Зарождение римской археологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение римской археологии



В середине XVI – XVII в., если касаться вопроса об отношении к античному наследию Рима, мало что изменилось: также использовались руины для дешевой добычи камня для строительства, создавались частные коллекции, но увлечение антиками в целом в Европе привело к торговле ими. Сохранилось свидетельство, что кардинал Ипполит де Эсте распорядился «добыть» для воздвигаемого им дворца наряду со строительными материалами и статуи с виллы Адриана в Тиволи. И все же с середины XVI в. даже «использование» руин как каменоломен становится иным. Добывая камень и скульптуру с виллы в Тиволи, Пирро Лигорио создал и первый труд, посвященный ей, – «Описание превосходной и великолепной Виллы Адриана». Ему принадлежит также фиксация видимых остатков сооружений античного Рима: создание схематической карты памятников города (1551).

По заказу папы Павла III Фарнезе в 1534 г. из руин терм Каракаллы начали добывать скульптурные памятники для украшения его дворца. Спустя 20 лет появилось многостраничное описание этих шедевров (некоторые из них были помещены в Ватикане, стали подарками или использованы для украшения города). Однако кроме «целенаправленного разрушения», постепенно рождается монографическое исследование археологических комплексов. Инженер и архитектор Андрео Палладио (1508–1580) измерил и зарисовал все, что сохранилось от термДиоклетиана. Позднее около терм были установлены античные статуи, а неподалеку – в здании монастыря картезианцев – размещена экспозиция Национального римского музея (или Музея терм), несколько залов его – это термы Диоклетиана. На примеры античной эпохи начали ориентироваться при планировке нового строительства. Микеланджело Буонарроти (1475–1564) при возведении церкви в районе терм Диоклетиана сохранил их фасад. В эти годы были заложены основы второго по количеству произведений искусства античной эпохи собрания – Музея Капитолия, основой его стала коллекция папы Сикста IV, размещенная во дворце Консерваторов. В 1734 г. при папе Клименте XII возник открытый для посетителей музей во дворце Нуово. В настоящее время Капитолийские музеи занимают дворец Нуово и дворец Сенаторов.

В конце XVI в. были открыты катакомбы на Аппиевой дороге. В течение XVII в. наряду с появлением новых памятников, привлекавших в Италию любителей древностей из других стран Европы, создавались и первые научные работы, им посвященные. Однако наибольший вклад в развитие теории искусства Античности принадлежит Иоганну Иохиму Винкельману (1717–1768).

 

5. Значение трудов И. Винкельмана

Первое сочинение И. Винкельмана («История германских императоров и германской империи»), написанное совместно с его покровителем графом Бернау, библиотекарем которого в Нетцине он был в молодости (с 1748 г.), посвящено сюжетам, далеким от античного времени. Усадьба графа располагалась неподалеку от г. Дрездена. Изучив шедевры одного из крупнейших музейных собраний живописных полотен и очарованный искусством Античности, И. Винкельман создал труд «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» (1755). В этом же году он переехал в Рим, и чтобы иметь доступ к собраниям не только частных лиц, но и Ватикана, принял католичество. К этому времени уже прошло более сорока лет с тех пор, как был открыт Геркуланум; в 1734 г. папа Климент XII учредил общедоступный Капитолийский музей. В 1738 г. начался первый сезон раскопок в Помпеях (территория Королевства обеих Сицилий), находки из разрушенного землетрясением города стали основой будущего Национального археологического музея Неаполя. (Научные исследования Помпей начаты в 1863 г. Джузеппе Фиорелли, превратившим раскопки в шуолу для ученых Европы, где бвли разработаны методы стратиграфии и фиксации взаимного расположения находок.) Полтора века прошло с тех пор, как внимание исследователей и коллекционеров привлекли росписи и артефакты из катакомб, расположенных вдоль Аппиевой дороги. Все это стало основой научных штудий И. Винкельмана. После пяти лет пребывания в Риме он издал каталог «Геммы покойного барона Штоша» (1760), где изложил принципы классификации и интерпретации шедевров античной эпохи. В последующем фактически ежегодно появлялись его новые сочинения: «Заметки о строительном искусстве Античности», «Доклад о способности восприятия прекрасного в искусстве и его уроки», «Заметки о новых открытиях в Геркулануме» и др. Завершением научных изысканий в музеях Рима стал фундаментальный обобщающий труд «История искусства Древности» (1764), где рассмотрены вопросы развития стилей эллинского и римского искусства. Правда, И. Винкельман, выделивший наследие римских скульпторов, преувеличивал греческое влияние, полагая, что все созданное римлянами – это лишь подражание; не смог он оценить и степени воздействия этрусков на культуру римлян.

Время и дальнейшее изучение памятников античной эпохи внесли уточнения в идеи И. Винкельмана, но именно он, опираясь на знания истории и быта народов прошлого, стал создателем двух наук – искусствознания и классической археологии. Внимание к образу человека и его общественного окружения характерно и для последних работ И. Винкельмана: «Опыт аллегорий в искусстве», «Заметки по истории искусства Античности», «Monumenti Antichi Inediti», или «Неизданные памятники». После И. Винкельмана начинается период научного изучения памятников античной цивилизации, принципы классификации, разработанные им, получили развитие благодаря исследованиям историков искусства XIX в., многие из которых работали в созданном в 1875 г. в Риме Археологическом институте. На смену «обществам дилетантов» пришли археологические школы и миссии, получило развитие монографическое изучение городов и отдельных комплексов Эллады и Рима, но продолжались и грабительские раскопки, и расхищение шедевров античной эпохи. Показательной, нанесшей огромный ущерб памятникам Парфенона является деятельность английского посла лорда Эльджина. Получив разрешение от турецкого правительства на вывоз рельефов и скульптур Акрополя, он «извлек» 71 плиту фриза и метопы Парфенона, «выломал» одну из кариатид Эрехтейона; похищены были и другие скульптуры. Его надежды на получение значительной суммы от продажи Британскому музею награбленного не оправдались; научная общественность осудила Эльджина. Позднее Британский музей все же приобрел «коллекцию Эльджина», в которой сосредоточено более значительное количество украшавших Парфенон рельефов в сравнении с музеями Греции.

 

Шедевры Античной эпохи

Как средство пропаганды

Первый век до нашей эры завершило рождение новой политической системы – принципата. Создатель его – Гай Октавиан Август, перечисляя свои деяния во благо римского народа, привел длинный список возведенных или отремонтированных по его приказанию или непосредственно на его средства храмов: «Я построил курию и прилегающий к ней халкидик, храм Аполлона с портиками на Палатине, храм божественного Юлия, Луперкалий, портик у цирка Фламиния, который я разрешил назвать Октавиевым по имени того, кто первым возвел его на том же месте, храм у Большого цирка, храмы Юпитера Победоносного и Юпитера Громовержца на Капитолии, храм Квирина, храмы Минервы и Юноны Царицы и Юпитера Освободителя на Авентине, храм ларов в конце Священной дороги, храм богов пенатов в Велии, храм богини Юности, храм Великой Матери (богов) на Палатине.

Я восстановил Капитолий и театр Помпея – оба с большими издержками, не оставив ни одной надписи с моим именем. Водопроводы, за долгое время обветшавшие во многих местах, я восстановил, а количество воды в водопроводе, который называется Марциевым, я удвоил, введя в его русло новый источник. Я завершил постройки, начатые и почти доведенные до конца моим отцом, – форум Юлия и базилику, которая находилась между храмом Кастора и храмом Сатурна. Эту базилику, после того как ее уничтожил пожар, я начал строить заново от имени моих сыновей, расширив ее основание, и приказал закончить моим наследникам, если я при жизни не успею этого сделать.

В свое 6-е консульство я по предписанию сената восстановил 82 храма, не пропустив ни одного, который бы в то время требовал реставрации. В свое 7-е консульство я починил Фламиниеву дорогу от Города и до Аримина, а также все мосты, (находящиеся на ней), кроме Мульвиева и Минуциева.

На собственной земле я построил на средства с военной добычи храм Марса Мстителя и Форум Августа. Я построил от имени моего зятя Марцелла театр около храма Аполлона на земле, большая часть которой была куплена у частных лиц на средства с военной добычи» (Деяния божественного Августа, XIX–XXI).

В этом списке отсутствует один из шедевров эпохи – грандиозный алтарь Мира, возведение которого отражало официальный лозунг принципата Августа Pax Romanа. В данном случае мир (Pax) понималсякак противоположность войне, вражде, смуте.

Вторая составляющая формулы Pax Romana означала, что земли, входившие в состав державы, находятся в прямом подчинении Риму – это единый римский мир, возвеличить который, как и завершение многолетних гражданских войн, и призван был алтарь Мира. С периода принципата Октавиана фактически каждый из императоров возводил форумы, строил термы или устанавливал арки и колоны, рельефы на которых должны были свидетельствовать о беспримерных деяниях очередного Августа.

Обращение к Древности как одной из составляющих пропаганды режима было широко использовано Наполеоном, которого в Египетском походе сопровождали историки и археологи. После захвата Италии с целью поднять свой престиж он объявил Рим второй столицей. На это время приходится начало раскопок на императорских форумах. Для того чтобы открыть древнюю Священную дорогу, предстояло углубиться на 20 метров. Одновременно с очисткой форумов, осуществляемых Карло Феа, были предприняты и другие работы, способствующие восстановлению облика Древнего Рима. Но нельзя не заметить, что, как любой завоеватель, Наполеон и «ограбил» город, приказав «переместить» некоторые из скульптурных памятников из Рима в Лувр.

К концу XIX – началу XX в. наряду с полностью открытыми форумами были произведены раскопки на Палатине, Капитолии и Эсквилине; изучено около 30 тыс. гробниц по Аппиевой дороге (раскопки Луиджи Канина, который также восстановил ее древнее полотно). Посетившая в те годы Рим П. Уварова, в последующем председатель Московского археологического общества, писала, что во имя открытия древних памятников сносятся великолепные Фарнезийские сады. Большая заслуга в изучении материальной культуры республиканского Рима принадлежит Джакомо Бони (1859–1925). Но одновременно с возрождением прошлого оно было использовано и как средство пропаганды существующего режима. 31 декабря 1921 г. по приказу Муссолини отпраздновано завершение пятилетней археологической кампании и провозглашено начало новой, расходы на которую превышали средства, отпускаемые на социальные нужды. Роль Рима как столицы мировой державы ознаменовало празднование двухтысячелетнего юбилея прихода к власти Октавиана Августа (принцепс с 27 г. до н. э.). Свидетельством нового римского мира, как и в эпоху Октавиана, должен был стать алтарь Мира. За почти 2 тыс. лет со дня завершения его строительства над ним образовался 15-метровый слой земли, а в эпоху Возрождения воздвигнут великолепный дворец, чтобы не разрушить его, под дворец были подведены опоры и бетонные плиты, алтарь извлечен и заново сложен на берегу Тибра. Одновременно с торжественным завершением реконструкции памятника была открыта выставка, посвященная прославлению «Августова римского духа». В 1942 г., когда во Вторую мировую войну были втянуты почти все европейские страны, во время празднования двадцатилетия фашистского режима принимается решение о восстановлении одного из древних кварталов Рима. Однако потребности военного бюджета внесли на этот раз коррективы в грандиозный замысел диктатора.

Бродский Б. Жизнь в веках: Занимательное искусствознание. М., 1983. 137–208.

 

ЭЛЛИНЫ. ЭТРУСКИ. РИМЛЯНЕ

(Влияния и заимствования)

Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, – это подражание древним.

И. Винкельман

1. Города Великой Греции.

2. Этрусский компонент культуры римлян.

3. Дискуссионные проблемы истории этрусков.

4. Выдающиеся эпиграфические открытия.

5. Городские центры Этрурии.

К началу первого тысячелетия нашей эры крупнейшим государством Средиземноморья стала Римская империя. Долгий путь развития отделял небольшие поселения на холмах, которые постепенно застраивались храмами различным богам, от величественного «Города», как именовали римляне свою столицу. Многочисленные войны, прославлению которых способствовали историки и поэты, привели не только к совершенствованию военной техники, но и обусловили существенные изменения в различных сферах культуры римского народа. И даже в тот период, когда, по образному выражению одного из историков, «Римский орел распростер свои крылья над всем Средиземноморьем», одним из символов оставалась Капитолийская волчица, отлитая этрусским мастером Вулкой в VI в. до н. э. и установленная на Капитолийском холме. Скульптура стала отражением мифа об основателях города Ромуле и Реме, вскормленных волчицей. Так с тех времен, для которых последовательность хода событий восстанавливается с относительной достоверностью, протянулась одна из слагающих культуры Рима – этрусское влияние. С именами этрусских правителей традиция связала учреждение территориальных триб и ценза при наборе в армию и создание центуриальтных комиций в середине VI в. до н. э. шестым рексом Сервием Туллием. Луций Приск ТарквинийДревний считался создателем Большого цирка, сточного канала (Клоака Максима) и храма Юпитера. Но первые масштабные строительные работы на будущем Капитолии, согласно преданиям, начались еще раньше – при Нуме Помпилии, втором рексе, который происходил из сабинян. Он же, якобы следуя советам нимфы Эгерии, учредил коллегии жрецов и ремесленников, ввел религиозные обряды и другие государственные установления. Именно при нем и холм, ставший со временем сакральным центром с храмом, посвященным Капитолийской триаде патрициев (Юпитер, Юнона, Минерва), получил имя, которое носит до сих пор. Легенда гласит, что работавшие на холме, обнаружили сохранившуюся чудесным образом голову (по-латыни caput). Якобы это и стало причиной для наименования холма – Капитолий.

Поглощая одну за другой многочисленные общины Апеннинского полуострова, римляне воспринимали одновременно и традиции покоренных, но наибольшее влияние на культуру Рима оказали эллины и этруски. Последние являются одним из самых загадочных народов из обитавших на полуострове. В отличие от письменности римлян и эллинов, письменность этрусков, несмотря на многочисленные попытки ее дешифровки, так и осталось непознанной. Дискуссионным является и вопрос о их происхождении, но несомненно то, что будущие создатели Римской республики и Империи впитали многое из того, что было присуще этрускам.

 

Города Великой Греции

Относительно раннего населения Западного Средиземноморья античные авторы сохранили немногочисленные свидетельства. Изображая одно из событий Пелопоннесской войны – Сицилийскую экспедицию – Фукидид, писал, что Сицилия уже в древности была заселена различными народностями. По преданию «древнейшими обитателями острова были жившие в одной из его частей киклопы и лестригоны… После них первыми на острове, видимо, поселились сиканы. По их собственным утверждениям, сиканы обитали на острове еще до киклопов и лестригонов как коренные жители из области на реке Сикане в Иберии... После взятия Илиона троянцы, которым удалось спастись от ахейцев, прибыли на кораблях к Сицилии и поселились по соседству с сиканами, и затем все вместе стали называться элимами. Их города – Эрикс и Эгеста. Что до сикулов, то они, спасаясь от опиков, переправились в Сицилию из Италии… В Италии и теперь еще живут сикулы, и от имени одного их царя – Итала страна стала назваться Италией. Сикулы прибыли в Сицилию с многочисленным войском и, победив в сражении сиканов, оттеснили их на юг и запад острова, и поэтому остров вместо Сикании получил новое название – “Сицилия”». Историк также отметил, что сикулы появились на острове за 300 лет до эллинов. К этому времени здесь уже существовали поселения финикийцев.

Первыми переселенцами на Сицилию стали выходцы из евбейской Халкиды, обосновавшиеся первоначально на небольшом островке (ок. 750 г. до н. э.), который был назван ими Питекуссы (Обезьяний; совр. Искья). Согласно одной из легенд вождь пришельцев назвал себя Сатурном, сыном Зевса, и, обосновавшись, научил обитателей острова земледелию, кораблестроению, грамоте. (В последующем римляне, распространившие свой контроль над Апеннинским полуостровом, учредили праздник Сатурналий, во время которого приостанавливались все дела; рабы освобождались от работ – так отмечалась память о Золотом веке Сатурна.)

Грекам Питекуссы удалось приобрести пустовавшие земли на материке, где возник торговый центр Кумы.

Около середины VIII в. до н. э. переселенцы с острова Наксоса стали основателями в Сицилии одноименного города, находившегося под покровительством Аполлона Архегета. По соседству с ними расселились выходцы из Карфагена, так возник еще один центр – Сиракузы. Несколько позднее на северо-восточном побережье (после изгнания сикулов) были основаны Леонтина и Катана. Истоки еще одного поселения восходят к появлению здесь мегарцев (Селинунт). В освоении земель на Сицилии, по свидетельству Фукидида, принимали участие граждане и других ионийских центров (Фукидид, VI, 2–5). В близкое время возник и один из богатейших в последующем городов эллинских Сибарис. Самым западным городом, появившемся около 600 г. до н. э., стала Массалия (совр. Марсель). Основателями его стали фокейцы, переселившиеся сюда из-за столкновений с этрусками и карфагенянами.

Отражением раннего знакомства эллинов с побережьем юга Апеннин являются мифы. В одном из них говорится о том, что во время скитаний Геракл случайно убил местного правителя Кротона. Позднее прославленный герой, явившись во сне одному из жителей Ахайи, повелел ему во искупление преступления отправиться на запад и основать город Кротону. Колонизационный процесс привел к взаимодействию дорийских, ионийских и местных начал, придавших своеобразие культуре Сицилии и южного побережья Италии, которая, в свою очередь, была воспринята римлянами. Собственно именно в Великой Греции эллины стали называться греками по имени одного из племен – граиков, обитавших в западной части Балканского полуострова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.027 с.)