Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало поисков и коллекционирования↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые века христианства и Памятники Античности В некоторых научных и популярных работах по культуре Древнего Рима существует раздел «Рим, потерянный и обретенный». Частичную утрату того, что было создано римлянами и населением провинций, входивших в состав Империи, следует отнести ко времени, когда государственной религией стало христианство. Антиохийский ритор Либаний в одной из речей, обращаясь к Феодосию, призывал императора защитить храмы от разрушения, возлагая вину за их разграбление на монахов: «Ты не отдавал приказа о закрытии храмов, не воспрещал доступа в них, не устранил из храмов и жертвенников ни огня, ни ладана, ни обрядов почитания другими воскурениями. Но эти черноризники, которые прожорливее слонов и нескончаемой чередой кубков изводят тех, которые сопровождают их попойку песнями, а между тем стараются скрыть эту свою невоздержанность путем искусственно наводимой бедности, – несмотря на то, что закон остается в силе, спешат к храмам, вооружившись камнями и ломами, иные за неимением орудий действуют руками и ногами». Приводил он и конкретные примеры уничтожения памятников: «Вот тому свидетельство: в городе Берос была медная статуя – Асклепий в образе красивого сына Клиния, где искусство воспроизводило природу. В ней было столько красоты, что даже те, кому представлялась возможность видеть ее ежедневно, не могли насытиться ее созерцанием. Нет столь бессовестного человека, который дерзнул бы сказать, что ей приносили жертвы. И вот такое произведение, отделанное с такой затратой труда, с такой талантливостью, разрублено в куски и пропало, и руки Фидия поделило между собой множество рук» (Либаний. Речь XXX F, 8). В другом послании, описывая родной город, он назвал величественные постройки, которые поглотило беспощадное время, и деяния поздних поколений, использовавших руины в качестве каменоломен по добыче строительного материала: «В портиках, тянущихся, как сказано, с востока на запад и простирающихся на такое расстояние, что его достаточно было бы для трех городов, арки, обращенные во все стороны, с одним общим каменным перекрытием дают начало другим портикам, идущим к северу, до реки, а находящийся около них храм Нимф, высоко возносящийся в небо, влечет к себе все взоры блеском камня, красками колонн, яркостью росписи, обилием воды. И от этих портиков идут улицы, как и от портиков, упомянутых раньше… Всюду то одно, то другое зачаровывает, изумляет, одно приковывает к себе, другое влечет, и очи заливает блеск, заставляет озираться во все стороны – храм Аполлона, святилище Зевса, Олимпийский стадион, театр, источник всякой утехи» (Либаний. Речь XI, 202, 237). В IV в. н. э. знаменитым городам и постройкам, прославившим их, еще посвящались стихи (Авсоний. О знаменитых городах), но именно в начале столетия некоторые из них были перестроены. Правда, это способствовало их сохранности (термы Диоклетиана, Пантеон, мавзолей Адриана и др.). В период кратковременного правления Юлиана Апостата была сделана попытка возродить языческий политеизм, однако после него защита античного наследия, свидетельствующего о величии Рима, оказалась безуспешной (дискуссия об алтаре Победы, стоявшем в курии сената, между Амвросием Медиоланским и префектом Города и сенатором Симмахом). Украшая новую столицу, и Константин I, и его преемники вывозили архитектурные детали и скульптуры из многих городов – так, впрочем, в свое время поступали и римляне, – но рождалось уже и новое искусство, и иной облик приобретали храмы (примером являются постройки Константинополя и мозаики Равенны). Существенным фактором, приведшим к утрате античного культурного наследия, стали разрушения эпохи Великого переселения народов. Так «прошлое» уходило в «прошлое», чтобы спустя многие десятилетия вновь вернуться благодаря деятельности гуманистов, коллекционеров, первым раскопкам, среди которых огромное значение имело исследование этрусских гробниц, Геркуланума (1711) и Помпеи (1738), погребенных под пеплом и лавой Везувия. Начало поисков и коллекционирования Памятников античной эпохи Среди первооткрывателей античного наследия прежде всего следует отметить Франческо Петрарку (1304–1374), который обнаружил переписку Цицерона с Геродом Аттиком. Его младший современник Кола ди Риенцо (1313–1354) в процессе поисков древностей, которым он посвящал все время, нашел бронзовую плиту с надписью эпохи принципата Веспасиана Флавия. Вдохновленный идеями античной демократии, он призвал римлян покончить с тиранией пап. Восстание Колы ди Риенцо, избранного народным трибуном, завершилось казнями. В 1392 г. Колуччо Салутати (1330–1405) обнаружил корпус писем Цицерона. Со второй половины XIV–XV в. начинаются систематические поиски древних рукописей. Среди охотников за ними наибольший успех сопутствовал Поджо Браччолини (1380–1459). Результатом организованных им экспедиций стало «возвращение» поэмы «О природе вещей» Лукреция Кара, «Анналов» и «Истории» Тацита, речей Цицерона, труда Валерия Флакка. Несколько позднее были найдены сочинения Тертуллиана и Лактанция, а после захвата Константинополя турками (1453) на земли Италии эмигранты привезли многочисленные сочинения античных авторов. Один из тех, кто покинул Константинополь, заслуживает особого внимания – Мануил Хрисолор, преподававший риторику, философию и греческий язык в Падуе, Флоренции и Венеции (его учеником был наиболее успешный собиратель античных манускриптов Поджо Браччолини). В этих же городах учил греческому языку другой византиец – Ян Ласкарис. По поручению правителя Флоренции Лоренцо Великолепного он совершил поездку на родину, откуда привез около 200 рукописей. Изучение греческого языка способствовало переводу на латинский сочинений Аристотеля и Полибия, Аппиана и Плутарха, Диодора Сицилийского, «Космографии» Клавдия Птолемея. Находки произведений римских авторов, переводы греческих, развитие книгопечатания в XV в. привели к появлению первых исторических штудий по древней истории и Рима, и Эллады. Другую страницу античной цивилизации открыл миру Кириако Анконский (1391–1451). Изучив самостоятельно латинский и греческий языки, он предпринял несколько путешествий по Италии, Греции, островам Эгеиды, Далмации, к берегам Черного моря, стремясь увидеть город, где Овидий провел дни ссылки. Сделанные им копии надписей и зарисовки памятников стали основой сочинения «Комментарий к древним вещам». Приближалось время перехода от поисков «антиков» для коллекций к изучению материальной культуры прошлого. Создателем первого музея в Риме, в котором в основном находились эпиграфические памятники, стал Помпоний Лет (1427–1497). Он известен и как первый гид по археологическим руинам Рима. Помпоний Лет объединил любителей истории, которые именовали свое сообщество Римской академией. Каждый из ее членов имел титул, Помпоний именовался Великим понтификом, что привело к его аресту, поскольку такой титул носили папы. Судебные власти не нашли ничего преступного в дружеских пирах по римскому образцу академиков, и Помпоний был освобожден. 3. Музеи и галереи Ватикана В 1506 г. папа Юлий II отвел в Ватиканском дворце специальное место (Бельведер) для размещения скульптур. Около 1515 г. папа Лев Х поручил художнику Санти Рафаэлю (1483–1520), руководившему строительством сбора св. Петра, осуществлять надзор за памятниками Рима. Художник, штудировавший недавно обнаруженный труд Витрувия «Об архитектуре», стал инициатором зарисовок известных к его времени материальных остатков античной цивилизации. Несмотря на изданный в 1462 г. указ, запрещавший снос античных памятников, предотвратить разрушение сохранившихся руин, используемых как каменоломни или же в поисках скульптур для личных коллекций, Рафаэль не смог. (В планах художника было создание карты памятников Рима. Создание научной карты памятников Рима связано с именем Итало Джисмонди. На основании ее создана в 1955 г. создан макет исторической застройки Рима.) Одной из причин являлось то, что выделить среди руин памятники античной эпохи еще не умели, однако, когда в 1515 г. Рафаэль был назначен на должность «Главного архитектора всех мраморов и других камней, которые впредь будут вырыты в Риме», он начал обмеры и зарисовки архитектурных остатков. Но и во времена Рафаэля и позднее руины использовались для добычи строительных материалов. Так около амфитеатраФлавиев в начале XVI в. были открыты гроты (последующее изучение показало, что они являются частью дворца Нерона). Фрески на их стенах, изображавшие сцены из мифов, получили наименование гротесков (в стиле «гротесков» Рафаэль расписал некоторые лоджии Ватиканского дворца). В близкое время обнаружена скульптурная группа «Лаокоон и сыновья», перенесенная в Бельведер. В процессе строительства в исторической части Рима и приобретений понтификов создавалось то, что в будущем превратится в экспозиции Музеев и галерей Ватикана. В настоящее время в его структуру входят Григорианский египетский музей (открыт в 1839 г.), Григорианский этрусский музей, в котором, кроме находок из некрополя Вульчи, гробницы Реголини – Галасси и Черветерре, представлено собрание греческой керамики, памятники V–I вв. до н. э., отражающие развитие римской и эллинской культур. Произведения античного искусства сосредоточены в залах Пио-Клементино – в Зале греческого креста (мозаики и саркофаги), Зале муз (гермы и статуи муз); в Зале зверей и Галерее статуй, как и в Зале масок, Зале Лаокоона. В Галерее Аполлона; Зале Гермеса и Зале Апоксиомена экспонируются римские копии с произведений греческих мастеров классического и эллинистического периодов, мозаики с виллы Адриана в Тиволи. Собрание бюстов политических деятелей и императоров представлено в Галерее бюстов. В Зале Ротонды размещены мозаики («Битва греков и кентавров»), римские копии с греческих оригиналов и произведения римских мастеров. Наряду с более поздними памятниками в Галерее канделябров представлена одна из копий римского времени скульптурной группы «Убийство детей Ниобы», статуя Артемиды Эфесской и др. Римские копии и произведения римских скульпторов составляют основу экспозиции Музея Кьяраманти. Находки, происходящие непосредственно с территории Ватикана, расположены в Григорианском музее светского искусства, который является наиболее поздним из одиннадцати музеев и пяти галерей Ватикана.
Шедевры Античной эпохи Как средство пропаганды Первый век до нашей эры завершило рождение новой политической системы – принципата. Создатель его – Гай Октавиан Август, перечисляя свои деяния во благо римского народа, привел длинный список возведенных или отремонтированных по его приказанию или непосредственно на его средства храмов: «Я построил курию и прилегающий к ней халкидик, храм Аполлона с портиками на Палатине, храм божественного Юлия, Луперкалий, портик у цирка Фламиния, который я разрешил назвать Октавиевым по имени того, кто первым возвел его на том же месте, храм у Большого цирка, храмы Юпитера Победоносного и Юпитера Громовержца на Капитолии, храм Квирина, храмы Минервы и Юноны Царицы и Юпитера Освободителя на Авентине, храм ларов в конце Священной дороги, храм богов пенатов в Велии, храм богини Юности, храм Великой Матери (богов) на Палатине. Я восстановил Капитолий и театр Помпея – оба с большими издержками, не оставив ни одной надписи с моим именем. Водопроводы, за долгое время обветшавшие во многих местах, я восстановил, а количество воды в водопроводе, который называется Марциевым, я удвоил, введя в его русло новый источник. Я завершил постройки, начатые и почти доведенные до конца моим отцом, – форум Юлия и базилику, которая находилась между храмом Кастора и храмом Сатурна. Эту базилику, после того как ее уничтожил пожар, я начал строить заново от имени моих сыновей, расширив ее основание, и приказал закончить моим наследникам, если я при жизни не успею этого сделать. В свое 6-е консульство я по предписанию сената восстановил 82 храма, не пропустив ни одного, который бы в то время требовал реставрации. В свое 7-е консульство я починил Фламиниеву дорогу от Города и до Аримина, а также все мосты, (находящиеся на ней), кроме Мульвиева и Минуциева. На собственной земле я построил на средства с военной добычи храм Марса Мстителя и Форум Августа. Я построил от имени моего зятя Марцелла театр около храма Аполлона на земле, большая часть которой была куплена у частных лиц на средства с военной добычи» (Деяния божественного Августа, XIX–XXI). В этом списке отсутствует один из шедевров эпохи – грандиозный алтарь Мира, возведение которого отражало официальный лозунг принципата Августа Pax Romanа. В данном случае мир (Pax) понималсякак противоположность войне, вражде, смуте. Вторая составляющая формулы Pax Romana означала, что земли, входившие в состав державы, находятся в прямом подчинении Риму – это единый римский мир, возвеличить который, как и завершение многолетних гражданских войн, и призван был алтарь Мира. С периода принципата Октавиана фактически каждый из императоров возводил форумы, строил термы или устанавливал арки и колоны, рельефы на которых должны были свидетельствовать о беспримерных деяниях очередного Августа. Обращение к Древности как одной из составляющих пропаганды режима было широко использовано Наполеоном, которого в Египетском походе сопровождали историки и археологи. После захвата Италии с целью поднять свой престиж он объявил Рим второй столицей. На это время приходится начало раскопок на императорских форумах. Для того чтобы открыть древнюю Священную дорогу, предстояло углубиться на 20 метров. Одновременно с очисткой форумов, осуществляемых Карло Феа, были предприняты и другие работы, способствующие восстановлению облика Древнего Рима. Но нельзя не заметить, что, как любой завоеватель, Наполеон и «ограбил» город, приказав «переместить» некоторые из скульптурных памятников из Рима в Лувр. К концу XIX – началу XX в. наряду с полностью открытыми форумами были произведены раскопки на Палатине, Капитолии и Эсквилине; изучено около 30 тыс. гробниц по Аппиевой дороге (раскопки Луиджи Канина, который также восстановил ее древнее полотно). Посетившая в те годы Рим П. Уварова, в последующем председатель Московского археологического общества, писала, что во имя открытия древних памятников сносятся великолепные Фарнезийские сады. Большая заслуга в изучении материальной культуры республиканского Рима принадлежит Джакомо Бони (1859–1925). Но одновременно с возрождением прошлого оно было использовано и как средство пропаганды существующего режима. 31 декабря 1921 г. по приказу Муссолини отпраздновано завершение пятилетней археологической кампании и провозглашено начало новой, расходы на которую превышали средства, отпускаемые на социальные нужды. Роль Рима как столицы мировой державы ознаменовало празднование двухтысячелетнего юбилея прихода к власти Октавиана Августа (принцепс с 27 г. до н. э.). Свидетельством нового римского мира, как и в эпоху Октавиана, должен был стать алтарь Мира. За почти 2 тыс. лет со дня завершения его строительства над ним образовался 15-метровый слой земли, а в эпоху Возрождения воздвигнут великолепный дворец, чтобы не разрушить его, под дворец были подведены опоры и бетонные плиты, алтарь извлечен и заново сложен на берегу Тибра. Одновременно с торжественным завершением реконструкции памятника была открыта выставка, посвященная прославлению «Августова римского духа». В 1942 г., когда во Вторую мировую войну были втянуты почти все европейские страны, во время празднования двадцатилетия фашистского режима принимается решение о восстановлении одного из древних кварталов Рима. Однако потребности военного бюджета внесли на этот раз коррективы в грандиозный замысел диктатора. Бродский Б. Жизнь в веках: Занимательное искусствознание. М., 1983. 137–208.
ЭЛЛИНЫ. ЭТРУСКИ. РИМЛЯНЕ (Влияния и заимствования) Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, – это подражание древним. И. Винкельман 1. Города Великой Греции. 2. Этрусский компонент культуры римлян. 3. Дискуссионные проблемы истории этрусков. 4. Выдающиеся эпиграфические открытия. 5. Городские центры Этрурии. К началу первого тысячелетия нашей эры крупнейшим государством Средиземноморья стала Римская империя. Долгий путь развития отделял небольшие поселения на холмах, которые постепенно застраивались храмами различным богам, от величественного «Города», как именовали римляне свою столицу. Многочисленные войны, прославлению которых способствовали историки и поэты, привели не только к совершенствованию военной техники, но и обусловили существенные изменения в различных сферах культуры римского народа. И даже в тот период, когда, по образному выражению одного из историков, «Римский орел распростер свои крылья над всем Средиземноморьем», одним из символов оставалась Капитолийская волчица, отлитая этрусским мастером Вулкой в VI в. до н. э. и установленная на Капитолийском холме. Скульптура стала отражением мифа об основателях города Ромуле и Реме, вскормленных волчицей. Так с тех времен, для которых последовательность хода событий восстанавливается с относительной достоверностью, протянулась одна из слагающих культуры Рима – этрусское влияние. С именами этрусских правителей традиция связала учреждение территориальных триб и ценза при наборе в армию и создание центуриальтных комиций в середине VI в. до н. э. шестым рексом Сервием Туллием. Луций Приск ТарквинийДревний считался создателем Большого цирка, сточного канала (Клоака Максима) и храма Юпитера. Но первые масштабные строительные работы на будущем Капитолии, согласно преданиям, начались еще раньше – при Нуме Помпилии, втором рексе, который происходил из сабинян. Он же, якобы следуя советам нимфы Эгерии, учредил коллегии жрецов и ремесленников, ввел религиозные обряды и другие государственные установления. Именно при нем и холм, ставший со временем сакральным центром с храмом, посвященным Капитолийской триаде патрициев (Юпитер, Юнона, Минерва), получил имя, которое носит до сих пор. Легенда гласит, что работавшие на холме, обнаружили сохранившуюся чудесным образом голову (по-латыни caput). Якобы это и стало причиной для наименования холма – Капитолий. Поглощая одну за другой многочисленные общины Апеннинского полуострова, римляне воспринимали одновременно и традиции покоренных, но наибольшее влияние на культуру Рима оказали эллины и этруски. Последние являются одним из самых загадочных народов из обитавших на полуострове. В отличие от письменности римлян и эллинов, письменность этрусков, несмотря на многочисленные попытки ее дешифровки, так и осталось непознанной. Дискуссионным является и вопрос о их происхождении, но несомненно то, что будущие создатели Римской республики и Империи впитали многое из того, что было присуще этрускам.
Города Великой Греции Относительно раннего населения Западного Средиземноморья античные авторы сохранили немногочисленные свидетельства. Изображая одно из событий Пелопоннесской войны – Сицилийскую экспедицию – Фукидид, писал, что Сицилия уже в древности была заселена различными народностями. По преданию «древнейшими обитателями острова были жившие в одной из его частей киклопы и лестригоны… После них первыми на острове, видимо, поселились сиканы. По их собственным утверждениям, сиканы обитали на острове еще до киклопов и лестригонов как коренные жители из области на реке Сикане в Иберии... После взятия Илиона троянцы, которым удалось спастись от ахейцев, прибыли на кораблях к Сицилии и поселились по соседству с сиканами, и затем все вместе стали называться элимами. Их города – Эрикс и Эгеста. Что до сикулов, то они, спасаясь от опиков, переправились в Сицилию из Италии… В Италии и теперь еще живут сикулы, и от имени одного их царя – Итала страна стала назваться Италией. Сикулы прибыли в Сицилию с многочисленным войском и, победив в сражении сиканов, оттеснили их на юг и запад острова, и поэтому остров вместо Сикании получил новое название – “Сицилия”». Историк также отметил, что сикулы появились на острове за 300 лет до эллинов. К этому времени здесь уже существовали поселения финикийцев. Первыми переселенцами на Сицилию стали выходцы из евбейской Халкиды, обосновавшиеся первоначально на небольшом островке (ок. 750 г. до н. э.), который был назван ими Питекуссы (Обезьяний; совр. Искья). Согласно одной из легенд вождь пришельцев назвал себя Сатурном, сыном Зевса, и, обосновавшись, научил обитателей острова земледелию, кораблестроению, грамоте. (В последующем римляне, распространившие свой контроль над Апеннинским полуостровом, учредили праздник Сатурналий, во время которого приостанавливались все дела; рабы освобождались от работ – так отмечалась память о Золотом веке Сатурна.) Грекам Питекуссы удалось приобрести пустовавшие земли на материке, где возник торговый центр Кумы. Около середины VIII в. до н. э. переселенцы с острова Наксоса стали основателями в Сицилии одноименного города, находившегося под покровительством Аполлона Архегета. По соседству с ними расселились выходцы из Карфагена, так возник еще один центр – Сиракузы. Несколько позднее на северо-восточном побережье (после изгнания сикулов) были основаны Леонтина и Катана. Истоки еще одного поселения восходят к появлению здесь мегарцев (Селинунт). В освоении земель на Сицилии, по свидетельству Фукидида, принимали участие граждане и других ионийских центров (Фукидид, VI, 2–5). В близкое время возник и один из богатейших в последующем городов эллинских Сибарис. Самым западным городом, появившемся около 600 г. до н. э., стала Массалия (совр. Марсель). Основателями его стали фокейцы, переселившиеся сюда из-за столкновений с этрусками и карфагенянами. Отражением раннего знакомства эллинов с побережьем юга Апеннин являются мифы. В одном из них говорится о том, что во время скитаний Геракл случайно убил местного правителя Кротона. Позднее прославленный герой, явившись во сне одному из жителей Ахайи, повелел ему во искупление преступления отправиться на запад и основать город Кротону. Колонизационный процесс привел к взаимодействию дорийских, ионийских и местных начал, придавших своеобразие культуре Сицилии и южного побережья Италии, которая, в свою очередь, была воспринята римлянами. Собственно именно в Великой Греции эллины стали называться греками по имени одного из племен – граиков, обитавших в западной части Балканского полуострова. Дискуссионные проблемы Истории этрусков Литературная традиция породила одну из загадок, к возможному решению которой после длительного обращения к археологическим свидетельствам пришли исследователи. Итогом длительного изучения памятников – сопоставления артефактов, обряда захоронений, лингвистических исследований – стал вывод, что на рубеже 2 и 1 тысячелетий до н. э. туда, где в последующем возникнет Тиррения, прибыли на кораблях пеласги, изгнанные из Фессалии. Согласно свидетельству Страбона (64 г. до н. э. – 23 г. н. э.) их родиной являлись Эпир и Фессалия. Античный географ полагал, что пеласги были очень подвижным народом, который достиг могущества еще до переселения эолийцев и ионийцев в Малую Азию (Страбон, XIII, 3,3). Они отправились на новое место в поисках средств к существованию и, преодолев морские просторы, высадились в устье р. По. Вместе с аборигенами пришельцы основали Пизу, Агиллу (гр. Керея), Сатурнию, Альсиний (позднее эти города были захвачены тирренами). О том, что пеласги обитали в Лациуме, писали латинские историки и поэты[1]. Археологическим отражением появления нового этноса стала пеласго-италийская культура Вилланова. Более поздний ее вариант в Северной Италии (район Популонии) датируется концом VIII – VII в. до н. э. и отражает появление этрусков (тусков, тирренов), которые в ходе переселения из Лидии первоначально освоили остров Cардинию. Новая культура – этрусская, истоки которой восходят к 700 г. до н. э., является результатом «своеобразного смешения пеласгийско-италийской и тирренской», поэтому в этрусской культуре сохранились виллановские элементы. Ни ее создатели, ни этруски не были автохтонами[2]. Вторая проблема истории этрусков, истоки которой относятся ко времени обнаружения надписей (конец XV в.), число которых к концу ХХ в. превысило 10 тыс., – это их прочтение. Этруски имели алфавитное письмо, конфигурация некоторых букв близка к греческим и латинским. Древнейшая надпись из Тарквиний (конец VIII в. до н. э.), как и более поздние из Цере и Вульчи, свидетельствует о близости к письму, характерному для переселенцев с о. Эвбея. После землетрясения, как свидетельствует античная традиция, ее жители переселились на материк, став создателями города Кумы. Контакты с населением Великой Греции, социальные изменения в этрусском обществе привели к заимствованию алфавитной системы. К концу VI в. до н. э. в Этрурии сложились три графические системы письма. В последующем на их основе сформировался латинский алфавит. XX в. стал временем научного обращения к культуре и языку этрусков, однако ни комбинаторный метод, использованный при дешифровке линейного письма «Б» М. Вентрисом, ни этимологические изыскания не привели к успеху и к началу XXI столетия. Исключением является прочтение некоторых коротких посвятительных и надгробных текстов. Однако на основании приводимых в них имен, титулов и годов жизни усопших невозможно воссоздать социальные отношения и специфику государственности этрусков, что является следующей проблемой истории загадочного народа. И остается только сожалеть, что не сохранилась «История этрусков», написанная императором Клавдием (41–54 гг. н. э.), супругой которого была этрусская женщина. Утрачивая под напором римской армии колонизованные территории, не оправившись от вторжения галлов, жители этрусских городов постепенно растворялись в полиэтничной среде Италии. Латинский язык – язык Рима – превратился в господствующий, но, забывая родную речь, этруски еще долго помнили о своем происхождении, отмечая на надгробных стелах родовые имена (в некоторых случаях они писали и имя отца, и имя матери). Некоторые из этрусков, став римскими гражданами, избирались на магистратуры, прославились в различных областях римской культуры, но, научив многому завоевателей, исчезли как самостоятельный этнос, оставив после себя многочисленные богатые некрополи и города, которые еще ждут исследователей, тех, кто откроет новые эпиграфические памятники, способствующие проникновению в тайны этрусского языка. Городские центры Этрурии Территорию Этрурии принято подразделять на три района: Северную, Центральную и Южную. Крупные городские центры, расцвет которых приходится на VII–VI в. до н. э., расположены в Северной и Южной Этрурии. Среди них наиболее крупными являлись Вейи, Цера с портом Пирги, Тарквинии, откуда происходил первый этрусский царь Рима (Тарквиний Приск – Лукумон, сын Демарата; следующим был Сервий Туллий – Мастарна[4] и последним – Тарквиний Гордый). Цера (Цисра, Акилла – греческое название, совр. Черветерри) была родиной мастера Вулки, создателя считающегося жемчужиной искусства ваяния этрусков скульптуры Аполлона и скульптурной группы «Волчица с Ромулом и Ремом». А архитекторы Вей возвели одно из главнейших святилищ раннего Рима – храм, посвященный Капитолийской триаде. Этруски осушили болото между холмами и соорудили Клоаку Максима для отвода воды из болота в Тибр. Через порт Пирги[5] в Церу, начиная с VIII в. до н. э., поступали изделия мастеров Эллады, (в основном из Коринфа). В значительной мере процветание городов было обусловлено наличием полезных ископаемых, которыми в целом Апеннинский полуостров беден. Рядом с Цере находилось месторождение руд; Тарквинии (Тархна) являлись крупнейшим центром по производству бронзовых изделий: до середины VII в. до н. э. не имевшим соперников в данном виде ремесленной деятельности. Широко известными были изделия из золота Ветулонии (Ветлуне, Ватлуне). В конце VII – начале VI в. до н. э. процветающими стали Клузий, Кортона, Арреций, Перузия, Фельсина (Болонья), Мантуя, Спина, Атрия. Среди центров южной части Этрурии наиболее крупным были Вульчи, расцвет которых приходится на VI–V вв. до н. э. Здесь также было развито производство бронзовых изделий, вывозившихся в другие районы, а в VI в. до н. э. существовали мастерские греческих керамистов, выпускавших чернофигурные сосуды. Центральная Этрурия не имела значительных производственных центров, наиболее крупным поселением являлся Вольсиний (Велзна, Больсена), который служил сакральным центром лиги Двенадцати городов (исследователи истории этрусков полагают, что здесь находилось святилище богини Вольтумны). Города этрусков объединялись в союзы – Двенадцатиградия, во главе которых стояли избираемые поочередно из каждого центра на один год лукумоны. Насколько можно судить по имеющимся свидетельствам источников, в рамках таких объединений каждый из центров имел автономию, а «верховный лукумон» осуществлял сакральные функции и в отдельных случаях мог возглавлять общее войско, состоявшее из отрядов под собственным командованием каждого из городов Двенадцатиградья. Но отдельные города сохраняли автономию и известны случаи, когда они враждовали между собой[6]. В северной части Италии, колонизованной этрусками, на берегу р. Арно был основан город Фезула, по соседству с которым позднее возникла римская Флоренция, несколько севернее находилась Фельсина (рим. Болония; совр. Болонья). Одним из наиболее крупных центров стала Мантуя. Сплочению центров этой части этрусских земель способствовала постоянная угроза, начиная с VII в. до н. э., со стороны соседей – галлов. Продвижение этрусков на юг привело к появлению на землях Кампании по соседству с греками Капуи, Помпей и Геркуланума. В отличие от северного региона, здесь сложились дружественные отношения с соседями, о чем свидетельствует договор с Сиракузами, разрушение которых в 510 г. до н. э. карфагенянами стало началом постепенной утраты этрусской талассократии. Города Центральной и Южной Этрурии расположены вдали от моря, исключением является город северного региона Популония (Пуплона, Фуфлона), также являвшаяся значительным центром производства изделий из бронзы и железа. Расцвет города, как и Волтерры (Волатры, северная граница Этрурии), пришелся на IV в. до н. э. – время, когда могущество этрусков начало клониться к закату[7]. Рядом с городскими центрами этрусков располагались обширные некрополи, которые стали первыми объектами грабительских раскопок в XVIII в.; научное изучение их приходится на девятнадцатое столетие[8]. Именно раскопки некрополей позволяют составить представление об этрусской цивилизации, у которой римляне восприняли не только секреты письма и алфавит, но гладиаторские бои, монументальное искусство, тогу и эмблему ликторов (пучок прутьев с секирой – фасции). Этруски создали «вечный Рим» и возвели первые храмы города. Они познакомили римлян с пантеоном греков и передали им искусство гадания жрецов-гаруспиков, к которым обращались и тогда, когда язычество сменила новая идеология. Этруск Меценат способствовал развитию римской литературы, покровительствуя поэтам, среди которых были и этруски. Этрусский компонент – одна из составляющих римской цивилизации, другой являются эллинские начала, переданные через этрусков или же воспринятые непосредственно из городов Великой Греции. Безусловно, отдельные черты верований, народных традиций были привнесены и сабинянами, и эквами, и герниками, но вычленить их, как и восстановить имена тех, кто сохранил предания о ранних событиях истории римлян, не представляется возможным. Записи понтификов, списки консулов, многое из того, что относилось к событиям до 390 г. до н. э., было уничтожено во время нашествия галлов, которые не смогли захватить только Капитолий, как свидетельствует традиция. Не способствовало сохранению памятников самого раннего времени противостояние плебеев и патрициев, череда войн, которые завершились полным разгромом Карфагена, установлением контроля над всем Апеннинским полуостровом (200 г. до н. э.). Римский орел все шире расправлял крылья. Начало следующего столетия ознаменовалось несколькими событиями, три из них были значимы только для небольшого семейного круга: около 200 г. до н. э. родились писатель-романист Лонг, грамматик Афиней из Навкратиса и историк и политический деятель Ахейского союза Полибий. К близкому времени относится завершение Второй Македонской войны (200–197 гг. до н. э.), провозглашение «свободы Греции» римским консулом Фламинином на очередных Олимпийских играх (196 г. до н. э.), зарождение конфликта с сирийским царем Антиохом III. Но, как говорил в последующем Цицерон, мы покорили Элладу, но она завоевала нас. И, вероятно, не вызывает удивления, что родным языком первых драматургов являлся греческий, как и Ливия Андроника, пьеса которого стала первой театральной постановкой (240 г. до н. э. – год рождения римского театра и латинской литературы). Паневин К. В. (составитель). Культура Рима в ранний период // История Древнего Рима (Библиотека Всеобщей истории). С.-Пб., 1998. С. 157–174.
ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТЫ РИМЛЯН (Cакральные обычаи, божества-покровители, жрецы) Иметь «особых богов» или же почитать «новых и чужеземных» – значит вносить в религию путаницу и неизвестные нам священнодействия. Цицерон
1. Историки и литераторы о благочестии, обрядах и происхождении культов. 2. Наиболее значимые культы и жречество.
1. Историки и литераторы о благочестии, Наиболее значимые Культы и жречество Черты, присущие эллинам – вести род от героя или божества, героизация предков, – являлись характерными и для римлян, включивших в свой пантеон древнеиталийские божества и некоторые сакральные традиции этрусков. В отдельных случаях, описывая благополучный исход военной операции, римские историки приводят свидетельства о «приглашении» или «переносе» богов побежденных или отожествлении «чужого» бога со «своим» на основании близости их функций. Так Капитолийская триада состояла из Юпитера, Юноны, Минервы (первоначальная триада включала Юпитера, Марса, Квирина), которые с течением времени были отождествлены с Зевсом, Герой, Афиной. Истоки процесса грецизации восходят к IV в. до н. э. Начиная с этого времени «символы божества» начали заменять их изображениями: вместо копья, которое почиталось как божество войны (Марс), появилось его скульптурное изображение; вместо каменной стрелы, олицетворявшей Юпитера, – статуя, которая стилистически близка к Зевсу эллинов. Однако и позднее олицетворением Ромула являлся камень – Ляпис Нигро, расположенный на форуме,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.152 (0.023 с.) |