Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сюжетная основа бестиариев: от античных басен и фольклора кСодержание книги
Поиск на нашем сайте
“Физиологу” и “этимологиям” Исидора Севильского. Формирование бестиариев и их разновидности (“семьи”). Английские и французские иллюстрированные бестиарии XII – XIII вв. Особенности иллюстрирования бестиариев: сохранение традиционно сложившихся фантастических или реалистических изображений при текстах, постепенно обрастающих христианскими, подчас сложными морализациями и аллегориями. Схемы в бестиариях (и, вообще, о пристрастиии средневековых писцов и художников к схемам). Мотивы бестиария – фантастического и реального живописного мира – в различных видах средневекового искусства (капители, “горгульи”, предметы прикладного искусства, “дролери” на полях рукописей и на сидениях деревянных кресел для клира и т.п. Животные в сценах “перевёрнутого” мира средневековья (маргиналии в рукописях, в ковре из Байё и пр.). Вопросы для дискуссии:
6. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве
6.1. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: от раннего средневековья до ранней готики 18 часов Иконография календарных сцен; их античные корни; “занятия по месяцам” и знаки Зодиака (связь с изображениями из бестиариев). Календарные сцены в монументальных росписях (Сан Исидро в Леоне, своды в Солсбери и др.), в скульптурных рельефах (фасад собора в Амьене), в литургических рукописях (псалтирях, бревиариях, часовниках). Эволюция календарных сцен в литургических рукописях (от медальонов в псалтирях XII – XIII вв. до развёрнутых многофигурных пейзажных сцен в часовниках XV в.). Светские мотивы в прикладном искусстве. “Ковёр” из Байё – уникальный памятник иллюстрированной исторической хроники. Другие предметы прикладного искусства и бытового назначения: шахматы (кость), акваманилы (бронза) с точки зрения иконографии. Эволюция портретных изображений в средние века: “портреты евангелистов” в период раннего средневековья; “портретные” изображения в дороманский и романский периоды (бронзовая статуэтка Карла Великого, фронтисписные миниатюры в посткаролингских рукописях и т.п.). “Портретные” изображения королей, епископов, крпных владельцев в мелкой пластике, особенно, в восковых печатях (сигиллография).
6.2. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: готическое и позднеготическое искусство Принципы иллюстрирования светских литературных произведений (исторических хроник, прозаических и стихотворных романов, трактатов) в различные периоды: в XII – XIII вв. (иллюстрации “в лист” и историзованные инициалы), в XIV – XV вв. (“фронтисписные” иллюстрации и миниатюры в клеймах); заимствования при иллюстрировании романов отдельных композиционных приёмов, групп, фигур из хорошо отработанных иконографических схем религиозного изобразительного искусства. Связь иллюстраций легендариев (агиографических сборников) и светских произведений (романов). Использование хорошо известных сцен из романов в украшении предметов религиозного и бытового назначения (в маргиналиях часовников, коробочках для зеркал, шкатулках, шашках, гребнях и других предметах из слоновой кости и т.д.). Две принципиально различных тенденции при изображении исторических лиц в XIII – XIV вв. – стремление к единообразию – идеальное лицо в более или менее условных одеждах (фронтиспис к Актам процесса Робера д'Артуа 1336 года) и появление первых “реалистических” портретов средневековья (портреты французских королей Иоанна Доброго и Карла V в рукописных памятниках и пластике; Карл V в образе Людовика Святого; Ричард II в Вилтонском диптихе). Портреты авторов, художников и донаторов (в рукописях и позднее, в XV в., в алтарных композициях). Надгробные памятники. Их разновидности в средние века: плиты с гравированными “типовыми” изображениями рыцарей, купцов, ремесленников и пр. (английские “brasses”) и пластические – типовые и индивидуальные изображения лиц королевских фамилий, рыцарей и др. (надгробия Альеноры Аквитанской и Ричарда Львиное Сердце в Фонтевро, “идеальные” изображения капетингов в Сен-Дени). От восковых масок до бронзовых и мраморных портретных изображений. С точки зрения иконографии, сопоставить “лежащие” фигуры надгробий со “стоящими” в скульптурном убранстве соборов. Превращение надгробий в сложные ансамбли в конце средневековья (фигуры плакальщиков, аллегорические персонажи, атрибуты). Роль аллегорий в период позднего средневековья (шпалеры с изображениями “Двенадцати достойных”, “Дамы с единорогом”). Светская иконография в новых жанрах (игральные карты). Кратко об эволюции церквоной иконографии в период позднего средневековья. Продолжающаяся тенденция к развитию светских тем и светской трактовки религиозных сюжетов. Тридентский собор – своеобразная точка в развитии средневековой иконографии. Темы для дискуссии:
Образовательные технологии При реализации программы дисциплины «Христианская иконография» используются различные образовательные технологии — во время аудиторных занятий (62 часа) занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора, самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании доклада и курсовой работы) - 8 часов и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке (38 часов). Во время лекций используются: проблемный метод изложения лекционного материала, дискуссия, аналитические задания, во время семинаров -- доклады и их обсуждение, презентации. Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов Система текущего контроля знаний включает дискуссии, аналитические задания,, доклады, система промежуточной аттестации — написание итоговой письменной работы. Дискуссии и аналитические задания являются частью лекционных и практических занятий, доклады делают учащиеся на 6 практических занятиях, контрольные работы проходят на 6, 8 и 15 неделе обучения. Требования к студентам включают в себя посещение 60% лекций и семинаров, активное участие в дискуссиях и беседах, выполнение аналитических заданий, выступление с докладом, написание всех контрольных работ. Требования к итоговой работе включают в себя объём работы, самостоятельность её выполнения, раскрытие темы, соблюдение структуры работы согласно её жанру, грамотность языка и оформления работы, сдача её в установленные сроки. Итоговая оценка проставляется на последней неделе обучения (1 семестр) с учётом результатов текущего и промежуточного контроля.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ: 1. Введение. Аллегорический метод в западноевропейском средневековом искусстве. 10 часов Сопоставление ветхозаветных и новозаветных сюжетов в различных видах изобразительного искусства романского и готического периодов – в скульптуре и витражах (изображения пророков и апостолов в Бамберге и Шартре. Клостернойбургский алтарь как образец прообразовательной концепции истории. “Морализованные библии” XIII в. (Франция), предназначенные для светского читателя, как законченный образец иллюстрированных и словесных толкований в “четырёх смыслах” (буквальном, аллегорическом, мистическом, моральном). Сохранившиеся средневековые трактаты – руководства для художников, трактующие аллегорический метод с позиций светских лиц (“Кредо” Жуанвиля Бревиарии); их воплощение в изобразительном искусстве XIII – XIV вв. Литература к семинару: 1. Маль Э. Религиозное искусство 13 в во Франции. – М., 2009, СС.39-55, 230-260 2. Мокрецова И.П. Иконографические особенности французской Псалтири XIII века из собрания ГПБ //Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. – М., 1974. 3. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. – Paris, 1979., рр.109-139 4. Kirschbaum Е, in Zusammenarbeit mit Günter Bandmann, Lexicon der Christlicher Ikonographie, vol.1, 4
2. Евангельские сюжеты в памятниках западноевропейского средневекового искусства. Ветхозаветные сюжеты в монументальной живописи и иллюминированных рукописях XII-XIII вв. 20 часов ДОКЛАДЫ: Трактовка евангельских сюжетов и отдельных сюжетов в дороманских, романских и готических памятниках – в монументальной живописи, в скульптурных тимпанах, в миниатюрах рукописей, в алтарных композициях, витражах и т.д. Анализ отдельных сюжетов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.006 с.) |