ТОП 10:

Сюжетная основа бестиариев: от античных басен и фольклора к



“Физиологу” и “этимологиям” Исидора Севильского. Формирование бестиариев и их разновидности (“семьи”). Английские и французские иллюстрированные бестиарии XII – XIII вв.

Особенности иллюстрирования бестиариев: сохранение традиционно сложившихся фантастических или реалистических изображений при текстах, постепенно обрастающих христианскими, подчас сложными морализациями и аллегориями. Схемы в бестиариях (и, вообще, о пристрастиии средневековых писцов и художников к схемам).

Мотивы бестиария – фантастического и реального живописного мира – в различных видах средневекового искусства (капители, “горгульи”, предметы прикладного искусства, “дролери” на полях рукописей и на сидениях деревянных кресел для клира и т.п.

Животные в сценах “перевёрнутого” мира средневековья (маргиналии в рукописях, в ковре из Байё и пр.).

Вопросы для дискуссии:

  1. Каково соотношение реальных и фантастических животных в Бестиарии?
  2. Как и где могут использоваться образы Бестиария?
  3. Роль «моральной» трактовки в сюжетах Бестиария

 

6. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве

 

6.1. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: от раннего средневековья до ранней готики 18 часов

Иконография календарных сцен; их античные корни; “занятия по

месяцам” и знаки Зодиака (связь с изображениями из бестиариев). Календарные сцены в монументальных росписях (Сан Исидро в Леоне, своды в Солсбери и др.), в скульптурных рельефах (фасад собора в Амьене), в литургических рукописях (псалтирях, бревиариях, часовниках). Эволюция календарных сцен в литургических рукописях (от медальонов в псалтирях XII – XIII вв. до развёрнутых многофигурных пейзажных сцен в часовниках XV в.).

Светские мотивы в прикладном искусстве. “Ковёр” из Байё – уникальный памятник иллюстрированной исторической хроники. Другие предметы прикладного искусства и бытового назначения: шахматы (кость), акваманилы (бронза) с точки зрения иконографии.

Эволюция портретных изображений в средние века: “портреты евангелистов” в период раннего средневековья; “портретные” изображения в дороманский и романский периоды (бронзовая статуэтка Карла Великого, фронтисписные миниатюры в посткаролингских рукописях и т.п.).

“Портретные” изображения королей, епископов, крпных владельцев в мелкой пластике, особенно, в восковых печатях (сигиллография).

 

6.2. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: готическое и позднеготическое искусство

Принципы иллюстрирования светских литературных

произведений (исторических хроник, прозаических и стихотворных романов, трактатов) в различные периоды: в XII – XIII вв. (иллюстрации “в лист” и историзованные инициалы), в XIV – XV вв. (“фронтисписные” иллюстрации и миниатюры в клеймах); заимствования при иллюстрировании романов отдельных композиционных приёмов, групп, фигур из хорошо отработанных иконографических схем религиозного изобразительного искусства. Связь иллюстраций легендариев (агиографических сборников) и светских произведений (романов).

Использование хорошо известных сцен из романов в украшении предметов религиозного и бытового назначения (в маргиналиях часовников, коробочках для зеркал, шкатулках, шашках, гребнях и других предметах из слоновой кости и т.д.).

Две принципиально различных тенденции при изображении исторических лиц в XIII – XIV вв. – стремление к единообразию – идеальное лицо в более или менее условных одеждах (фронтиспис к Актам процесса Робера д'Артуа 1336 года) и появление первых “реалистических” портретов средневековья (портреты французских королей Иоанна Доброго и Карла V в рукописных памятниках и пластике; Карл V в образе Людовика Святого; Ричард II в Вилтонском диптихе). Портреты авторов, художников и донаторов (в рукописях и позднее, в XV в., в алтарных композициях).

Надгробные памятники. Их разновидности в средние века: плиты с гравированными “типовыми” изображениями рыцарей, купцов, ремесленников и пр. (английские “brasses”) и пластические – типовые и индивидуальные изображения лиц королевских фамилий, рыцарей и др. (надгробия Альеноры Аквитанской и Ричарда Львиное Сердце в Фонтевро, “идеальные” изображения капетингов в Сен-Дени). От восковых масок до бронзовых и мраморных портретных изображений. С точки зрения иконографии, сопоставить “лежащие” фигуры надгробий со “стоящими” в скульптурном убранстве соборов. Превращение надгробий в сложные ансамбли в конце средневековья (фигуры плакальщиков, аллегорические персонажи, атрибуты).

Роль аллегорий в период позднего средневековья (шпалеры с изображениями “Двенадцати достойных”, “Дамы с единорогом”). Светская иконография в новых жанрах (игральные карты).

Кратко об эволюции церквоной иконографии в период позднего средневековья. Продолжающаяся тенденция к развитию светских тем и светской трактовки религиозных сюжетов.

Тридентский собор – своеобразная точка в развитии средневековой иконографии.

Темы для дискуссии:

  1. Когда и почему в европейском искусстве Средневековья появляются светские сюжеты?
  2. Какие христианские образцы могут послужить для иллюстрирования рыцарского романа?
  3. Как эволюционирует средневековое надгробие?
  4. Какие сюжеты можно называть «куртуазными» и где они могут помещаться?

 

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Христианская иконография» используются различные образовательные технологии — во время аудиторных занятий (62 часа) занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора, самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании доклада и курсовой работы) - 8 часов и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке (38 часов).

Во время лекций используются: проблемный метод изложения лекционного материала, дискуссия, аналитические задания, во время семинаров -- доклады и их обсуждение, презентации.

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Система текущего контроля знаний включает дискуссии, аналитические задания, , доклады, система промежуточной аттестации — написание итоговой письменной работы. Дискуссии и аналитические задания являются частью лекционных и практических занятий, доклады делают учащиеся на 6 практических занятиях, контрольные работы проходят на 6, 8 и 15 неделе обучения.

Требования к студентам включают в себя посещение 60% лекций и семинаров, активное участие в дискуссиях и беседах, выполнение аналитических заданий, выступление с докладом, написание всех контрольных работ. Требования к итоговой работе включают в себя объём работы, самостоятельность её выполнения, раскрытие темы, соблюдение структуры работы согласно её жанру, грамотность языка и оформления работы, сдача её в установленные сроки. Итоговая оценка проставляется на последней неделе обучения (1 семестр) с учётом результатов текущего и промежуточного контроля.

 

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

1. Введение. Аллегорический метод в западноевропейском средневековом искусстве. 10 часов

Сопоставление ветхозаветных и новозаветных сюжетов в различных видах изобразительного искусства романского и готического периодов – в скульптуре и витражах (изображения пророков и апостолов в Бамберге и Шартре. Клостернойбургский алтарь как образец прообразовательной концепции истории.

“Морализованные библии” XIII в. (Франция), предназначенные для светского читателя, как законченный образец иллюстрированных и словесных толкований в “четырёх смыслах” (буквальном, аллегорическом, мистическом, моральном).

Сохранившиеся средневековые трактаты – руководства для художников, трактующие аллегорический метод с позиций светских лиц (“Кредо” Жуанвиля Бревиарии); их воплощение в изобразительном искусстве XIII – XIV вв.

Литература к семинару:

1. Маль Э. Религиозное искусство 13 в во Франции. – М., 2009, СС.39-55, 230-260

2. Мокрецова И.П. Иконографические особенности французской Псалтири XIII века из собрания ГПБ //Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. – М., 1974.

3. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. – Paris, 1979., рр.109-139

4. Kirschbaum Е, in Zusammenarbeit mit Günter Bandmann , Lexicon der Christlicher Ikonographie, vol.1, 4

 

2.Евангельские сюжеты в памятниках западноевропейского средневекового искусства. Ветхозаветные сюжеты в монументальной живописи и иллюминированных рукописях XII-XIII вв. 20 часов

ДОКЛАДЫ:

Трактовка евангельских сюжетов и отдельных сюжетов в дороманских, романских и готических памятниках – в монументальной живописи, в скульптурных тимпанах, в миниатюрах рукописей, в алтарных композициях, витражах и т.д.

Анализ отдельных сюжетов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.006 с.)