Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра Всеобщей истории искусств↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА Кафедра Всеобщей истории искусств ХРИСТИАНСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению № 035400 История искусств Москва 2011
ХРИСТИАНСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ Учебно-методический комплекс
Составитель: Пожидаева А.В.., канд. иск.
Ответственный редактор:
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры Всеобщей истории искусств …… 2011, протокол № …
© Российский государственный гуманитарный университет, 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Христианская иконография» предназначен для бакалавриата N 035400. Курс входит в вариативную часть общепрофессионального цикла истории искусств и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого образования. Учебно-методический комплекс «Христианская иконография» включает в себя материалы, необходимые для успешного освоения данной дисциплины — программу курса с аннотацией, пояснительной запиской, тематическим планом и содержанием дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, контрольные вопросы по курсу, контрольные работы, список примерных тем рефератов и итоговых работ, а также список литературы, планы практических занятий, рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.
Аннотация рабочей программы Дисциплина Христианская иконография является вариативной частью общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 035400 (История искусств). Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Всеобщей истории искусств ФИИ РГГУ. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-1, ОК-19, ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В, ПК-21В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме дискуссий, аналитических заданий, игр, докладов, контрольных работ, промежуточный контроль в форме итоговой письменной работы. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (32 часа), практические занятия (30 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели и задачи дисциплины: Курс «Христианская иконография» читается студентам III курса, специальность "история искусств" (общепрофессиональная дисциплина, N 035410). 2. Место дисциплины в структуре ООП: общепрофессиональный цикл Б.3, вариативная часть. Предшествующие дисциплины: Введение в историю искусства, Основы искусства Древнего Востока, Основы искусства Древней Греции, Основы искусства Византии, Основы искусства Западной Европы в Средние века Последующие дисциплины: Основы искусства эпохи Возрождения, Основы зарубежного искусства XVII века Предмет изучения дисциплины – введение в иконографию религиозного и светского изобразительного искусства Западной Европы в средние века. Цель дисциплины: – дать представление студентам об иконографии различных видов западноевропейского средневекового изобразительного искусства – монументальной и станковой живописи, скульптуры, книжной миниатюры, предметов прикладного искусства; – выявить взаимосвязи с византийской иконографией; – рассмотреть возникновение и развитие светских мотивов в западном искусстве и их влияние на религиозное изобразительное искусство. Задачи дисциплины: – научить студентов ориентироваться в простых и сложных сюжетных композициях и аллегориях, присущих живописным и пластическим произведениям средневековья, особенно романского и готического периодов; – научиться сопоставлять иконографические особенности памятников различных временных отрезков на протяжении средневековья; – закрепить фактические знания и представления о произведениях средневекового искусства, полученные в предшествующих курсах (“Основы искусства средневекого Запада”); – ознакомиться с неизвестными или малоизвестными памятниками средневековья, в том числе с теми, что хранятся в российских собраниях (прежде всего, рукописными книгами). Особенность курса – приучить студентов разбираться в иконографии произведений средневекового искусства различных регионов, самостоятельно работать с историческими и литературными источниками и ориентироваться в современной специальной литературе и периодике.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Христианская иконография входит в базовую часть цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД. Ф. 12, ОПД. Р. 11) по направлению «историк искусств» (бакалавр). Прочные знания в области истории искусства, умение применять их в процессе изучения других гуманитарных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности, связаны со следующими общекультурными компетенциями, которые должны быть уже в достаточной степени сформированы у студентов, начинающих изучать христианскую иконографию:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); · способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); · 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-9 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знает основные положения и методы гуманитарных, социальных иэкономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализироватьсоциально-значимые и художественные проблемы и процессы, ОК-19 способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, ПК-1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства, ПК-7 способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ, ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории, ПК-11В способен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров, ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления, ПК-16В владеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций, ПК-17В готов к практической экскурсионной деятельности (подготовка и проведение тематической экскурсии по экспозиции), ПК-26В Владеет знаниями и современными научными представлениями о проблемах истории и теории искусства в выбранной сфере, ПК-27В Способен анализировать и интерпретировать феномены зарубежного искусства в историко-культурном контексте, ПК-28В способен налаживать профессиональные контакты, адаптировать знания по истории зарубежного искусства к разным аспектам социальной деятельности,
Результаты обучения: В результате изучения дисциплины студент должен знать: -- основной круг библейских и апокрифических тем, -- особенности их воплощения в зависимости от местности и периода, -- основные правила корректного иконографического анализа. уметь: -- правильно идентифицировать сюжет произведения искусства и локализовать его хронологически и географически, -- дать грамотный анализ памятника с точки зрения иконографии, с конечной целью – его правильной атрибуции. владеть: -- понятийным аппаратом иконографического анализа, -- началами иконологического анализа. Важной предпосылкой для этого, безусловно, является знание иностранных языков (хотя бы одного, на уровне университетского курса), поскольку статьи по общим вопросам иконографии и отдельным памятникам, публикующиеся в специальной периодике (а именно, на них следует ориентироваться на семинарских занятиях), на русский язык, как правило, не переводятся.
4. Структура дисциплины (тематический план) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 ауд.часа
Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: ТЕМЫ 1. Введение 6 часов Иконография как вспомогательная наука в области искусствознания и как метод исследования. Особое значение иконографического метода для изучения западноевропейского средневекового искусства (связь изобразительных решений с теологией, литургией). Средневековые источники: Libri Carolini, Schedula и др. Значение средневековых книг и фрагментов с образцами (Вольфенбюттельские листки, Записная книжка Виллара де и т.д.). XVII век: вклад бенедиктинцев конгрегации Св. Мавра в изучение средневековой культуры и искусства, “учёный” кружок в Сен-Жермен-де-Пре (интерес к средневековью – первые копии средневековых памятников, изготовленные для Гарнье). XVIII век: начало публикаций исторических источников, в том числе технологических и средневековых руководств для художников. Конец XVIII в.: разрушение скульптур на фасадах соборов и надгробий в период Великой французской революции вследствие традиционных ошибочных представлений об изображённых персонажей и значение этого обстоятельства для будущих иконографических штудий. XIX в.: медиевализм; повышенный интерес к средневековой культуре, к средневековым памятникам в разных странах; публикация источников, средневековая “археология”. Во Франции 0 особое ртношение к средневековью и средневековой иконографии во времена Реставрации и позднее, вследствие необходимости восстановления памятников, разрушенных в период революции (Виолле-ле-Дюк). Коллекционирование рукописей и миниатюр, копирование средневековых образцов (Англия, Германия). Итог исследовательских и практических работ XIX в. – труды Эмиля Маля по иконографии религиозного искусства Франции в средние века. Краткое изложение идей Маля и значение его трудов (метода) для будущих исследований в области иконографии. XX в.: вклад искусствоведов-медиевистов в изучение иконографии западноевропейского искусства средневековья. В качестве примеров: М. Дворжак (значение средневековой книжной миниатюры для развития средневековой иконографии), А. Грабарь (античные и восточные корни западноевропейской иконографии), Ж. Адемар (влияние античных мотивов на западноевропейскую иконографию) Ю. Бальтрушайтис (восточные, античные и др. истоки и влияния на средневековое искусство Запада). О. Демус (связи с византийскими образцами), Э. Панофски и М. Мийсс (особенности иконографии позднего западноевропейского искусства), М. Шапиро (семантика). Исследования по отдельным проблемам: например, проблема образцов (Р. Шеллер), проблема фонов и перспективы в средневековом искусстве (М. Буним) и т.д. Комплексные выставки по культуре и искусству западноевропейского средневековья, проводившиеся в последние десятилетия (“Рейн и Маас”, “Карл Великий”, “1200 год”, “Искусство и дворы”, “Парлеры”, “Век куртуазности” и т.п.); иллюстрированные каталоги к ним; их значение для иконографических исследований – возможности сопоставления памятников, выполненных в различных техниках. Перспективы дальнейших исследований в области западноевропейской средневековой иконографии в условиях нашей страны (иллюминованные рукописи в российских собраниях, сигиллография в рукописных и архивных собраниях). Вопросы для дискуссии: 1) Чем отличается иконографический метод от иконологического? 2) Какие периоды в истории искусства удобнее всего изучать при помощи иконографического метода? 3) Как развивалась иконографическая школа на протяжении последних 100 лет?
2. Аллегорический метод в западноевропейском средневековом искусстве 8 часов Как итог, рассмотреть сходство и различие западноевропейской средневековой иконографии с византийскими образцами – её меньшую зависимость от канонических образцов; приверженность к “историческому” – буквальному – смыслу в ранних памятниках и к апокрифам – в более поздние периоды. Темы для аналитических заданий: 1) Иконография детства Христа 2) Протоевангельский цикл в искусстве Западного Средневековья Образовательные технологии При реализации программы дисциплины «Христианская иконография» используются различные образовательные технологии — во время аудиторных занятий (62 часа) занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора, самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании доклада и курсовой работы) - 8 часов и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке (38 часов). Во время лекций используются: проблемный метод изложения лекционного материала, дискуссия, аналитические задания, во время семинаров -- доклады и их обсуждение, презентации. Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов Система текущего контроля знаний включает дискуссии, аналитические задания,, доклады, система промежуточной аттестации — написание итоговой письменной работы. Дискуссии и аналитические задания являются частью лекционных и практических занятий, доклады делают учащиеся на 6 практических занятиях, контрольные работы проходят на 6, 8 и 15 неделе обучения. Требования к студентам включают в себя посещение 60% лекций и семинаров, активное участие в дискуссиях и беседах, выполнение аналитических заданий, выступление с докладом, написание всех контрольных работ. Требования к итоговой работе включают в себя объём работы, самостоятельность её выполнения, раскрытие темы, соблюдение структуры работы согласно её жанру, грамотность языка и оформления работы, сдача её в установленные сроки. Итоговая оценка проставляется на последней неделе обучения (1 семестр) с учётом результатов текущего и промежуточного контроля.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ: 1. Введение. Аллегорический метод в западноевропейском средневековом искусстве. 10 часов Сопоставление ветхозаветных и новозаветных сюжетов в различных видах изобразительного искусства романского и готического периодов – в скульптуре и витражах (изображения пророков и апостолов в Бамберге и Шартре. Клостернойбургский алтарь как образец прообразовательной концепции истории. “Морализованные библии” XIII в. (Франция), предназначенные для светского читателя, как законченный образец иллюстрированных и словесных толкований в “четырёх смыслах” (буквальном, аллегорическом, мистическом, моральном). Сохранившиеся средневековые трактаты – руководства для художников, трактующие аллегорический метод с позиций светских лиц (“Кредо” Жуанвиля Бревиарии); их воплощение в изобразительном искусстве XIII – XIV вв. Литература к семинару: 1. Маль Э. Религиозное искусство 13 в во Франции. – М., 2009, СС.39-55, 230-260 2. Мокрецова И.П. Иконографические особенности французской Псалтири XIII века из собрания ГПБ //Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. – М., 1974. 3. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. – Paris, 1979., рр.109-139 4. Kirschbaum Е, in Zusammenarbeit mit Günter Bandmann, Lexicon der Christlicher Ikonographie, vol.1, 4
2. Евангельские сюжеты в памятниках западноевропейского средневекового искусства. Ветхозаветные сюжеты в монументальной живописи и иллюминированных рукописях XII-XIII вв. 20 часов ДОКЛАДЫ: Трактовка евангельских сюжетов и отдельных сюжетов в дороманских, романских и готических памятниках – в монументальной живописи, в скульптурных тимпанах, в миниатюрах рукописей, в алтарных композициях, витражах и т.д. Анализ отдельных сюжетов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по курсу “Иконография западноевропейского средневекового искусства”
Обязательная: 5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984 г. 6. Даркевич В.И. Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей // Художественный язык средневековья. – М., 1982. 7. Даркевич В.И. Танцы и акробатика в искусстве средневековья // Культура и искусство средневекового города. – М., 1984. 8. Золотова Е.Ю. Французские часовники из московских собраний. – Л. 9. Иванченко О.Х. Миниатюры из Апокалипсиса в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина // Памятники культуры. Новые открытия. – М., 1977. 10. Крыжановская М.Я. Костяной ларец XIV в. и родственные ему памятники в собрании Государственного Эрмитажа // Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1981. 11. Лапковская Э.А.Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. – М., 1971. 12. Маль Э. Религиозное искусство 13 в во Франции. – М., 2009 13. Мокрецова И.П. Иконографические особенности французской Псалтири XIII века из собрания ГПБ //Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. – М., 1974. 14. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра в советских собраниях. 1200 – 1270. – М., 1983. 15. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра в советских собраниях. 1270 – 1300. – М., 1984. 16. Муратова К.М. Средневековый бестиарий. – М., 1984. 17. Марьянов М.Ф. Старофранцузские миниатюры в Легендарии Библиотеки Академии наук СССР // Памятники культуры. Новые открытия. - М., 1975. 18. Неретина С. Образ мира в “Исторической библии” Гийара де Мулена // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М., 1976. 19. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. – М., 1981. 20. Стерлингов А.Б. “Часовник Людовика Орлеанского” из собрания ГПБ // Музей. Художественные собрания СССР. – М., 1983. 21. Ювалова Е.П. Немецкая скульптура. 1200 –1270. – М., 1983. 22. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978.
Дополнительная: 1. Западноевропейское декоративное искусство IX – XVI веков из собраний музеев Лувра и Клюни: Каталог выставки. – М., 1981. 2. Искусство чешской и словацкой готики: Каталог выставки. – М.-Л., 1971. 3. Средневековая французская скульптура области Бордо: Каталог выставки ГМИИ, Аквитанский музей. – М., 198…
Литература на иностранных языках: 23. Adhemar J. Influences antiques dans I’art du Moyen Age francais. – London, 1939. 24. Age of Chivalry. Art in Plantagenet England 1200 – 1400. Roal Academy of Arts. – London, 1987. 25. Arts of rhe Courts, Frace and England from 1259 to 1328. National Gallery of Canada. - Ottawa, 1972. – Vol. 1-2. 26. Baltrusaitis J. Reveils et prodiges, le gothique fantastique. – Paris, 1960. 27. Baltrusaitis J. Le Moyen Age fantastique. Antiquites et exotismes dans I’art gothique. – Paris, 1981. 28. Bunim M.S. Space in Medieval Painting and the Forerunners of Perspective. – New Uork, 1940. 29. Camille M. Images on the Edge. The Margins of Medieval Art. Cambridge (Mass), 1992/ 30. Castelfranchi Vegas, L. Die internationale Gotik Italien. – Dresden, 1966. 31. Demus O. Dyzantine Art and the West. – New York, 1970. 32. Dvorak M. Die Illuminatoren des Johann von Neumarkt // Gesammelte Aufsatze. – Munchen, 1929. 33. Europaische Kunst um 1400. Kunsthistorishes Museum. – Viеnna, 1962. 34. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. – Paris, 1979. 35. Harhan J. Books of Hours and their Owners. – London, 1977. 36. Kirschbaum Е, in Zusammenarbeit mit Günter Bandmann, Lexicon der Christlicher Ikonographie, 8 vol. 37. Kitzinger E. Early Medieval Art in the British Museum. – London, 1969 (repr.) 38. Male E. L’Art religieux du ХIIе siecle en France. Paris, 1922. 39. Male E. Art religieux de la fin de la moyen age en France. - Paris, 1922. 40. Meiss M. French Painting in the of Jean de Berry. – London-New York, 1967-1974. – Vols. 1 –5. 41. Panofsky E. The Eaurly Netherlandish Painting, its Origins and Character. Cambridge (Mass), 1953. – Vols. 1-2. 42. Reau L. Iconographie de I’art chretien. – Paris, 1955-1956. – Vols. 1-6. 43. Schapiro M. Words and Pictures. On the Litteral fnd the Symbolic in the Illustration of a Text. The Hague-Paris, 1973. 44. Schapiro M. Icjnographie der christlichen Kunst. – Gutersloh, 1968. 45. L’Europe Gothique XIIe-XIVe siecles. Musee du Louvre. Paris, 1968. 46. Les Fastes du Gothique: le siecle de Charles V. Galeries nationales du Grand Palais. 1981-1982. 47. Die Parler und der schone Stil: 1350-1400. Konsthalle, Koln, 1350-1400, 1978. – Vols. 1-3. 48. Rhein und Maas: Kunst und Kultur, 800-1400. – Kunsthalle, Koln, 1972. 49. The Year 1200. New York, Meyropolitan Museum of Art, 1970. – V. 1-2. 50. Die Zeit der Staufer, Geshichte-Kunst-Kultur. Wurttemdergishes Landes-mustum. – Stuttgart, 1977. – V. 1-5.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по курсу “Иконография западноевропейского средневекового искусства” 1. Аллегорический метод в искусстве средневековья, его варианты – два, три, четыре “смысла” при трактовке ветхозаветных и евангельских сюжетов (истоки метода и его эволюция в средние века). 2. Ветхозаветные сюжеты: библейские циклы в европейской монументальной живописи, их эволюция, связь с византийской иконографией (от раннего средневековья до XII в.). 3. Ветхозаветные сюжеты в искусстве средневековья: “буквальные” иллюстрации в рукописных библиях XII – XIII вв. 4. Средневековые иллюстрации к Псалтири. Иконография Утрехтской псалтири и её английские копии XI – XII вв. 5. Евангельские сюжеты в раннесредневековом искусстве (каролингская книжная миниатюра и мелкая пластика). 6. Евангельские иллюстрации в оттоновских рукописях. 7. Евангельские сюжеты в романских скульптурных композициях (тимпаны, капители, мелкая пластика). 8. Евангельская тема в рукописных книгах XI – XII вв. (историзованные инициалы, фронтисписные иллюстрации, нарративные циклы). 9. Евангельские сюжеты в предметах прикладного искусства (реликварии, портативные алтари, оклады и пр.). 10. Новозаветные темы в искусстве готики: витражи, скульптура, рукописи. 11. Апокалипсис в порталах романских и готических соборах. 12. Использование евангельских сюжетов в прикладном искусстве. 13. Календарные сцены – “занятия по месяцам” - в иллюминованных рукописях, в стенной живописи, в скульптурном убранстве фасадов соборов. 14. Средневековый бестиарий, его разновидности и принципы иллюстрирования в XII – XIII вв. 15. Принципы иллюстрирования рыцарских романов, связь иконографии миниатюр с традиционной религиозной иконографией (заимствование целых композиций и их отдельных фрагментов и пр.). 16. Иллюстрирование светских произведений (юридические трактаты, исторические хроники, энциклопедии и пр.). 17. Портретные изображения в средние века (станковые произведения, миниатюры в рукописях, донаторы в алтарных композициях, надгробные изображения). 18. Иконография светских сюжетов на предметах бытового назначения (изделия из слоновой кости, металла, эмали и пр.). 19. Влияние светского искусства на иконографию некоторых памятников религиозного назначения (например, таких, как Нарбоннская пелена). 20. Эволюция иконографической трактовки отдельных ветхозаветных и евангельских персонажей и (или) сюжетов в различные временные отрезки в период средних веков.
Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы Трудоемкость освоения дисциплины «Христианская иконография» составляет 108 трудозатратных часов, из них 62 часа аудиторных занятий и 46 часов, отведенных на самостоятельную работу студента. При подготовке к занятиям студентам следует использовать приведённый в рабочей программе список литературы. Участие в практических занятиях возможно только при условии посещения лекций. Последовательность лекций и практических занятий направлена на постепенное формирование знаний, умений и навыков, упомянутых в данной программе.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА Кафедра Всеобщей истории искусств ХРИСТИАНСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.01 с.) |