Тема 3. Искусство периода классики (v - IV вв. До Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Искусство периода классики (v - IV вв. До Н. Э. )



Время расцвета греческой полисной системы и ее культуры. Греко-персидские войны как важный этап в формировании специфики мировоззренческих представлений классики. Возрастание Афин как культурного центра Греции. Высокая классика как наивысший период в развитии греческого искусства. Изменения эстетической программы, связанной с представлениями о Космосе.

Кризис полисной системы в IV в. до н.э.: изменение системы ценностей и влияние этих процессов на развитие искусства. Македонская династия и её роль в формировании культуры поздней классики. Появление новой эстетической программы в позднюю классику и роль частного заказа. Роль мастера в искусстве поздней классики. Роль восточных центров в культуре поздней классики.

Основные виды искусства, получившие развитие в период классики. Художественные центры классической эпохи.

Появление исторических трудов Геродота и Фукидида и специфика понимания ими исторических процессов. Поэзия эпохи классики и её основные жанры. Афинская трагедия и комедия. Формирование риторики как науки.

Проблема знания как основная философская проблема V в. до н.э. Платон и Аристотель.

Периодизация искусства классики.

Архитектура. Архитектурная программа классической эпохи: гармоничный баланс между несомыми и несущими элементами конструкции. Гармония в показе взаимосвязи архитектуры и окружающего пространства. Важность понятия симметрии как соразмерности и ясной построенности целого. Синтез искусств как органическая взаимосвязь разрозненных элементов художественной программы. Переход к многообразию архитектурных образов в результате полного освоения широких возможностей ордера. Попытка создания в Афинах всеэллинского ордера на основе различных ордеров. Формирование крупных архитектурных ансамблей (Олимпия, Афинский акрополь, Элевсин, Дельфы).

Переход в IV в. до н.э. ведущей роли в строительстве от Афин к центрам Пелопоннеса и Малой Азии. Появление коринфского ордера. Утрата дорическим ордером ведущей роли в оформлении стоечно-балочной конструкции. Постепенный отход от органического единства конструктивных элементов в архитектуре поздней классики: динамичность, живописность архитектурной формы

Сложение в Афинах теории градостроительства (Гипподам из Милета), включающую не только регулярную планировку, но и планомерную застройку кварталов. Особенности философско-эстетической программы «гипподамовой системы». Строго логически и геометрически продуманная система правил для последовательной планировки города как единого функционального целого.

Появление открытых каменных театров, одеонов, новых форм общественных зданий, мавзолеев.

Оформление развитого типа древнегреческого жилого дома - сначала пастадного, затем перистильного типа.

Особенность применения раскраски в архитектуре классики.

Основные материалы, применяемые в архитектуре классики.

Храм Афины Афайи на о-ве Эгина (480 г. до н.э.) как памятник переходного периода от архаики к классике: стремление к компактным размерам храма, введение внутренней двухъярусной колоннады; большая, по сравнению с архаикой, лёгкость колоннады; появление хор; сохранение тяжеловесности определённых частей здания (фронтон).

Ранняя классика - постепенный путь к простым, лапидарным формам храмовых построек; постепенный отказ от показа эффекта энергии борьбы между несомыми и несущими деталями конструкции; стремление к передаче гармонического равновесия архитектурных масс.

Храм Геры II (Посейдона, между 475 и 460 гг. до н.э.) в Пестуме: особенности художественно-образного решения, как здания, так и пестумского ансамбля в целом. Эстетическая программа, направленная на передачу гармонического единства деталей постройки и применение эффекта постепенного нарастания величия постройки по мере приближения к ней.

Храм Зевса в Агригенте (ок. 480 г. до н.э.): крупнейший дорический храм, сохранение мощи пропорций, применение фигур атлантов как своеобразное дополнение архитектуры пластикой, использование в колоннаде полуколонн.

Храм Зевса в Олимпии (арх.Либон, между 468 и 456 гг. до н.э.): применение классического сочетания между продольными и торцевыми колоннами; точно найденная мера высоты колонны и антаблемента, чистота и ясная выстроеность форм и линии силуэта отдельных деталей как результат использования очень твёрдых пород ракушечника; построение пространственно-пластического эффекта ансамбля за счёт господства данного храма над разновременными постройками.

Высокая классика. Художественно-образная программа ансамбля Афинского акрополя. Роль Перикла и Фидия в сложении программы Афинского акрополя. Равновесие элементов композиции, единство свободной компоновки и мерного порядка, как в элементах зданий, так и в композиции, соразмерность человеческим масштабам. Своеобразие логики ансамблевой планировки, связанной с маршрутом панафинейских шествий как обыгрывание эффекта постепенного вхождения в “архитектурный Космос” Акрополя. Тонкая продуманность последовательности ансамблевых сопоставлений. Основные элементы ансамбля: Пропилеи, Пиргос, Пинакотека, храм Афины-Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон.

Пропилеи (арх. Мнесикл, 437-432 гг. до н.э.) - роль постройки в архитектурной композиции Акрополя, различие по композиционному решению и размерам боковых фасадов, программа сочетания двух вариантов ордеров.

Храм Афины-Ники Аптерос (арх. Калликрат, проект 450 г. до н.э.; постройка 427-421 гг. до н.э.) - стройность и удивительная изящность пропорций, своеобразие гармонического контраста в сочетании ордерных систем данной постройки и Пропилей.

Роль статуи Афины Промахос в художественно-образной программе Афинского акрополя.

Парфенон (арх. Иктин и Калликрат, 447- 438 гг. до н.э.) как вершина в развитии греческой архитектуры – взаимосвязь с планировкой города; сочетание классических пропорций дорического ордера с элементами, присущими ионическому ордеру; органичность пропорциональных сочетаний за счёт тщательного использования системы курватур; специфика используемого материала; применение двух ордеров в интерьере; использование типа двуцеллового храма; взаимосвязь скульптурной программы с основными элементами художественного–образного решения Акрополя.

Эрехтейон (строительство задумано одновременно с Парфеноном, продолжалось с 421 по 407/406 гг. до н.э.): асимметрия планировки как особенность формально-образной структуры; уникальность асимметричного плана; сложная пространственная композиция, сочетающая помещения и три портика, расположенных на разных уровнях; использование скульптуры в качестве конструктивного элемента. Дискуссии о своеобразии художественного решения Эрехтейона, взаимосвязь этих решений со временем выполнения проекта Акрополя и временем постройки здания.

Парфенон и Эрехтейон: гармонический баланс контрастов в передаче органической связи архитектуры и скульптуры в ансамбле Акрополя.

Храм Аполлона в Бассах (арх. Иктин, ок. 430 г. до н.э.): необычность ориентировки, внимание к интерьеру и новшества в его художественно-образной программе, наличие трёх ордеров, первое использование и роль коринфской колонны, наличие адитона и удлинённые пропорции здания.

Гефестейон (440-430-ые гг. до н.э.) на Афинской Агоре как памятник архитектуры конца периода высокой классики.

Поздняя классика. Новшества в художественно-образной программе ордерной конструкции: частое использование различных ордеров, что связано с созданием репрезентативного архитектурного образа и разрушением органического единства конструктивного и эстетического начал; отступление от конструктивной ясности ордерной системы. Сокращение строительства храмов. Большое влияние частного заказа на программу памятников.

Храм Афины Алеи в Тегее как пример храма поздней классики.

Ионические храмы - гигантские размеры построек, тенденция отказа от классических идеалов, пышность и роскошь декоративного убранства.

Святилище в Эпидавре: основные элементы архитектурной композиции (храм Асклепия, толос, театр), выстроенной по принципу контрастной выразительности отдельных построек.

Театр в Эпидавре (арх. Поликлет Младший). Основные элементы: театрон, орхестра, скена с проскением. Черты планировочного решения театрального здания: использование склона естественного холма, специфика сочетания архитектуры и окружающего ландшафта, отражение в планировочных решениях структуры античного театра.

Филипейон в Олимпии как пример появления в архитектуре тенденций, ведущих к использованию репрезентативных художественно-образных программ.

Появление усыпальниц-мавзолеев: новшества образной программы, связанной с возвеличиванием правителя; сложное и разнообразное сочетание различных архитектурных форм как своеобразный симбиоз греческого и восточного; пышность и богатство декора в ущерб конструктивной ясности при усилении эмоциональной выразительности художественного языка. Дискуссии о реконструкции Галикарнасского мавзолея

Развитие архитектуры частного дома.

Памятники: планировки Пирея и Милета, храм Афины Афайи на о-ве Эгина, храм Геры II (Посейдона) в Пестуме, храм Зевса в Агридженто, храм Зевса в Олимпии, ансамбль Афинского акрополя, храм Аполлона в Бассах, Гефестейон на Афинской агоре, культовый комплекс в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре, храм Аполлона в Дидимах, храм Афины Алеи в Тегее, храм Артемиды в Эфесе,Филипейон в Олимпии, Галикарнасский мавзолей, «Львиная гробница» в Книде.

Скульптура. Изменение пластической концепции архаики в отношении понимания темы движения: передача состояния подвижного покоя, стремление воплотить в пластике жизненную убедительность движения как основная задача классики. Новый подход к изображению человека: конкретность пластического образа и его показ состояния действия или способности к нему.

Ранняя классика или «строгий стиль» (500/490 – 460/450 гг. до н.э.). Постепенное овладение конкретной передачей мотива движения пластическими средствами. Появление индивидуального стиля мастера при стирании отличий между локальными школами. Свидетельства об Агеладе, Каламиде и Пифагоре Регийском. Научные дискуссии о принадлежности ряда сохранившихся памятников «строгого стиля» данным авторам.

Т. наз. мальчик Крития и Аполлон из Пьомбино как примеры образа куроса «строго стиля»: исчезновение архаической улыбки; своеобразие в трактовке жеста; более свободная, по сравнению с архаикой, постановка фигуры в пространстве; более свободная и мягкая трактовка отдельных частей тела (область живота и бёдер), постепенный отказ от орнаментальности в передаче деталей.

Гестия Джустиниани как пример новой трактовки женского образа в пластике «строго стиля».

«Дельфийский возничий» и статуя Посейдона с мыса Артемисион - попытки передачи различных вариантов движения в рамках трансляции программы состояния подвижного покоя.

Статуарная группа эпохи ранней классики как шаг к более конкретной передаче события при некоторой прямолинейности в показе пластических моментов. Шаг к единству пластического ансамбля и стремление через пластику к передаче единства внутреннего состояния.

Скульптурная группа Гармодий и Аристогитон (ск. Критий и Несиот): сохранение символики действия при введении новых качеств, знаменующих сложение скульптурной группы классического периода.

Творчество Мирона как мастера переходного периода от «строго стиля» к высокой классике. «Дискобол» как образец для реконструкции «стиля» Мирона: новаторские приёмы в передаче движения, слитность в позе атлета нескольких последовательных движений; единство простых и легко воспринимаемых жестов, передающих различные моменты реально движущейся фигуры; гармоническое единство в передаче внутреннего напряжения и сдержанности внешних форм, роль линии силуэта как важнейшей составляющей образа, «планиметрическая» концепция пластического решения.

«Афина и Марсий» как новый этап в формировании пластической группы: появление приёмов передачи психологической мотивировке движения, контрастность в передаче отдельной фигуры и гармония композиции в целом, перенос сюжет ого центра скульптурной группы во внутрь композиции.

Дискуссии о последователях «стиля» Мирона.

Художественно-образная программа рельефов «строго стиля» на примере анализа трона Людовизи и «Задумчивая Афина»: гармоническая целостность композиции, простота и изящество ритма линии силуэта, постепенное освобождение от условностей рельефов архаики, поэтическая одухотворённость образов и повествовательность пластики.

Эволюция скульптурного оформления храмов в период «строгого стиля»: создание единой композиции, объединяющей всё фигуры в единое событие; постепенный путь к отказу от плоскостности и применение круглой скульптуры; более свободная, естественная передача движения; индивидуальность пластической программы и стремление к максимальному разнообразию пластического решения каждой статуи; путь к органическому слиянию формы фронтона с композиционными приёмами.

Фронтоны храма Афины Афайи на о-ве Эгина (т. наз. эгинеты) как пример формирования основных принципов скульптурного оформления фронтонов «строгого стиля».

Скульптурное оформление храма Зевса в Олимпии – особенности художественно-образной программы восточного и западного фронтонов и метоп.

Высокая классика (450 – 430/420 гг.до н.э.).

Основные этапы и черты творчества Поликлета по литературным источникам. Техническое совершенство и тщательность, виртуозность обработки бронзы в работах Поликлета. Стремление к отражению идеальной формы и абсолютного совершенства пропорций как важное составляющее творчества Поликлета. Дискуссии об однообразии художественных приёмов в работах Поликлета.

Основные положения трактата «Канон» Поликлета: попытка установить общезначимые законы пропорций; базирование принципов пропорционирования не на определённой единице меры, а на взаимоотношениях между отдельными частями тела, при котором отдельные части тела рассматриваются как части общей высоты фигуры; установление для пропорционального построения лица принципа деления на три равных доли.

«Дорифор» как пример применение в скульптуре основных принципов «Канона»: воплощение идеального атлетического тела и выдвижение на первый план чисто пластического мотива при отсутствии тематической мотивировки; окончательный отказ от фронтальности и полная свобода в передаче движений. Специфика передачи движения в состоянии покоя за счёт нового и полного применения системы хиазма. Различия и пластическое равновесие правой и левой сторон фигуры, специфика пластической трактовки отдельных частей тела.

Своеобразие пластической концепции Поликлета в работе «Диадумен»: большая мягкость и изящество форм, а также в передаче шага, что связано с показом движения в трёхмерном пространстве; овладение пластическим объёмом.

Концепция женской статуи в творчестве Поликлета на примере статуи Амазонки для святилища Артемиды в Эфесе (т. наз. берлинский тип амазонки).

Развитие пластических идей Поликлета в работах его последователей.

Основные этапы и характеристика творчества Фидия по литературным источникам. Дискуссии о принадлежности некоторых скульптур работе Фидия. Владение мастером различными скульптурными техниками и материалами. Попытка соединить передачу возвышенного религиозного чувства с передачей идеально точно выстроенной пластики тела как специфическая черта творчества Фидия.

Статуи Афины Промахос и Афины Лемния - примеры поиска идеально прекрасных форм и их оптически выверенного восприятия.

Анадумен Фарнезе работы Фидия: зависимость пластического замысла от внутреннего содержания статуи, стремление передать состояние покоя и движения одновременно; тектоническое равновесие всех частей фигуры. Сравнительный анализ Анадумена Фарнезе и Диадумена Поликлета как способ выявить специфику стилистических приёмов этих мастеров.

Работа Фидия над статуей амазонки для оформления святилища Артемиды в Эфесе (на основе анализа т. наз. Амазонки Маттеи) и дискуссии по поводу её реконструкции. Сравнение Амазонки Маттеи со статуями амазонок работы Поликлета и Кресилая (т. наз. Капитолийская амазонка).

Колоссальные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского: история создания, дискуссии в научной литературе, связанные с возведением памятников и специфика художественно-образной программы.

Портрет Перикла работы Кресилая – основные черты художественно-образной концепции греческого “портрета”.

Скульптурное оформление Парфенона (метопы, фронтонные группы и зоофорный фриз) и участие в нём Фидия. Проблема стилистической разницы в скульптурном оформлении Парфенона и её анализ в научной литературе.

Метопные рельефы: основные темы, особенности композиционного и пластического решений.

Зоофорный фриз: основной сюжет и последовательность его показа во времени и в пространстве, особенности композиционного и пластического решений, цельность в претворении художественно-образной программы.

Фронтонные группы Парфенона как новая стадия в эволюции фронтонных композиций: более выверенная и сплочённая композиция, увеличение количества фигур, активное использование всей глубины пространства фронтона за счёт постановки фигур в два ряда и их разворота под углом к плоскости фронтона, использование приёма пластического равновесия фигур, отсутствие полной симметрии и тектонического центра.

«Богатый стиль» (420 – 400/390 гг.до н.э.).

Популярность и преобладание рельефных композиций над круглой пластикой. Постепенное формирование новой пластической концепции, связанной с введением в программу статуи элемента диссонанса, внутреннего напряжения, интереса к передаче эмоциональных моментов. Усиление в пластике к концу V в. до н.э. живописных тенденций, что во многом связано с возрождением традиций ионийской школы.

Отсутствие интереса к прежнему идеалу, представленного статуями обнажённых атлетов. Популярность женского образа и разработка виртуозной взаимосвязи между пластикой тела и пластикой одежды, дающей эффект обнажения тела сквозь одежды.

Основные этапы и характеристика творчества Алкамена по литературным источникам. Дискуссии о принадлежности некоторых скульптур работе Алкамена.

Герма Гермеса Пропилея работы круга Алкамена как пример сочетания определённой тяги к архаизирующим чертам (как-то, применение строго тектонической композиции) с асимметрией в передаче отдельных деталей.

Скульптурная группа «Прокна и Итис»: выбор специфичного сюжета, основанного на передаче душевного конфликта, интерес к сложной композиции и новому сочетанию пластики и тектоники.

Творчество Каллимаха и его основные черты (Каллимах – «искрошитель искусства») по свидетельствам литературных источников и позднейшим репликам.

Статуя Ники работы мастера Пэония: необычность пластической программы, связанной с передачей эффекта парения фигуры в воздухе и идеи обнажения тела сквозь одежду; введение живописных тенденций в греческую пластику, связь статуи с окружающим пространством и попытка установить непосредственный контакт между зрителем и статуей.

Фриз храма Афины – Ники (Ники Аптерос) на Афинском акрополе: особенности сюжетной программы, специфика стилистических приёмов. Рельефы балюстрады храма Ники Аптерос: новый вид аллегорической композиции, применение принципа живописности в трактовке драпировок, поз.

Памятник Нереид в Ксанфе как пример нового сочетания храма ионического образца с гробницей восточного типа, восточных и греческих традиций рельефных циклов. Особенности стилистических приёмов, используемых в оформлении Памятника Нереид, связанные с отказом от передачи абстрактного события в классическом рельефе и переходом к конкретности в показе события, к изложению исторической хроники.

Изменения в надгробных стелах во второй половине V в. до н.э. – более низкая и широкая, по сравнению с архаической эпохой, форма стелы, допускающая многофигурную композицию; постепенное введение в композицию стелы архитектурных деталей и уподобление стелы маленькому храму; сложение специфичной художественно-образной программы, связанной с передачей идеи «метафоры порога» и особой атмосферы прощания с умершим.

Надгробные стелы конца V в. до н. э.: постепенное исчезновение сдержанности в формальных и содержательных компонентах, наличие в композициях резких ракурсов, использование активных светотеневых эффектов за счёт предпочтительного применения высокого рельефа и круглой скульптуры, появление эмоционального переживания в передаче темы смерти.

Поздняя классика (400/390 – ок. 320 гг. до н.э.). Новые черты в художественном отражении мира как следствие изменений в мировоззрении, вызванных утратой идеалов полиса. Отход от возвышенно идеальных образов высокой классики, а также от стилистических исканий «богатого стиля». Утрата в художественном образе цельности мировосприятия и жизненной полноты. Внимание к различным многообразным аспектам человеческой жизни как следствие сохранения представлений об этической ценности человека при осознании сложности и противоречивости исторических процессов.

Исчезновение самостоятельности художественных школ и выработка общих, единообразных художественных форм. Формирование в течение IV в до н.э. нового типа художника, не имеющего постоянной мастерской и постоянных кадров учеников вследствие отсутствия стационарного места пребывания. Изменения социального облика заказчика, появление частного заказа. Зависимость художественной концепции от индивидуального вкуса заказчика.

Стремление к передаче в пластике абстрактных идей, аллегорий. Формирование нового идеала мужского тела, постепенный отход от канона Поликлета в работах пелопонесских скульпторов. Поиски нового идеального канона пропорций в творчестве Евфранора (по литературным источникам) и Лисиппа.

Скульптура поздней классики как предтеча пластики эллинизма.

Творчество Кефисодота и Тимофея как примеры поиска новых стилистических приёмов.

Основные этапы творчества Скопаса по литературным источникам. Черты творчества Скопаса: специфика в построении головы, особое внимание к пластике лица; разрушение целостного и гармоничного пластического образа за счёт передачи эмоционально острых, взволнованных мотивов;стремление к повышенной эмоциональности в передаче внутреннего состояния образа; применение светотени для достижения особых психологических эффектов; динамичное завоевание пластической формой пространства; драматическое звучание пластики при передаче человеческих эмоций; приоритетные материалы. «Менада» как пример богатства точек зрения, применения вращательного движения и насыщения пластики эмоциональной динамикой.

Скопас - основатель патетического и динамического направления в греческой пластике.

Скульптурное оформление Галикарнасского мавзолея и работа над ним Скопаса, Тимофея, Бриаксида и Леохара. Дискуссии о композиции, атрибуции и авторстве скульптурной программы. Восточный фриз как возможный пример работы Скопаса: активное применение разряженной композиции и диагональных построений в ней, что создаёт экспрессию в передаче движения; использование высокого рельефа.

Основные этапы и характеристика творчества Праксителя по литературным источникам. Черты творчества Праксителя: интерес к отдельным, спокойно стоящим статуям и применение дополнительной опоры; приоритет темы отдыха, мечтательной задумчивости и постепенный вход в программу статуи пассивных поз; наличие жанрового подхода к культовой статуе; передача тела в состоянии покоя; внимание к мягким, плавным линиям и формам, а также к текучим ритмам, создающим эффект чувственного очарования; мастерское использование чисто оптических и колористических контрастов; специфическая обработка мрамора, создающая богатую «палитру» эффектов фактуры, мягкость и воздушность контуров тела. Статуя Гермеса с младенцем Дионисом как пример оригинальной работы Праксителя, напрямую свидетельствующий об особенностях стилистики его творчества.

Концепция женского образа и обнажённой натуры в творчестве Праксителя на примере Афродиты Книдской.

Основные этапы и характеристика творчества Лисиппа по литературным источникам. Черты творчества Лисиппа: бронза как приоритетный материал; разносторонность интересов мастера в выборе сюжетов; введение нового канона пропорций, связанного с передачей гибкого и стройного тела; передача тела в состоянии «подвижного равновесия»; переход от передачи пластического, осязательного восприятия натуры к показу чисто оптических эффектов; окончательное сложение скопасовской идеи, связанной с абсолютным овладением трёхмерным объёмом и полной свободой в постановке статуи в пространстве. Статуя Апоксиомена как пример работы Лисиппа, свидетельствующая об особенностях стилистики его творчества.

Трактовка образа мифического героя в творчестве Лисиппа на примере Геракла Фарнезе. Трактовка образа исторического героя в творчестве Лисиппа на примере портрета Александра Македонского (т. наз. Бюста Азара).

Творчество Леохара и его стилистическая характеристика: изящная гибкость тел, стройность пропорций; своеобразие сюжетной программы, выстроенной на смеси аллегории и драматического действа; интерес к передаче сложного, разностороннего движения. Реконструкция Аполлона Бельведерского и проблемы с ней связанные.

Скульптурное оформление храма Артемиды в Эфесе и особенности его художественного решения.

Памятники: т. наз. мальчик Крития, Аполлон из Пьомбино, Гестия Джустиниани, Дельфийский возничий, статуя Посейдона с мыса Артемисион, Зевс и Ганимед, Гармодий и Аристогитон (“Тираноубийцы”), “Трон Людовизи” (“Рождение Афродиты”), «Задумчивая Афина», бронзы из Риаче, фронтонные композиции храма Афины Афайи на о-ве Эгина, метопы храма Е в Селинунте, скульптурное оформление храма Зевса в Олимпии,Дискобол”, “Афина и Марсий”, “Дорифор”,Диадумен, статуи Амазонок для святилища Артемиды в Эфесе работы Поликлета, Фидия и Кресилая, Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Анадумен Фарнезе, скульптурный декор Парфенона, портрет Перикла, стела Гегессо, надгробие афинского всадника из собрания ГМИИ, стела Аристонавта, стела Дексилея, Гера Барберини, герма Гермеса Пропилея круга Алкамена из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, скульптурная группа «Прокна и Итис», Арес Боргезе, Ника Пэония, скульптурное оформление храма Ники Аптерос, скульптурное оформление храма Аполлона в Басах, скульптурное оформление Памятника Нереид, скульптурная декорация храма Асклепия в Эпидавре, статуя Эйрены и Плутоса, скульптурное оформление храма Афины Аллеи в Тегее, скульптурное оформление Галикарнаского мавзолея, скульптурное оформление храма Артемиды в Эфесе, “Менада”, надгробие юноши с р.Илисс, Афродита Книдская, Гермес с младенцем Дионисом, «Отдыхающий сатир»,статуя Аполлона Сауроктона, “Апоксиомен”, статуя Агия круга Лисиппа, Геракл Фарнезе, Геракл, борющийся со львом,портрет Александра Македонского работы Лисиппа (т. наз. Бюст Азара), Ганимед, похищаемый орлом из собрания Ватиканских музеев, “Аполлон Бельведерский”, Диана Версальская.

Живопись. Использование в живописи в течение V в. до н.э. сложных движений, ракурсов, способов передачи эмоций и реально подобного изображения фигуры за счёт освоения светотеневой моделировки и перспективных построений. Дискуссии о свойствах и видах перспективы, применяемой в греческой живописи. Новая роль линии в контурном рисунке и поиски колористического разнообразия. Расширение сюжетного репертуара в живописи периода высокой классики.

Проблема сохранности живописных памятников и их реконструкции по письменным изобразительным источникам. Письменные свидетельства как источник по реконструкции развития живописи и деятельности живописцев.

Полигнот (вт. четверть - сер. V в. до н.э.) и его роль в развитии греческой живописи: применение грандиозных многофигурных композиций; переход от фризообразного расположения фигур в одной плоскости к свободному их размещению на разной высоте при сохранении единого для всех персонажей масштаба; включение в композиции элементов условного пейзажа как стремление показать глубину пространства при сохранении абстрактно-плоскостного характера живописи; специфика передачи внутреннего состояния героев, проявляемая в преобладании спокойных и созерцательных ситуаций над драматическими действиями и событиями; возможное введение элементов мимики. Основные произведения Полигнота по данным письменных источников. Деятельность современников Полигнота по литературным источникам.

Первое применение принципов линейной перспективы в живописи Агафарха (сер. V в. до н.э.).

Аполлодор из Афин (посл. треть V в. до н.э.) - основоположник станковой живописи. Значение его творчества для развития греческой живописи: первым использовал передачу светотеневой моделировки и для создания иллюзии трёхмерности фигур; возможное использовал полутона.

Паррасий (посл. треть V в. до н.э.) и его место в развитии греческой живописи: соединение строго и возвышенного стиля Полигнота с живописными открытиями Аполлодора; первенство во введении в живопись симметрии и выразительности в лицах.

Зевксид (кон. V в. до н.э.) и его роль в развитии греческой живописи: окончательное сложение и широкое использование приёмов светотеневой моделировки; тонкость письма и выработка приёмов передачи красоты идеальных женских образов.

Сложение в живописи IV в. до н.э. самостоятельных школ: фиванская (интерес к передаче драматизма сюжетов и пластики образов), афинская (тяготение к традициям классического искусства V в. до н.э.), сикионская (впервые в греческом искусстве разработка теории живописи). Основные представители этих школ: фиванская – Аристид Старший; афинская - Евфранор; сикионская - Памфил. Теоретический трактат Памфила о мастерстве живописца как попытка разработать законы построения идеальной фигуры на плоскости.

Обращение художников поздней классики к различным жанрам (портрету, натюрморту).

Изобретение в позднюю классику энкаустики и мозаики (из цветной гальки).

Никий (сер.– вт. пол. IV в. до н.э.) и основные черты его творчества.

Творчество придворного художника Александра Македонского Апеллеса из Колофона: выбор мифологических и аллегорических сюжетов; умение передать душевное состояние человека; мастерское владение светотенью и перспективой; стремление отобразить реально подобные движения и мимику.

Казанлыкская гробница и гробница Филиппа II в Вергине как примеры использования достижений греческой живописи.

Памятники: Казанлыкская гробница, гробница Филиппа II в Вергине.

Вазопись. Дальнейшее развитие краснофигурной вазописи в период классики: “строгий стиль” (посл. четверть VI- нач. V вв. до н.э.); «свободный стиль» (вт.- треть четверть V в. до н.э.); «роскошный стиль» (420-390 гг. до н.э.). Влияние завоеваний монументальной живописи на формирование стилистических особенностей вазописи классики.

Вазопись «строго стиля». Эволюция художественных приёмов, начавших формироваться ещё в архаическую эпоху в сторону интереса к передаче движения и объёма тела при сохранении определённой плоскостности, графичности и декоративности изысканной линии, а также угловатости контуров.

Характерные особенности творчества мастера Брига: тонкий изящный рисунок; динамичные свободные композиции; выразительность в передаче оттенков разнообразных движений; освоение пластики человеческого тела и драпировок; попытка обогатить цветовую гамму за счёт введения пятен белой и красной краски, а также умелого использования красочных нюансов разбавленного лака.

Стилистические черты творчества Дуриса: изысканность композиционных решений, построенных на передаче контрастных движений и сложных ракурсов при сохранении тенденции к симметрично уравновешенной композиции; использование разнообразных сюжетов (как мифологического, так и бытового характера), применение разбавленного лака в деталях.

Высокое мастерство рисунка, интерес к проработке деталей как проявление стремления к созданию эффектных и изысканно декоративных композиций в работах вазописца Макрона из мастерской Гиерона.

Роспись сосудов «Берлинского мастера» как пример поиска новых выразительных качеств вазописи за счёт усиления элегантности линий и утончённости пропорций, частое применение украшения вазы одной фигурой на широкой плоскости чёрного фона.

Работы мастера Пана как своеобразное сочетание архаизирующих (декоративность линии, подробность в передаче деталей) и новаторских компонентов (выстроенность композиции на пластических контрастах, монументальность жеста, стремление передать через пластику внутренний конфликт между персонажами).

Вазопись «свободного стиля». Монументальный, сдержанный по набору применяемых средств характер росписей и использование преимущественно мифологических сцен. Выбор формы сосуда сообразно художественно-образной программе «свободного стиля»: интерес к амфорам, пеликам, кратерам и крайне редкое применение килика. Сосредоточение внимания мастера на фигурных композициях, украшавших снаружи главные части сосуда.

Применение в росписи фигур объёмных форм при использовании только для их построения только линии. Сохранение в орнаменте строго плоскостного характера росписи. Использование вазописцами приёма развёртывания композиции в глубину. Размеренность движений, интерес к сложным ракурсам и свобода в передаче анатомических деталей и драпировок.

Вазописец Полигнот – приоритет мифологических сцен при выборе сюжета; использование простых и сдержанных по построению двух-трёхфигурных композиций; переданные с минимальной дистанцией по отношению к зрителю, гармоничные и обобщённо-идеализированные образы, придающие росписи монументальный характер; отсутствие мелких деталей в трактовке драпировок.

Основные черты творчества мастера Ниобид: попытки передать фигуру в пространстве; применение объёма в построении фигур; обилие смелых ракурсов и свободных движений; отказ от фризообразно расположенных композиций за счёт расположения многофигурных композиций в несколько рядов, отделённых друг от друга условными обозначенными пространственными зонами.

Художественно-образные особенности росписей мастера Виллы Джулиа: выразительность повествовательности жеста и мимики персонажей; использование природных мотивов для передачи глубины пространства; применение свободных мазков разбавленного лака.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.084 с.)