Или театрально-декорационное искусство — особый вид художественного творчества 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Или театрально-декорационное искусство — особый вид художественного творчества



Два направления художнической деятельности сценографа: со­здание образно-игровой среды (т. е. места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего об­лика актера (вида и одежды персонажа). Выразительные средст­ва сценографии: пространство сцены, цветосвет, внешний облик («одежда») сцены и актеров. Условность художественно-образно­го языка сценографии. Деталь вместо целого. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.

Виды сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое и т. д. Динамичность и постоянная изменяемость «театраль­ной картинки». Актер как участник сценической среды.

Задания: 1) обсуждение и анализ фотографий театральных ма­кетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с це­лью определения типа сценического декорационного оформления;

2) решение образа спектакля в виде инсталляции;

3) начало работы над макетом спектакля.

Материалы: бумага белая, черная и цветная; картон, клей, нож-резак и другой инструментарий и материалы, необходимые для макетирования; предметы и материалы по теме инсталляции.

Тема. Сценография как искусство и производство

Как и с кем работает художник-постановщик. Театральные службы и цеха — столярно-сварочный, пошивочно-костюмерный, бутафорский, световой, гримерный, монтировочный. Театральное здание и устройство сцены. Элементы декорационного оформле­ния спектакля: жесткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, зад­ник, занавес) декорации. Этапы создания сценического оформле­ния: от эскиза к сценическому воплощению. Макет и специфика театрального макетирования.

Задания: 1) создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж;

2) продолжение работы над макетом спектакля.

Материалы: бумага белая, черная и цветная; картон, клей, нож-резак и другой инструментарий и материалы, необходимые для макетирования; бумага, краски и карандаши для эскиза.

Тема. Изобразительные средства актерского перевоплощения:

Костюм, грим, маска

Искусство и специфика театрального костюма. Образность те­атрального костюма, грима и прически. Костюм, его игровая при­рода и характерность. Своеобразие материалов для сценических костюмов. Относительная самостоятельность костюма в шоу-пред­ставлениях и театре моды. Роль костюма и грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках. Маска: внешнее и внутрен­нее перевоплощение актера. Традиции и культура театра масок.

Задания: 1) проведение круглого стола по теме «Театральный, коллекционный и бытовой костюм. Общее и отличия»;

2) эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски (может быть одно объединенное задание на это и следующее занятия или два самостоятельных на оба занятия);

3) создание в материале костюма, маски или куклы к плани­руемому спектаклю (коллективная работа).

Материалы: по теме выбранного задания.

Тема. Театр кукол

Кукольный театр — единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы — созда­тель образа куклы-актера. Виды театральных кукол и способы ра­боты с ними. Черный театр.

Задания: 1) устное рецензирование просмотренного спектакля театра кукол (видеозапись);

2) создание эскиза кукольного спектакля или эскиза куколь­ного персонажа;

3) продолжение работы над куклой и оформлением заплани­рованного спектакля (коллективная работа).

Материалы: по теме выбранного задания.

Тема. Театрализованный показ проделанной работы

Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы, проделанной в четверти: сценический этюд (построенный на игре с вещью или в декорациях), карнавально-масочное действо, фрагмент куколь­ного спектакля или театрализованный показ костюмов.

II ЧЕТВЕРТЬ

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ (8—16 ч)

Эволюция изображения в искусстве рассматривается как след­ствие развития технических средств и способов получения изоб­ражения (от ручного способа к механическому) и как расшире­ние понимания художественного в визуальных искусствах (от ри­сунка к фотографии).

Время доказало, что изобразительные по своей природе фо тография, кинематограф, телевидение не сумма технологий, а ви­ды художественного творчества со своими образно-выразитель­ными средствами, входящие в круг искусств, при помощи кото­рых художник выражает свое видение и понимание мира. Это эстафета искусств, где как связующая нить присутствует изобра­жение, но на новом техническом витке, обогащая понимание ху­дожественного и расширяя изобразительные возможности худож­ника.

Фотография — документальный рассказ о снимаемом объекте. Оператор — это искусство пластического видения мира. Отбор ха­рактерного и типичного или мгновенного и неповторимого — два творческих метода оператора.

Во II четверти, в основном на примере искусства фотографии, исследуется общее в художественно-творческом процессе для всех визуальных искусств и то специфическое, что свойственно толь­ко жанру фотографии. Фотография рассматривается как художе­ственно-документальное произведение.

Одновременно учащиеся, имеющие фотоаппарат или видеока­меру, могут самостоятельно и при помощи учителя (на занятиях или консультативно) постигать азы операторской грамоты в той степени, какую предоставляют для этого условия школы.

Материалы и оборудование, необходимые для работы на уро­ках во второй четверти:

- обязательно наличие видеомагнитофона и просмотрового телевизора (монитора); желательна видеокамера со штативом, эле­ктроосветительная аппаратура на штативах, затемнение в классе, разноцветные фоны, цветные фильтры, диапроектор с экраном, бумага, карандаши;

- фотоаппарат (в зависимости от системы получения изобра­жения выбор соответствующей техники и технологий); освети­тельные приборы (например, три бытовых светильника). Если нет фотоаппарата, можно изучать фотографию с помощью видеокаме­ры, работающей в режиме стоп-кадра.

Тема. Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств

Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Общая природа художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве. Развитие изобразительных средств при изменении технологии и способа создания изображе­ния не затрагивает природы художественного творчества и ком­позиционных законов, по которым строится любое изображение.

Кино как движущееся в условном времени фотоизображение. Телевизионный эфир — прямое изображение, т. е. существующее в реальном времени.

Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Задание: обзор (желательно после просмотра) живописи, фо-

тографии и экранных произведений; их сравнительный анализ. Занятие проводится в форме открытой трибуны или диспута.

Зрительный ряд: наскальный рисунок, русская икона, фреска Леонардо да Винчи, коллаж П. Пикассо; фотографии А. Родченко, Брассаи; кадры или фрагменты из фильмов У. Диснея, Д. Верто­ва, А. Германа; видеофрагменты телерепортажей; изображение на компьютерном мониторе.

Тема. Фотография — расширение изобразительных

Возможностей искусства. Грамота фотографирования

И операторского мастерства

Фотография как передача видимого мира в изображениях, дуб­лирующих реальность. Фотографическое изображение не реаль­ность, а новая художественная условность.

Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компью­терной фотографии. Становление фотографии как искусства. Специ­фика фотоизображения и технология процессов его получения.

Задания: 1) информационные сообщения или краткие рефера­тивные резюме во время проведения круглого стола «Современ­ная съемочная техника и значение работы оператора для общест­ва XXI века»;

2) освоение элементарных азов съемочного процесса: изуче­ние фото- и видеокамеры, работа со штативом, выбор режима съемки и т. д.

Зрительный ряд: демонстрация съемочных аппаратов (фотоап­парат, видеокамера и т. д.) и изображений, полученных при по­мощи этих аппаратов на слайдах, репродукциях, фотографиях и кинопленке, компьютерных носителях и т. п.

Тема. Всеобщность законов композиции. Выбор места,

Объекта и ракурса съемки.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.008 с.)