ТОП 10:

Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению



№ 035400 История искусств

Москва 2011

 

 

ХРИСТИАНСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ

Учебно-методический комплекс

 

Составитель:

Пожидаева А.В.., канд. иск.

 

 

Ответственный редактор:

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры Всеобщей истории искусств

…… 2011, протокол № …

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2010

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Христианская иконография» предназначен для бакалавриата N 035400. Курс входит в вариативную часть общепрофессионального цикла истории искусств и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого образования.

Учебно-методический комплекс «Христианская иконография» включает в себя материалы, необходимые для успешного освоения данной дисциплины — программу курса с аннотацией, пояснительной запиской, тематическим планом и содержанием дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, контрольные вопросы по курсу, контрольные работы, список примерных тем рефератов и итоговых работ, а также список литературы, планы практических занятий, рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.

 

Аннотация рабочей программы

Дисциплина Христианская иконография является вариативной частью общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 035400 (История искусств). Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Всеобщей истории искусств ФИИ РГГУ.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с
историей и теорией искусства ("предметная область»).

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-1, ОК-19, ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В, ПК-21В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме дискуссий, аналитических заданий, игр, докладов, контрольных работ, промежуточный контроль в форме итоговой письменной работы.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (32 часа), практические занятия (30 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи дисциплины:Курс «Христианская иконография» читается студентам III курса, специальность "история искусств" (общепрофессиональная дисциплина, N 035410).

2. Место дисциплины в структуре ООП: общепрофессиональный цикл Б.3, вариативная часть.

Предшествующие дисциплины: Введение в историю искусства, Основы искусства Древнего Востока, Основы искусства Древней Греции, Основы искусства Византии, Основы искусства Западной Европы в Средние века

Последующие дисциплины: Основы искусства эпохи Возрождения, Основы зарубежного искусства XVII века

Предмет изучения дисциплины –введение в иконографию религиозного и светского изобразительного искусства Западной Европы в средние века.

Цель дисциплины:

– дать представление студентам об иконографии различных видов западноевропейского средневекового изобразительного искусства – монументальной и станковой живописи, скульптуры, книжной миниатюры, предметов прикладного искусства;

– выявить взаимосвязи с византийской иконографией;

– рассмотреть возникновение и развитие светских мотивов в западном искусстве и их влияние на религиозное изобразительное искусство.

Задачи дисциплины:

– научить студентов ориентироваться в простых и сложных сюжетных композициях и аллегориях, присущих живописным и пластическим произведениям средневековья, особенно романского и готического периодов;

– научиться сопоставлять иконографические особенности памятников различных временных отрезков на протяжении средневековья;

– закрепить фактические знания и представления о произведениях средневекового искусства, полученные в предшествующих курсах (“Основы искусства средневекого Запада”);

– ознакомиться с неизвестными или малоизвестными памятниками средневековья, в том числе с теми, что хранятся в российских собраниях (прежде всего, рукописными книгами).

Особенность курса – приучить студентов разбираться в иконографии произведений средневекового искусства различных регионов, самостоятельно работать с историческими и литературными источниками и ориентироваться в современной специальной литературе и периодике.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Христианская иконография входит в базовую часть цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД. Ф. 12, ОПД. Р. 11) по направлению «историк искусств» (бакалавр).

Прочные знания в области истории искусства, умение применять их в процессе изучения других гуманитарных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности, связаны со следующими общекультурными компетенциями, которые должны быть уже в достаточной степени сформированы у студентов, начинающих изучать христианскую иконографию:

 

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

·

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-9 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знает основные положения и методы гуманитарных, социальных иэкономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализироватьсоциально-значимые и художественные проблемы и процессы,

ОК-19 способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний,

ПК-1способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства,

ПК-7 способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ,

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории,

ПК-11Вспособен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров,

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления,

ПК-16Ввладеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций,

ПК-17В готов к практической экскурсионной деятельности (подготовка и проведение тематической экскурсии по экспозиции),

ПК-26ВВладеет знаниями и современными научными представлениями о проблемах истории и теории искусства в выбранной сфере,

ПК-27ВСпособен анализировать и интерпретировать феномены зарубежного искусства в историко-культурном контексте,

ПК-28Вспособен налаживать профессиональные контакты, адаптировать знания по истории зарубежного искусства к разным аспектам социальной деятельности,

 

Результаты обучения:

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

--основной круг библейских и апокрифических тем,

-- особенности их воплощения в зависимости от местности и периода,

-- основные правила корректного иконографического анализа.

уметь:

--правильно идентифицировать сюжет произведения искусства и локализовать его хронологически и географически,

-- дать грамотный анализ памятника с точки зрения иконографии, с конечной целью – его правильной атрибуции.

владеть:

-- понятийным аппаратом иконографического анализа,

-- началами иконологического анализа.

Важной предпосылкой для этого, безусловно, является знание иностранных языков (хотя бы одного, на уровне университетского курса), поскольку статьи по общим вопросам иконографии и отдельным памятникам, публикующиеся в специальной периодике (а именно, на них следует ориентироваться на семинарских занятиях), на русский язык, как правило, не переводятся.

 

4. Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 ауд.часа

 

№ п/п   Раздел дисциплины Семестр     Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
              лекции прак­тичес­кие заня­тия семи­нары само­стоятель­ная работа    
Введение: характеристика и история иконографического метода в искусствознании. 1-2     Оценка докладов
Аллегорический метод в средневековом искусстве Запада   3-6     Оценка докладов
Евангельские сюжеты   4-8     Оценка докладов
Ветхозаветные сюжеты     9-10     Оценка докладов
Бестиарий и светские сюжеты     11-14     Оценка докладов
Подготовка доклада           Консультации предподавателя
  Работа над курсовой     1-15       Проверка курсовой работы

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры  
 
Аудиторные занятия (всего) 62/1, 75
В том числе: - -
Лекции
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего) 46/1.25  
В том числе: - -
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
   
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

Тема К Образовательные технологии Оценочные средства Пороговый уровень освоения Повышенный уровень Освоения
Введение: характеристика и история иконографического метода в искусствознании. 6 часов ОК-1, ОК-19, Вводная лекция, дискуссия дискуссия    
2. Аллегорический метод в западноевропейском средневековом искусстве 8 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Лекция-беседа, аналитические задания Аналитические задания    
3. Евангельские сюжеты в памятниках западноевропейского средневекового искусства 12 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Проблемная лекция, аналитические задания Аналитические задания    
4. Ветхозаветные сюжеты в монументальной живописи и иллюминированных рукописях XII-XIII вв. 8 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Проблемная лекция, аналитические задания, дискуссия Дискуссия, аналитические задания    
5. Иконография Бестиария (пример использования аллегорического метода в тексте и “буквальной” иллюстрации к нему) 8 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Лекция-беседа, дискуссия Дискуссия    
6. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: 6.1. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: от раннего средневековья до ранней готики; 10 часов 6.2. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: готическое и позднеготическое искусство 8 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Лекция-беседа, дискуссия дискуссия    
  Итого 62 часа          

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

ТЕМЫ

1. Введение 6 часов

Иконография как вспомогательная наука в области

искусствознания и как метод исследования. Особое значение иконографического метода для изучения западноевропейского средневекового искусства (связь изобразительных решений с теологией, литургией).

Средневековые источники: Libri Carolini, Schedula и др.

Значение средневековых книг и фрагментов с образцами (Вольфенбюттельские листки, Записная книжка Виллара де и т.д.).

XVII век: вклад бенедиктинцев конгрегации Св. Мавра в изучение средневековой культуры и искусства, “учёный” кружок в Сен-Жермен-де-Пре (интерес к средневековью – первые копии средневековых памятников, изготовленные для Гарнье).

XVIII век: начало публикаций исторических источников, в том числе технологических и средневековых руководств для художников. Конец XVIII в.: разрушение скульптур на фасадах соборов и надгробий в период Великой французской революции вследствие традиционных ошибочных представлений об изображённых персонажей и значение этого обстоятельства для будущих иконографических штудий.

XIX в.: медиевализм; повышенный интерес к средневековой культуре, к средневековым памятникам в разных странах; публикация источников, средневековая “археология”. Во Франции 0 особое ртношение к средневековью и средневековой иконографии во времена Реставрации и позднее, вследствие необходимости восстановления памятников, разрушенных в период революции (Виолле-ле-Дюк). Коллекционирование рукописей и миниатюр, копирование средневековых образцов (Англия, Германия).

Итог исследовательских и практических работ XIX в. – труды Эмиля Маля по иконографии религиозного искусства Франции в средние века. Краткое изложение идей Маля и значение его трудов (метода) для будущих исследований в области иконографии.

XX в.: вклад искусствоведов-медиевистов в изучение иконографии западноевропейского искусства средневековья. В качестве примеров: М. Дворжак (значение средневековой книжной миниатюры для развития средневековой иконографии), А. Грабарь (античные и восточные корни западноевропейской иконографии), Ж. Адемар (влияние античных мотивов на западноевропейскую иконографию) Ю. Бальтрушайтис (восточные, античные и др. истоки и влияния на средневековое искусство Запада). О. Демус (связи с византийскими образцами), Э. Панофски и М. Мийсс (особенности иконографии позднего западноевропейского искусства), М. Шапиро (семантика). Исследования по отдельным проблемам: например, проблема образцов (Р. Шеллер), проблема фонов и перспективы в средневековом искусстве (М. Буним) и т.д.

Комплексные выставки по культуре и искусству западноевропейского средневековья, проводившиеся в последние десятилетия (“Рейн и Маас”, “Карл Великий”, “1200 год”, “Искусство и дворы”, “Парлеры”, “Век куртуазности” и т.п.); иллюстрированные каталоги к ним; их значение для иконографических исследований – возможности сопоставления памятников, выполненных в различных техниках.

Перспективы дальнейших исследований в области западноевропейской средневековой иконографии в условиях нашей страны (иллюминованные рукописи в российских собраниях, сигиллография в рукописных и архивных собраниях).

Вопросы для дискуссии:

1) Чем отличается иконографический метод от иконологического?

2) Какие периоды в истории искусства удобнее всего изучать при помощи иконографического метода?

3) Как развивалась иконографическая школа на протяжении последних 100 лет?

 

2. Аллегорический метод в западноевропейском средневековом искусстве 8 часов







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.28.94 (0.017 с.)