Его труды по истории государственности Рима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Его труды по истории государственности Рима



Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) относится к числу государственных деятелей Римской республики чрезвычайно сложного и насыщенного событиями периода, который знаменует кризисные явления в обществе, борьбу амбициозных политических лидеров, использовавших в противостоянии друг с другом реформированную Гаем Марием армию. Он стал одним из активных участников политической жизни, прославился обличительными речами[12]; среди его творческого наследства (весьма обширного) сохранились диалоги, посвященные государственности и законам, а также многочисленные письма. Произведения Цицерона являются вкладом в разработку латинской философской терминологии и политической теории. Примечательны его замечания об особенностях развития римской культуры. Он отметил, что «наши римские соотечественники во всем как сами умели делать открытия не хуже греков, так и заимствованное от греков умели улучшать и совершенствовать, если находили это достойным своих стараний» (Тускуланские беседы. Кн. I: О презрении к смерти, I, 1). С гордостью он писал, что «поистине, во всем, что дается людям от природы, а не от науки, с нами не идут в сравнение ни греки и никакой другой народ: была ли в ком такая величавость, такая твердость, высокость духа, благородство, честь, такая доблесть во всем, какая была у наших предков?». Но «в учености и словесности всякого рода Греция всегда нас превосходила». Цицерон объяснял это тем, что «почет питает искусства, слава воспламеняет всякого к занятию ими, а что у кого не в чести, то всегда влачит жалкое существование» (Там же, 3).

Семейное окружение будущего оратора и политического деятеля было специфическим. Его дед – землевладелец староримской закалки, сторонник неприхотливой сельской жизни. Отец принадлежал к всадническому сословию, к политической карьере не стремился; большое значение придавал воспитанию детей и литературным занятиям. Цицерон учился у знаменитых в ту пору законоведов. Позднее он говорил, что его юность была целиком отдана занятиям. Он посвящал им дни и ночи напролет.

Первая из дошедших речей Цицерона относится к 81 г. до н. э. – речь в защиту Публия Квинкция. В этом же году он был приглашен участвовать в судебном процессе против одного из членов семьи Росциев. Это дело имело широкий политический резонанс, поскольку обвинен был сын Секста Хрисогена, покровителем которого являлся Сулла. После успешного завершения дела Цицерон, как он писал, отправился по совету врачей в путешествие – в Грецию. Вернулся он только в 76 г. и был избран квестором. Это стало началом политической карьеры оратора. В качестве квестора он отправился в Сицилию, с тем чтобы организовать бесперебойное снабжение Рима хлебом. Не будучи склонным преуменьшать свои заслуги, Цицерон полагал, что слава о его «мирных подвигах» в Сицилии перешагнула границы острова. Однако в самое ближайшее время ему пришлось в этом разочароваться. Вернувшись в Рим, он узнал, что даже ближайшие друзья ничего не знают о его деятельности. По этому поводу сохранилось замечание: «Убедившись в том, что римский народ имеет весьма тупой слух, но острое зрение, я перестал заботиться о том, что будут люди слышать, но решил жить постоянно в городе, на виду у граждан и как можно ближе держаться к Форуму».

Росту славы Цицерона как оратора способствовало дело Верреса, сицилийского наместника, который в течение трех лет грабил и притеснял жителей с неслыханной жестокостью. Умелое ведение процесса привело к тому, что еще до окончания суда Веррес добровольно удалился в изгнание. В 67 г. Цицерон избран претором и с этого времени стремится к консулату. Для его достижения необходимой являлась поддержка в различных слоях общества. Очень трудно определить в эти годы политические позиции Цицерона. Его нельзя причислить к крайне консервативным кругам, к безусловным сторонникам сенаторской олигархии, к сулланцам, о чем свидетельствуют дело Росциев. Но он не претендовал и на роль народного вождя. Выражением политического кредо Цицерона можно считать его поддержку законопроекта трибуна Манлия о передаче верховного командования Помпею. События 70-х гг. I в. до н. э. в Италии и в провинциях показали, что сулланский режим не мог обеспечить порядка и спокойствия в Римской державе. Консулами на 70 г. были избраны Красс и Помпей – два бывших сулланца.Первый из них – представитель нобилитета, наживший состояние во время проскрипций и на спекуляциях. Второй принадлежал к деятелям, которые обрели славу благодаря победоносным походам.

Примечательно, что, еще выступая против Верреса, оратор определял текущее время как «критическое» для «почти безнадежно больной» Республики, нагляднейшим показателем чего являлось «полное разорение и опустошение вконец угнетенных провинций». Цицерон полагал, что необходимы: 1) ликвидация сенаторской монополии в судах, что позволило бы всадникам участвовать в контроле над сенатом; 2) восстановление трибунской власти, что возвратило бы контролирующие функции народному собранию; 3) восстановление власти цензоров, которые должны контролировать сенат с позиций традиционной системы ценностей.

В ходе борьбы за консулат у Цицерона сложилась концепция, отражающая его сближение с Помпеем. Цицерон следующим образом сформулировал ее: «Есть два рода деятельности, которые могут возвести человека на высшую ступень достоинства: деятельность полководца и выдающегося оратора. От последнего зависит сохранение благ мирной жизни, от первого – отражение опасности войны. Для полного процветания государства необходим союз меча и пера». И характерен тезис, которому следовал Цицерон: «Подумай, в каком государстве ты живешь, чего добиваешься, кто ты. Вот о чем должен ты размышлять чуть ли не каждый день, спускаясь на форум: “Я – человек новый, добиваюсь консульства, это – Рим”» (Квинт Цицерон, XII, 1, 1).

Кандидатами на магистратуру консула на 63 г. были Антоний и Катилина, которых поддерживали Красс и Цезарь. Цицерон обрушился на кандидатов, обвиняя их в стремлении к диктатуре. Выборы принесли ему успех – 1 января 63 г. до н. э. он приступил к исполнению обязанностей консула. Первое выступление его было посвящено аграрному законопроекту Сервилия Рулла, за которым стояли Цезарь и Красс. Сутью проекта являлось предложение о наделении землей малоимущего населения за счет основания новых колоний. При этом предусматривалась широкая закупка частных земель у италийских владельцев с их согласия и за полную стоимость за счет средств от распродажи земли в провинциях. Для проведения проекта предлагалось создать коллегию децемвиров, одним из ее кандидатов являлся Помпей. Цицерон выступил с обвинением, что эта коллегия наделена неограниченными полномочиями, говорил о возможности нарушений при продаже земель и законопроект был снят.

Провал закона свидетельствует о том, что городской плебс не проявлял заинтересованности в земельном вопросе, что касается сельского, то он к этому времени фактически утратил свое былое политическое влияние.

В ходе предвыборной борьбы началось соперничество между Цицероном и Катилиной. Вероятно, одновременно оформляется заговор Катилины, характеризующий новую стадию борьбы в Риме.

Заговор Катилины был раскрыт, когда Помпей находился на востоке. Опасность его сильно преувеличена Цицероном. Луций Сергий Катилина, выходец из знатного, но обедневшего рода, долгое время боролся за консулат в традиционных республиканских формах, выступая с лозунгом «новые долговые книги». Он был популярен у разорившихся ветеранов Суллы, деклассированных элементов, золотой молодежи. В 62 г. Катилина, готовясь выставить кандидатуру на выборах, одновременно вербовал сторонников, заготовлял оружие, начал собирать войско в Этрурии. Слухи о сулланских настроениях Катилины, о тайных собраниях заговорщиков, подготовке убийства Цицерона привели к провалу избирательной компании. И Катилина встал на путь открытой борьбы. Разоблачение Цицероном стремлений Катилины заставило последнего бежать в Этрурию; в Риме его сподвижники были арестованы; сенатприговорил их к смертной казни (отметим, что такое решение являлось противозаконным: римского гражданина нельзя было казнить без санкции народного собрания). Противником казни был Цезарь, но выступления Марка Порция КатонаМладшего склонили сенат к вынесению смертного приговора. Сторонники Катилины были казнены, его отряд разбит в битве при Пистории в начале 62 г., а он пал в бою. Дело Катилины – наиболее яркое событие политической карьеры Марка Туллия Цицерона. В последующем, как он сам отмечал, «по воле обстоятельств» он был исключен из активной политической жизни: в период первого триумвирата (60–51 гг. до н. э.) и диктатуры Цезаря (48–44 гг. до н. э.). «Вынужденный отказ» от политической деятельности ознаменовался созданием трактатов «О государстве» и «О законах».

Трактат «О государстве», написанный в форме диалогов, состоит из шести книг – по две на каждый день беседы. В первый день обсуждался вопрос о наилучших формах государственного устройства; второй был посвящен обоснованию понятия справедливости в государстве. Последняя беседа (третий день) – это примеры о наилучших государственных деятелях. Завершается трактат «сновидением Сципиона», в котором отмечено, что гражданам, верно служившим отечеству, уготовано бессмертие (Цицерон. О государстве, VI, 9–20).

Трактат «О законах» является продолжением изложения идей предыдущего сочинении. Здесь рассмотрены вопросы о «праве божественном» и естественном[13]. Содержание трактатов свидетельствует, что Цицерон являлся сторонником сенаторской республики; его идеал – те времена, когда руководящая роль сената и магистратов сочеталась с демократическими элементами, т. е. он выступал за смешанное государственное устройство.

При написании диалогов одним из его советчиков был Тит Помпоний Аттик. В одном из посланий к нему Цицерон, отвечая на замечания, писал: «Но ты же знаешь, в каком роде мои диалоги; как в диалоге “Об ораторе”, который ты превозносишь до небес, так и здесь оказалось невозможным, чтобы рассуждающие упоминали о ком-либо, кроме тех, кто был известен им или о ком они слышали» (CXI, июль 54 г. до н. э.).

Трактаты Цицерона были популярны у современников, но наибольшую славу ему принесли все же речи (недаром его имя стало нарицательным). При этом следует отметить, что они вызывали восхищение не только у соотечественников оратора, но и у эллинов: к примеру, во время посещения Родоса (80 г. до н. э.), где он говорил на греческом языке. Искусство оратора Цицерона представлено 75 сохранившимися выступлениями по различным политическим поводам (всего, как свидетельствуют источники, он произнес 105 речей). Они являются показателем эрудиции оратора, политического мужества (дело Росция), отражают его общественные позиции. Вместе с тем в сложный период противостояния политических деятелей Цицерон лавировал между Цезарем и Помпеем, вынужден был приспосабливаться к эпохе, не всегда оставаясь верным морально-этическим принципам, изложенным в «Тускуланских беседах». После убийства Цезаря (март 44 г. до н. э.) Цицерон покинул усадьбу в Тускулане, примкнув к тем, кто выступил против диктатуры: в течение неполных двух лет (44–43 гг. до н. э.) он произнес 14 речей против Антония, призывая следовать законам. Это стоило ему жизни – 7 декабря 43 г. Цицерон, внесенный в проскрипционные списки, был убит. Неординарный оратор, неоднозначный политический деятель, склонный в отдельных ситуациях искать покровительства более сильных, но и имевший мужество выступать против тех, кто обладал властью, Цицерон в некоторых из речей оказался провидцем. В речи против Катилины он сказал: «С казнью этого одного болезнь республики лишь затаится ненадолго, но не искоренится навечно». Слова оказались провидческими, и вспыхнувшая с новой силой «болезнь республики» унесла и Цицерона, который стремился следовать одному из тезисов: «Меч, перед тогой склонись!» Но в эпоху гражданских войн это стало невозможным[14].

На формирование философских взглядов Цицерона оказало влияние его пребывание в Афинах, для него характерен эклектизм (восприятие идей стоиков, перипатетиков), знание, но не глубокое проникновение в учение Платона. В области философии его заслугой является доступное и ясное изложение существовавших доктрин, но не создание новых идей.

Несколько наблюдений о римских эрудитах I в. до н. э.: оратор – историк – эрудит. Современниками Туллия Цицерона, его друзьями были эрудит, влиятельный человек, не занимавший магистратур, Тит Помпоний Аттик и историк Корнелий Непот, каждый их них избрал собственный путь служения Риму, оставив этим память в последующих поколениях.

Корнелий Непот (ок. 109–29 г. до н. э.), родившийся в одном из небольших городов Падуи, принадлежал к всадническому сословию. Знаменательно время его рождения – спустя 2–3 года после Марка Туллия Цицерона, который, в отличие от Корнелия Непота, поставил перед собой цель «завоевать Рим». В близкое время появился на свет Тит Помпоний, также принадлежавший к всадническому сословию, проведший более 20 лет в Афинах и получивший прозвище Аттик. Они оказались свидетелями переломных событий в жизни государства: диктатур Суллы и Цезаря, пережив неспокойное время проскрипций, крушение республиканских традиций и формирование монархической власти при молодом Цезаре – Гае Октавиане. Корнелий Непот стал создателем историко-биографических сочинений, которые упоминали и его современники, и авторы более позднего времени. Его труд «О римских историках» не сохранился; от него дошли только две биографии – Катона Старшего и Помпония Аттика. Историк не являлся активным участником современных ему событий: детали его биографии неизвестны.

Другой – оратор Марк Цицерон, оставив после себя значительное эпистолярное наследие (многочисленные письма, к Аттику в том числе), речи, диалоги и беседы, последовательно избирался на различные магистратуры, вплоть до самой высокой – консула. Восстановлению его жизненного пути способствует служебная карьера, его собственные сочинения и свидетельства современников.

Третий из триады – Тит Помпоний Аттик, в отличие от Цицерона, наблюдал за происходившим на родине издалека: в первый раз он покинул Италию около 88/86 г. до н. э., вернувшись за пять лет (65 г.) до оформления соглашения между Цезарем, Крассом и Помпеем, но недолгими оказались его беседы с Цицероном, который был вынужден покинуть Рим, будучи обвиненным в незаконности казней римских граждан (так напомнили ему консульство и подавление заговора Катилины). Аттик, сохранивший статус частного лица, наблюдая за разгулом проскрипций, избрал иную форму служения отечеству: заступничество и помощь преследуемым. Много повидавший Аттик не стал профессиональным историком, он относился к плеяде эрудитов, создателей обширных библиотек, организаторов «издательской» деятельности – домашние рабы Аттика переписывали для его личной библиотеки различные сочинения, сохранив некоторые из них для потомков.

Безусловно, наиболее яркой фигурой являлся Цицерон, политический деятель с непростой судьбой, как и многие его современники, выдающийся оратор и создатель многочисленных произведений, среди которых имелись сочинения по теории государственности и истории магистратур, но у него был предшественник, писавший и о государственных органах Эллады и римлян – Полибий. Единство подхода к историческим изысканиям у Цицерона и Полибия состоит в том, что и тот и другой полагали, что главным для историка является выявление истинного течения событий и их причин; различие между ними в том, что Полибий считал – правдивого освещения событий может достичь только политик и военный деятель; а Цицерон, что заниматься историей должен оратор – только он способен художественно и доступно изложить материал, сделав его привлекательным для читателя.

ПАНЕВИН К. В. (составитель). Марк Туллий Цицерон // История Древнего Рима (Библиотека Всеобщей истории). С.-Пб., 1998. С. 388–390.

 

3. Гай Саллюстий Крисп

О прошлом и своем времени

Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н. э.) был политическим деятелем, избиравшимся на различные магистратуры; известен он и яркими выступлениями против Цицерона, посланиями к Цезарю, в которых отметил законность и справедливость его деятельности по отношению к гражданам и к провинциалам, сравнив милосердие адресата с периодом диктатуры Суллы. Он панегирически воспевал личность Цезаря: «Ты честен и деятелен, тебе подобает властвовать над самыми лучшими людьми, ибо самые дурные – те, которые терпят правителя с величайшим неудовольствием» (Первое письмо к Гаю Юлию Цезарю, 1, 6). В обращении он привел свидетельства морального разложения общества, поэтому советовал: «Ты должен предусмотреть меры, направленные на то, чтобы народ, развращенный подачками и раздачами зерна из казны, имел занятие, которое не позволило бы ему причинять ущерб государству; юношество должно стараться быть честным и деятельным, а не расточительным и богатым» (Там же, 7, 2). Но историк понимал, «сколь трудное и неблагодарное дело давать советы царю или полководцу, вообще всякому, кто занимает самое высокое положение, ибо, хотя советчиков у таких людей и очень много, все-таки, когда речь заходит о будущем, не находится ни достаточно умного, ни достаточно дальновидного; более того, дурные советы часто находят больший отклик, чем добрые, потому что в большинстве случаев события зависят от произвола Фортуны» (Письмо второе к Гаю Юлию Цезарю «О государственных делах», 1, 1–2). «Послания» Саллюстия, в которых выступал против распространенности денежных отношений, замене их натуральным обменом, возврату к «старым добрым нравам», являются социальной утопией. Об идейных противоречиях двух политических деятелей эпохи – Цицерона и Саллюстия – свидетельствует «Инвектива против Цицерона», которая является великолепным примером методов «дискуссии». Но главным трудом историка стало сочинение «Заговор Катилины», созданное им, как и «Югуртинская война», после убийства Цезаря и ухода в частную жизнь. Одной из самых существенных трудностей при написании «Заговора Катилины» являлось не отсутствие или недоступность свидетельств, а именно то, что они были доступны, а сами события памятны автору, как и его современникам. Оставаться объективным в такой ситуации было очень сложно. Вероятно, поэтому Саллюстия современные исследователи считали цезарианцем, «поставившим публицистику на службу партии Цезаря», который тенденциозен в изображении событий своего времени. Но если внимательно проанализировать «советы», которые содержатся в его посланиях диктатору, то в них можно увидеть и элементы критики, и предостережения. В исторических же трудах Саллюстий попытался показать причины кризиса общества. В «Заговоре Катилины», излагая памятные многим события 63 г. до н. э., он описал путь к власти одаренного, но развратного и не имеющего сдерживающих факторов Катилины, в то же время симпатизируя ему как человеку, который был смел, дерзок, предан друзьям. В «Югуртинской войне», выявляя причины поражений римлян в 111–106 гг. до н. э., историк отметил, что главнейшими являлись политические раздоры и продажность нобилитета. События, наблюдать которые ему пришлось, не способствовали их оптимистической оценке. Пессимистические взгляды историка нашли отражение в «Истории» (посвящена периоду с 78 по 67 г. до н. э.), где он показал процесс непрерывного разложения общества, начавшийся после изгнания царей. Согласно мнению Саллюстия, становление Римской державы – это углубляющийся кризис, первоначально выразившийся в деградации верхнего сословия (нобилитета), а затем и других сословий.

ПАНЕВИН К. В. (составитель). Римская культура Позднереспубликанского периода // История Древнего Рима (Библиотека Всеобщей истории). С.-Пб., 1998. С. 461–486.

 

Мифы и реалии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.014 с.)