Поэзия позднеантичного периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия позднеантичного периода



Творчество поэтов IV–VI вв. называют подчас дидактическим. Многие представители его прошли высшую ступень обучения, где чтение практиковалось на греческом и латинском языках. В начальной школе («литератора») происходило обучение грамоте; в средней – школе «грамматика» – учили пассивному владению словом (чтению авторов). Плата учителю в начальной школе была близка к оплате труда ремесленника. Высшая ступень образования не являлась общедоступной – это школа «ритора», прививавшая приемы активного владения словом, ее слушатели учились сочинять речи. О некоторых знакомых преподавателях писал Авсоний, со школьной скамьи сохранивший знания о греческих и латинских литераторах, которых он, прежде всего Вергилия, Теренция, Саллюстия, Цицерона, согласно существовавшей традиции, читал и комментировал на средней ступени обучения (в школе «грамматика»). Примеры декламаций и других упражнений риторической (высшей) школы представлены в творчестве Авиана (пересказ басней – прогимнасм), Авсония (переработка мифов или краткие анекдоты – хрия; за хрией следовала сентенция (пример «Дистихи Катона»). Высшей ступенью декламации являлась контроверсия, представленная в одном из сочинений Драконтия – «Контроверсия о статуе храброго мужа». Специфика «школьной программы» нашла отражение и в стихотворных произведениях, в которых наряду с героями и божествами языческого периода разрабатывались сюжеты библейской истории (например, «Хвала господу» Драконтия, первая книга которой посвящена сотворению мира).

Следование античной традиции отразилось и на существовавших в позднеантичный период жанрах – это эпиграммы (посвятительные и застольные, сатирические), особенно популярными являлись описания путешествий: «Мозелла» Авсония и «Возвращение на родину» Рутилия Намациана восходят к классическим произведениям прошлого. В поэме Намациана, созданной по образцу одной из сатир Горация, бывший префект Рима, покидая его после разграбления «варварами», воспевал былое величие Города и описал собственное имение в Галлии, пострадавшее от готского нашествия.

Распространенными жанрами являлись панегирик и эпитоламий; любовная лирика, характерная для периода Ранней империи, нашла отражение в творчестве немногих представителей позднеантичной литературы.

Для IV в. знаменательными являются многочисленные произведения Децима Магна Авсония (ок. 310–394 г.), преподавателя риторики из Бурдигалы (Бордо, Галлия), посвятившего своим коллегам целый ряд стихотворений. В циклах «О себе», «О родных» он рассказал и о своих близких, и о собственном жизненном пути. Авсоний, сын известного врача и племянник ритора, тридцать лет преподавал грамматику и риторику в родном городе; в 364 г. император Валентиниан I пригласил его в Трир, где он стал наставником наследника престола Грациана. Когда его воспитанник пришел к власти (375 г.), Авсоний и его родственники были награждены высокими титулами; в 379 г. Авсоний стал консулом, правда, достигнув вершины служебной карьеры, отбыл в галльские имения рода, где и создал на склоне жизни безмятежные стихи и наставления друзьям и близким. Они отражают его навыки ритора, но не касаются политических коллизий эпохи, наблюдателем и отчасти участником которых он был.

В конце IV в. на литературном фронте появились два поэта, кардинально противоположные по общественному статусу, – Клавдий Клавдиан (написанные им произведения относятся к 395–404 гг.) и Рутилий Намациан.

Клавдий Клавдиан, происходивший из Александрии, является автором панегириков-эпитоламий (пример – восхваление бракосочетания Гонория и Марии), эпиграмм и похвал; разрабатывал он и мифические сюжеты («Похищение Прозерпины»), создавал небольшие стихотворения, «героями» которых становились, наряду с людьми («На могилу красавицы», «На подагрика»), различные предметы и животные («Бык», «Мраморная колесница», «Архимедова сфера»). Он писал в юности на греческом, появился в Риме в год смерти императора Феодосия, передавшего власть над империей сыновьям Аркадию (Восток) и Гонорию (Запад), опекунами при которых стали начальник гвардии Руфин и глава армии наемников-вандалов Стилихон. Перо талантливого провинциала стало пропагандистским орудием миланского двора Гонория и Стилихона – в многочисленных панегириках он восхвалял благополучие Западной части империи и победы Стилихона. Клавдиан не обошел вниманием и противника Стилихона Руфина, посвятив ему уничижительную поэму-инвективу («Против Руфина»). Вероятно, поэт не дожил до года падения Стилихона (408 г.), обвиненного в измене и сговоре с варварами, но смог увидеть высокую оценку службы двору – в Риме ему была установлена статуя. В отличие от Авсония – поэта-дилетанта, писавшего в минуты досуга, Клавдиан являлся профессиональным стихотворцем, выработавшим собственный стиль на основании классических образцов латинской поэзии (Ювенал, Лукан) и поставившим талант на службу власти.

Другой поэт, писавший в те же годы, сам являлся представителем власти: Рутилий Намациан занимал высокие должности при дворе Гонория, но в 416 г. вынужден был оставить службу после выхода указа о запрете занимать государственные посты язычникам и отбыть в галльские поместья. В поэме «Возвращение на родину» с дневниковой точностью описал встретившиеся на его пути города. Вера в фатальную неизбежность событий, присущая Рутилию Намациану, несмотря на «бодрый характер» его произведений, отчасти нашла отражение в комедии «О горшке», созданной, как считается, одним из клиентов поэта.

На середину – третью четверть V в. приходится творчество представителя духовной элиты Галлии Гая Соллия Аполлинария Сидония (ок. 430–480 г.). Кроме стихотворных похвал и благодарений, небольших произведений, посвященных отдельным сторонам жизни («Купание в Авитане», «Ночной улов», «Напутствие книжке» и др.), он оставил после себя значительное эпистолярное наследие, которое позволяет представить поиски идеалов и жизненного пути, изменившуюся при варварах культурную среду. (Западной Галлией владели вестготы, Восточной – бургунды.) В мире, где «словесное знание останется единственным отличием знатности», Сидонию Аполлинарию не было места, он сделал несколько попыток приблизиться к миру власти, призрак которой еще жил в Риме. В 456 г. его тесть Авита был провозглашен императором – Аполлинарий отметил это событие стихотворным панегириком (наградой за это стала установка статуи в Риме); в 458 г. императором стал Майоран, которому также был посвящен панегирик (за что поэт удостоился придворного чина); спустя десять лет в неспокойные западные пределы державы прибыл из Константинополя для наведения порядка Анфимий – последовало новое «восхваление», созданное Сидонием Аполлинарием, что обеспечило ему должность префекта Рима. Юность была посвящена поискам идеала в замкнутом мире сельской жизни, молодость и приближение зрелых лет – службе правителям, которые не имели должной силы, чтобы удержаться на вершине власти в течение длительного времени. Близилась зрелость и, достигнув с помощью поэтического таланта почета в Риме, Сидоний Аполлинарий отказался от светской карьеры, семьи, имущества, поэзии, принял духовное звание: около 470 г. был избран епископом г. Клермоны, где заслужил любовь прихожан и прославился организацией трехлетней обороны города во время войны вестготов с бургундами, поддержкой образования. Именно к этому периоду относятся его многочисленные ободряющие письма к жителям епархии. Перед вступлением в сан Сидоний составил собрание своих стихотворных произведений, включив в него написанное до 461 г.

К числу наиболее значимых представителей поэтического творчества позднеантичной эпохи относится последний представитель античной философии, христианин и поэт Аниций Манлий Северин Боэтий (Боэций), служивший при дворе Теодориха, и ритор и поэт из Карфагена Блоссий Эмилий Драконтий, творчество которого завершает пятое столетие (жил и писал в 90-е гг.).

Остготский король Теодорих считал себя наследником римлян, его первым сановником стал сенатор Боэтий, который поставил перед собой цель – создать свод переводов с греческого языка трудов по всем семи наукам и дать комментарии к ним. Боэтий не смог завершить свой замысел: он был обвинен в государственной измене (причиной послужили его научные занятия и греческие симпатии) и провел конец жизни в тюрьме в ожидании казни. В эти годы и было создано ставшее знаменитым «Утешение философией» – стихотворный диалог с явившейся к узнику Философией. В рассуждениях и беседах раскрыт внутренний мир философа, для которого характерно не упование на небеса, а твердость духа, не благодать – а разум, не ощущение греховности – а уверенность в добродетель.

Культурная среда Карфагена имела существенные отличия от других пределов бывшей Римской империи. Здесь продолжали существовать риторические школы; более живучими оказались и языческие традиции культуры: примечательно, что именно в Карфагене была создана «Латинская антология». Слава вандалов как разрушителей значительно преувеличена, и обусловлено это в значительной степени тем, что они были еретиками-арианами. В среде сосуществования двух идеологий – церковной и языческой – развивалось творчество Драконтия, который широко использовал в декламациях, контроверсиях, эпитоламиях мифические сюжеты, но одновременно стал создателем эпической поэмы «Хвала господу». Биографические данные о поэте единичны – они содержатся в его произведениях: так в одном из них он жаловался на горькую судьбу, в другом писал об обвинении в государственной измене из-за того, что создал стихи в честь «чужеземного правителя», но был освобожден из тюрьмы знатными покровителями.

Литературное творчество позднеантичной эпохи, безусловно, не исчерпывается приведенными выше произведениями. В рассматриваемое время мифическим или библейским сюжетам посвящали стихи Пентадий, Палладий, Помпилиан, Паннан, Асклепиад, Флор, Тибериан и многие из тех, чьи имена скрыты словами «неизвестные поэты». Отличающиеся по уровню таланта, все они в той или иной степени задумывались о высших ценностях жизни («Богатство и счастье», «Блаженство простоты», «Зависть»), а примерами из далекого прошлого воспитывали своих современников. Не занимавшие высоких постов при дворах правителей или не будучи причастными к клиру, они не оставили данных о себе, но значительный цикл созданного ими в течение IV – начала VI в. сохранила память последующих поколений

При обращении к позднеантичной поэзии бросается в глаза, что для поэтов – и язычников, и христиан – характерно использование сюжетов античной мифологии, отсутствие, за небольшим исключением, злободневных тем. Вечный Рим, величие которого уже ушло в прошлое, по-прежнему оставался для них притягательным.

Литературное творчество позднеантичной – раннесредневековой эпохи (начиная с периода тетрархии и до конца V – начала VI в.) представлено многочисленными сочинениями, написанными на латинском и греческом языках, которые, с одной стороны, отражают традиции античной культуры, с другой – характеризуют новые явления в идеологической сфере народов Средиземноморского региона, а также «полемику» представителей язычества и христианства, дискуссии между ортодоксами и представителями различных религиозных сект. Концом существования Римской державы является 476 г., когда германский военачальник Одоакр сверг Ромула Августула, сына Ореста, и отослал императорские регалии в Константинополь императору Империи Ромеев Зенону. В 493 г. власть в италийских владениях бывшей Римской державы захватил остгот Теодорих, сделавшей своей резиденцией г. Равенну. Эти два события можно считать завершением Античной эпохи и началом нового этапа истории – Средних веков. Однако и позднее в риторическом, поэтическом и эпистолярном творчестве ощущается влияние античных традиций – и не только у авторов-язычников.

В IV–V вв. появляются сочинения, в которых разрабатывались вопросы христианской догматики, создавались уставы монастырей, появилась житийная литература, но во многих произведениях христианских писателей отразилось знание сочинений античных авторов и римско-эллинской мифологии. Морально-этические проблемы обсуждались не только представителями новой веры, но и теми писателями и философами, которые принадлежали к числу их идеологических противников. Наряду с толкованиями библейских сюжетов, похвальными речами, историческими трудами, создаваемыми деятелями церкви, в которых изложена новая концепция мирового развития, от данного периода дошли и многочисленные сочинения, посвященные языческим богам и героям наряду с биографиями подвижников и аскетов. В данный период созданы жизнеописания языческих философов, мифических героев, а в речах защищались мимы и театр Диониса.

* *

*

Пожалуй, одной из наиболее характерных черт римлян являлись умение учиться, воспринимать опыт и знания тех, кто был подчинен силой их оружия. Это проявилось как на самой ранней стадии развития государства (собственно, Город – Рим – был созданием этрусков), так и позднее. Недаром в одной из «Тускуланских бесед» Цицерон писал: «Наши римские соотечественники во всем как сами умели делать открытия не хуже греков, так и заимствованное от греков умели улучшать и совершенствовать, если находили это достойным своих стараний». Заимствовать именно то, что было полезно. На первый взгляд, от мифических легенд пользы мало, но если иметь в виду одну из идеологических доктрин, проявившуюся уже в период Республики, возросшую позднее, особенно при Октавиане Августе, то это «заимствование» отдельных сюжетов эллинских мифов становится понятным. Древность и величие, предопределенность господства над миром «круга Земли». Рассуждая о появлении «новых богов», Цицерон писал: «Иметь “особых богов” или же почитать “новых и чужеземных” – значит вносить в религию путаницу и неизвестные нам священнодействия». Однако к его эпохе функции эллинских богов уже были «перенесены» на местные, италийские, с III в. до н. э. римляне начали писать на греческом; для совершенствования знаний они отправлялись в Афины или же приглашали греческих философов, которые оказали существенное влияние на развитие этой науки у римлян. Этрусское влияние проявилось в обрядовой практике, гаданиях, военном деле и одежде римлян. Используя опыт предшествующих поколений, деятели культуры Рима создавали энциклопедического характера труды; традиция, заложенная Варроном, получила развитие у авторов более позднего времени.

Один из вопросов, существующих в любом обществе, – это вопрос о средствах жизнеобеспечения и, следовательно, о возможности иметь свободное время, которое частично или полностью может быть посвящено занятиям наукой, историей или каким-либо другим видом гуманитарных знаний. Эллинистическая эпоха, да и Рим, особенно при Октавиане Августе, знали тех, кого принято называть меценатами (собственно первый из них действительно носил это имя и жил при Октавиане). Эллинистические монархи поддерживали «научные и литературные школы» (Пергамская грамматиков или Александрийский Музейон), в значительной мере этому способствовало стремление к соперничеству (старый эллинский принцип агона) и к славе державы, ибо литературные или исторические занятия ощутимой пользы (практической) для процветания экономики государства не приносят. Метек Лисий, разорившись, вынужден был обратиться к судебной практике, получив у последующих поколений славу блестящего составителя речей. Другой не гражданин Афин – Аристотель, пребывание в Ликее которого являлось высшей ступенью образования, получал субсидии от бывшего воспитанника – Александра III. Да и обучение в его «университете», как свидетельствуют источники, являлось дорогостоящим. Если обратиться к деятелям культуры классического периода, то можно заметить, что они, будучи гражданами, помимо литературных или исторических занятий исполняли какие-либо магистратуры, а следовательно, не относились к лицам низших цензовых разрядов. Имея источники существования и свободное от общественных обязанностей время, они и стали создателями подчас многочисленных сочинений. Но традиция донесла пример «нищенствующего философа» Диогена Синопского (ок. 412–323 г. до н. э.), который якобы жил в бочке. Но о нем известно и другое – он имел знатное происхождение, которое вряд ли не могло не способствовать получению каких-то средств, обеспечивавших ему достойное существование.

Первые национальные римские историки, знаменитые ораторы неоднократно избирались на различные магистратуры, для них «сочинительство» служило заполнением досуга и «своеобразным тренингом», готовившим к выступлениям при состязательной системе кандидатов на ту или иную выборную магистратуру. Возможно, поэтому до определенного времени не пользовались популярностью литературные занятия – в практической жизни они не являлись необходимыми. Первыми создателями пьес для римского театра стали выходцы «из плененной Эллады». Примечательно и другое – расцвет римской поэзии приходится на эпоху, когда возникла потребность в прославлении событий текущей жизни.

Безусловно, в любом обществе существуют личности, для которых присуще стремление изложить свои мысли или запечатлеть чувства в письменном виде, сохранить виденное в памяти или же показать в художественном произведении свое отношение к окружающему. Но, безусловно и то, что далекие от практической деятельности занятия не дают источников существования, поэтому вряд ли правомерны обвинения некоторых представителей культуры Рима в том, что они создавали панегирики императорам. В некоторых работах относительно представителей литературы эпохи Августа или принципата Антонинов «панегерический характер» литературных произведений ставится на одно из первых мест и как упрек их создателям. Любая наука, как и литературное творчество, подвержена влиянию времени, и характер произведений ему соответствует.

Конец гражданских войн, разразившихся в период «солдатских императоров», ознаменовался победой выходца из Фракии Диокла, ставшего Августом Диоклетианом. 284 г. – год создания новой системы управления империей – тетрархии: Диоклетиан и его сподвижник Максимиан – августы – избрали себе помощников – цезарей. Время тетрархии – это период стабилизации империи, но одновременно и начало распада ее на Восток, контролируемый Диоклетианом (столица Антиохия), и Запад, находившийся под управлением Максимиана, ставка которого располагалась в Медиолане или Трире. Система тетрархии должна была обеспечить мирный переход власти к цезарям, но как только Диоклетиан, став частным лицом, удалился в свое имение в Сплит, разразилась новая гражданская война, победителем в которой стал Константин. Он продолжил некоторые из реформ своего предшественника, способствующие превращению государства в державу с сильной центральной властью. Все в большей и большей мере уходила в прошлое городская цивилизация Античности с такими характерными для нее институтами культуры, как театр и гимнасий. Начиная со времени правления Константина складывается христианский клир, который превращается в опору власти императора. Первые столетия нового тысячелетия – это время сосуществования представителей двух культур – языческой, постепенно утрачивающей аудиторию, и обретающей все большую силу среди народа христианской. Попытки Юлиана повернуть общество назад – к язычеству – оказались безрезультатными.

После пышно отмеченных Диоклетианом и Максимианом триумфов в честь побед над персами и германцами, побед в Британии (303 г.) на несколько десятилетий было приостановлено вторжение варваров, но в 376 г. готы разорвали сеть укреплений Дунайского лимеса и опустошили многие города Балканских владений Империи. С 406 г. франки, бургунды, вандалы, готы постепенно овладевают Галлией, Испанией, Африкой; в 410 г. Рим был разграблен войском Алариха, а спустя менее полувека – правителем вандалов Гейзерихом (455 г.). Полководцы варваров привлекаются на «службу государству». В 476 г. последний император – Ромул Августул (augustulus – государик) свергнут и сослан на бывшую виллу Лукулла в Кампанию, его отец Орест убит восставшими германскими наемниками, провозгласившими своего военачальника Одоакра императором. В восточных пределах со столицей в Константинополе продолжила существование Держава Ромеев (Византия), правители которой пытались вернуть утраченные земли, но эти попытки при Юстиниане Великом не принесли успеха.

Блестящим юридическим памятником эпохи является Кодекс Юстиниана I, в котором, как писал император: «Материал будет собран по божественной милости, то нужно составить его в виде прекраснейшего труда и как бы освятить особый и святейший храм правосудия; расположить все право в 50 книгах ‹…› и нашей первой заботой было начать с живших прежде священных принцепсов». Целью создания Институций, Дигест являлась унификация законодательства, но вместе с тем это способствовало сохранению многих положений, разработанных римскими юристами.

Сосуществование новых черт в культуре V–VI вв. как в западной, так и в восточной части бывшей Римской державы позволяет составить представление о «живучести» традиций прошлого и познакомиться с совершенно новыми чертами, характерными для позднеантичного – раннесредневекового периода.

Труды некоторых ученых римского времени оказали влияние на средневековую эпоху или заблуждениями, или, напротив, выводами, которые являлись новаторскими. К числу первых относится «Большое построение» Клавдия Птолемея (арабский перевод, именуемый «Альмагест», стал известен в Западной Европе в XII в.). Освященная авторитетом александрийца, книга которого «География» являлась учебником, геоцентрическая теория стала орудием в борьбе с гелиоцентризмом Аристотеля.

Представителем другой научной школы – Пергамской – Галеном (161–166 гг.), который был личным врачом Марка Аврелия, созданы многочисленные труды по медицине. Он ввел в медицину эксперимент на животных, доказал, что мозг является центром нервной системы, создал учение о функциях органов человеческого тела, дал названия некоторым мышцам (отчасти его терминология используется и в наше время). Признававший авторитет Гиппократа, создатель 225 сочинений (полностью не сохранились), охватывающих различные области медицины, Гален был прославлен и как диагност. Энциклопедизм был характерен для другого медика I в. н. э. – Цельса – автора сочинений о сельском хозяйстве, медицине и военном деле.

В наши дни наряду с существующими национальными календарными системами используется юлианский календарь, разработанный приглашенным Юлием Цезарем Сосигеном – астрономом и математиком из Александрии. Теоретические труды по ботанике были созданы Диоскордием; кроме сочинений Клавдия Птолемея, отражением географических знаний эпохи является труд Помпония Мелы; практицизм римлян проявился в создании дорожных карт («Таблицы Пейтингера»). Практическая деятельность требовала разработки математических исчислений: Папп усовершенствовал вычисления площадей и объемов; Диофант ввел в алгебру буквенные обозначения вместо цифровых при решении уравнений. Научное наследие Античной эпохи и собственно римлян значительно и является одним из слагающих европейской науки.

ПАНЕВИН К. В. Культура Поздней империи // История Древнего Рима (Библиотека Всеобщей истории). С.-Пб., 1998. С. 834–849.

 


[1] [1] В российской историографии последней четверти ХХ в. дискутировался «вопрос о времени и обстоятельствах переселения пеласгов и тирренов, который является частью более широкой проблемы о судьбах микенского мира» (см.: Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. М., 1983. С. 45). А. И. Немировский отмечает, что неоднозначность мнений порождена отсутствием письменной традиции для эпохи конца бронзового – начала железного века. Сохранявшиеся в народной памяти свидетельства отражают как существовавшие реалии, так и мифологизированные легенды. Они, переработанные в последующем Гомером, стали главным источником сведений о прошлом.

[2] [2] Подобный вывод на основании сопоставления всех сохранившихся литературных свидетельств и археологических материалов сделан А. И. Немировским, который сопоставил свидетельства нарративных источников, объясняя причины противоречий, существующих в античной традиции относительно происхождения этрусков (см.: Немировский А. И. Этруски. С. 61).

[3] Пирга, как прекрасная цитадель и порт, упоминалась древними авторами, в частности Вергилием. О богатстве ее можно судить по размеру захваченной в городе добычи тирана Дионисия Сиракузского: только сокровищница одного из храмов обогатила его на 1000 талантов (384 г. до н. э.). Накоплению богатств жителями Пирги способствовало пиратство в период господства этрусков на море.

[4] В отношении прихода к власти Сервия Туллия существует несколько версий. Согласно одной он родился во дворце Тарквиния Приска от рабыни Окресии и божества Лара и стал правителем с согласия Тарквиния. Согласно другому варианту легенды Сервий Туллий стал царем (рексом) благодаря убийству Тарквиния, к которому его склонила супруга, в свою очередь с помощью Луция Тарквиния Гордого умертвившая и Сервия Туллия. Создание Рима традиционно связывают с именем Ромула – 753 г. до н. э., однако, если учитывать данные об этрусских правителях, основание Вечного города относится приблизительно к 575 г. до н. э.

[5] Раскопками установлено, что первоначально Пирги принадлежала эллинам.

[6] Наиболее крупным событием из истории северных городов Этрурии является война римлян с Вейями в первой половине V в. до н. э. (согласно преданию). Начало утраты могущества городов южной федерации было положено в 480 г. до н. э., когда тиран Сиракуз Гелон разгромил армию карфагенян – союзников этрусков. Двумя годами ранее (482 г. до н. э.) тиран Регии и Занклы (города Южной Италии) закрыл доступ этрусским кораблям в Мессинский пролив. С середины V в. до н. э. в Лациуме все в большей и большей степени начинает ощущаться возрастающая мощь римлян. Согласно Титу Ливию в 205 г. до н. э. во время подготовки армии Сципионом Африканским для экспедиции в Карфаген Перуджа, Вольтера, Розелле, Кьюзи поставили для войска смолу, твердую древесину для кораблей, крупы, значительное количество провианта поступило из Цере, из Ареццо было доставлено столь значительное количество вооружения (щитов, боевых топоров, мечей, кинжалов и провианта), что потребовалось 40 кораблей для их перевозки. Форма легионеров была сшита из льняной ткани, изготовленной в Тарквинии, оружие изготовлено из железа, добытого в Популонии.

[7] Для конца 2 тысячелетия до н. э. в окрестностях Болоньи выделена культура Виллановы, которую некоторые исследователи связывают с первой волной пришельцев. Вторая волна приходится на конец IX – VIII в. до н. э. – это время возникновения собственно этрусских поселений. В конце VII в. до н. э. усилившиеся этрусские города приступили к колонизации в южном и северном направлениях от Этрурии, основывая новые поселения. К числу наиболее крупных поселений этого периода относятся Фельсина, Мантея, Спина, Атрия. На юге этруски проникают на южный берег Тибра, в Кампанию (Капуя, Нолы). К середине VI в. до н. э. в зону распространения этрусского влияния входили земли от Падуи до Нолы и началось проникновение на прилегающие острова, что привело к столкновению с греками и финикийцами – карфагенянами (по преданию, Карфаген основан в 814 г. до н. э.). VI в. до н. э. – это время этрусской талассократии. На конец VI в. до н. э. приходятся и первые столкновения с римлянами – изгнание Луция Тарквиния Гордого (510 г. до н. э.), война с Порсеной – царем этрусского города Клузия, пришедшим на помощь Тарквинию. Некоторые историки полагают, что 510 г. до н. э. – это «перенос» событий афинской истории на римскую почву (изгнание Писистратидов), в действительности же изгнание этрусков из Рима произошло приблизительно в середине V в. до н. э.

[8] Многочисленные гробницы с хорошо сохранившейся росписью были выявлены около Тарквинии. К настоящему времени живопись фактически утрачена. Представление о «предметном мире» этрусских захоронений получено после обнаружения скальной гробницы Вела Матунаса в 1850 г. около Черветерри (Церре), на стенах которой и в нишах были помещены гипсовые рельефы всего того, что мог «использовать» Вела Матунас в потустороннем мире: изображения различных животных, предметов домашнего обихода и культа. Здесь имелись даже гипсовые бечевки, а на сыре были выполнены следы от зубов мыши. Современными центрами этрускологии являются Археологический музей Флоренции, Григорианский этрусский музей в Ватикане, музей в Вилла Джулия в Риме, где сосредоточены самые значительные коллекции находок. Безусловно, они имеются и в музеях других городов Италии; наиболее представительная коллекция находится в Вольтерре – в Музее этрусского искусства, основанном в 1761 г. Марио Гуарначчи и носящем его имя (Тоскана). Артефактами из раскопок обладают и крупнейшие музеи мира (Государственный Эрмитаж, Британский музей, Лувр, Метрополитен-музей).

[9] [1] В данном случае следует вспомнить о союзах этрусков – Двенадцатиградиях, свидетельствующих о сакральном характере этого числа.

[10] [2] Dies fasti – дни судебных решений. Понятие фасты было перенесено на списки консулов, на основании которых представляется возможной датировка событий.

[11] [3] Арвальские братья (полевые братья) – одна из древнейших коллегией жрецов богини земли (Dea Dia), насчитывавшей 12 пожизненных членов, после смерти одного из них производилась кооптация. Весной, в период пробуждения природы, они приносили в священных рощах и на полях жертвы богам плодородия, участвовали в священных трапезах, пели гимны, смысл которых с трудом понимали из-за архаичности языка.

 

[12] [1] Об оценке Цицерона как оратора см.: Тронский И. М. История римской литературы. Л., 1947. С. 327–339.

[13] [2] Интерес представляет сравнение данного сочинения Цицерона и труда Полибия, который подробно описал различные формы государственности, отчасти следуя Аристотелю. Оно свидетельствует о внимательном изучении Цицероном сочинения Полибия.

[14] [3] В «Инвективе против Гая Саллюстия Криспа» (2, 4) Цицерон еще раз обратил внимание на этот тезис.

[15] [4] Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981. С. 60.

[16] [5] В данном случае вспоминаются слова Геродота, который, приводя несколько мнений относительно того или иного события, отмечал, что, «по его мнению, доверия заслуживает…».

[17] [6] Цит. по: Цибенко О. П. Историзированная мифология в «Исторической библиотеке» // Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книги IV–VII: Греческая мифология. СПб., 2005. С. 7.

[18] [7] Цыбенко О. П. Историзированная мифология... С. 5, 18.

[19] [8] Публий Валерий; «Попликола» – это прозвище, означающее «друг народа»; он наряду с Луцием Брутом положил конец правлению Тарквиния Гордого, что открыло новый период в истории Рима – республиканский.

[20] [9] «Хронография» Феофана является продолжением труда его друга Георгия Синкела и начинается с 284 г., последнее упоминаемое им событие относится к 813 г.

[21] [10] О них см.: Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана и «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. М., 1980.

[22] [11] Дуров B. C. Художественная историография древнего Рима. СПб., 1993. С. 119.

[23] [12] Донченко А. И. Евтропий // Римские историки IV века. М., 1997. С. 309–310.

[24] [1] Взгляды и сущность мероприятий Катона Цензория, как и его предвыборные лозунги, характеризуют сентенции, которые привел Плутарх: «Притязая на цензорство и видя, что другие обхаживают народ просьбами и лестью, он воскликнул, что народу нужен врачебный нож и сильное очистительное средство, а поэтому выбирать следует не того, кто приятнее, а того, кто непреклоннее. И после этого он был избран единогласно» (Плутарх. Изречения царей и полководцев. Катон Старший / пер. М. Л. Гаспарова // Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. Приложения. М., 1992. С. 204–206.

[25] [2] См.: Авиан. Дистихи Катона / пер. М. Гаспарова // Поздняя латинская поэзия. М., 1982. С. 395–412. Один из своеобразных отзывов о политике, правоведе и писателе содержится в эпитафии безымянного поэта позднеантичного периода, см.: Безымянные поэты. Эпитафия Катону / пер. М. Гаспарова // Поздняя латинская поэзия. С. 504.

[26] [3] Васильева Т. Философия и поэзия перед загадкой природы// Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 5.

[27] [4] Васильева Т. Философия и поэзия… С. 21.

[28] [5] Подробнее о видах декламации как и о творчестве Сенеки см.: Ошеров С. А. Сенека-драматург // Луций Анней Сенека. Трагедии. М., 1983. С. 351–382.

[29] [6]Там же. С. 355.

[30] [7] Распоряжения о воспитании сирот за государственный счет принадлежат Нерве.

[31] [8] При Клавдии был издан закон, согласно которому брошенные во время болезни рабы получали свободу. При Антонине Пие предоставлено право убежища рабам, страдавшим от жестокого обращения.

[32] [9] Об интересе к творчеству Марка Аврелия в России, начиная с эпохи Петра I, говорится в статьях: Унта Янга. «Размышления» Марка Аврелия как литературный и философский памятник // Марк Аврелий. Размышления / пер. А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Янга Унта. Л., 1985. С. 94–115.

[33] [1] Дифил – представитель греческой бытовой комедии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.049 с.)