Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Писатели первых веков нашей эры

Поиск

апологеты христианства

Рубеж тысячелетий привнес в идеологическую и литературную сферу новые явления. В сочинениях Иосифа Флавия, Тацита, письмах Плиния Младшего упоминаются носители нового течения – христианства. И со временем одним из литературных явлений стало развитие христианской апологетики – трактатов в защиту христиан, а также сочинений, которые были предназначены как «руководства» для христианских общин. Помимо многочисленных Посланий ап. Павла, разъяснявшего правила поведения членам раннехристианских общин, к числу произведений данного плана принадлежит более позднее небольшое по объему руководство – «Дидахе», возникшее в первые десятилетия второй половины II в. Содержание его позволяет представить церковную общину в стадии становления.

Создатели полемических произведений, обращаясь по преимуществу к язычникам, выявляя порочность «идолопоклонства», стремились показать этические нормы, характерные для христиан, одновременно развенчивая распространенные в обществе «слухи» относительно обычаев, им приписываемых. Одним из образцов сочинений этого вида является «Слово к эллинам» Титиана, известного также как составитель компендиума Евангелий и ряда других не сохранившихся трактатов. Блестяще образованный философ и ритор, приняв новую веру, прошел первую стадию обучения у Иустина Философа, казненного в 179 г. «Эллины» Титиана – это язычники, вне зависимости от этнической принадлежности. Критикуя идолопоклонство, автор привел многочисленные примеры из эллинской и римской мифологии, остановил внимание на взглядах выдающихся философов Эллады. Но он знал и обычаи варваров, среди которых имелись его единоверцы.

Развенчивание невероятных слухов относительно обрядов, якобы существующих среди христиан, защита учения и образа Иисуса Христа от искажений – центральная тема своеобразной инвективы против создателя «Жизнеописания Аполлония Тианского» и тех, кто пытался сравнить совершенные им чудеса с деяниями Учителя христиан (Евсевий Памфил. «Против Иерокла»).

Некоторые из сочинений апологетов христианства обращены к «конкретным адресатам» и содержат восхваление их мудрости. Так в предисловии «Предстательства за христиан…» Афинагор писал: «Дивясь вашей кротости, всегдашнему миролюбию, незлобливости и любви» о Марке Аврелии и Люции Вере, противопоставив им «чернь», а их законы – ранее существовавшим, которые обрекали христиан на мучения и гонения.

Рим в ходе завоеваний включал в свой пантеон варварские культы. Непосредственно в Риме были возведены храмы и святилища египетским божествам, среди которых одно из центральных мест занимала Исида. (Примечательно описание отправления культа этой богине Апулеем в «Метаморфозах» и пародийное изображение Лукианом собрания Олимпийцев, которые вынесли постановление о борьбе с иноземными богами.)

Как можно судить по переписке Плиния Младшего и по произведениям других авторов I в. н. э., преследования христиан и иудеев были обусловлены их отказом участвовать в отправлении общегосударственных культов и почитании культа императоров. Примечательно, что Плиний Секунд, рассказывая о судебных процессах против христиан, отметил присущие им этические нормы (не красть, не обманывать, не прелюбодействовать). И в посланиях императору он спрашивал, следует ли наказывать их за само имя, если судимый не отречется от него. С течением времени осознаются различия между иудеями и христианами, вину на которых за пожар в Риме возложил Нерон (64 г. н. э.). К концу I в. христианство перестало быть сектой (ересью иудаизма); в этот период благодаря деятельности ап. Павла начали оформляться собственные традиции и обряды. Но в представлениях государственного деятеля и «римской черни» о христианах имелись отличия, еще и в начале II в. распространялись ложные слухи о поклоняющихся Иисусу Христу, что вызывало стремление у апологетов христианства показать действительный образ жизни христиан, чистоту их веры в сравнении с идолопоклонством, что и стало одной из главных причин создания полемических произведений христианскими авторами II в. н. э. Последние гонения на христиан имели место при императоре Диоклетиане; в период гражданской войны, разгоревшейся после его отречения, претенденты на верховную власть вынуждены были определить свое отношению к христианству. С Миланского эдикта начинается путь к становлению христианства как государственной идеологии и иным становится содержание трудов авторов-христиан.

 

При обращении к изучению данного раздела рекомендуется исследование:

Немировский А. И Рождение Клио. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986.

Паневин К. В. (составитель). Римская культура II в. н. э. // История Древнего Рима (Библиотека Всеобщей истории). С.-Пб., 1998. С. 671–688.

 

 

НАУКА И ПРАКТИКА. НАУКА НАУК – ФИЛОСОФИЯ

Наши римские соотечественники во всем как сами умели делать открытия не хуже греков, так и заимствованное от греков умели улучшать и совершенствовать, если находили это достойным своих стараний.

Цицерон

1. Римские агораномы.

2. Практики и теоретики – Витрувий и Фронтин.

3. Плинии – Гай Плиний Старший и Плиний Секунд.

4. Современник Гая Плиния Старшего и учитель Плиния Секунда.

5. Правоведы периода Ранней империи.

6. Философия жизни в трудах Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия.

7. Позднеантичный неоплатонизм.

8. Создатели трудов по полиоркетике.

 

О римлянах подчас говорят, что география им была нужна не для того, чтобы представить мир, а для того, чтобы наилучшим образом измерить расстояния и строить дороги. Эта особенность использования знаний нагляднейшим образом отразилась в появлении сочинений, которые не являлись особенно характерными для эллинов, – научно-практических трактатов. Для гражданина – воина и земледельца – большое значение имели советы по уходу за своим земельным участком. Исполнить эту задачу взялась плеяда римских агораномов: Катон, Варрон и Колумелла.

 

Римские агораномы

Марк Порций Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) происходил из незнатной семьи всадника одного из городов – Тускула. Начало служебной карьеры будущего создателя трактата «О сельском хозяйстве» приходится на годы Второй Пунической войны. Ее свидетель надолго сохранил о себе память знаменитой фразой, которой завершались его речи в сенате: «А Карфаген не должен существовать», что вполне объяснимо для человека, пережившего позор Каннской катастрофы (216 г. до н. э.), участника осады Капуи и Тарента, штурма Сиракуз, при взятии которого, как свидетельствует античная традиция, погиб Архимед. Катона, отличившегося в сражении при Сене, где брат Ганнибала Гасдрубал (207 г. до н. э.) одержал победу над армией римлян, народ избрал квестором (магистратура, открывавшая доступ в сенат), а в 195 г. до н. э. он стал консулом и возглавил легионеров, направленных на подавление восстания в Испании. В 184 г. до н. э., приняв самую почетную магистратуру – цензора, Катон провел ряд суровых законов, направленных на оздоровление нравов, что отразилось в его прозвище – Цензорин. Следует учитывать, что для представителя всаднического сословия подобная служебная карьера являлась исключительным явлением: доступ к высшим магистратурам – привилегия высшего сословия – нобилетета, против которого и направил острие многочисленных речей цензор Катон, победивший восьмерых кандидатов на данную магистратуру[24]. Боровшийся против злоупотреблений высших магистратов, в том числе и прославленных полководцев – братьев Сципионов (победителей Ганнибала и Антиоха), Катон добился изгнания из сената нескольких сенаторов, запрещения повторного исполнения консулата, контроля за распределением военной добычи. Он привлекал к суду наместников провинций, отличившихся злоупотреблениями, но одновременно ему приходилось отбиваться и от встречных исков противников: Катон был участником 44 судебных разбирательств и ни разу не проиграл процессов, а 250 произнесенных им речей принесли ему славу римского Демосфена. Катон первым начал публиковать речи и 150 из них попали в последующем в библиотеку Цицерона. Катон Старший стал также создателем труда «Риторика» (не сохранилась). Но главными литературными трудами его считаются трактат «О сельском хозяйстве», созданный на склоне лет, и историческое сочинение «Начала». Воспитанный вдали от роскоши и пороков столичного города, он проповедовал старые добрые нравы, описывая меры рачительного обращения с землей. Собирал он и изречения великих мужей, однако в историческом сочинении первым на латинском языке прославлял не их, а победы римского народа, отразив отчасти и историю италийских племен. Сентенции Катона из сочинения «К сыну» стали крылатыми выражениями, не утратившими значимости и в наше время, к примеру: «Леность – мать всех пороков», или «Дело знай – слава последует»[25].

Катон умер в год, когда началась Третья Пуническая война (149 г. до н. э.), не увидев разрушения Карфагена, призыв к чему, постоянно повторяемый, также со временем превратился в одно из крылатых выражений.

Плутарх, собиравший изречения знаменитых полководцев, передал одно них, характеризующее личность Катона: «Глядя на множество воздвигнутых статуй, он сказал: “А обо мне пусть лучше люди спрашивают, почему Катону нет памятника, чем почему ему стоит памятник”». Катон сам установил себе памятник – таковым стали его сочинения.

Марк Теренций Варрон. Время жизни Катона – это период первых крупных завоеваний римского народа за пределами Апеннинского полуострова, свидетелем иных событий – гражданских войн в Италии – стал создатель многочисленных сочинений, в том числе и труда, посвященного земледелию, Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н. э.). В отличие от воспитанного в патриархальной среде Катона, который только на склоне лет обратился к науке, Варрон в юности получил хорошее образование, изучив латинскую историю и литературу и усовершенствовав знания в Афинах у одного из последователей философской школы Платона (у Антиоха Аскалонского). Это был типичный метод совершенствования знаний для римлянина, готовящегося к государственной карьере. И действительно, в течение долгой жизни Марк Варрон избирался трибуном, курульным эдилом, претором; в годы первого триумвирата занимался раздачей земель в Кампании, был квестором в армии Помпея и участвовал в войне с пиратами, а когда победа Цезаря стала очевидной, сдался на милость будущего диктатора и был им прощен. С этого времени начался новый этап жизни Варрона – ему было поручено заниматься созданием публичной библиотеки, и свой досуг он отдавал литературным занятиям. В благодарность за возврат земель, конфискованных Антонием, Варрон посвятил Цезарю вторую часть сочинения «Человеческие и божественные древности».

В созданном в качестве практического руководства трактате «Сельское хозяйство» несколько строк уделено правилам содержания рабов, которым он следовал и в собственном имении, заботясь о «говорящем инструментарии», что спасло его от преследований во времена проскрипций: зная, где прячется хозяин, рабы не открыли его убежища.

Трактат «Сельское хозяйство» автор отразил повседневную жизнь на вилле в Кампании, с качеством земель которой, возможностями торговли он был хорошо знаком по личному опыту. Труд стал последней работой Варрона: ко времени его создания ему исполнилось 80 лет. До этого он «написал он так много, что вряд ли найдется человек, который смог бы все прочесть», как говорили о нем современники. Трактат состоит из трех книг и содержит советы по хлебопашеству, скотоводству, разведению скота и птиц, пчеловодству; приводятся в нем и данные о рыбоводстве. Построен он в форме бесед, одним из собеседников являлся автор, изложивший опыт предшественников и собственные наблюдения. В антикварном сочинении «Человеческие и божественные древности» (41 книга, утрачены) рассмотрены римский календарь, обычаи, география Италии и отчасти ранняя история Рима. Другое сочинение Варрона посвящено знаменитым римлянах и грекам («Образы», где представлено 700 биографий). О разносторонности знаний и талантах Варрона свидетельствует то, что владел он не только прозаическим языком, но писал и стихи – каждая из биографий завершалась стихотворным восхвалением героя. В прозе и стихах написаны «Менипповы сатиры», в которых Варрон восхвалял патриархальные нравы римлян. О разносторонности дарований энциклопедиста свидетельствуют отзывы современников, которые называли Варрона «ученейшим римлянином», отмечая его любознательность и страсть к чтению и то, что он оставил свой след не только историческими изысканиями, практическим руководством по ведению хозяйства, но и описанием «свободных искусств» («Науки») и исследованием об языке («О латинском языке»). К сожалению, полного представления о научном и литературном творчестве Варрона получить невозможно: большая часть написанного им не дошла до нашего времени.

Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.). Плеяду создателей агрономических трактатов завершает Колумелла, о жизнедеятельности которого время не сохранило свидетельств, известно только, что он происходил из испанского города Гадес, жил в Риме и был автором двух трудов о садоводстве и земледелии. Последний из них считается классическим образцом сочинения о сельском хозяйстве, написанного компетентным знатоком агрономической науки. Трактат «О сельском хозяйстве» включал 12 книг, в которых приведены советы по выращиванию деревьев и животных, виноградарству и земледелию. Но эпоха наложила отчетливый отпечаток на содержание труда – в нем приведены советы по управлению имением, об отношении к рабам. Это вполне объяснимо не только тем, что «раздражать» жестоким обращением рабов было опасно в эпоху доносов и конфискаций, действия закона «Об оскорблении величества», но и тем, что уже существовали законы, преследующие тех хозяев, действия которых рабов могли привести к волнениям. Время, когда появились крупные хозяйства, потребовало изменений в организации труда в поместье. И примечательно, что Колумелла отметил, что хороших рабов следует поощрять, привлекать к культу ларов господина. Нельзя жестоко наказывать рабов, так как они могут отомстить господину. В данном случае следует напомнить слова Сенеки в одном из писем Луцилию, что под угрозой креста рабы мстят своему господину, «всем известно, не меньше людей пало жертвой гнева рабов, чем гнева царей» (Письмо 107).

Приведенные выше труды не исчерпывают всех сочинений, посвященных сельскому хозяйству. В середине IV в. появился агрономический трактат Палладия, создавшего картину натурального ведения хозяйства; в поместье, им описанном, все необходимое производилось руками собственных работников; большое внимание он уделил и организации труда рабов. Встречаются экскурсы в хозяйственную жизнь и у Плиния Младшего, на вилле которого наряду с рабами трудились колонны. Обращение к аграрной сфере можно встретить и у других авторов, но наиболее полно проблемы хозяйствования, продуктивности культур в связи с климатом и особенностями земельного фонда изложены Катоном, Варроном и Колумеллой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.206 (0.01 с.)