Создатели трудов по полиоркетике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создатели трудов по полиоркетике



Многочисленные войны, начиная со времени становления Римского государства, не могли не привести к развитию военного дела и, как свидетельствуют источники, к заимствованиям в области наступательного и оборонительного вооружения в тех случаях, когда оно оказывалось у противника более совершенным. Большое внимание уделяли римляне обустройству лагерной жизни и построению войска, порядку набора в армию и обязанностям союзников. Подробное описание римской армии на марше и в лагере оставил Полибий, имевший возможность оценить превосходство ее с позиций эллинского военачальника. Развитию военной техники, появлению торсионных механизмов, выработке правил осады в Восточном Средиземноморье способствовали походы Александра III Македонского, развитые в последующем его «наследниками» – правителями эллинистических держав. Примечательно, что работавший в Александрии Архимед использовал свои изобретения во время осады римлянами родного города Сиракуз. Однако останавливаясь на описании отдельных аспектов военной науки, в частности военных механизмов (тарапанов, баллист, катапульт), или же на приемах осады городов и разрушения стен (Витрувий и Тит Ливий), римские историки не создали целостного сочинения, ей посвященного (или подобные сочинения не сохранились). Наиболее полная характеристика различных составляющих военного искусства, прежде всего искусства осады городов (полиоркетика), принадлежит писателям позднеантичной эпохи. Одним из них был Ренат Флавий Вегеций, автор «Краткого изложения военного дела» (ок. 400 г.). К числу произведений более раннего времени относится труд Аполлодора Дамасского, инженера, архитектора, строителя мостов эпохи Траяна и Адриана, в котором содержатся практические советы о способах осады, защите осаждающих от те, кто оборонял стены, описаны конструкции осадных механизмов, правила сооружении мостов. Следует заметить, что архитекторы античной эпохи не только планировали и контролировали строительство зданий, но и осуществляли ремонт «военной техники». К примеру, Витрувий занимался при Юлии Цезаре ремонтом баллист и катапульт в арсенале.

Безусловно, кроме личных наблюдений, при создании военных трактатов (или при эпизодическом обращении к описанию военного дела) использовались более ранние сочинения, как это характерно для Афинея Механика или Анонима Византийского, создателей компиляций, установить убедительно время деятельности которых исследователям их творчества не удалось.

* *

*

Обычно, когда речь заходит о развитии научных знаний и применении их в практической жизни, относительно античной эпохи принято отмечать, что сдерживающим фактором, не способствующим применению идей ученых, являлось широкое распространение рабского труда. Однако стремление объяснить природные явления и выявить истоки развития государственных установлений, обобщить собственный опыт и опыт предшествующих поколений было присуще римскому обществу. Блестящим примером этого являются труды энциклопедиста Варрона и создателя «Естественной истории» Плиния Старшего, римских агораномов, Архимеда, выточившего модель небесной сферы, с помощью которой можно было представить перемещение звезд на небе, и изобретателя различных механизмов. Возвращаться к перечислению того, о чем уже говорилось, нет необходимости, но, безусловно, иметь досуг для занятия научными изысканиями римляне могли благодаря широкому применению труда рабов.

 

 

ТЕАТР И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Однако же в учености и словесности всякого рода Греция всегда нас превосходила, – да и трудно ли здесь одолеть тех, кто не сопротивлялся? …А чем меньше почета было поэтам, тем меньше и занимались поэзией; так что даже кто отличался в этой области большими дарованиями…

Почет питает искусства, слава воспламеняет всякого к занятию ими, а что у кого не в чести, то всегда влачит жалкое существование.

Цицерон

 

1. Истоки театральных зрелищ (Ливий Андроник, ателана, мимы).

2. Творчество Гнея Невия, Тита Макция Плавта, Теренция; тогата.

3. Драматурги – представители высокого стиля (Акций, Пакувий, Квинт Энний).

4. Первые профессиональные поэты – Гай Луцилий и Гай Валерий Катулл.

5. Новации Гая Октавиана Августа.

6. Поэты I в. до н. э. – начала I в. н. э., или Литературное творчество «Золотого века» Августа.

7. Романистика I–II в. н. э.

8. Поэты и писатели второй половины I – первой половины II в.

9. Поэзия позднеантичного периода.

Истоки театральных зрелищ

(Ливий Андроник, ателана, мимы)

Цицерон в «Тускуланских беседах», говоря о превосходстве Греции в «словесности всякого рода», отчасти отразил существенную черту римской культуры в таких областях, как литературное творчество и театральное искусство. Но в его время они уже были «в чести», хотя для некоторых римлян служили занятиями, заполняющими досуг, о чем свидетельствует обращение к драматургии Юлия Цезаря. И к тому периоду, когда были написаны Цицероном эти слова, прошло около двух столетий, как состоялось первое театрализованное представление – к 240 г. до н. э. восходит знакомство римлян с переработанными сюжетами произведений аттических авторов, Ливия Андроника (ок. 280–204 г. до н. э.). К I в. до н. э. во многих городах Италии уже были возведены фундаментальные сооружения, предназначенные для постановок пьес профессиональных драматургов и комедиографов. Однако примечательно, что у истоков развития римского театра стояли не римляне. Ливий Андроник происходил их Тарента и был вольноотпущенником. Он попал в плен во время войны тарентийцев с римлянами (282–272 гг. до н. э.), а попав в Город как раб, стал домашним учителем в семье сенатора Ливия (о чем свидетельствует его имя), и через 30 лет после того, как он стал военной добычей, поставил свою первую пьесу. О жизни Ливия Андроника сохранились немногочисленные свидетельства: обретя свободу и овладев к этому времени латинским языком, он начал преподавать его юным римлянам на форуме. Столкнувшись с отсутствием литературных текстов, которые можно было бы использовать при обучении, перевел на латинский язык насыщенную сказочно увлекательными приключениями «Одиссею». Но при этом отказался от гекзаметра Гомера, а следовал ритму сатурнийского стиха насмешливых песен и эпитафий, заменяя имена героев и богов эллинов на имена «функционально» близких божеств римлян. Так был создан понятный им текст, восходящий к творческому наследию греков. Позднее, при написании пьес для одного актера, в которых он был и режиссером, и исполнителем всех ролей, используя сюжетную линию классических образцов, он «приспосабливал» их к римской среде: музы у него превратились в нимфу одного из источников вблизи Рима Камену, а их мать – Мнемозина – получила имя Монета (одна из эпиклес Юноны – Советница). Но это было характерно не только для него. Позднее Энний писал: «Музы, о вы, что Олимп попираете гулко стопами! / Музами греки вас называют – для нас вы Камены». Дошедшие до наших дней фрагменты произведений, созданных по классическим образцам («Троянский конь», «Андромеда», «Ахилл» и др. – девять трагедий и три комедии, в одной из них он изобразил актера), позволяют считать, что Андроник являлся успешным и высоко оцененным на новой родине драматургом и поэтом. Сохранилось свидетельство, что в 207 г. до н. э. ему было поручено создать гимн в честь победы над Гасдрубалом. И во время его исполнения 27 юными девами Ливий Андроник впервые оказался в числе слушателей своего произведения.

Драмы и комедии Ливия Андроника – это первые театрализованные постановки, исполненные на латинском языке, но вряд ли правомерно считать, что до 240 г. римляне не были знакомы с таковыми. Многообразие этнического мира наложило отпечаток на развитие римской культуры, в которой чрезвычайно сложно выявить отдельные компоненты (исключение составляют этрусский и греческий). Но один из них – оский – все же проявляется достаточно четко. После захвата Сицилии римляне могли познакомиться с представлениями мимов, которыми, как свидетельствует античная традиция, увлекался во время пребывания на острове Платон. А из Кампании где-то после 364 г. до н. э. (но до 240 г.) «пришла» ателлана – одноактная пьеса с четырьмя постоянными масками: Макка (глупца), Буккона (дурака и обжоры), Паппа (глупого, смешного и жадного старика) и Доссена (злого горбуна, шарлатана и всезнайки – своеобразной карикатуры на ученого). Комедия масок получила название по имени небольшого городка Ателлы около Неаполя и исполнялась первоначально на языке осков. Актеры ателланы – это любители и, в отличие от профессионалов, не исключались из гражданских триб. Понятная и близкая народной среде ателлана изобиловала двусмысленностями, грубыми шутками, намеками на жизненные и политические реалии. От текстов данного вида пьес сохранились единичные и незначительные фрагменты, к примеру, из «Паппа обойденного» Новия, где высмеивались кандидаты на занятие магистратур: «Коль ты, отец, все будешь приглашать такого сорта избирателей, то ты сидеть в гробу скорее будешь, чем в курульном кресле», – произнес в ней сын главного героя. Наиболее широкое распространение ателлана получила во II в. до н. э., считаясь представлением для простонародья. С I в. до н. э. она была практически полностью вытеснена мимами – народным театром, представляющим собой небольшие жанровые сценки зачастую скабрезного содержания. Примечательно, что мимам (профессиональным актерам) покровительствовал Юлий Цезарь. Как и получившие широкое развитие гладиаторские бои, они, отвлекая плебс от повседневности, стали одной из составляющих демагогии политических лидеров, соответствуя требованиям: «Хлеба и зрелищ».

На развитие римской культуры (литературы, театра, исторической науки и т. д.) большое влияние оказало творческое наследие греков, скорость эллинизации увеличилась со времени Пунических войн. Этому способствовало и ограбление захваченных земель – вывод сокровищ – памятников искусства, библиотек (известно, что Эмилий Павел вывез в Рим библиотеку Персея, сына Филиппа V); первыми представителями свободных профессий в Риме являлись греки. Эллино-этрусское влияние способствовало тому, что в III в. до н. э. рождается собственно римская литература.

2. Творчество Гнея Невия,

Тита Макция Плавта, Теренция; тогата

Прежде чем в полной мере была оценена сила слова и появились национальные литераторы, для которых родным языком стал латинский, римляне пользовались талантами тех, для кого Рим являлся второй родиной. К концу III в. до н. э. римские политические деятели оценили силу воздействия слова, о чем свидетельствует то, что сенат поручил Ливию Андронику создать гимн, прославляющий одну из первых побед после целого ряда поражений в войне с Ганнибалом. Но прежде чем родились национальные поэты, прошел значительный период. И после Ливия Андроника создателями и поэтических строк, и текстов для театра были выходцы из покоренных Республикой земель. Это и Теренций, Публий Афр (190–159 гг. до н. э.), мальчиком привезенный из Карфагена сенатором Теренцием Лукананом, который дал ему образование, а в последующем и свободу. Это и КвинтЭнний (239–169 гг. до н. э.), родившийся в южноиталийском городе Рудии (Калабрия), который стал жителем Рима и гражданином благодаря знакомству с Катоном Старшим и покровительству Сципиона Африканского. На новой родине он обрел славу выдающегося поэта. Из Умбрии (г. Сарсины) происходил Тит МакцийПлавт (ок. 250–184 г. до н. э.), выдающийся комедиограф, происходивший из бедной семьи, в юности служивший в театре актером или рабочим сцены. Рождение римской литературы связано не с римлянами, в основе сюжетной линии лежали греческие образцы, герои пьес носили греческие плащи, но язык, на котором они говорили, был латинским. На греческом языке плащ – палле, это и служит основанием называть рождающийся на римской земле комедийный жанр паллиатой.

Гней Невий, как и Ливий, использовал в драматургическом творчестве различные сюжеты из мифов эллинов, но он стал первым, кто обратился к разработке тем и римской истории, а его герои сменили паллу на претексту (национальную одежду римлян). От произведений Невия сохранились только незначительные отрывки, свидетельствующие, что одна из его пьес была посвящена сражению при Клустудии (222 г. до н. э.), возглавляемому консулом Марцеллой Клавдием (Марцелл в последующем командовал армией, осаждавшей Сиракузы, погиб в 207 г. в битве с Ганнибалом). После постановки пьесы Энний был выслан в Утику (территория Северной Африки). Вероятно, других слов ожидали полководец и сенаторы от поэта, предвидевшего, «дадут Метеллы трепку Невию поэту».

В другой претексте – «Ромул, или Волк» – он обратился к жизни основателя Рима, но о чем писал в ней автор, судить невозможно. Более известно содержание стихотворной поэмы Невия «Пуническая война», в начальных строфах которой изображено бегство Энея из Трои, пребывание в Карфагене у царицы Дидоны и, наконец, прибытие в Италию, где его потомок Ромул основал Город. В «Пунической войне» впервые прозвучала тема, к которой неоднократно будут возвращаться и историки, и литераторы, а спустя многие десятилетия к разработке ее обратится выдающийся поэт эпохи Октавиана Августа Вергилий. Так одновременно с легендой, свидетельствующей о божественном происхождении создателей Римской державы, проявились характерные для римского поэтического творчества черты – злободневность и прославление величия Рима. Возможно, Невий, принимавший участие в Ганнибаловой войне, рассказывал и о ней. Но говорить об этом на основании сохранившихся строк исторической поэмы не представляется возможным.

Тит Макций Плавт. Литературное творчество римлян зарождалось в годы напряженной борьбы с Карфагеном за преобладание в Западном Средиземноморье. Уставшему от непрерывных сражений народу были необходимы зрелища. Они позволяли хотя бы на некоторое время забыть обо всем, наблюдая за героям и сопереживая им. Сюжеты пьес, вызывавшие смех, появление комедийного жанра связано с именем Плавта. Как и предшественники, он воспользовался наследием эллинов, соединяя сюжеты нескольких произведений и вводя в реплики героев уличные шутки. Герои его пьес – греки, действие разворачивалось на улицах греческих городов, но изображаемые пороки и глупые ситуации, в которые попадали его герои, в равной степени были присущи и римлянам. Плавт использовал и народные поговорки («поздно копать колодец, когда глотка пересохла», «пустить козла в огород», «обух мудрее рукояти», «слезы лить – что воду решетом носить» и др.). Зрители смеялись над презираемыми ими чужаками, достоинство их не было оскорблено, однако в греческом парасите они могли узнать собственных клиентов и изворотливых, исполняющих все прихоти господина рабов, хвастливых военачальников и алчных ростовщиков. Но греческие города имели улицы с римскими наименованиями, обитатели их устремлялись на форум, бывшие консулы вспоминали о «жалких пунийцах», которых они победили, и спешили в курию, где обсуждалось распределение провинций.

О популярности Плавта свидетельствуют многочисленные подражания, использование его имени неизвестными авторами – ему приписывалось создание около 130 пьес. В I в. до н. э. энциклопедист Варрон задался целью изучить наследие знаменитого комедиографа и пришел к выводу, что непосредственно ему принадлежит только 21 произведение. У Плавта имелись подражатели и в более поздние времена. Так сюжет пьесы «Менехмы» стал основой «Комедии ошибок» Уильяма Шекспира; отдельные реплики героев из комедии «Горшок» звучат в мольеровском «Скупом». Подобная перекличка столетий стала возможной после обнаружения рукописей Плавта в первой четверти XV в.

Теренций Афр, как и Плавт, считается классиком римского комедийного жанра. Но его герои говорили не языком толпы, а просвещенных римлян; имели возвышенный дух и обсуждали вопросы воспитания; вместо народных поговорок автор вложил в их уста сентенции, характерные для эллинов («ничего сверх меры», «я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо»). Структура пьес следовала канонам новоаттической комедии. В пьесах Теренция не встречается вульгаризмов, двусмысленных ситуаций и грубых сцен. Адресатом драматурга была не толпа, а просвещенные римляне, такие как его покровитель эллинофил Корнелий Сципион Эмилиан Младший (185–129 гг. до н. э.), в числе друзей которого были историк Полибий и философ Панэций. Некоторые из римлян даже полагали, что автором комедий Теренция являлся его покровитель. Произведения Теренция не имели такой популярности, как комедии Плавта, но они стали своеобразным учебным пособием при изучении литературного языка – по ним постигали правила грамматики римские юноши, готовясь к государственной карьере.

О характере творчества «своего соперника» по сценическим сочинениям (в том числе и собственного), о наличии контаминаций Терений писал:

 

Когда поэт заметил, что завистники

Следят со злобой за его творчеством

И что хулить готовы уж противники

Комедию, которую сыграть хотим,

Решил он о себе дать показание,

Вы будете над ним при этом судьями,

Хвалы он стоит или порицания.

Имеется Дифилова комедия[33]

Заглавием она «Вместе умирающие».

А в переделке Плавта «Смерть совместная».

В той греческой комедии есть юноша,

У сводника девицу отнимает он

В начале пьесы; этот пункт нетронутым

Оставил Плавт; его-то автор взял себе.

В комедии «Братья», поставленной в 160 г. до н. э. на погребальных играх в честь полководца Люция Эмилия Павла, Тиренций обсуждал вопросы воспитания, гуманного отношения к детям, основанного на дружбе с ними.

Во II в. до н. э. параллельно с еще сохранявшей позиции паллиатой началось восхождение национальной комедии – тогаты. Период ученичества пришел к концу. Тога сменила греческий плащ на подмостках театра. Однако судить о сюжетах, характере действующих лиц этого вида пьес фактически невозможно: известны имена нескольких авторов – Титиния, Афрания, Атта – и отдельные строки из их произведений. От комедии Афрания «Авгур» дошли только две строки: «Как нашего авгура схватит беснование, / Подумаешь, что море, небо и земля дрожат и рушатся». У Титиния в «Фулонии» («Валяльщики сукон») богатая жена жалуется: «За дурного мужа, думаю, меня выдали: / Он тратит состояние и ест мое придание».

Начиная с этого времени широкое распространение получили мимы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.021 с.)