Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Искусство крито-микенского мира.

Поиск

Периодизация крито-микенской цивилизации (начало III тыс. до н.э. – XII в. до н.э.). Географические рамки крито-микенской культуры и основные центры ее развития на островах и материке. Гипотезы о происхождении критской и микенской культур. Вопрос о типологической принадлежности эгейских цивилизаций.

Основные черты социально-экономической структуры крито-микенской Греции. Взаимосвязь и взаимовлияние социально-экономических, культурных процессов эгейской культуры с государствами Древнего Востока. Специфика культуры эгейских цивилизаций: динамизм развития, активные контакты с другими культурами в сочетании с очевидной самобытностью. Линейное письмо А и Б.

Источники для реконструкции мифо-ритуальной культуры крито-микенской Греции. Особенности религиозно-культовой практики критского общества: сохранение архаичных верований и обрядов, мало дифференцированный пантеон, коллективность обрядов. Особенности религиозно-культовой практики микенского общества: рудиментарный политеизм пантеона, рационально-аналитический взгляд на природу, культ героического. Влияние религиозно-культовой практики на развитие искусства. Понятие о «динамическом» («кинетическом») искусстве Крита. Микенское искусство как стремление к гармоничной и рациональной организации художественного образа.

Место крито-микенской цивилизации в истории культуры и искусства античности.

 

Тема 1. Искусство Крита.

1. Раннеминойский период (3000/2800 – 2000 гг. до н.э.)

Архитектура. Раннеэлладская архитектура. Различие монументальных архитектурных комплексов раннеэлладской эпохи друг от друга по внешним формам и по выполняемым функциям.

Т. наз. «дом черепиц» на поселение Лерна III: применение необожженного кирпича и каменного фундамента, особенности внутренней планировки (анфилада из четырех просторных прямоугольных «залов», с двух сторон (с северной и южной) фланкированных узкими коридорами). Особенности функции данной постройки.

Мегарон в Трое II: использование плана в виде вытянутого прямоугольника и портика перед главным входом.

«Толос» из Тиринфа: близость строительных приёмов «дому черепиц», дискуссии о функции постройки.

Раннеминойская архитектура Крита. Жилые комплексы в Миртосе (Фурну Корифи) и в Василики: разбивка всего жилого массива на более или менее стандартные по размерам и конфигурации помещения. Применение каркаса для внутреннего крепления стен, обмазка внутренней поверхности красной штукатуркой, выполнявшей как эстетическую функцию, так и конструктивную; наличие второго этажа, одно из помещений которого играло роль светового колодца (или вентиляционной шахты); обширная вымостка вдоль наружной стены северо-западного крыла, дающая возможность предполагать наличие двора; дифференциация помещений по функциональному признаку («святилище», кладовые, мастерские, жилые комнаты) – как черты близкие дворцовой архитектуре последующих периодов.

Погребальная архитектура Крита. Большая семейная усыпальница (т. наз. толос) - круглая в плане каменная постройка с входом в виде коридора- дромоса и купольным перекрытием потолка.

Сравнительно небольшой семейный склеп (оссуарий) - прямоугольная в плане конструкция с несколькими отсеками, в которых помещались одиночные захоронения.

Памятники: “дом черепиц” в Лерне, мегарон в Трое II, жилые кварталы в Миртосе, толосные могилы в районе равнины Месара

Скульптура. Периоды кикладской пластики: I раннекикладский (3300-2800 гг. до Р.Х.), II раннекикладский (2800-2300 гг. до Р.Х.), III раннекикладский (2200-1800 гг. до Р.Х.). Основные материалы и технологии, используемые в кикладской скульптуре. Роспись и её роль в скульптуре.

Особенности построения силуэта, ритма линии, выработка своеобразной архитектоники скульптурной формы.

Основные типы кикладской пластики: Лурос и Пластирас, Гротта-Пелос, культуры Керос-Сирос.

Характерные особенности типа Гротта-Пелос: фигуры в формах восьмерки, скрипки, отсутствие четко обозначенной головы, рук, построение образа с помощью округлого силуэта, крайне условно обозначающего линии рук и бедер

Статуэтки типа Лурос: незначительный размер (от 6 до 28 см высотой), более проработанная форма, т.к. добавляются схематически переданные голова, руки, иногда ноги

Основные черты типа Пластирас: четко обозначенные формы человеческого тела с акцентированными половыми признаками; обозначение жеста (кончики пальцев соприкасаются под грудью); проработка черт лица.

Кикладская скульптура культуры Керос-Сирос – основной («канонический») тип со сложенными руками на груди; преобладание женских статуэток (мужские статуэтки встречаются в двух последних типах); расположение статуэток, в основном, в горизонтальном положении (о чем свидетельствуют вытянутые ступни и соединенные, чуть согнутые в коленях, ноги).

Варианты в рамках типа со сложенными руками:

1. Тип Капсала (между 2800-2700.гг до н.э.). Статуэтки высотой до 30 см. Руки сложены под грудью, выпрямленные пальцы рук, обозначенные с помощью прорезей, откинутая назад голова, вытянутые шея и ступни ног. Скульптура этого типа отличается очень мягкими, округлыми, женственными формами

2. Тип Спедос (ранний – 2700-2500 гг. до н.э.; поздний – 2600-2400 гг. до н.э.). Большая геометризация форм скульптуры, большее применение прорезей для обозначения тех или иных деталей по сравнению с типом Капсала. Изменение формы головы – с овальной на т. наз. «лирообразную».

Изображения сидящих женских статуэток в типах Капсала и Спедос: великолепная техника исполнения, создание гармоничных, величественных образов.

3. Тип Докатисмата (2500-2300 гг. до н.э.). Отход от попытки в передаче естественных форм, появление широких и угловатых плечей, непропорционально маленьких верхних частей туловища, слишком узких ног. Утрата скульптурой этого типа изящности форм, качества исполнения.

4.Тип Халандриани (2400-2200 гг. до н.э.): фигуры становятся все более непропорциональными, отсутствует прежняя обработка деталей, исчезает симметрия.

«Неканоническая» линия в скульптуре культуры Керос-Сирос - т.н. жанровые скульптуры (арфисты (иногда парные), «флейтисты», сидящие фигуры, групповые фигуры (стоящие рядом или одна на голове другой). Использование простых плавных линий, создающих четкий изящный силуэт; мягкий, изысканный в своей простоте ритм формы; тяготение к живописной, не строго симметричной, свободно-экспрессивной форме.

Рельеф в кикладской пластике - т. наз. «сковороды»: использование плоского рельефа; орнаментальное решение, построенное на использовании мотива спирали, женских символов, иногда лодок. Ритуальный характер этих предметов

Памятники: женская фигура в форме скрипки (Музей Наксоса), женская статуэтка типа Пластирас (Музей Метрополитен), женская статуэтка типа Капсала (Британский музей), мраморная женская фигурка (около 2500-2000 гг. до н.э., Британский музей), женская сидящая статуэтка (Музей Наксоса), женская сидящая статуэтка (Музей кикладского искусства в Афинах), статуэтки арфистов из коллекций Национального археологического и Национального музеев в Афинах, кикладская «сковорода» из некрополя Халандриани (Национальный музей Афин).

Вазопись. Крит как основной центр вазописи раннеминойского периода.

Группа раннеминойских расписных сосудов с темным, гладко полированным туловом и с процарапанным, и иногда инкрустированным белой краской орнаментом, состоящим из пунктира, прямых линий, треугольников.

Группа ваз со светлым ангобом и росписью с простейшим орнаментом, выполненным красной или черной глазурными красками. Изготовление сосудов из цветного камня (найдены в основном на о-ве Мохмос): использование в системе художественного оформления качеств, близких по композиции росписи группе сосудов ваз со светлым ангобом.

«Пятнистая керамика» («mottled ware»), или стиль «Василики»: использование в росписи узора в виде затеков, выполненного из темно-красных пятен по светлому фону, отсутствие линейного орнамента; редкая живописность красочной гаммы за счёт игры произвольно растекающихся и переливающихся пятен краски; искусное использование дефектов обжига.

Появление ок. 2300-2100 гг. до н.э. на востоке Крита (Василики, Мохмос) керамики, использующей линейно-ленточный орнамент, нанесенный белой краской по темному фону. Применение свободного мазка, широких декоративных поясов из лент и бегущих спиралей, выявляющих пластическую форму сосуда как стремление уйти от стилистических приёмов «пятнистой керамики» и синхронных ей каменных ваз.

Памятники: ваза с резным орнаментом из Палекастро (Гераклион музей), расписной сосуд из Агиоес Онуфриос (Гераклион музей), сосуд с длинным носиком из Василики (Гераклион музей).

Ювелирное искусство. «Клад Приама»: диадемы, серьги, височные кольца, браслеты, гривны, бусы, выполненные на высоком техническом и художественном уровнях из золота, серебра, бронзы, сердолика и янтаря. «Клад Приама» как свидетельство уникальности контактов, отразившихся в технике, материале троянских украшений.

 

2. Период «старых дворцов» (2000/1900 – 1700 гг. до н.э.; 1, 2-ые среднеминойские подпериоды).

Архитектура. Появление в начале II тыс. до н.э. на Крите т. наз. дворцов, представлявших собой полифункциональную постройку, состоящую из святилища, административного центра, общегосударственной житницы, торгово-ремесленных предприятий. Основные центры Крита этого периода (Фест, Кносс Маллия, Закрос, Хания) и их роль в культуре.

Малочисленность сведений о начальных периодах развития критской архитектуры и её причины.

Планировка Маллии как пример организации центральной части крупного минойского поселения. Основное ядро архитектурной композиции - большая прямоугольная площадь (т. наз. агора), обнесенная оградой из каменных плит-ортастатов, играющая роль места для народных собраний и ритуальной площадки. «Квартал Мю» - крупный архитектурный комплекс, связанный с «агорой» в единый ансамбль и состоящий из помещения культового характера (т. наз. люстральный зал с бассейном для ритуальных омовений), складов и нескольких ремесленных мастерских. Полифункциональный характер и некоторые элементы архитектурного решения «квартала Мю» (каменные базы колонн, стены с тройными просветами, световые колодцы, ограниченные с двух сторон портиками, наличие второго этажа) как черты близкие постройкам дворцового типа.

Отдельные части «старого дворца» в Фесте: схожесть его планировки с планировкой «квартала Мю»; претензия на монументальность в сохранившихся стенах западного фасада; большой мощеный двор, примыкавший с запада к зданию дворца и связанный с ним в единый архитектурный ансамбль

Памятники: планировка Маллии с «кварталом Мю», остатки «старого дворца» в Фесте.

Вазопись. Стиль Камарес: техническое совершенство и особенности системы росписи. Изысканность техники обработки глины (техника «яичной скорлупы») и техники обжига сосудов Многообразие и прихотливость в использовании стилизованных растительных (пальметки, растительные арабески, диковинные плоды) и “морских ” мотивов в орнаменте. Изящество декоративных цветовых решений при минимуме использованного колорита (белые, желтые, ярко-красные, коричневые цвета). Гармоничное сочетание плавного линейного рисунка, подчеркнуто плоскостной раскраски с формой сосуда. Свободная композиция расположения элементов абстрактно-орнаментальной росписи, не поделенная на регистры.

Керамика стиля Камарес как пример единственно полностью дошедших до нас произведений эпохи «старых дворцов», на основе которой можно делать выводы не только о стилистике этого искусства, но и о его содержании. Связь символики сосудов стиля Камарес с культом Великой богини-матери

Параллельное развитие сосудов стиля Камарес и сосудов, выполненных в технике «барботино». Техника «барботино»: применение фигурных налепов, когда еще в мягкой глине продавливается волнообразный орнамент, выявление рельефом спиралей и других декоративных мотивов; последующее покрытие сосуда темной глазурью и дополнительное нанесение красными и белыми пятнами узора.

Памятники: чашечки из Феста (Гераклион, музей), сосуд из «старого дворца» в Кноссе (Гереклион, музей), ваза с лилиями из Кносса, сосуд типа «барботино» из Агиа Триады.

3. Период «новых дворцов» (1700-1450 гг. до н.э.; 3-ий среднеминойский и 1-ый и 2-ой позднеминойские подпериоды). Время наивысшего расцвета критской культуры. Фест, Кносс, Маллия, Агиа Триада, Палекастро, Като Закро, Гурния, Фера как основные центры развития позднеминойской культуры. Кносс как религиозный центр критской цивилизации.

Архитектура. Условное деление построек на Крите и сопредельных территориях на т. наз. дворцы и виллы.

Окончательное формирование на Крите между 1550 и 1450 гг. н.э. схемы дворцового ансамбля. Вопрос о сходстве критских построек с малоазийскими и ближневосточными постройками. Единообразие планировочных решений, используемых при постройке, по крайней мере, четырёх «новых дворцов» (в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро): практически одинаковая ориентация по сторонам света, применение одних и тех же строительных модулей (т. наз. минойского фута), вписанность архитектуры в окружающий ландшафт; свободная живописность, асимметричность планировки помещений, террасная структура, и также привязка к сакральным местам (как и у старых дворцов). Отсутствие укреплений близ дворцовых построек. Архитектура дворца как своего рода искусственное дополнение к тем естественным архитектурно-скульптурным формам, которые были созданы вокруг него самой природой. Проявление в системе планировки расположения критского дворца в природном окружении его функции, и, прежде всего, сакральной.

Особенности, присущие архитектуре Крита: развитие плана во вне от центрального двора, который служит смысловым центром композиции; доминирование планировке принцип функциональности над принципом симметричности; использование для освещения внутренних помещений световых шахт; характерное для ряда интерьеров разделение залов рядом столбов с навешенными деревянными дверьми; использование в интерьерах люстральных комнат — помещений с пониженным уровнем пола, вымощенного алебастром; применение в качестве опоры деревянных колонн, покрытых штукатуркой и ссужающихся к основанию.

Своеобразие художественного облика критских дворцов: система внешнего декоративного убранства и живописно-декоративный характер интерьера.

Чередование освещенных и неосвещенных пространств как определенная эстетическая концепция, связанная с особенностями ритуально-церемониальной программы дворцового комплекса.

Основные строительные материалы (гипс, известняк, кирпич, кипарисовое дерево, алебастр, цемент, глина) и технологии.

Кносский дворец: четкая последовательность в наборе основных элементов архитектурной композиции и системе их взаиморасположения; программа живописного и скульптурного декора.

Вилла и её основные элементы: вытянутая в плане композиция, состоящая из нанизанных одна на другую пространственных ячеек, выделение среди помещений главных (парадных) покоев. Условность термина «вилла» для обозначения иной, по сравнению с дворцами, группы архитектурных памятников. Идентичность основных элементов планировки больших вилл Тилисса и Ниру Хани общему решению внутренних помещений аристократических домов центральной части Кносса: большой зал с передней, люстральный бассейн, световые колодцы, крипта с подпорным столбом, жилые покои, помещение для проведения ритуальных действий, комплекс хозяйственных помещений с кладовыми и помещениями для переработки урожая; совпадение деталей архитектурной отделки, элементов внутреннего декора и применяемых строительных материалов.

Памятники: Кносский дворец, дворец в Фесте, дворец в Малии, дворец в Като Закро, вилла в Агиа Триаде, комплекс из трёх вилл в Тилиссе, «дворец» в Гурнии, виллы в Пиргосе, Ниру Хани, Арханесе.

Живопись. Взаимосвязь живописных ансамблей со спецификой художественно-содержательной программы дворцов. Сцены процессий, ритуальные игры, природные мотивы как сюжетные основные циклы. Господство в критской живописи женских образов. Использование в росписи орнаментальных фризов, имитации каменной кладки, структуры дерева, поделочного камня. Применение стукового рельефа для создания эффекта объёмного решения. Проблемы сохранности, реконструкции и интерпретации критских фресок.

Техника монументальной критской живописи: покрытие стены двумя слоями (сначала известковый с добавками, потом – гипсовый); выравнивание поверхности стены после высыхания, исполнение наброска охрой; живопись естественными пигментами, разведёнными на известковом молоке или масле; очерчивание фигур тёмным контуром, а затем окраска в локальные цвета. Основные цвета - красный, голубой, жёлтый, белый, зелёный, коричневый, чёрный. Дискуссии о сакральном значении цвета в критской живописи.

Иррациональный подход в эстетическом освоении действительности. Особенности в построении композиции и использовании красочной гаммы: “мгновенность” в передаче изображенного момента, эмоциональная экспрессия, отсутствие канонических схем, подчеркнутая плоскостность и условная стилизованность в передаче натуры в сочетании с редкой живописностью динамичного, изящного силуэта, частое использование плавных, льющихся линий при избежании слишком резко очерченных, угловатых контуров фигур и предметов, применение динамичных поз (поза «летящего галопа»), приоритет в использовании ярких, иногда даже несколько пёстрых тонов. Фон на фресках как условная передача местности, где разворачивается то или иное действие. Специфика пространственных построений: отметка линий переднего плана, расположение задних планов регистрами над передним.

Система росписи Кносского дворца: основные фресковые композиций и их взаимосвязь с архитектурой и «сценарием» основных ритуальных действ.

Росписи городских домов на о-ве Фера: сходство и отличия по сравнению с кносскими фресками.

Влияние традиций фресковой живописи Крита на формирование росписей в Микенах, Пилосе и Тиринфе

Росписи ларнаков (саркофагов). Роспись саркофага из Айя Триада: основные сюжеты, специфика художественного исполнения и содержательной программы. Проблемы интерпретации саркофага из Айя Триады.

Памятники: Росписи Кносского дворца, росписи т. наз. Дома с фресками и построек около холма Кефалос в Кноссе, росписи на виллах в Айя Триаде и в Амнисосе, росписи городских домов на поселениях о-ва Фера; каменный саркофаг из Айа Триады

Вазопись. Главный признак керамики этого времени — расширение репертуара в росписи.

“Натуралистический” стиль: свободная, динамичная композиции и ее связь с формой сосуда, отсутствие регистров; изысканная колористическая гамма и живописная идея, заложенная в основе его декорации. Особенности сюжетной структуры: мотивы реальной натуры — флоры и фауны, в особенности морской (осьминогов, наутилусов, рыб, ракушек, водорослей). Связь вазописи морского стиля с особыми формами сосудов — т. наз. псевдоамфора и ритон.

“Дворцовый” стиль: большая стилизация, появление определенной жесткости в организации формы, более декоративное решение, постепенное исчезновение пластичности художественного образа, усложнение сюжетики как стремление к большей логической организованности формы и росписи сосуда.

Памятники: Ваза с осминогом из Палекастро, сосуд из Кносса с изображением белых лилий на фиолетовом фоне (Гераклион, Археологический музей), сосуды «дворцового стиля» из Кносса (Гераклион, Археологический музей).

Мелкая пластика. Основные материалы, используемые в критской пластике: терракота, фаянс, слоновая кость, бронза. Уникальное сочетание в критской пластики правдивости в передаче состояния и чистого декоративизма в линиях силуэта и красочной гамме.

Проблема выделения иконографических типов. Практически полное отсутствие среди реквизита минойских святилищ настоящих культовых статуй или других изображений божества, являющихся объектами поклонения верующих. Находки, сделанные при раскопках т. наз. храмов в Айя Ирини (о-в Кеос) как возможный пример культовой пластики.

Категория вотивных статуэток, изображающих адорантов как наиболее приоритетная среди образцов минойского пластического искусства. Тип миниатюрных женских статуэток: основные черты художественно-образной программы, программы интерпретации.

Рельефные сосуды: особенности художественно-образной программы, восприятие памятников как сакральных текстов.

Применение рельефа в оформлении критских дворцов. Фаянсовые пластинки с изображением животных

Глиптика: основные сюжеты и стилистические приёмы.

Памятники: статуэткиБогиня со змеями» из собраний Археологического музея в Гераклионеи Музея изящных искусств в Бостоне, находки из т. наз. храмов в Айя Ирини (о-в Кеос), идолы из святилищ в Карфи и Гази, статуэтка «молящегося» из Тилисса, статуэтки “гимнастов”, кольцо с о-ва Мохмос с изображением богини на корабле, лентоид из оникса из Вафио (Афины, Нац. Музей), печать с изображением «гения», несущего козлёнка из Каливии (Феста), сосуд с изображением вождя, или «Кубок принца» (Гераклион, Археологический музей), сосуд из Айя Триады в форме ритона (Гераклион, Археологический музей), сосуд с изображением жнецов из Айя Триады (Гераклион, Археологический музей ), рельефы на золотых кубках из Вафио (Афины, Нац. музей), рельефы «Коза с козлятами» и «Корова с телёнком» из Кносского дворца (Гераклион, Археологический музей).

Тема 2. Искусство Микенской Греции.

Постепенное сложение на территории п-ова Пелопоннес и материковой Греции с XVII в. до н.э. ахейской цивилизации. Вопрос о формировании ахейской (микенской) культуры. Микенская цивилизация как результат чрезвычайно сложного культурного синтеза, где воедино были спаяны разнородные этнические и культурные элементы как индоевропейского происхождения (ахейского или эллинского), так и неиндоевропейского (эгейского, пеласгического и минойского). Вторая половина XVI в. до н.э. - выход ахейцев из изоляции от внешнего мира и начало контактов с Критом, Анатолией, Сирией, Египтом, со странами Центральной и Северной Европы. Вт. половина XV — пер. половина XIVвв. до н.э. - кульминация минойского влияния на материке. XIV - XIII вв. до н.э. - процветание микенских центров. В кон. XIII—XII вв. до Р.Х. разрушение главных центров микенской Греции в результате серии катастроф. Основные центры на территории материковой Греции ахейского периода - Микены, Тиринф, Пилос, Аргос, Афины, Фив, Орхомен, Гла (Беотия), Иолк (Фессалия).

Связь культуры ахейской цивилизации с критской культурой и ее особенности. Основные качества микенского мировосприятия: самоутверждение перед лицом враждебного внешнего мира, героическая готовность к борьбе и упоение этой борьбой. Контрастность мировосприятия микенцев и минойцев. Ведущая роль военной аристократии в процессах культурогенеза. Основные качества микенского искусства: структурная ясность, соразмерность части и целого, устойчивость, графическая чёткость и замкнутость контура или пластического объёма.

Архитектура. Основные типы микенской архитектуры: дворцы-мегароны, укреплённые цитадели, толосные гробницы.

Появление типа укрепленного поселения на вершине холма (дворец-цитадель или городок-акрополь). Основные черты крепостного строительства: простота и строгая упорядоченность архитектурного образа и логичность панировки; использование “циклопической” кладки; сложная система галерей и подземных ходов и минимальное количество входов; наличие бастионов и возвышающихся над ними башен, охраняющие подступы к крепости; скупость в выборе декора.

Дискуссии о генезисе дворца-мегарона. Важность для формирования и эволюции мегаронного типа построек на поселениях Троя II и Полиохни IV (о. Лемнос), а также т.н. “Дома черепиц” в Лерне (Арголида) и т. наз. среднеэлладского мегарона.

Особенности планировки микенских дворцов: тяготение к геометрической правильности и замкнутости архитектурных объёмов, идея гармонически организованного и тем самым вырванного из окружающей среды социального пространства. Основные черты мегарона: вытянутая в плане прямоугольная постройка, состоящая из группы помещений, нанизанных на одну ось и перекрытых двухскатной крышей; главное помещение, отделённое от входа прихожей с очагом в центре, окружённым четырьмя колоннами, поддерживающими высокий потолок; выделение входа портиком, колонны которого располагались в выступах стен (антах). Полное отсутствие приёмов освещения, применяемых в критской архитектуре (окна и световые шахты), освещение через входные двери.

Основные черты планировочного решения дворцового двора: в отличие от критского не носил характера центра архитектурной композиции; центральная часть двора окружена комплексом комнат, являвшихся царской резиденцией.

Функции мегарона: культовая (жилище богини) и парадная резиденция правителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.5 (0.016 с.)