Тема 2. Искусство периода архаики (VIII - VI вв. До Н. Э. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Искусство периода архаики (VIII - VI вв. До Н. Э. ).



Рост городов и превращение их в экономические и культурные центры. Окончательное сложение государственных институтов. Тирания и постепенная замена её на полисное устройство. Олигархия и демократия. Специализация ремёсел и рост производства керамики. Начало греческой колонизации и усиление культурных контактов с Востоком. Сложение понятия “ойкумены”. Расширение в результате колонизации товарного производства и упрочение взаимосвязей внутри государства, сплочённость «эллинов» в противоположность «варварам».

Возрастание общественной, воспитательной функции греческого искусства. Основные виды искусства, получившие развитие в период архаики.

Выработка иерархии ценностных ориентаций и их влияние на специфику художественного образа. Усиление ориентации на натурный образ при сохранении мифологического содержания как постепенный отказ от условно-символических форм в художественном языке.

Появление дидактического эпоса (Гесиод). Гомеровские гимны как важнейшие культовые сказания. Поэзия эпохи архаики и её основные жанры. Сложение древнегреческой трагедии.

Формирование древнегреческой философии как особой формы общественного сознания.

Сложение системы греческих празднеств. Религиозная жизнь в эпоху архаики.

Периодизация искусства периода архаики.

Архитектура.

1. Происхождение ордерной системы. Специфика художественного языка греческой архитектуры.

Изменение социальной, этической роли архитектуры как причины появления новых конструктивных решений. Особенность эстетической программы греческой архитектуры. Храм - образ гармонично построенного Космоса, “философия в камне”.

Основные материалы, применяемые в строительстве. Переход в VI в. до н.э. каменному строительству как свидетельство развития полиса и роста общественного значения зданий.

Жилище как изначальный образец для храмовой постройки. Трансляция в каменных постройках принципа работы исходной сырцово-деревянной конструкции. Основные этапы в сложении греческого храма. Основные элементы древнегреческого храма: пронаос, наос (цела), адитон, опистодом, нефы, хоры. Особенности планировочного решения греческого храма: компактность плана, расположения помещений на одной оси.

Приоритетное развитие в решении храмового образа экстерьера. Перистаса и её роль в формировании образа греческого храма. Взаимосвязь элементов греческого храма: функциональное значение и образная программа.

Пропорции греческого храма: продуманность пластического образа. Особенность использования принципа симметрии в греческой архитектуре.

Включение природного окружения в образную структуру храма. Важность пространственно-пластических эффектов в греческой архитектуре.

Типы греческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, моноптер, толос, псевдодиптер. Периптер как универсальный тип греческого храма.

Сложение ордерной архитектуры как системы художественно-выразительного единства несомых и несущих частей, пропорционированных по определённому признаку. Общие и особенные черты в художественно-образных программах дорического и ионического ордеров.

Основные части дорического ордера: стереобат, стилобат, колонна, антаблемент и двухскатная крыша. Элементы колонны дорического ордера – фуст, покрытый каннелюрами и капитель, состоящая из эхина и абаки. Специфика оформления каннелюр в дорическом ордере. Техническое и эстетическое значение гипотрахелиона. Элементы антаблемента дорического ордера: архитрав, завершающийся тенией с регулами и гуттами; триглифо-метопный фриз и карниз, снабжённый мутулами с гуттами; сима и фронтон с тимпаном.

Особенности пропорционального решения в дорическом ордере и их взаимосвязь с эстетической программой определённой эпохи: взаимоотношение числа колонн в торцовых и боковых частях (формула 2п+1); отношение диаметра колонны к её высоте (от 1:4,5 – 1:5 в ранних постройках до 1:5,48 в классических); роль абриса линии эхина и изменения её очертаний (от котловидной линии абриса к прямой); взаимосвязь высоты эхина с высотой абаки; взаимосвязь расположения триглифов с осями колонн и интерколумниями; пропорциональная взаимосвязь высоты колонны и высоты антаблемента.

Варианты ионического ордера: малоазийский (исходный) и аттический.

Основные части малоазийского (исходного) варианта ионийского ордера: стереобат, колонна, антаблемент и плоская кровля. Элементы колонны малоазийского (исходного) варианта ионийского ордера: база, состоящая из плинта, скоции и торуса; фуст, покрытый каннелюрами; капитель, состоящая из эхина, декорированного поясом ов, подушки с волютами и тонкой, орнаментированной резным узором абаки. Специфика оформления каннелюр в ионическом ордере. Особенности художественно-образного решения ионической капители. Элементы антаблемента малоазийского (исходного) варианта ионийского ордера: архитрав, поделённый на три фасции с тенией, декорированной поясом ов; пояс «сухариков» (дентикул) между архитравом и карнизом; карниз с богато орнаментированной симой. Возникновение под влиянием аттического варианта подварианта малоазийского ионического ордера с фризом.

Основные части аттического варианта ионийского ордера: стереобат, стилобат, колонна, антаблемент и двухскатная кровля. Элементы колонны аттического варианта ионийского ордера: база, состоящая из плинта (не является обязательным элементом), два торуса, разделённые скоцией; фуст, покрытый каннелюрами; капитель, состоящая из эхина, декорированного поясом ов, подушки с волютами и тонкой, орнаментированной резным узором абаки. Элементы антаблемента аттического варианта ионийского ордера: архитрав, поделённый на три фасции с тенией, декорированной поясом ов либо свободной от декора; сплошной фриз; карниз, фронтон с богато орнаментированной симой и тимпаном. Появление в IV в. до н.э. сочетания скульптурного фриза и пояса «сухариков» (дентикул).

Коринфский ордер и его отличительные признаки.

Понятие архитектоники. Введение системы курватур как поиск соразмерности, гармоничности в зрительном восприятии архитектуры. Энтазис и его роль в дорическом ордере.

Место ордерной конструкции в мировой истории искусств.

Понятие архитектурного ансамбля в древнегреческой архитектуры и его специфические черты: отсутствие чёткой планировочной оси, особенности применения принципа симметрии, взаимосвязь основных построек между собой и окружающим пространством.

Роль скульптуры в греческом храме. Размещение скульптуры в дорическом и ионическом ордерах. Храм как синтетическая архитектурно-скульптурная программа.

Особое значение цвета в архитектуре и его взаимосвязь с работой конструкции. Полихромия как основной приём в декорации храмов эпохи архаики.

Градостроительство в эпоху архаики: элементы (акрополь, агора, храм, храмовая зона, булевтерии, пританеи, жилая застройка) и их планировочная взаимосвязь. Появление типов общественных сооружений: стои, булевтерии, пританеи, сокровищницы.

Жилое строительство и его основные элементы. Формирование типа усадьбы с двором и крытой лоджией по трём сторонам.

2. Эволюция архитектуры в архаическую эпоху

Зарождение системы дорического периптера. Основные материалы и технологии, применяемые в архитектуре архаики.

Храм Геры в Олимпии как ранняя форма становления ордерной архитектуры. Основные этапы строительства и зависимость оформления колоннады от сырцово-деревянной конструкции перекрытия. Особенности оформления интерьера.

Тяжеловесность объема, приземистость пропорций, пафос грубой мощи, монументальные размеры храма как черты ранне- и зрелоархаической дорической архитектуры.

Храм Аполлона в Сиракузах: использование приёма «opus monotrigliphon», чрезвычайно тяжёлые пропорции антаблемента, сильная вытянутость постройки в длину.

Храм Артемиды на о-ве Корфу: частая постановка колонн при сужении интерколумния, применение восьми колонн в портике как своеобразное решение эстетической программы, связанной с передачей сопряжения несомых и несущих деталей конструкции.

Особенности архитектурной программы храмовых ансамблей Великой Греции и Сицилии: тяга к грандиозным масштабам, наличие высокого постамента, преобладание адитона во внутренней планировке.

Храм “С” в Селинунте: сохранение традиции сильно вытянутых целл; наличие (как во многих сицилийских храмах) второго ряда колонн в перистасе; использование монолитных, вырубленных из цельного куска камня колонн; отсутствие энтазиса; наличие относительной стройности колонн в отличие от других сицилийских храмах.

Храм I (Базилика) в Пестуме: необычное количество колонн, трёхколонный пронаос, двухнефный наос, мощные монолитные колонны с отчётливо выраженным энтазисом, наличие ряда ионических черт в деталях капители и архитрава.

Архитектура поздней архаики: эволюция ордера в сторону большей стройности пропорций, стремление к уравновешенным соотношениям антаблемента и колоннады, визуальное облегчение работы конструкции и большая выверенность пропорциональных соотношений деталей храма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.008 с.)