Гай Луцилий и Гай Валерий Катулл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гай Луцилий и Гай Валерий Катулл



Гай Луцилий (ок. 180–102/101 г. до н. э.) является первым независимым литератором, который не нуждался в покровительстве – он родился в семье богатого всадника римской колонии Суессе (земли аврунков) и, отказавшись от карьеры, полностью посвятил себя поэтическому творчеству. Его сáтуры, принимавшие форму посланий, памфлетов, пародий, написанные гекзаметром, бичевали пороки отдельных лиц и в целом сенаторское сословие, члены которого запятнали себя лихоимством, моральной распущенностью. Он – современник братьев Гракхов, говоривших о разорении плебса, захватах их земель богатыми соседями. Идеалом поэта была римская добродетель – virtus, хотя он и входил в кружок эллинофила Сципиона. Сатуры Луцилия были настолько остры, что о нем говорили, что он сдирает кожу со своих противников. Луцилий оказал большое влияние на поэтов «Золотого века» Августа, был популярен и спустя почти столетие после смерти. Многие из читателей рубежа тысячелетий ценили его выше не менее известного в те годы Горация (65–8 гг. до н. э.), подражавшего Луцилию (описание путешествия в Сицилию и «Путешествие в Брундизий» Горация). Примечательно, что Гораций ставил творчество Луцилия выше своего. Сатуры Луцилия оказали влияние и на Ювенала и на Персия, превратившись в наиболее распространенный в литературе жанр.

В наше время известно о 1000 стихотворений поэта, но в полном виде ни одно их них не сохранилось.

Гай Валерий Катулл Веронский. Один из историков I в. до н. э. писал, что кризис общества, начавшийся с первых лет Республики, усилился после крушения Карфагена – последнего могущественного противника Рима. В I в. до н. э. кризисные явления достигли апогея. Насколько это отразилось на творчестве поэтов, как воспринимали они события своего времени? Получить ответ на эти вопросы позволяет обращение к стихам Катулла, Вергилия, Горация, но это уже поэты и «Золотого века» Августа.

Гай Валерий Катулл (87 или 84 – ок. 54 г. до н. э.) является выдающимся лириком; родился он в состоятельной семье в Вероне (Цизальпинская Галлия), где возникло новое направление – поэтов– неотериков, а перехав в Рим, очень быстро обрел славу в столице.

Следует присмотреться внимательнее к событиям тех лет, на которые приходятся годы короткой жизни поэта-лирика. Ему было 6 или 8 лет, когда диктатор Сулла сложил полномочия. В таком возрасте он вряд ли осознавал происходившее, волны ужаса проскрипций не могли коснуться его. Конечно, в удаленной от Рима Вероне они не были столь сильны, как в столице. Подростком в 12–14 лет поэт видел прошедшую через его родной город армию Спартака, устремившегося к Альпам; юношей познакомился с Юлием Цезарем, который был гостем его отца на пути в Рим. На годы зрелости Катулла пришлось такое событие, как возникновение союза трех полководцев – Красса, Помпея и Цезаря (60 г. до н. э.), а через 6–7 лет даже друзья не знали, жив ли он.

При обращении к творчеству Катулла прежде всего отмечается, что выдающийся поэт-лирик воспел возлюбленную Клодию под именем Лесбии, о которой он писал, что и ненавидит, и любит ее, призывая:

 

Будем, Лесбия, жить, пока живы,

И любить, пока любит душа;

Старых сплетников ропот брюзгливый

Пусть не стоит для нас ни гроша.

 

Перу Катулла принадлежат шутливые стихи «На смерть воробья Клодии». Некоторые из его поэтических шедевров посвящены друзьям, но он являлся и создателем стихотворных памфлетов против когда-то очаровавшего его Цезаря:

 

В чудной дружбе два подлых негодяя,

Кот Мамурра и с ним – похабник Цезарь!

Что ж тут дивного? Те же грязь и пятна

На развратнике Римском и Формийском.

Оба мечены клеймами распутства,

Оба гнилы и оба – полузнайки,

Ненасытны в грехах прелюбодейных.

 

В 57 г. до н. э. после разрыва с Клодией Катулл отправился в Вифинию. Результатом его путешествия стало приобщение к культу Кибелы, восточной эзотерике и эпиллий «Аттис».

Парадоксальный факт: I в. до н. э. – период гражданских войн, кризисного состояния общества и время расцвета римской литературной деятельности в различных областях – в ораторском искусстве, истории, поэзии. Это время завершения «ученичества» римлян в гуманитарной сфере, за которым последовал расцвет культуры во второй половине столетия, а особенно в период принципата Октавиана Августа.

5. Новации Гая Октавиана Августа

Пришедший к власти в 28 г. до н. э. Октавиан не пошел по пути своего предшественника и приемного отца Цезаря – он не принял титула диктатора; все характерные для республиканского периода органы управления (сенат, магистратуры) были сохранены, но возглавлял сенат принцепс Гай Октавиан, и год за годом народ избирал его и консулом, и претором, и народным трибуном. В 40-летний период нахождения Октавина во главе государства были приняты новые законы, касавшиеся частной жизни граждан, целью которых являлось восстановление традиционных моральных устоев общества: обязательность брака для представителей сенаторского и всаднического сословий, наказание нарушителей супружеской верности, поощрение лиц, имевших трех сыновей. В числе наиболее значительных деяний Август отметил: «Около 500000 римских граждан было приведено к воинской присяге на верность мне. Из них несколько более 300000, отбывших срок на военной службе, я вывел в колонии или отпустил в их муниципии. Всем им в качестве награды за военную службу я выделил земельные наделы или даровал деньги» (Октавиан Август. Деяния божественного Августа, III). Октавиан являлся наследником Цезаря, но режим диктатора – это сумма отдельных мероприятий, иногда очень талантливых, необходимых, Август же создал новую государственную систему.

В той или иной мере, если судить по речам, передаваемым античными историками, политические лидеры всегда отмечали собственные заслуги перед народом, но Октавиан Август, осознавая значимость пропаганды, стал автором своей политической биографии, в которой отметил: «Законом мне была установлена пожизненная трибунская власть, дабы личность моя всегда была священной и неприкосновенной. Когда народ предлагал мне пост Великого понтифика, который имел (некогда) мой отец, я отказался от этого, чтобы не занять место (моего) коллеги при его жизни. Этот жреческий пост я принял только несколько лет спустя после смерти того, кто захватил его благодаря гражданским смутам. На мои выборы собралось такое множество народа со всей Италии, какого никогда не было в Риме до тех пор» (Там же, X).

6. Поэты I в. до н. э. – начала I в. н. э., или

Литературное творчество «Золотого века» Августа

Строительная деятельность, прежде всего сооружение Алтаря Мира, Секулярные игры являются элементами политической пропаганды режима принципата; значительную лепту в прославление «Нового века» внесли также поэты, покровителем которых был Меценат, и историки – первым читателем труда Тита Ливия стал Октавиан. Многие из представителей культуры эпохи Августа не были коренными римлянами, в значительной мере способствовало этому то, к этому времени выработалась система обучения и многие из муниципалов получали хорошее образование. С 7 лет в сопровождении раба-педагога мальчики ходили в школу, где они овладевали чтением, письмом и счетом; в 12–16 лет они посещали школу грамматиков; в 16 лет юноши одевали тогу и приступали к занятиям риторикой и правом. Наиболее состоятельные римляне завершали образование в Греции.

Итак, одной из задач перед деятелями культуры «Золотого века» Августа являлось воспевание политических лозунгов эпохи: восстановление Республики и «добрых нравов предков», прекращение войн и смут, наступление эпохи «процветания», но главное – величие Рима, деяния и режим принцепса. Эту задачу каждый из историков или литераторов исполнял в соответствии со своим даром. И одним из них стал Вергилий, создатель эпического полотна начальных страниц истории римского народа, которому богами было предопределено властвовать над другими.

Историки литературы отмечают, что имя Вергилия должно стоять рядом с именем Гомера. Легендарный эпический поэт изобразил героические подвиги эллинов во время Троянской войны; Вергилий же показал истоки могущества римлян, соединив в «Энеиде» славные деяния двух народов – греков и латинян.

Поэт, как и многие римляне, имел «говорящее» имя. (У римлян существовала следующая система имен: личное имя – praenomen, родовое имя – nomen gentilicium, прозвище – сognomen. Прозвища могли отражать физические недостатки или черты характера. К примеру, Марк Туллий имел прозвище, под которым он вошел в мировую культуру, «Цицерон», что означало «горошек»; одного из прославленных авторов трактатов о земледелии прозвали «хитрец» – Катон). О происхождении Вергилия (родился в одном из бывших городов этрусского Двенадцатиградья – Мантуе) свидетельствует nomen gentilicium – Марон, на этрусском языке это означало жрец, а «вергилий» обозначало «девственный», что вполне соответствовало действительности – поэт не избавился от присущей ему застенчивости даже в годы наивысшей славы, когда за ним ходили толпы поклонников, а стремился скрыться от них, предпочитая уединение. Отец Публия Вергилия не имел значительного состояния: ему принадлежали небольшой земельный участок с пчельней и гончарная мастерская. Заботясь о будущем одного из трех сыновей, он стремился дать ему образование. Вергилий обучался медицине и математике, но рано начал писать стихи. Гражданская война I в. до н. э., вознесшая Августа на вершину власти, лишила многих земледельцев средств существования. С тем чтобы вознаградить ветеранов, принесших ему победу, император конфисковал земли в районах, население которых казалось подозрительным; так Вергилии потеряли свой надел. В «Буколиках» упоминается, что поэт отправился в Рим, с тем чтобы отхлопотать родовое поместье, попавшее в списки конфискаций. Посещение Города принесло успех. Ему удалось вернуть землю, на которой уже хозяйничал новый владелец, чуть не убивший юношу после его возвращения. Трудно сказать, как сложилась бы жизнь молодого, пока еще неизвестного поэта, если бы его не заметил друг и помощник Октавиана Меценат. Оценив талант Вергилия, покровитель поэтов и писателей подарил ему небольшое поместье около Нолы.

В строках приписываемой Вергилию эпитафии говорится: «Воспел пастбища, села, вождей». Первое его сочинение «Буколики» идиллически изображает радости и горести пастушеской жизни в греческой Аркадии. (У Вергилия имелись предшественники – создатели пастушеских песен. Отцом буколической поэзии считается поэт первой половины III в. до н. э. из Сиракуз Феокрит, долгое время живший при дворе Птолемея II Филадельфа, автор «Идиллий» и стихов, посвященных реалиям жизни земледельцев.) И в «Буколиках», и в «Георгиках», созданных не без влияния Мецената, прославляется стремление Октавиана возродить пострадавшее во время гражданских войн сельское хозяйство – так политика врывалась в уединенный дом поэта; но все же главные герои первых поэм – это и радующиеся жизни пастухи и пастушки, и несчастный влюбленный Галл, в котором современники видели одного из приближенных Августа, легкомысленного правителя Египта; это и девушки, совершающие магические обряды, с тем чтобы вернуть возлюбленного. Глубокая печаль звучит в эклоге – трэносе (плаче) по погибшему пастуху Дафнису; но Вергилий изобразил и юных шаловливых божеств леса, связавших пьяного сонного Силена стеблями цветов и заставивших по пробуждению петь им песни.

Одну из эклог (IV) в христианском мире рассматривали как библейское пророчество. В ней говорится о рождении ребенка, который принесет с собой мир, в котором волк и ягненок будут бродить рядом, произойдет полное обновление и наступит Золотой век. Третья из поэм – «Энеида» – осталась незавершенной, сохранилось свидетельство, что Вергилий в завещании просил сжечь свой десятилетний труд. Но по приказанию Августа распоряжение автора не было выполнено.

Развитие сюжета в «Энеиде» сравнимо с сюжетами поэм Гомера, особенно чувствуется влияние «Одиссеи» в тех картинах, которые посвящены приключениям покинувшего горящую Трою Энея до его прибытия на земли Италии. В частности, вторая и третья книги является перепевом Гомера (прибытие Энея в Карфаген, пробуждение у царицы Дидоны любовного влечения к Энею, пир Дидоны). Герои и боги у Вергилия, как и у Гомера, вмешиваются в деяния людей, но в отдельных эпизодах божественное вмешательство изображено пародийно. Особое место занимает последняя книга, в которой говорится о путешествии Энея в сопровождении пророчицы Сивиллы в царство мертвых: благочестивый сын совершает его с тем, чтобы увидеть отца. И тень Анхиза знакомит Энея с великими потомками дома Юлиев, среди которых был и Август. Так поэт подошел к центральной теме сочинения и главному его герою – Риму вечному, возникновение которого освещено божественным промыслом.

Сюжет поэмы состоит из двух линий: завоевание троянцами права на новую родину и личное соперничество Энея и царя рутулов Турна, отвергнутого дочерью Латина Ливией, которая предпочла троянца.

Примечательны слова поэта, в которых прославляется главный герой – Рим:

 

Милость являть покоренным, смирять войной непокорных.

Ты же, о Рим, научись народами править державно,

В этом искусства твои – назначать условия мира.

 

И при всей близости к произведениям Гомера Вергилий самостоятелен в развитии действия. Если у Гомера существуют только две временных плоскости: прошлое и настоящее, то Вергилий отобразил и прошлое, и настоящее, и показал будущее, выполняя политическую задачу, связав воедино судьбы тех, кто стоял у истоков Рима, с деяниями потомков. Сочинение Вергилия стало злободневным и, несмотря на сложность понимания отдельных страниц, популярным: «Энеида» Вергилия так же, как творения Гомера, должна была изучаться школьниками.

Обращение к мифам присутствует и в стилистически самом совершенном произведении Вергилия «Георгиках», в четырех частях которых он рассказал о главных отраслях земледелия: хлебопашестве, виноградарстве, скотоводстве и пчеловодстве. И хотя поэт подробно и профессионально описывает приемы обработки земли, способы лечения заболевших животных, поэма, как и остальные, адресована просвещенному читателю.

Обилие имен героев мифов и римских полководцев делает чтение произведений Вергилия в наши дни трудным, но для своей эпохи он выполнил одну из главных задач, воспев величие Римской державы:

 

Выкуют тоньше другие пусть изваянья из бронзы,

Или сумеют создать из мрамора лики живее,

Красноречивей вещают в судах,

Или движения неба вычислить смогут точнее,

Дадут названия звездам.

Ты же, о Рим, научись народами править державно,

В этом искусства твои – назначать условия мира,

Милость являть покоренным, смирять войной непокорных.

 

Квинт ГорацийФлакк (65–8 гг. до н. э.) был не намного младше Вергилия, но именно благодаря ему смог посвятить себя поэтическому творчеству: в 38 г. до н. э. происходившего из семьи вольноотпущенника Квинта Вергилий ввел в кружок Мецената. До этого ему пришлось быть военным трибуном в армии сторонников республиканцев, а после конфискации земельных владений отца в пользу ветеранов – служить писцом в Риме. Покровительство Мецената и Октавиана способствовало изменениям в его жизни: получив в дар поместье, Гораций смог всецело посвятить себя литературным занятиям. Невзгоды нашли отражение в раннем творчестве, для которого характерны пессимизм, отчаяние. В созданных между 41 и 30 гг. до н. э. двух книгах сатир («Беседы») поэт изображал человеческие слабости, писал о превратностях судьбы. В позднее созданных «Посланиях» (между 20–13 гг. до н. э.) обсуждал вопросы самовоспитания.

Задачам поэтического искусства посвящена книга «Искусство поэзии». Гораций, воспевавший любовь, поэзию и мир богов, в одах «Кармина» («Песни») знакомил читателей с творчеством Сапфо и Алкея, прославлял Августа. Для него характерно осознание роли поэта как наставника народа; его произведения вошли в программу школьного образования, что обусловило их сохранность. И вряд ли кто не знает гордых слов Горация в изложении А. С. Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Публий Овидий Назон. Мифические сюжеты, восходящие к эллинским мифам, обращение к начальным страницам истории (Энею, Ромулу) являются характерной чертой римских литераторов. Под влиянием живших с ними по соседству греков латиняне рано атропоморфизировали своих богов. Однако удивительно, что систематизация сакральных «биографий», представленная создателями первых эпических произведений эллинов («Теогония» Гесиода, отчасти поэмы Гомера), появилась у римлян фактически спустя шесть столетий после основания Рима. Безусловно, описание «дел божеских», обращение к мифам бытовало и до I в. н. э., но создать целостный свод попытался Овидий в «Фастах», рассказывая о преданиях, связанных с происхождением сакральных праздников и обычаев (остались не завершенными в силу жизненных обстоятельств поэта). В другом произведении – «Метаморфозы» – он изложил мифы о превращениях героев в небесные светила, деревья, цветы, одновременно знакомя читателей с пифагорейским учением о переселении душ, а рекса Нуму Помпилия изобразив приверженцем этого учения. Произведение является своеобразной попыткой связать воедино историю двух великих народов. Завершением поэмы стало прославление рода Юлиев – Цезарь в последней книге превращается в комету. Но в эти дни уже нависла угроза высылки Овидия из Рима из-за его «Любовных элегий», содержание которых не соответствовало принципам «патриархальной старины», противоречило законам Октавиана Августа о семье. Так поэт оказался на «далеком Понте», в городе Томы (ныне Константа). Здесь родился последний цикл элегий, полный тоски и печали по жизни в столице.

Безусловно, приведенные выше имена не исчерпывают списка тех, кто в эпоху Августа посвятил себя поэтическому творчеству. Но только Публий Вергилий, Квинт ГорацийФлакк, Публий Овидий Назон, как и их старший современник Гай Валерий Катулл Веронский, считаются классиками римской литературы.

Годы зрелости Горация, Вергилия, Овидия и время, когда они создавали произведения, вошедшие в золотой фонд европейской культуры, приходятся на эпоху принципата Гая Октавиана Августа, победы которого принесли римлянам мир: после битвы при Акции над соединенными силами Антония и Клеопатры в начале сентября 31 г. до н. э. наконец-то были закрыты двери храма бога Януса.

Для тех поэтов эпохи Октавиана Августа, которые происходили из среды средних земледельцев присуща поддержка политики императора, идеализация сельской жизни, преклонение перед стариной и гражданскими доблестями. Среди аристократической молодежи, где популярны были элегии Овидия, господствовали меланхолия, разочарование, стремление к роскоши и эротизму. Отчасти это отражено в любовных элегиях Овидия. Тематика его творчества в корне расходилась с законами Августа, направленными на поддержание римских добродетелей, семьи, что и стало причиной его ссылки в далекие Томы.

 

7. Романистика I–II в. н. э.

Возникновение латинского романа, как, в сущности, и греческого, относится к более позднему времени в сравнении с философией, историей или поэзией. Если обращаться к сочинениям этого жанра на греческом языке, то следует отметить, что первые произведения данного вида появились в I в. до н. э., но о них сохранились только упоминания. Наиболее же ранние из известных (хотя бы фрагментарно) датируются I–II вв. н. э. К числу имеющих наилучшую сохранность относятся «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия. Построение сюжетной линии имело четкую схему: два главных героя – влюбленные юноша и девушка – преодолевают многочисленные трудности на пути к браку, попадая в различные города, в плен к пиратам или разбойникам, переживая опасности чудовищных морских бурь и мнимую смерть одного из героев. Приключения носили вневременной характер, но они увлекательны, что и сделало романы популярными.

В отличие от эллинских романистов, римляне, восприняв характерные черты жанра, ввели в произведения детали, присущие реалиям эпохи.

Апулей (род. ок. 124 г.) происходил из Северной Африки (Мадавра), жил некоторое время в Карфагене, Риме, Афинах (где изучал труды Платона), занимался адвокатской практикой, возможно, это оказало влияние на образность и богатство языка его произведений. Считается, что в одном из них – «Апологии», излагая существовавшие в его время суеверия и магические обряды, Апулей защищался от обвинения в том, что околдовал богатую вдову с целью женитьбы на ней. Но наиболее известным произведением Апулея является «Золотой осел», или «Метаморфозы», – своеобразная переработка греческого романа с фольклорным сюжетом превращений. Приключения героя – Луция, который на некоторое время был превращен в осла (Прежний облик герою вернула богиня Исида, адептом которой он являлся), позволили Апулею воссоздать картины быта представителей различных социальных категорий. Особенностью романа является наличие многочисленных «вставок-рассказов» – одной из них стала легенда об Амуре и Психее. От сжатых рассказов о метаморфозах предшественников роман Апулея отличается философским и пародийно-сатирическим оттенком, а значительное число вставок позволило автору дать широкую картину современного ему общества, для которого характерны суеверия, мистика, увлечение восточными культами и эзотерикой; у Апулея действуют злые и добрые герои, бескорыстно помогающие влюбленным преодолевать трудности на пути к счастью. Описание чудесных явлений, защита страдающих и обиженных отвлекали от тягот жизни неспокойного времени зависимости от более сильных. Окунаясь в сказочный мир приключений, массовый читатель получал кратковременное забвение и надежду на сказку и в реальной жизни.

Изображаемые романистами любовь и обретение счастья влюбленными, чудеса и колдовство, путешествия и описания неизведанных и недоступных миров – все это обусловило популярность романов, переводимых на латинский язык.

Среди переведенных на латинский язык в IV в. прозаических произведений, страницы которых были заполнены описанием чудес и путешествий в неведомые края, следует отметить «Жизнь Аполлония Тианского» Филострата Флавия (ок. 170–244/249 г.), которое вызвало яростную критику церковных авторов, поскольку некоторые из их противников сравнивали деяния чудотворца из Тиана с явлениями чуда Иисуса Христа. Данное произведение знаменует рождение нового жанра, который шел на смену биографическому – Житий.

О Филострате известно только, что он происходил с о. Лесбос, был приверженцем софистики, жил в Афинах и в Риме, где оказался среди приближенных сирийки Юлии Домны, супруги Септимия Севера и матери Каракаллы. Его перу принадлежат биографии софистов и сочинение «Картины», представляющие собой описание произведений о культах героев, искусстве, спорте.

Петроний Арбитр Гай, или Тит (первые десятилетия I в. н. э. – 66 г.). «Сатирикон» Петрония имеет существенные отличия от фантазийно-сказочных повествований других романистов эпохи. Писатель и поэт (сохранилось несколько небольших стихотворений) занимал высокие должности при дворе Нерона и, будучи заподозрен в заговоре Пизона, покончил жизнь самоубийством. В романе, от которого сохранились фрагменты различного объема, он ведет читателя дорогой приключений Энколпия и его раба-любовника Гитона, преследуемых богом плодородия Приапом. Для Петрония характерен непринужденный рассказ, сатирическое изображение аристократов-бездельников и продажных судей, разбогатевших вольноотпущенников («Пир Тримальхиона») и самых низов населения империи. Вера в чудеса, ведьм, присущие обществу извращения и грубая эротика отражены на страницах романа. Примечательным является своеобразное введение к роману, в котором автор писал об ораторах и методах обучения, снобистски характеризовал представителей плебейских родов, стремящихся к достижению высокого положения. Примечательно и то, что некоторым из действующих лиц второстепенного плана даны имена прославленных героев древности. Стихотворные вставки отражают отношение автора к некоторым из его коллег по перу. Совершенно новым явлением для романистики стало наличие речевых характеристик – речь ритора и тех, с кем пришлось столкнуться Энколпию и Гитону на рынке или в трактире, имела существенные отличия.

«Сатирикон» Петрония Арбитра и «Золотой осел» Апулея относятся к литературным шедеврам античной эпохи, как и романы Лонга и Ахилла Татия. Особенностями произведений (при наличии сложившейся схемы сюжета) являются обращение к внутренней жизни героев, психологические характеристики, ироническое отношение к мифам, примером чего может служить описание картины, изображающей похищение Европы. Описание внутреннего мира героев сопровождается у Петрония пространными комментариями и краткими сентенциями, что и обусловило популярность его произведения и в более позднее время.

 

Поэты и писатели

второй половины I – первой половины II в.

Среди литераторов последних десятилетий Республики – первых столетий Империи выделяется несколько направлений: архаическое, представители которого использовали неологизмы и архаизмы для украшения речи (Фронтин, писатель Корнелий – воспитатель Марка Аврелия), софистическое – (большое внимание уделялось совершенствованию формы (Герод Аттик), писатели аристократического круга и сатирическая литература (Ювенал, Лукан, Марциал).

Марк Анней Лукан (39–65 гг.), происходивший из Кордовы, племянник Сенеки, близкий ему по взглядам, считается самым значительным после Вергилия создателем эпических произведений. Он входил в круг Нерона, но из-за зависти императора к его популярности попал в опалу; в 64 г. принял участие в заговоре Пизона и покончил самоубийством по приказу императора. Славу Лукану принесла поэма «Фарсалия», в которой изображена гражданская война, завершившаяся приходом к власти Цезаря, при этом автор выразил симпатии противникам диктатора: Помпею, Бруту, Кассию, а особенно Катону Младшему, которого он считал наиболее последовательным республиканцем. От поэмы сохранилось 10 книг, для которых характерны многочисленные риторические отступления, трагический пафос и мистика.

Марк Валерий Марциал (ок. 40 – ок. 102/104 г.), поэт испанского происхождения из семьи всадника; с 64 г. жил в Риме, имея статус клиента, владел домом и виллой и получал поддержку друзей и покровителей, но, не сумев снискать расположения создателей принципата Антонинов (Нервы и Траяна), вернулся на родину. Марциал является создателем беспощадных эпиграмм, в которых клеймил глупость, лицемерие, расточительство, моральную распущенность и физические недостатки; высмеивал нравы столичной знати. Его эпиграммы посвящены и другим социальным категориям: артистам, врачам, юристам, философам. Ему принадлежат стихотворные сборники «Ксении», «Анафореты», посвященные приносимым и уносимым подаркам; «О зрелищах», созданное в память открытия амфитеатра Флавиев, среди которых он особенно восхвалял Домициана, что обусловлено зависимым положением поэта от императора. Эпиграммы Марциала были популярны в период поздней Античности и оказывали влияние на развитие жанра.

Децим Юний Ювенал (ок. 60 г. – после 127 г.), выдающийся поэт-сатирик; противоречивые данные о его жизни свидетельствуют, что он получил блестящее образование, хотя и происходил из незнатной семьи Аквина; имел патронов, занимался адвокатской практикой, был ритором; после достижения материального благополучия всецело посвятил себя литературной деятельности, став автором многочисленных сатир, обличающих пороки современного ему общества (известно о 5 книгах, до нашего времени дошло 16 сатир). Наиболее острые произведения были созданы до 120 г., в них критиковались бездарные поэты и поэты-архаисты, избравшие темой мифические сюжеты. В эти годы он писал и об унизительном положении клиентов, хорошо ему известном по собственному опыту; о бедняках, обитающих в инсулах, где в любой момент мог вспыхнуть пожар и опасно ходить по улицам: может свалиться черепица с крыши давно не ремонтируемых домов или встретиться грабитель. Одновременно он изобразил и другой мир – привилегированных кварталов, где царят разврат, обжорство и доносы, стремление угодить фаворитам императора. Пожалуй, Ювенал – один из немногих поэтов, которые осмелились произнести такие слова: «Наполовину задушенный мир терзался последним Флавием, / Рим пресмыкался пред лысоголовым Нероном» (характеристика Домициана Флавия; Сатира IV). Многочисленны его выпады против «любимцев Домициана». Однако следует отметить, что поэт избегал упоминать имена принцепсов, на время нахождения у власти которых пришелся расцвет его творчества, – Траяна и Адриана. Правда, существует предположение, что около 100 г. поэт был сослан за стихи, направленные против мима Париса, фаворита императора. Ранние сатиры создали Ювеналу славу яркого поэта, отразившего противоречия современного общества. С его именем связано представление о сатире как жанре обличительной, гневной поэзии. Поздние сатиры в основном были посвящены размышлениям поэта над морально-философскими проблемами, лишены характерной для первого периода творчества остроты. Ювенал использовал бытовую народную лексику; в его произведениях многочисленны метафоры, гипербилизироване изображение действительности при обличении раболепства при дворе, безнравственности и бесстыдства выскочек и их чрезмерной роскоши, корыстолюбия, стремления к богатству и власти, при показе извращенных отношений между людьми и жалкого положения клиентов. Сатиры пронизывают пессимизм и безысходность. Ювенал был популярен в Средневековую эпоху, некоторые сентенции его стихов стали крылатыми выражениями.

В творчестве Ювенала, пожалуй, в большей степени, в сравнении с другими поэтами, присутствует тема, отражающая отношение римского общества к женщине:

 

Пусть она лучше поет, чем по городу шляется всюду,

Наглая, в кучки мужчин вмешаться готовая смело,

Или в присутствии мужа ведет разговоры с вождями

(Прямо с похода), глядя им в лицо и ничуть не краснея.

Этакой все, что на свете случилось, бывает известно:

Знает она, что у серов, а что у фракийцев.

 

Безусловно, не только поэты касались «женского вопроса». Сенека Старший отмечал, что упадок нравов в Риме дошел до таких размеров, что «никого не сочтут слишком легковерным, если он заподозрит женщину в неверности». В данной связи понятно законодательство, восходящее к Октавиану Августу, касающееся семьи, поощрение тех, кто имел трех детей, ибо падала рождаемость, увеличивалось количество разводов и холостяков. В период Ранней империи усилилось влияние женщин, некоторых из них императоры удостаивали даже консулярского звания (в основном родственниц). Известны примеры, когда женщины добивались для сыновей или племянников должностей. О влиянии женщин на государственную политику свидетельствует время принципата Александра Севера.

Моральная деградация, поразившая римское общество, вызывала, особенно у римской аристократии, попытку реставрации исконно присущих римлянам старинных доблестей, таких как fides (верность), pietas (благочестие), virtus (мужество), а у поэтов-сатириков – стремление показать охватившую общество болезнь.

Лукиан (ок. 120 – ок. 190 г.), писатель-сатирик, уроженец Малой Азии; в многочисленных произведениях касался вопросов философии, этики, религии, литературы, истории, используя диалоги, письма, рассказы, пародийно излагал мифы, критикуя религиозные взгляды, в том числе и христианство, высмеивал суеверия. Беспощадный в критике социума, изображал риторов и философов пустопорожними болтунами, оторванными от реальной жизни. Но он и сочувствовал тем, кто дышит отравленным преступлениями воздухом Рима. Сюжеты его произведений свидетельствуют о блестящем знании различных культурных явлений, остроумии автора, ярком и образном языке (он писал на греческом). Лукиан первым ввел в произведения сатирический диалог и сочетание сказочно-фантастических деталей и бытовых реалий.

Среди сочинений Лукиана два занимают особое место – «Как писать историю» (критика современных писателю историков) и «Похвальное слово мухе», представляющее пародию на панегирики, создателями которых выступали не только стихотворцы. (Несколько веков спустя своеобразным подражателем поэта стал Эразм Ротердамский, написавший «Похвалу Глупости».) С присущим ему сарказмом Лукиан охарактеризовал историков, создававших панегирики императорам, а не исторические труды. Поучая их, он писал: «Пусть разум уподобится зеркалу, чистому и блестящему и точному по центру, и каким оно восприняло образы вещей, таким пусть их покажет, не исказив в форме и цвете… Правда, большинство думает, что не надо никаких наставлений в этом деле, так же, как не надо уменья для того, чтобы ходить, смотреть или есть, и считает, что писать историю – дело совсем легкое, простое, доступное каждому, кто только может изложить все, что ему придет в голову. Но ты, конечно, и сам знаешь, мой друг, что это дело не из легких, и его нельзя делать спустя рукава; как и всякое другое дело в литературе, оно требует наибольшей работы мысли.

Итак, да будет мой историк таков: бесстрашен, неподкупен, независим, друг свободного слова и истины, ‹…› не руководящийся ни в чем дружбой или враждой, не знающий пощады или жалости, ложного стыда или страха, справедливый судья, доброжелательный ко всем настолько, чтобы не давать больше, чем он того заслужил; чужестранец, пока он пишет свой труд, не имеющий родины, не знающий никакого владыки, не мечущийся во все стороны в зависимости от чужого мнения, но описывающий то, что есть на самом деле».

К историческим сюжетам обратился в период принципата Адриана Анний Флор, создавший краткую историю от времен Ромула до Октавиана Августа – «Эпитому», в большей мере являющуюся сочинением, прославляющим Рим, нежели историческим трудом. Правда, Флор пытался осмыслить ход исторического процесса, полагая, что, как и отдельный человек, Рим пережил младенчество, юность, зрелость и, наконец, наступила дряхлость – римляне больше не присоединяют новых земель, не тренируют мышц и приближаются к смерти. Юностью римского народа он считал время до Пунических войн. (Вспомним в данной связи Саллюстия, который полагал, что победа над последним крупным противником способствовала развитию кризисных явлений.) Но литературную славу Флору принесла не «Эпитома», а лирические стихотворения и едкие эпиграммы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.049 с.)