Правоведы периода Ранней империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоведы периода Ранней империи



Начальный этап законотворчества в Риме, относящийся ко времени противостояния плебеев и патрициев, не имеет существенных отличий от этого процесса в любом другом полисе. Борьба демоса и эвпатридов привела к фиксации (записи) существовавших в Аттике традиций. В сущности, таковыми в Риме стали первые законы – Законы XII таблиц, появившиеся в середине V в. до н. э., ознаменовав завершение одного из этапов противостояния плебеев и патрициев. Этот ранний свод не сохранился, и содержание каждой из таблиц восстанавливается по упоминаниям в речах ораторов и юристов первых веков нашей эры. Мифологизированная традиция римлян приписывала создание первых правовых норм Нуме Помпилию, пользовавшемуся советами камены Эгерии. Цицерон в трактате «Об обязанностях» выводил истоки права из естественных норм, регулирующих взаимоотношения в сообществе: «Что касается городов, то без стечения людей действительно не оказалось бы возможным ни строить их, ни населять; благодаря этому были изданы законы и возникли обычаи, а затем были установлены права, равные для всех граждан, и определенный жизненный уклад» (Об обязанностях, II. IV, 15). Легенда и выводы Цицерона отражают сосуществование в нормах, регулирующих взаимоотношения в рамках социума, двух слагающих: божественных установлений и тех, которые возникают по мере изменений, происходящих в обществе. При этом основанная задача закона – это защита прав гражданина и всего того, что ему принадлежит: «И не только природой, то есть правом народов, но и законами народов, на каковых в отдельных гражданских общинах держится государственный строй, таким же образом установлено, что ради своей выгоды не дозволено причинять вред ближнему. Вот каково назначение, вот какова воля законов: узы между гражданами неприкосновенны; тем, кто разрывает их, законы грозят смертью, казнью, изгнанием, заточением в тюрьму, денежной пеней. И в гораздо большей мере нас к этому приводит сам разум природы, который есть закон божеский и человеческий. Кто захочет повиноваться ему (а ему будут повиноваться все те, кто захочет жить по велению природы), тот никогда не позволит себе пожелать чужого достояния и взять себе то, что отнял у ближнего» (Об обязанностях, III. V, 23).

У эллинов, как это отмечали и римские ораторы, законы отличались в каждом полисе, в пределах созданной римлянами конфедерации позднереспубликанского периода, а затем в Империи законодательство было единым. И многие его положения, как и труды римских юристов, оказали существенное влияние на формирование выдающегося памятника – «Свода гражданского права», который был создан в Византии в эпоху императора Юстиниана I (527–565 гг.). Одной из частей этого обширного труда являются «Дигесты», где собраны высказывания около 40 юристов, отражающие теоретические положения юриспруденции Рима. В Кодекс Юстиниана были также включены императорские постановления с 117 по 534 г.

Следует отметить, что идея о систематизации казусов возникла уже при Юлии Цезаре, а в эпоху Октавиана Августа начинается работа по созданию кодексов римского гражданского права.

В царский период носителем высшей военной и гражданской власти – империя (imperium) – являлся рекс. Именно обладание империем позволило шестому правителю – Сервию Туллию – ввести в жизнь, как свидетельствует традиция, цензовое деление и создать территориальные трибы. После 510 (509) г. до н. э. носителями империя стали высшие выборные магистраты (консулы, цензоры, преторы, квесторы, народные трибуны) – представители не только исполнительной, но и судебной власти, по предложению которых вводились в жизнь новые правовые нормы. Завершением борьбы патрициев и плебеев является принятие закона о плебиците (287 г. до н. э.; закон Гортензия – повтор более раннего) – силу закона (Leges) получили решения собраний по трибам. Законами определялись правила прохождения магистратур, дарование прав римского гражданства, регулирование экономических отношений в обществе. В данном случае блестящим примером является аграрное законодательство Гракхов (133–123 гг. до н. э.). Позднее, после появления провинций, был принят ряд постановлений, определявших их статус и ограждавших провинциалов от злоупотреблений магистратов (к примеру, закон о вымогательстве, предложенный народным трибуном Марком Аквилием Глабрионом в 123/122 г. до н. э.). На основании закона 100 г. до н. э., как и в других случаях, было проведено наделение ветеранов землей. Переименование одного из месяцев римского календаря в честь убитого Цезаря произошло по закону Антония (44 г. до н. э.). Предложения магистратов регулировали не только социальную сферу (закон Петелия – Папирия от 326 г. до н. э. о запрете обращать в рабство за долги), но касались прерогатив и магистратов, и комиций (наиболее раннее постановление об обязательности постановлений собраний плебеев по трибам было принято в 449 г. до н. э., законы Валерия – Горация; в них также отмечена неприкосновенность народных трибунов).

Со времени принципата Августа обладателем империя стал император, от имени которого издавались законы. От первых веков нашей эры сохранилось несколько законов, которые свидетельствуют о вторжении государства в права собственника – это так называемое рабское законодательство, ограничивавшее произвол и жестокое обращение владельцев с рабами, но в то же время и прокламирующих карательные меры в случае их мятежа или убийства господина. С одной стороны, в случае убийства господина все рабы, находившиеся на расстоянии окрика, подлежали казни, но если господин бросил раба во время болезни, а тот выздоровел, то становился свободным. Судя по сочинениям современника Августа юриста Лабеона, автора около 400 книг, отразивших новации эпохи, Октавиан привлекал кответственности «превысивших меру» в допросах рабов под пыткой и в специальном эдикте оговорил, что пытать рабов можно лишь в крайних случаях; одновременно подчеркивалось, что нельзя считать беглыми тех рабов, которые, терпя слишком жестокое обращение,приходят просить, чтобы их продали более человечным хозяевам, так как они делают это с дозволения государства. Август, как писал Светоний, подавая пример, милостиво относился к своим рабам, а когда рабы убили скаредного и жестокого Гостия Квадра, он счел недостойным наказывать рабов и, по словам Сенеки, «только что не сказал открыто»,что Квадр был убит по справедливости. Особенно примечательно, что в отличие от древнего законаАквилия, по которому господин отвечал за все действия своих рабов, не смевших его ослушаться, было признано, что раб не во всем должен подчиняться своему господину (например, если господин прикажет ему совершить кражу или убить человека). Волю господина начал заменять закон государства – так были сделаны первые шаги по превращению рабов из собственности главы семьи (pater families) в подданных императора.

Безусловно, все стороны жизнедеятельности гражданина невозможно было предусмотреть и отразить в законодательстве, поэтому большую роль играло судебное разбирательство, организуемое соответствующими магистратами, которые составляли списки судей (по жребию) из частных лиц не моложе 30 лет, обладавших высокими моральными качествами и цензом не менее 300 тыс. сестерциев. (До 123 г. до н. э. судьями могли быть только представители высшего – сенаторского – сословия, до 81 г. в коллегию судей могли быть включены и всадники. Во время диктатуры Суллы произошел возврат к прежней традиции.) Судебная коллегия из 3–11 граждан являлась независимой. В ведении курульного эдила находились дела, связанные с коммерцией; консул и квестор создавали суд, в котором рассматривались преступления против государства. Но существовали и постоянные судьи – центумвиры, избираемые по трибам, которые решали спорные дела в отношении нарушений владельческих прав (например, о наследстве). Правонарушения в отношении веры являлись прерогативой Великого понтифика.

Судебному заседанию предшествовала клятва обвинителя, в ходе его заслушивались свидетельские показания и выступление защитника, решение о виновности выносилось путем голосования с помощью табличек. Судебное решение не подлежало обжалованию, а в качестве наказания мог быть назначен штраф, лишение гражданских прав, наказание розгами, тюремное заключение, изгнание, смертный приговор (в некоторых случаях приговоренного к смерти сбрасывали с Тарпейской скалы). Отступлением от норм судебного разбирательства и традиций стало введение проскрипционных списков (впервые при Корнелии Сулле): любой гражданин, внесенный в них, оказывался вне закона.

Обращение в судебные инстанции, составление исков требовали знания законов. Сохранились свидетельства о том, что уже в III в. до н. э. некоторые представители сенаторского сословия давали бесплатные консультации и создали юридические труды. Из источников известно, что и позднее существовало правило, согласно которому оратор – защитник обвиняемого – не имел права взимать плату (но мог принять подарок). Как о возможном его нарушении писал Саллюстий в «Инвективе против Цицерона», где он спрашивал своего оппонента о способах создания значительных средств, позволивших ему приобрести виллу в Помпеях и Тускулане. Наряду с Цицероном известными судебными ораторами являлись Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, ставшие создателями теоретических работ в области права. Значительный вклад в развитие правоведения внесли юристы периода принципата Августа – Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон (консул и Великий понтифик), их последователи создали две крупнейшие школы правоведения – сабинианцев (ученик Капитона Мазурий Сабин, время принципата Флавиев) и прокулианцев (основателем стал Сепроний Прокул). К школе прокулианцев принадлежали отец и сын Ювинции Цельсы (старший из них был среди заговорщиков против Домициана Флавия, в последующем претором, консулом и входил в Совет принцепса при Адриане с 129 г.). Существенный вклад в разработку классического права внес провинциальный юрист Гай (117/138–180/192 гг. н. э.), создатель пособия для своих учеников «Институции», в котором выделены правовые нормы, относящиеся к лицам, вещам и обязательствам (искам). Институционная система Гая является основой гражданского кодекса.

Выдающимся юристом периода принципата Адриана является Сальвий Юлиан, представитель школы сабинианцев, автор «Дигест» и «Изысканий» («Вопросы»), создатель по поручению императора Вечного эдикта.

Благодаря трудам юристов, разъяснениям, которые они давали по различным вопросам юридической практики, и возникла теория правоведения, и римское право начало приобретать завершенную систему. III в. стал последним периодом расцвета юридической науки, которая представлена сочинениями Юлия Павла, считающегося автором 86 сочинений, посвященных в основном частному праву; Эмилия Папиниана (ок. 146–212 г., казнен Каракаллой), автора сочинения «Процессы», посвященного гражданскому праву, и Домиция Ульпиана (ок. 170–228 г. н. э.), советника императора Александра Севера. Для положений Ульпиана характерно обращение к естественному праву, согласно которому «рабы – суть люди». Юрист был убит на глазах императора Александра Севера преторианцами, создателя трактата «О преторском эдикте» (известны только извлечения из него); Герения Модестина (время творчества 226–244 гг.), ученика Ульпиана, грека по происхождению, последнего из классических юристов, труды которого были посвящены обучению и судебной практике, охватывали фактически все области юриспруденции.

Римские правоведы ввели понятия юридического (носители прав и обязанностей) и физического лица (римские граждане и свободные, но не граждане: латины, перегрины, а также торговые объединения). Значительное внимание они уделяли определению понятий «владение» и «собственность» в вещном праве, при этом разъяснялось, что собственность приобреталась в процессе сделки: на ранней стадии – это манципация (символизирующая обмен), в последующем – купля-продажа. В работах юристов подробно описаны виды сделок и условия, которые необходимы для того, чтобы сделка стала действительной. Отражением расхождения между представителями двух школ – прокулианцев и сабинианцев – является рассмотрение вопроса: кому принадлежит вещь, сделанная из материала заказчика, – мастеру или собственнику материала. Сабинианцы доказывали, что ее владельцем является заказчик, исходя из философского тезиса «материя предшествует форме». Так в теории юридической науки начали использовать философские постулаты. Напротив, прокуланцы отделяли труд от материала; в императорский период более распространенным являлся данный взгляд. Для сабинианцев характерно было следование идеям стоицизма, представленного на римской почве Сенекой и Эпиктетом. Напротив, для прокулианцев высшим авторитетом являлся Аристотель.

В связи с проблемой собственности детальную разработку получило наследственное право (виды завещаний, категории наследников, порядок признания наследственных прав).

Эпоха Октавиана Августа наложила отпечаток и на развитие государственного права, которое включало правовые вопросы, относящиеся к деятельности магистратов, т. е. те, что были связаны с общественной пользой. Ранее разъяснения по ним – респонды (ответы) – могли быть даны частными лицами, знатоками законов. При Августе это было поручено профессиональным, наиболее известным юристам. Так, начиная с I в. н. э., разрабатывались терминология, классификация правовых сделок и рождалась наука юриспруденция. Необходимость в создании общих юридических норм привела к созданию «Вечного эдикта», свода, основанного на преторских эдиктах. В конце III в. н. э. появляется первый кодекс – Грегорианский кодекс, который был разделен на книги и титулы. В первой половине V в. (при императоре Феодосии, 438 г.) был создан Феодосиев кодекс.

Следующей вехой в развитии правоведения стала работа юристов во главе с Трибонианом в период правления Юстиниана I (527–565 гг.) над Юридическим корпусом. В него вошли Институции, носившие законодательный характер, Дигесты (по-гречески — Пандекты), состоявшие из 50 книг, и Конституции (постановления) императоров. Цель создания Корпуса следующим образом характеризуется в Конституции Юстиниана I «О составлении Дигест»: «Мы имеем такое уважение к древности, что мы не допустили, чтобы были преданы забвению имена мудрецов. Но каждый из них, кто являлся автором закона, надписан в наших Дигестах» (Конституция «Об утверждении Дигест», 10). В другом документе эпохи отмечено: «Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима и идущие от Ромуловых времен, находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с живших прежде священных принцепсов, исправить их конституции и сделать их ясными; мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий, дабы их искренность давала всем людям быструю помощь» (Конституция «О составлении Дигест», 1).

Предпринятая при Юстиниане I кодификация права завершила многовековой путь развития юриспруденции, истоки которой следует отнести к 304 г. до н. э. времени, когда секретарь Аппия Клавдия Гней Флавий, в последующем включенный в списки сенаторов, опубликовал свитки понтификов и фасты, в которых были обозначены присутственные и неприсутственные дни в суде и судебные формулы. До этого право толковать документы имели только понтифики. Гней Флавий сделал их объектом свободного обсуждения. Благодаря этой деятельности Гней Флавий считается отцом юриспруденции.

ПАНЕВИН К. В. Право // История Древнего мира (Библиотека Всеобщей истории), С.-Пб., 1998. С. 112–115, 479–485, 839–840.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.018 с.)