «Изобрази­тельное искусство и художественный труд. 1—9 классы».

Учебники соответствуют требованиям обязательного миниму­ма содержания образования по предмету «Изобразительное искус­ство» в начальной и средней школе.

В яркой, образной форме учебники последовательно раскры­вают содержание предмета, соответствуя программному принци­пу системности изучения материала.

 

Каждый учебник состоит из четырех глав, которые соответствуют четвертям учебного года и структуре программы.

Текст учебников обращен к ребенку. Написанный в доверительной форме, он легко воспринимается детьми, хотя является емким, собранным, дидактически построенным обучающим материалом. Учебный текст должен помочь понять и выявить главное в изучаемой теме. Отсутствие назидательного тона, живая образность языка побуждают прочесть каждую страницу, но учитель решает на какие строки следует обратить внимание во время классной работы, какая часть текста «растворится» в расширенных углубленных разъяснениях педагога и что может быть предназначено для самостоятельного прочтения. Необходимо, чтобы учебники были у каждого ученика не только на уроке, но и дома для многоразового, повторного обращения и рассма­тривания.

Учебники по искусству предназначены также и для учителя, поскольку раскрывают методику работы с детьми и в то же вре­мя дают возможность развития творческой мысли педагога. Учеб­ники помогут сохранить целостность и системность в приобще­нии детей к духовному содержанию искусства. Очень важно так­же и то, что учебники способствуют становлению нового современного имиджа предмета «Изобразительное искусство» среди других школьных дисциплин, предъявляя соответствующие требования к содержанию учебного процесса.

Эти учебники также предназначены и для родителей, кото­рые, как показывает практика, с интересом знакомятся с вопро­сами, над которыми раньше не задумывались. Учебники служат источником для домашнего чтения, совместных со своими деть­ми занятий и бесед.

Учебники широко иллюстрированы. Зрительный ряд является обучающим и предназначен для внимательного рассматривания в контексте изучаемой темы. Каждый разворот учебника являет­ся смысловой единицей.

Зрительный ряд содержит:

- репродукции произведений изобразительного искусства;

- фотографии произведений декоративно-прикладного и на­родного искусства, произведений дизайна, памятников архитек­туры;

- художественные фотографии явлений и деталей природы;

- художественные рисунки и иллюстрации;

- методические рисунки;

- детские работы как примеры выполнения творческих за­даний.

Учебник является книгой по искусству и предназначен для длительного контакта с читателем, для формирования навыков углубленного зрительного восприятия и неспешного освоения зрительной информации.

Вопросы и задания завершают каждую тему в учебнике. Во­просы помогают активизировать понимание учебного материла и выделить основные моменты. Задания включают разъяснения по их осуществлению. Заданий предлагается часто больше, чем можно выполнить за один или два часа в неделю, но таким об­разом у учителя появляется свобода выбора заданий или возмож­ность их осуществления при увеличенном количестве уроков. Ра­зумеется, учитель может также придумывать свои варианты зада­ний на основе предложенной в учебнике темы, у учеников при этом будут расширяться представления о возможных решениях данной темы.

Развитие умений и навыков при работе с учебником происхо­дит благодаря методической выверенности и стройности изучае­мого материала.

Термины и названия, которые нужно запомнить, выделены в тексте и имеют определения и разъяснения. Но запоминание названий не является главным в начальной школе. Здесь важно понимание необходимого минимума понятий и формирование зри­тельной памяти, которая опирается на яркость зрительных впе­чатлений и их личностно значимый для ребенка смысл.

Каждый учебник заканчивается методическими рекомендаци­ями, где разъясняются цели, задачи, приемы и методы работы с детьми при изучении его содержания.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Твоя мастерская» сопровождает учебник и соответствует его содержанию и структуре.

В рабочих тетрадях в игровой и занимательной форме пред­ложены задания для самостоятельного выполнения ребенком. Эти задания закрепляют знания и навыки, полученные при изучении основных тем программы, но не повторяют заданий в учебниках. Задача тетради — развить фантазию и творческое воображение учащихся, расширить диапазон их возможностей работы с худо­жественными материалами, выявить степень понимания изучаемо­го материала, создать вариативные и игровые ситуации для по­вторения материала в классе и дома.

Роль учителя является главной в процессе приобщения детей к искусству. Именно учитель создает на уроке эмоционально-об­разную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тог­да, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально ок­рашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и учитель искусства как никто другой может создать ему эти условия.

В учебно-методический комплект, кроме учебника и рабочей тетради для учащихся, входит МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для учителя(приложение №1).

 

1-й этап обучения (I IV классы)

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(программа начальной школы)

I класс (33—66 ч) ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

I четверть. Ты изображаешь. Знакомство

С Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас

Мастер Изображения учит видеть

Изображать можно пятном

Изображать можно в объеме

Изображать можно линией

Разноцветные краски

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Художники и зрители (обобщение темы)

II четверть. Ты украшаешь. Знакомство

С Мастером Украшения

Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать

Узоры на крыльях

Красивые рыбы

Украшения птиц Узоры, которые создали люди Как украшает себя человек Мастер Украшения помогает сделать праздник

III четверть. Ты строишь. Знакомство

С Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни

Домики, которые построила природа

Дом снаружи и внутри

Строим город

Все имеет свое строение

Постройка предметов (упаковок)

Город, в котором мы живем

IV четверть. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Совместная работа трех Братьев-Мастеров «Сказочная страна». Создание панно «Праздник весны». Конструирование из бумаги.

 

Урок любования. Умение видеть «Здравствуй, лето!»

Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса.

На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Открыти­ем для детей должно стать то, что многие их повседневные бы­товые игры являются художественной деятельностью — тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Ма­стера — интересная игра. С нее и начинается познание связей ис­кусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в позна­нии огромного, сложного мира пластических искусств. Задачей этого года также является осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а также первичное освоение этих материалов.

Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под «шапкой-невидимкой». В I четверти снимает с себя «шапку» и начинает открыто играть с детьми Мастер Изображения. Во II четверти он поможет снять «шапку-невидимку» с Ма­стера Украшения, а в III — с Мастера Постройки. В IV четверти они показывают детям, что друг без друга жить не могут и все­гда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обоб­щающих уроков: в них через работу каждого Мастера связывает­ся детская художественная работа со взрослым искусством, с ок­ружающей действительностью.

I ЧЕТВЕРТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.33 (0.009 с.)