Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдающиеся эпиграфические открытия

Поиск

Выше уже говорилось, что к настоящему времени число надписей на этрусском языке превышает 10 тыс. Значительную их часть составляют граффити на сосудах, имена усопших и их слуг, нанесенные на фресковую роспись склепов, и краткие заметки о количестве прожитых лет. Но в ходе изучения музейных коллекций и археологических раскопок были обнаружены и более длинные тексты. Выдающимся событием стала находка во время раскопок храма в Пирги (1964) трех золотых пластинок экспедицией Римского университета, возглавляемой одним из крупнейших этрускологов Массимо Паллотино. Экспедиция приступила к изучению руин порта Пирги[3], принадлежащего этрусскому городу Цере, после случайного обнаружения (во время распашки поля) терракотовых изделий. С 1957 по 1964 г. было открыто два храма, построенных около 500 г. до н. э. и между 480–470 гг. до н. э. Этрусские города исследованы в меньшей степени в сравнении с некрополями, поэтому, безусловно, раскопки их имеют большое значение, хотя и редко приводят к высокохудожественным находкам, извлекаемым из склепов. Именно поэтому сенсацией стали золотые пластинки после того, как их «развернули». На двух из них имелся этрусский текст, а на третьей – финикийская надпись. Однако надежды с помощью находок открыть тайну этрусского языка не сбылись: тексты оказались не идентичными. Другой находкой более раннего времени (1885 г., работы французской экспедиции на о. Лемнос) является стела с изображением воина (VI в. до н. э.), на которой имелась надпись из 33 слов на языке, близком к этрусскому. Но и она осталась непрочтенной.

Наконец, следует упомянуть еще об одном открытии, сделанном при изучении дара из частной коллекции. В 1840 г. хорватский дворянин Михаил Барик, служивший в канцелярии венгерского короля, приобрел в Египте мумию. Она стала одним из раритетов, украшавших гостиную его дома в Вене. В 1859 г. (после смерти М. Барика) льняные пелены на мумии были развернуты реставраторами Загребского музея, в который поступила коллекция (1862 г.). В 1891 г. эксперты из Венского университета установили, что ткань является частью сакральной книги, содержит описание ритуалов календарных праздников и включает 216 текстов, в которых упоминаются имена и титулы. Первоначально предполагалось, что датируется «книга мумии» 150 г. до н. э. и, возможно, принадлежала она этруску, находившемуся на службе египетских фараонов. В последующем с помощью радиоуглеродного анализа датировка памятника была уточнена – она, скорее всего, относится к середине IV в. до н. э., но прочесть текст до сих пор не удалось. Этрускологии для дешифровки языка не хватает надписи, подобной надписи на Розеттском камне.

Городские центры Этрурии

Территорию Этрурии принято подразделять на три района: Северную, Центральную и Южную. Крупные городские центры, расцвет которых приходится на VII–VI в. до н. э., расположены в Северной и Южной Этрурии. Среди них наиболее крупными являлись Вейи, Цера с портом Пирги, Тарквинии, откуда происходил первый этрусский царь Рима (Тарквиний Приск – Лукумон, сын Демарата; следующим был Сервий Туллий – Мастарна[4] и последним – Тарквиний Гордый).

Цера (Цисра, Акилла – греческое название, совр. Черветерри) была родиной мастера Вулки, создателя считающегося жемчужиной искусства ваяния этрусков скульптуры Аполлона и скульптурной группы «Волчица с Ромулом и Ремом». А архитекторы Вей возвели одно из главнейших святилищ раннего Рима – храм, посвященный Капитолийской триаде. Этруски осушили болото между холмами и соорудили Клоаку Максима для отвода воды из болота в Тибр.

Через порт Пирги[5] в Церу, начиная с VIII в. до н. э., поступали изделия мастеров Эллады, (в основном из Коринфа). В значительной мере процветание городов было обусловлено наличием полезных ископаемых, которыми в целом Апеннинский полуостров беден. Рядом с Цере находилось месторождение руд; Тарквинии (Тархна) являлись крупнейшим центром по производству бронзовых изделий: до середины VII в. до н. э. не имевшим соперников в данном виде ремесленной деятельности. Широко известными были изделия из золота Ветулонии (Ветлуне, Ватлуне). В конце VII – начале VI в. до н. э. процветающими стали Клузий, Кортона, Арреций, Перузия, Фельсина (Болонья), Мантуя, Спина, Атрия.

Среди центров южной части Этрурии наиболее крупным были Вульчи, расцвет которых приходится на VI–V вв. до н. э. Здесь также было развито производство бронзовых изделий, вывозившихся в другие районы, а в VI в. до н. э. существовали мастерские греческих керамистов, выпускавших чернофигурные сосуды.

Центральная Этрурия не имела значительных производственных центров, наиболее крупным поселением являлся Вольсиний (Велзна, Больсена), который служил сакральным центром лиги Двенадцати городов (исследователи истории этрусков полагают, что здесь находилось святилище богини Вольтумны).

Города этрусков объединялись в союзы – Двенадцатиградия, во главе которых стояли избираемые поочередно из каждого центра на один год лукумоны. Насколько можно судить по имеющимся свидетельствам источников, в рамках таких объединений каждый из центров имел автономию, а «верховный лукумон» осуществлял сакральные функции и в отдельных случаях мог возглавлять общее войско, состоявшее из отрядов под собственным командованием каждого из городов Двенадцатиградья. Но отдельные города сохраняли автономию и известны случаи, когда они враждовали между собой[6].

В северной части Италии, колонизованной этрусками, на берегу р. Арно был основан город Фезула, по соседству с которым позднее возникла римская Флоренция, несколько севернее находилась Фельсина (рим. Болония; совр. Болонья). Одним из наиболее крупных центров стала Мантуя. Сплочению центров этой части этрусских земель способствовала постоянная угроза, начиная с VII в. до н. э., со стороны соседей – галлов.

Продвижение этрусков на юг привело к появлению на землях Кампании по соседству с греками Капуи, Помпей и Геркуланума. В отличие от северного региона, здесь сложились дружественные отношения с соседями, о чем свидетельствует договор с Сиракузами, разрушение которых в 510 г. до н. э. карфагенянами стало началом постепенной утраты этрусской талассократии.

Города Центральной и Южной Этрурии расположены вдали от моря, исключением является город северного региона Популония (Пуплона, Фуфлона), также являвшаяся значительным центром производства изделий из бронзы и железа. Расцвет города, как и Волтерры (Волатры, северная граница Этрурии), пришелся на IV в. до н. э. – время, когда могущество этрусков начало клониться к закату[7].

Рядом с городскими центрами этрусков располагались обширные некрополи, которые стали первыми объектами грабительских раскопок в XVIII в.; научное изучение их приходится на девятнадцатое столетие[8]. Именно раскопки некрополей позволяют составить представление об этрусской цивилизации, у которой римляне восприняли не только секреты письма и алфавит, но гладиаторские бои, монументальное искусство, тогу и эмблему ликторов (пучок прутьев с секирой – фасции). Этруски создали «вечный Рим» и возвели первые храмы города. Они познакомили римлян с пантеоном греков и передали им искусство гадания жрецов-гаруспиков, к которым обращались и тогда, когда язычество сменила новая идеология. Этруск Меценат способствовал развитию римской литературы, покровительствуя поэтам, среди которых были и этруски. Этрусский компонент – одна из составляющих римской цивилизации, другой являются эллинские начала, переданные через этрусков или же воспринятые непосредственно из городов Великой Греции.

Безусловно, отдельные черты верований, народных традиций были привнесены и сабинянами, и эквами, и герниками, но вычленить их, как и восстановить имена тех, кто сохранил предания о ранних событиях истории римлян, не представляется возможным. Записи понтификов, списки консулов, многое из того, что относилось к событиям до 390 г. до н. э., было уничтожено во время нашествия галлов, которые не смогли захватить только Капитолий, как свидетельствует традиция. Не способствовало сохранению памятников самого раннего времени противостояние плебеев и патрициев, череда войн, которые завершились полным разгромом Карфагена, установлением контроля над всем Апеннинским полуостровом (200 г. до н. э.). Римский орел все шире расправлял крылья. Начало следующего столетия ознаменовалось несколькими событиями, три из них были значимы только для небольшого семейного круга: около 200 г. до н. э. родились писатель-романист Лонг, грамматик Афиней из Навкратиса и историк и политический деятель Ахейского союза Полибий. К близкому времени относится завершение Второй Македонской войны (200–197 гг. до н. э.), провозглашение «свободы Греции» римским консулом Фламинином на очередных Олимпийских играх (196 г. до н. э.), зарождение конфликта с сирийским царем Антиохом III. Но, как говорил в последующем Цицерон, мы покорили Элладу, но она завоевала нас. И, вероятно, не вызывает удивления, что родным языком первых драматургов являлся греческий, как и Ливия Андроника, пьеса которого стала первой театральной постановкой (240 г. до н. э. – год рождения римского театра и латинской литературы).

Паневин К. В. (составитель). Культура Рима в ранний период // История Древнего Рима (Библиотека Всеобщей истории). С.-Пб., 1998. С. 157–174.

 

ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТЫ РИМЛЯН

(Cакральные обычаи, божества-покровители, жрецы)

Иметь «особых богов» или же почитать «новых и чужеземных» – значит вносить в религию путаницу и неизвестные нам священнодействия.

Цицерон

 

1. Историки и литераторы о благочестии, обрядах и происхождении культов.

2. Наиболее значимые культы и жречество.

 

1. Историки и литераторы о благочестии,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.162.235 (0.011 с.)