Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация искусства «тёмных веков» и основные дискуссии связанные с ней.

Поиск

Архитектура. Упрощение строительно-конструктивных традиций предыдущей эпохи. Основные материалы и технологии. Влияние типов эгейской жилой архитектуры, среднеэлладского и микенского мегаронов на сложение художественно-образной программы греческого храма.

Т. наз. Героон в Лефканди (о-в Эвбея) как постройка протогеометрической культуры, свидетельствующая о начале сложения новой архитектурной традиции:сооружение апсидального типа; наличие периптера, выстроенного из деревянных прямоугольных столбов; специфика функции

Представления о планировке домов местных вождей (басилеев) на материалах раскопок поселений периодов РГ и I СГ:использование типа вытянутой в длину прямоугольной или апсидиальной постройки с входом на узкой стороне, оформленным портиком и размещённым в антах; архитектурное родство сооружений с микенскими дворцовыми мегаронами, с одной стороны, и древнейшими греческими храмами - с другой.

Поселение Смирна II как свидетельство начало процесса урбанизации в конце среднегеометрического периода.

Святилище Аполлона в Фермоне (или Фермосе, Этолия) и святилище Артемиды Орфии в Спарте - примеры древнейших культовых построек. Мегарон Б в Святилище Аполлона в Фермоне как важный памятник для изучения генезиса греческого храма. Основные черты мегарона Б: прямоугольное в плане главное помещение; отсутствие апсидиального завершения здания; наличие портика с антами; превращение мегарона в храм путём замены очага алтарём и окружения целы колоннадой.

Появление в VIII в. до н.э. «протогородов». Основные типы поселений. Городище Эмпорио на о-ве Хиоси архитектурный ансамбль Дрероса (Восточный Крит) как свидетельства возникновения новых поселений со специфической планировкой и формирование основных композиционно-планировочных элементов древнегреческого города и, прежде всего, акрополя.

Терракотовые модели домов–храмов из Герайона в Аргосе и дома–храма из святилища Геры Акрайи в Перахоре как важные источники по изучению системы перекрытия и декоративного оформления постройки.

Типы культовых построек второй половины VIII в. до н.э.:

1) храм с «адитоном», имевший, вероятно, восточное происхождение (т. наз. храме Б в Принии (Крит);

2) храм, имевший в качестве первоисточника пространственную концепцию критских дворцов (храм Аполлона Карнейского на о-ве Фера);

3) храм, восходивший к континентальной схеме жилого дома в среднеэлладском варианте (терракотовые модели, храм в Дреросе, т.наз храм А в Принии);

Появление в VIII. до н.э. элементов будущего классического греческого храма: портик на фасаде; разделение ранее совмещённых кровли и потолочного перекрытия и появление двухскатного перекрытия; планировочная структура в форме вытянутого прямоугольника и состоящая из пронаоса, наоса и адитона; обрамление здания колоннадой и деление внутреннего пространства колоннами на нефы.

Памятники: т. наз. Героон в Лефканди (о-в Эвбея), поселение Смирна II, святилище Аполлона в Фермоне (или Фермосе, Этолия), святилище Артемиды Орфии в Спарте, планировка городища Эмпорио на о-ве Хиос,архитектурный ансамбль Дрероса (Восточный Крит), терракотовые модели из Перахоры и Аргоса, т.наз храм А в Принии.

Вазопись. Вазы как основные памятники для реконструкции художественных процессов и их содержательного наполнения, происходивших в Греции в XI-VIII в. до н. э. Геометрический стиль вазовой живописи - вариант абстрактно–орнаментального искусства. Сложение в сосудах геометрического стиля основных качеств греческой художественной культуры: ритма, тектоники, пропорции. Ведущая роль Аттики в вазописи VIII в. до н.э.

Основные черты геометрического стиля: упорядоченный геометрический орнамент (меандр, треугольники, ромбы, свастика), разделение тулова сосуда на фризы, тектоническая ясность конструкции сосуда, использование принципа симметрии, строгая четкость и лаконизм линии, простота и повторяемость ритма, монументальный характер формы сосуда и росписи.Применение двух способов распределения орнаментики: способ горизонтальных полос с непрерывным рядом повторяющихся орнаментальных мотивов и так наз. «метопный» способ.

Периодизация вазописи геометрического стиля:

1. Субмикенская вазопись – 1-ая половина XI в. до н.э.

2. Протогеометрическая вазопись – 2-ая половина XI –X вв. до н.э.

3. Ранняя геометрическая вазопись — кон.X – 1-ая половина IX вв. до н.э.

4. Зрелая геометрическая вазопись (среднегеометрическая вазопись) — 2-ая половина IX – нач. VIII вв. до н.э.

5. Поздняя геометрическая вазопись — начало–конец (третья четверть) VIII в. до н.э.

Субмикенская и т. наз. промежуточная керамика: заметное снижение как технического, как и художественного качеств; снижение количества используемых типов сосудов; крайняя простота формы сосудов, примитивность и невыразительность росписи.

Смена эстетических ориентиров в протогеометрический период: использование циркуля как инструмента, дающего чёткость исполнения орнамента и применение линейки; заметный рост художественного качества сосудов; проявление нового, тектонического чутья формы; изысканная простота, ясность формы и композиции декора; сложение гармоничного единства и взаимодополняемости всех элементов, составляющих художественную выразительность сосудов.

Широкое распространение геометрической вазописи в раннегеометрический этап и появление многочисленных версий в системе росписи. Усиление тектоники формы и большая монументальностью сосудов. Сосуд как архитектурная конструкция, собранная из ясно различимых, обособленных и вместе с тем гармонически уравновешивающих друг друга простейших элементов. Популярность в росписи раннегеометрического периода заштрихованного меандра и так наз. зубцов. Вытеснение орнаментов, характерных для росписей протогеометрической керамики (концентрические полукруги и волнистые линии).

Зрелогеометрический (среднегеометрический) этап или «строгий стиль» в геометрической вазописи: тектоническая выстроенность и изящность формы; усложнение репертуара росписи; многообразие используемых геометрических фигур и знаков, т.к. регистры или зоны с орнаментом покрывают теперь всю поверхность вазы; лишение композиции лаконичности; упорядоченное местоположение каждой детали в общей, точно срежиссированной программе росписи.

Включение в роспись ваз II среднегеометрического периода фигуративных изображений как поворот в сторону изобразительно-повествовательного, фигуративного, приходящеего на смену абстрактно-геометрическим и орнаментальным мотивам.

Позднегеометрический этап в геометрической вазописи. Сосуды «дипилонского стиля» как пример росписи сосудов в I период позднегеометрического этапа: точная соотнесенность друг с другом все частей сосуда по принципу постепенного нарастания объёмности частей; значительный размер сосудов; чрезвычайная простота пропорциональных построений; своеобразие чётко выстроенного ритма силуэта; гармоническое сочетание вертикальных и горизонтальных компонентов, слагающих художественно-образную программу сосуда; особая выразительность цветового решения; удивительная слаженность взаимодействия формы сосуда и его росписи; применение в росписи помимо геометрического орнамента зооморфных и антропоморфных изображений; выстроенность антропоморфных и зооморфных изображений на основе художественных приёмов, применяемых при создании геометрического знака. Связь художественно-образной программы сосудов с погребальным культом.

Появление сцен мифологического характера в вазописи II периода позднегеометрической вазописи как окончательный поворот в сторону изобразительно-повествовательного и фигуративного искусства. Исчезновение в сосудах этого периода статики композиционных решений и трафаретности персонажей. Появление определённой асимметричности, разницы в ритме между отдельными персонажами. Активное введение детали как желание наполнить рассказ чертами повествования при сохранении условности как в передаче отдельных фигур, которые продолжают уподобляться геометрическим знакам, так и в композиции.

Местные школы VIII в. до н.э. вазописи на о-ве Фера, в Аргосе, на Крите.

Памятники: субмикенские вазы из некрополя Керамик в Афинах, протогеометрический сосуд конца XI в. до н.э. из Музея Керамика в Афинах, протогеометрическая амфора 975–950 гг. до н.э. из Музея Керамика в Афинах, ранегеометрическая амфора из Музея Керамика в Афинах, раннегеометрическая амфора из Нац. Музея в Афинах, пиксида с фигуркой коня на крышке из Музея Керамика в Афинах; скифос из Элевсина (Элевсин, Музей), датируемый первой половиной VIII в. до н.э., аттический канфар из Беотии, дипилонские амфора и кратер из Национального музея (Афины), амфора «дипилонского стиля» из музея античного малого искусства (Мюнхен), кратер из Метрополитен музеум (Нью-Йорк); ойнохойя со сценой победы Эврита и Ктеага над Нестором в беге на колесницах во время похоронных игр в честь Амаринка из Музея Агоры (Афины); кратер с изображением Тесея и Ариадны, садящихся на корабль из Британского музея (Лондон); ойнохойя со сценой кораблекрушения Одиссея из Государственного античного собрания (Мюнхен).

Скульптура. Своеобразие развития пластики в период «тёмных веков» и его причины. Основные материалы, применяемые в пластике данного периода.

Несомненное влияние позднемикенских и позднекритских колоннообразных статуэток на раннюю греческую пластику. Глиняные идолы из святилищ в Карфи и Гази: примитивность исполнения, выразительность условной формы, отсутствие объёма при передаче деталей тела; маскообразное лицо с крайне условными, необъёмными деталями.

Статуэтки, найденные в святилище Артемиды Орфии в Спарте как ещё одна разновидность пластики переходного типа.

Статуэтка т. наз Кентавра из Лефканди: примитивность и некачественность формы и росписи, свидетельство сложения новых, отличительных качеств греческой скульптуры. Основные черты статуэтки т.наз Кентавра из Лефканди: художественная выразительность образа, выстроенная за счёт применения простейших геометрических объёмов; схематичность скульптурных форм; чёткая взаимосвязь между расположением регистров с росписью и декорируемыми деталями туловища; орнаментальная декоративность росписи пластики и специфика используемого орнамента.

Сочетание новых тенденций и старых стилистических приёмов в пластике IX века до н.э.: интерес к вытянутым пропорциям и угловатым контурам, к передаче движения в конечностях; интерес к динамике действия, жесту и его эмоциональной наполненности; отсутствие стремления выявить тектонику телесной конструкции и пропорциональную взаимосвязь частей тела между собой.

Пластика VIII в. до н.э. Дорийские статуэтки: наделение тулова более правильными пропорциями, почти полное исчезновение утрированности и введение тектоники в передаче пропорций; потеря условности в показе черт лица, наделение их объёмом, пропорциональной соразмерностью; роль линии силуэта в выявлении всех основных элементов конструкции тела.

Статуэтки, происходящие из святилища в Олимпии, как яркое явление в развитии пластики VIII в. до н.э. Выявление скелета тулова животного и его визуальная ясность как наглядность передачи исходного составляющего данного скульптурного образа – конструкции. Статичность, сознательное отсутствие движения как способ обыграть монументальность и лаконизм пластических форм.

«Сюжетная» пластика: большое композиционное и тектоническое чутьё при наивности изобразительных средств; показ всех фигур в одной и той же неподвижной схеме; лаконичная передача животных с выделением всех основных элементов тел, способствующих чёткому прочтению их конструкции.

Памятники: глиняные идолы из святилищ в Карфи и Гази, бронзовая статуэтка с поднятыми руками из Врокастро, т.наз. Кентавр Лефканди, статуэтка из Фессалии с изображением воина, статуэтка обнажённой богини, выполненная из слоновой кости (Национальный музей, Афины), «Герой и кентавр», статуэтка коня из собрания Государственных музеев в Берлине, «Кобыла с жеребёнком», (собрание Либигхаус, Франкфурт-на-Майне), «Лань с оленёнком» (Музей изящных искусств, Бостон)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.167.86 (0.007 с.)