Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гекатомпедон на афинском акрополе - поиск новых менее грузных пропорциональных соотношений как показатель смены эстетической программы.

Поиск

Храм Афины (Деметры) в Пестуме: классическое сочетание колонн в портике и боковой стороне; колонны более стройных, чем в предыдущий период, пропорций; применение в пронаосе ионических колонн, удлинение угловой метопы.

Храм Аполлона в Коринфе: определённая уравновешенность в пропорциональных соотношениях колоннады и антаблемента, определённая собранность и компактность плана, сохранение относительной тяжеловесности фронтона, использование мраморной черепицы, компенсирование отсутствия энтазиса большим количеством каннелюр. Храм Аполлона в Коринфе как пример двуцеллового храма.

Храм Аполлона в Дельфах: величавое благородство пропорций, большая свобода в постановке колонн, увеличение углового интерколумния, применение выпуклой линии стилобата, пластическая выразительность форм, начало сложения программы гармонического равновесия между несомыми и несущими элементами конструкции.

Ансамбль Дельфийского святилища как один из первых архитектурных ансамблей в греческой архитектуры: специфика архитектурно-планировочного решения.

Развитие ионийского ордера в храмах малоазийской Греции. Малая сохранность памятников и специфика формирования и эволюции храмового образа.

Храм Геры на о-ве Самос – основные этапы строительства. Герайон III (арх. Ройк и Феодор) как образец зрелого малоазийского варианта ионического ордера: многоколонный пронаос, применение двойного ряда колонн по боковым фасадам и тройного ряда – по торцовым, пластическая пышность в оформлении деталей.

Храм Артемиды в Эфесе: небывалая грандиозность размеров храма, расчленение на два нефа пронаоса и наоса, выделение входа тройным рядом колонн и использование более широкого интерколумния в колонах, обрамляющих вход как тенденция к подчёркиванию фасада, применение скульптурного барабана в колонне.

Памятники: храм Геры в Олимпии, храм Аполлона в Фермосе, храм Афины Пронайи в Дельфах, храм Артемиды на Корфу, храм Аполлона в Сиракузах, храм “С” в Селенунте, храм Геры I (Базилика) в Пестуме, храм Афины (Деметры) в Пестуме, Гекатомпедон на Афинском акрополе, храм Аполлона в Коринфе, храм Аполлона в Дельфах, ансамбль Дельфийского святилища, храм Геры на о-ве Самос, храм Артемиды в Эфесе, храм Аполлона в Дидимах.

Скульптура. Более сложный эволюционный путь, по сравнению с ближневосточной скульптурой. Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Эволюция пластики архаики по пути освоения пространства за счёт освобождения от приоритета фронтальности, по пути отказа от схематичности в передаче тела к пластическому соотнесению всех его частей, переданных в объёме. Определённая бессюжетность архаической пластики. Проблема архаической улыбки. Роль цвета в скульптуре архаики. Аттическое и ионийское направления в скульптуре и их отличительные особенности (дорика - интерес к передаче объема и структуры тела, ионика - интерес к живописно-декоративным композициям и к мягким, округлым поверхностям). Проблемы статуарной пластики в эпоху архаики. Основные материалы, применяемые в пластике архаики.

Ранняя архаика (ок. 650 – 580 г. до н.э.).

Сохранение традиций геометрической пластики статуэтках нач. VII в. до н.э. («Аполлон, дар Мантикла»).

Критская (или дедалическая) школа. Постепенный шаг к гармоническому равновесию в передаче элементов пластической формы при сохранении фронтальности, монументальности пропорций, плоскостности и условности в передаче черт лица, мускулатуры.

«Дама из Оксерра»: крайняя условность в передаче одежды, принципиальная двухмерность образа, маскообразность лица, применение принципа центральной симметрии, условность гипертрофированного жеста, приоритет плоскостного решения; выделение основных зон телесной конструкции.

Спартанская школа. Голова Геры из Герайона в Олимпии как пример спартанской (лаконской) школы: рельефообразная, плоскостная трактовка головы, отсутствие моделировки черт лица и удлинённость его пропорций. Дискуссия о разработке проблем передачи движения в скульптуре в рамках спартанской школы. Статуэтки «Бегун» и «Бегунья» как пример использования силуэтной плоскостной схемы движения.

Т. наз. Ника Архерма: сходство с пластической программой спартанской школы, использование «схемы коленопреклонённого бега», плоскостное, орнаментальное решение отдельных частей тела.

Аргосская школа. Разработка темы обнажённой мужской фигуры. Интерес к тектонике в передаче конструкции человеческого тела, к трактовке формы обобщёнными массами. Скульптурная группа «Клеобис и Битон» скульптора Полимеда Аргосского: крайне условная передача шага, создающая эффект абсолютной неподвижности; использование пропорций коренастого широкоплечего тела; проявление интереса к строению человеческого тела, к его важным сочленениям при обобщённой, суммарной трактовке мускулатуры; попытка овладеть объёмом тела при отсутствии органического единства между фасной и профильной проекциями.

Сикионская школа. Проявление интереса к одежде как элементу, подчёркивающему структуру тела, специфический идеал телесной конструкции (высокие, сухопарые тела с тонкими костями и узкими бёдрами), чёткая прорисовка черт лица и волос.

Аполлон Тенейский (считается произведением коринфского мастера): использование сикионских пропорций, мягкая трактовка деталей тела при сохранении условности в передаче движения. Аполлон Тенейский как пример куросов типа Воломандра.

Ионийские школы: высокая качество обработки материала (первыми начали использовать мрамор), большая склонность к решению декоративных задач в скульптуре, одетая женская фигура как излюбленная тема. Скульптурный ансамбль Дидимейона: приземистые пропорции, сильное влияние стилистики ближневосточного искусства, отсутствие резких границ между отдельными частями тела, мягкий, текучий ритм контура.

Статуя Геры Самосской: интерес к передаче разнофактурности материала, богатая проработка поверхности материала, применение закруглённой (колоноподобной) формы тулова, приоритет декоративного решения.

Аттическая школа. Курос II с мыса Сунион как пример аттической концепции мужского обнажённого тела: упрощённый силуэт, монументальная трактовка тела широкими, обобщающими плоскостями; орнаментальная точность в рисунке деталей лица и волос; постановка оси статуи наискось по отношению к передней плоскости.

Т. наз. Кора с гранатом из Аттики как пример аттической концепции женского образа: прочная статика позы, своеобразие пластического решения одежды, отсутствие дробности декора.

Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н. э.: выразительность силуэта, архитектоника формы, пластическая разработка одежды и мускулатуры. «Мосхофор» - своеобразие художественно-образной программы.

Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики (580-530 гг. до н.э.). Приобретение аттической школой главенствующего значения в греческой пластике во второй половине VI в. до н.э.

Курос из Анависоса (надгробие Кройса) как пример куросов типа Анависос-Птоон: большая правильность и достоверность в передаче пропорций, исчезновение условного и орнаментального показа мускулатуры, использование приёмов хиазма, уникальный союз орнаментальной декоративности и стремления к реальному подобию при показе черт лица и причёски.

Поздняя архаика (530 – 500/480 гг. до н.э.) Коры с афинского акрополя. «Кора в пеплосе» как пример работы аттического мастера: лаконизм и сдержанность пластического решения одежды и раскраски; при сохранении определённой плоскосткости - больший интерес к передаче телесной конструкции и пропорциональной взаимосвязи отдельных частей тела друг с другом.

Ионическая традиция на примере т. наз. Коры № 670: преувеличенно удлинённые пропорции, изысканность жеста, большая детализация и орнаментальная выразительность складок, нарядная изысканность полихромного решения.

Изменение в последней трети VI в. до н.э. концепции пластической формы в женском облике под влиянием стилистики ионийских мастеров: стремление передать удлинённые и стройные пропорции женского тела; лица удлинённой овальной формы; применение лёгких, волнообразных линий при передаче одежды; новые пластические взаимоотношения между телом и одеждой, утончённая обработка мрамора и изменение принципа полихромии.

Различия в трактовке ионической традиции на примере коры мастера Антенора, и т. наз. Задумчивой коры.

Курос из Пирея как пример позднеархаического куроса: активная роль жеста, утрата приоритетности фронтальной точки зрения, попытка передать положение тела в пространстве при сохранении условности в передаче объёма.

Специфика развития круглой пластики в Беотии.

Скульптурное надгробие - особенности художественно-образной программы. Аттические и ионические надгробия. Взаимосвязь надгробного рельефа с архитектурными деталями и применение раскраски.

Проблемы генезиса и эволюции скульптурного оформления храмов (фронтонов, метоп и фризов). Взаимосвязь скульптурных композиций с конструкцией здания. Путь от статичных композиций с условно преданной пластикой и сложносочиненной образной программой к пластической передаче конкретного мифологического сюжета.

Храм А в Принии как пример применения критских и ближневосточных традиций в древнейшей храмовой декорации древнегреческого храма.

Фронтонная композиция храма “С” в Селинунте (ок. 580 г. до н.э.) - специфика использования знака-горгонейона.

Западный фронтон храма Артемиды на о-ве Корфу (580 г. до н.э.) – переходный характер становления монументальной многофигурной композиции, идея фронтонной композиции как образа универсума. Введение дополнительных персонажей, применение сюжетных сцен. Особенности композиционных решений: центробежная композиция, жёсткая симметрия в показе персонажей центральной группы, отсутствие повествовательной связи между группами персонажей. Незначительная глубина фронтона, плоскостность и декоративность фигур.

Фронтоны Гекатомпедона на Афинском акрополе (550-540 гг. до н.э.): сложение связной структуры «текста» как внутри фронтонных композиций, так и между фронтонами; введение центростремительной композиции при сохранении строго симметричного центрального сюжета; большая пластическая выразительность фигур; увеличение глубины фронтонной коробки; проявление интереса к пластически контрастным мотивам; сохранение яркой декоративной раскраски.

Фронтон старого Парфенона (ок. 520 г. до н.э.): использование круглой скульптуры при сохранении плоскостной моделировки отдельных фигур и их элементов; динамичная композиция и стремление к повествовательности в пластических решениях, к передаче конкретности действия.

Метопы сокровищницы в святилище Геры близ Пестума и храма “малых метоп” в Селинунте как первые попытки органического решения синтеза архитектуры и скульптуры.

Метопы храма “С” в Селинунте: пластическая ценность образа (применение горельефа) и его взаимодействие с архитектурой; специфика композиционных приёмов.

Метопы сокровищницы и храма Геры на р. Села: попытка выстроить композиционную взаимосвязь всей серии метоп, интерес к сложно разработанному движению, к пластической проработке деталей, специфика взаимоотношения фигур и поля метоп.

Фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах (ок. 525 г. до н.э.) как итог художественных поисков в области скульптурного оформления храма в эпоху архаики. Основные сюжеты: «Гигантомахия», «Суд Париса», «Похищение Левкиппид», «Спор о треножнике», троянский цикл. Связь скульптурного образа с архитектурной средой. Начало подлинной нарративности в непрерывном ионическом фризе. Композиционные и пластические приёмы, используемые при построении северного фриза: сочетание объёма фигур с декоративной трактовкой деталей, жёсткая напряжённость в передаче движений, своеобразие в трактовке пространственных планов.

Памятники: «Аполлон, дар Мантикла»,“Дама из Оксерра”, голова Геры из Герайона в Олимпии, «Гермес Криофор», голова, найденная у Дипилонских ворот, курос с мыса Сунион, т. наз. Кора с гранатом из Аттики, статуэтки «Бегун» и «Бегунья»,ансамбль Дидимейона, статуя Артемиды Делосской, Гера с о-ва Самоса, богиня с зайцем с о-ва Самоса, Аполлон Тенейский, скульптура фасада храма А в Принии, рельеф с изображением умерших из Спарты, Клеобис и Битон, Ника Архерма, коры с Афинского Акрополя (Кора в пеплосе, кора мастера Антенора, т. наз. Кора № 670, “Задумчивая кора”), надгробие Кройса из Анависа, Аполлон из Пирея, т. наз. Голова Сабурова, стела Аристиона, Мосхофор, западный фронтон храма Артемиды на Корфу, фронтоны храма Гекатомпедон в Афинах, деталь фронтонной композиции старого Парфенона, метопы храма “С” и храма «малых метоп» в Селинунте, метопы сокровищницы в святилище Геры близ Пестума,метопы сокровищницы и храма Геры на р. Села, фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах.

Вазопись и живопись. Расширение сферы используемых сюжетов и применение разнообразных форм сосудов как черта архаической вазописи. Вазопись как средство получения информации о развитии живописи. Греческая вазопись: путь от сложных, изложенных в регистрах мифологических сценариев к показу элементов героического эпоса (при уплотнении программной схемы до 1-2 сюжетов) и передаче натуроподобных образов с конкретной пластикой. Основные типы сосудов, взаимосвязь функции сосудов с системой росписи.

Протоаттический лутрофор из Луврского собрания как пример переходного (от геометрического стиля к ориентализурующему) памятника.

Ориентализирующий стиль и его характерные черты: обогащение программы росписей; использование приёма процарапывания внутреннего рисунка по тёмному фону глазури; декоративное богатство цветовой гаммы; приоритет фигуративных изображений над абстрактным орнаментом; своеобразие взаимоотношений элементов росписи с фоном; условность в передаче объёма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.10.213 (0.014 с.)