Библейские циклы в раннесредневековых и романских памятниках монументальной живописи (Италия, Франция, южная Германия). Их связь с византийской иконографией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библейские циклы в раннесредневековых и романских памятниках монументальной живописи (Италия, Франция, южная Германия). Их связь с византийской иконографией.



Ветхозаветные сюжеты в иллюминованных библиях XII – XIII вв. (Франция, Англия, Германия, Италия). Их связь с византийской иконографией в ранних списках и с монументальными циклами.

 

Задание 1.

Сопоставьте иконографию сцен Протоевангельского цикла во фресковом цикле Джотто и гравюрах Дюрера. Как объяснить различия в интерпретации сюжета?

 

Задание 2.

Слайд-викторина по евангельским циклам Раннего Средневековья и готики.

Задание 3.

Дискуссия. Сравнение программ порталов Страшного Суда в романском и готическом искусстве.

Задание 4

На основе слайд-шоу перечислите аллегорические изображения в сценах Сотворения мира.

Задание 6. Сравните тексты и иллюстрации литургических псалмов и вычлените иллюстрируемый фрагмент.

Задание 6. На основе предложенного зрительного ряда выявите прообразовательные сюжеты, связанные:

А) со Страстями

Б) с Воплощением

В) с чудесами Христа

 

 

Литература к семинару:

1. Kirschbaum Е, in Zusammenarbeit mit Günter Bandmann, Lexicon der Christlicher Ikonographie, vol.1-5

2. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. – Paris, 1979., рр.140-206

3. Reau L. Iconographie de I’art chretien. – Paris, 1955-1956. – Vols. 1-6.

 

3. Иконография Бестиария. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве. 12 часов

ДОКЛАДЫ

Бестиарий как естественнонаучный трактат (наследие александрийского «Физиолога» и как богословский труд. Натура и традиция в миниатюрах Бестиария.

Принципы иллюстрирования светских литературных произведений (исторических хроник, прозаических и стихотворных романов, трактатов) в различные периоды: в XII – XIII вв. (иллюстрации “в лист” и историзованные инициалы), в XIV – XV вв. (“фронтисписные” иллюстрации и миниатюры в клеймах); заимствования при иллюстрировании романов отдельных композиционных приёмов, групп, фигур из хорошо отработанных иконографических схем религиозного изобразительного искусства. Надгробный памятник, портрет, светские сюжеты в декоративно-прикладном искусстве Позднего Средневековья.

Задание 1.

На основе предложенного иллюстративного ряда (скульптура готического портала, витраж) выявите место персонажей Бестиария

Задание 2. Сравнение миниатюр из раннеготических и позднеготических Бестиариев и выявление композиционно-пространственных изменений.

Задание 3.

Определение принадлежности к определенному жанру и назначения изображений на основе предложенного зрительного ряда

Задание 4. Сравнение отрывков из романов Кретьена де Труа и Романа о Розе и куртуазных сцен, украшающих бытовые предметы 14-15 вв.

 

 

Литература к семинару:

1. Даркевич В.И. Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей // Художественный язык средневековья. – М., 1982, с.155-180

2. Даркевич В.И. Танцы и акробатика в искусстве средневековья // Культура и искусство средневекового города. – М., 1984., сс. 102-131

3. Золотова Е.Ю. Французские часовники из московских собраний. – Л., 2000

4. Муратова К.М. Средневековый бестиарий. – М., 1984

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

 

 

№ п/п Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
           
1. Искусство Западной Европы в Средние века Х Х Х Х Х Х
2. Искусство эпохи Ренессанса   Х        
3. Мифологические и библейские темы и сюжеты в искусстве Х Х        

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование раздела дисциплины    
  Лекции Сем. занятия СРС Всего  
           
1. Введение          
2. Аллегорический метод в западноевропейском средневековом искусстве          
3. Евангельские сюжеты в памятниках западноевропейского средневекового искусства          
4. Ветхозаветные сюжеты в монументальной живописи и иллюминированных рукописях XII-XIII вв.          
5. Иконография Бестиария (пример использования аллегорического метода в тексте и “буквальной” иллюстрации к нему)          
6. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: 6.1. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: от раннего средневековья до ранней готики; 6.2. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве: готическое и позднеготическое искусство                        
Итого:          
           
             

 

Примерная система текущего и итогового контроля знаний студентов

 

Форма контроля семестр дата Кол-во баллов
1. Работа на семинарских занятиях I Весь семестр  
2. Контрольная 1 – письменная I 6 неделя  
3. Контрольная 2 – письменная атрибуция I 12 неделя  
4. Экзамен: Итоговая письменная работа Атрибуция I Конец семестра  
  Всего      

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по курсу “Иконография западноевропейского средневекового искусства”

 

Обязательная:

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984 г.

6. Даркевич В.И. Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей // Художественный язык средневековья. – М., 1982.

7. Даркевич В.И. Танцы и акробатика в искусстве средневековья // Культура и искусство средневекового города. – М., 1984.

8. Золотова Е.Ю. Французские часовники из московских собраний. – Л.

9. Иванченко О.Х. Миниатюры из Апокалипсиса в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина // Памятники культуры. Новые открытия. – М., 1977.

10. Крыжановская М.Я. Костяной ларец XIV в. и родственные ему памятники в собрании Государственного Эрмитажа // Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1981.

11. Лапковская Э.А.Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. – М., 1971.

12. Маль Э. Религиозное искусство 13 в во Франции. – М., 2009

13. Мокрецова И.П. Иконографические особенности французской Псалтири XIII века из собрания ГПБ //Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. – М., 1974.

14. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра в советских собраниях. 1200 – 1270. – М., 1983.

15. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра в советских собраниях. 1270 – 1300. – М., 1984.

16. Муратова К.М. Средневековый бестиарий. – М., 1984.

17. Марьянов М.Ф. Старофранцузские миниатюры в Легендарии Библиотеки Академии наук СССР // Памятники культуры. Новые открытия. - М., 1975.

18. Неретина С. Образ мира в “Исторической библии” Гийара де Мулена // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М., 1976.

19. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. – М., 1981.

20. Стерлингов А.Б. “Часовник Людовика Орлеанского” из собрания ГПБ // Музей. Художественные собрания СССР. – М., 1983.

21. Ювалова Е.П. Немецкая скульптура. 1200 –1270. – М., 1983.

22. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978.

 

Дополнительная:

1. Западноевропейское декоративное искусство IX – XVI веков из собраний музеев Лувра и Клюни: Каталог выставки. – М., 1981.

2. Искусство чешской и словацкой готики: Каталог выставки. – М.-Л., 1971.

3. Средневековая французская скульптура области Бордо: Каталог выставки ГМИИ, Аквитанский музей. – М., 198…

 

Литература на иностранных языках:

23. Adhemar J. Influences antiques dans I’art du Moyen Age francais. – London, 1939.

24. Age of Chivalry. Art in Plantagenet England 1200 – 1400. Roal Academy of Arts. – London, 1987.

25. Arts of rhe Courts, Frace and England from 1259 to 1328. National Gallery of Canada. - Ottawa, 1972. – Vol. 1-2.

26. Baltrusaitis J. Reveils et prodiges, le gothique fantastique. – Paris, 1960.

27. Baltrusaitis J. Le Moyen Age fantastique. Antiquites et exotismes dans I’art gothique. – Paris, 1981.

28. Bunim M.S. Space in Medieval Painting and the Forerunners of Perspective. – New Uork, 1940.

29. Camille M. Images on the Edge. The Margins of Medieval Art. Cambridge (Mass), 1992/

30. Castelfranchi Vegas, L. Die internationale Gotik Italien. – Dresden, 1966.

31. Demus O. Dyzantine Art and the West. – New York, 1970.

32. Dvorak M. Die Illuminatoren des Johann von Neumarkt // Gesammelte Aufsatze. – Munchen, 1929.

33. Europaische Kunst um 1400. Kunsthistorishes Museum. – Viеnna, 1962.

34. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. – Paris, 1979.

35. Harhan J. Books of Hours and their Owners. – London, 1977.

36. Kirschbaum Е, in Zusammenarbeit mit Günter Bandmann, Lexicon der Christlicher Ikonographie, 8 vol.

37. Kitzinger E. Early Medieval Art in the British Museum. – London, 1969 (repr.)

38. Male E. L’Art religieux du ХIIе siecle en France. Paris, 1922.

39. Male E. Art religieux de la fin de la moyen age en France. - Paris, 1922.

40. Meiss M. French Painting in the of Jean de Berry. – London-New York, 1967-1974. – Vols. 1 –5.

41. Panofsky E. The Eaurly Netherlandish Painting, its Origins and Character. Cambridge (Mass), 1953. – Vols. 1-2.

42. Reau L. Iconographie de I’art chretien. – Paris, 1955-1956. – Vols. 1-6.

43. Schapiro M. Words and Pictures. On the Litteral fnd the Symbolic in the Illustration of a Text. The Hague-Paris, 1973.

44. Schapiro M. Icjnographie der christlichen Kunst. – Gutersloh, 1968.

45. L’Europe Gothique XIIe-XIVe siecles. Musee du Louvre. Paris, 1968.

46. Les Fastes du Gothique: le siecle de Charles V. Galeries nationales du Grand Palais. 1981-1982.

47. Die Parler und der schone Stil: 1350-1400. Konsthalle, Koln, 1350-1400, 1978. – Vols. 1-3.

48. Rhein und Maas: Kunst und Kultur, 800-1400. – Kunsthalle, Koln, 1972.

49. The Year 1200. New York, Meyropolitan Museum of Art, 1970. – V. 1-2.

50. Die Zeit der Staufer, Geshichte-Kunst-Kultur. Wurttemdergishes Landes-mustum. – Stuttgart, 1977. – V. 1-5.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

по курсу “Иконография западноевропейского средневекового искусства”

1. Аллегорический метод в искусстве средневековья, его варианты – два, три, четыре “смысла” при трактовке ветхозаветных и евангельских сюжетов (истоки метода и его эволюция в средние века).

2. Ветхозаветные сюжеты: библейские циклы в европейской монументальной живописи, их эволюция, связь с византийской иконографией (от раннего средневековья до XII в.).

3. Ветхозаветные сюжеты в искусстве средневековья: “буквальные” иллюстрации в рукописных библиях XII – XIII вв.

4. Средневековые иллюстрации к Псалтири. Иконография Утрехтской псалтири и её английские копии XI – XII вв.

5. Евангельские сюжеты в раннесредневековом искусстве (каролингская книжная миниатюра и мелкая пластика).

6. Евангельские иллюстрации в оттоновских рукописях.

7. Евангельские сюжеты в романских скульптурных композициях (тимпаны, капители, мелкая пластика).

8. Евангельская тема в рукописных книгах XI – XII вв. (историзованные инициалы, фронтисписные иллюстрации, нарративные циклы).

9. Евангельские сюжеты в предметах прикладного искусства (реликварии, портативные алтари, оклады и пр.).

10. Новозаветные темы в искусстве готики: витражи, скульптура, рукописи.

11. Апокалипсис в порталах романских и готических соборах.

12. Использование евангельских сюжетов в прикладном искусстве.

13. Календарные сцены – “занятия по месяцам” - в иллюминованных рукописях, в стенной живописи, в скульптурном убранстве фасадов соборов.

14. Средневековый бестиарий, его разновидности и принципы иллюстрирования в XII – XIII вв.

15. Принципы иллюстрирования рыцарских романов, связь иконографии миниатюр с традиционной религиозной иконографией (заимствование целых композиций и их отдельных фрагментов и пр.).

16. Иллюстрирование светских произведений (юридические трактаты, исторические хроники, энциклопедии и пр.).

17. Портретные изображения в средние века (станковые произведения, миниатюры в рукописях, донаторы в алтарных композициях, надгробные изображения).

18. Иконография светских сюжетов на предметах бытового назначения (изделия из слоновой кости, металла, эмали и пр.).

19. Влияние светского искусства на иконографию некоторых памятников религиозного назначения (например, таких, как Нарбоннская пелена).

20. Эволюция иконографической трактовки отдельных ветхозаветных и евангельских персонажей и (или) сюжетов в различные временные отрезки в период средних веков.

 

Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы

Трудоемкость освоения дисциплины «Христианская иконография» составляет 108 трудозатратных часов, из них 62 часа аудиторных занятий и 46 часов, отведенных на самостоятельную работу студента. При подготовке к занятиям студентам следует использовать приведённый в рабочей программе список литературы. Участие в практических занятиях возможно только при условии посещения лекций. Последовательность лекций и практических занятий направлена на постепенное формирование знаний, умений и навыков, упомянутых в данной программе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.173 (0.038 с.)