Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Библейские циклы в раннесредневековых и романских памятниках монументальной живописи (Италия, Франция, южная Германия). Их связь с византийской иконографией.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ветхозаветные сюжеты в иллюминованных библиях XII – XIII вв. (Франция, Англия, Германия, Италия). Их связь с византийской иконографией в ранних списках и с монументальными циклами.
Задание 1. Сопоставьте иконографию сцен Протоевангельского цикла во фресковом цикле Джотто и гравюрах Дюрера. Как объяснить различия в интерпретации сюжета?
Задание 2. Слайд-викторина по евангельским циклам Раннего Средневековья и готики. Задание 3. Дискуссия. Сравнение программ порталов Страшного Суда в романском и готическом искусстве. Задание 4 На основе слайд-шоу перечислите аллегорические изображения в сценах Сотворения мира. Задание 6. Сравните тексты и иллюстрации литургических псалмов и вычлените иллюстрируемый фрагмент. Задание 6. На основе предложенного зрительного ряда выявите прообразовательные сюжеты, связанные: А) со Страстями Б) с Воплощением В) с чудесами Христа
Литература к семинару: 1. Kirschbaum Е, in Zusammenarbeit mit Günter Bandmann, Lexicon der Christlicher Ikonographie, vol.1-5 2. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. – Paris, 1979., рр.140-206 3. Reau L. Iconographie de I’art chretien. – Paris, 1955-1956. – Vols. 1-6.
3. Иконография Бестиария. Светские сюжеты в западноевропейском искусстве. 12 часов ДОКЛАДЫ Бестиарий как естественнонаучный трактат (наследие александрийского «Физиолога» и как богословский труд. Натура и традиция в миниатюрах Бестиария. Принципы иллюстрирования светских литературных произведений (исторических хроник, прозаических и стихотворных романов, трактатов) в различные периоды: в XII – XIII вв. (иллюстрации “в лист” и историзованные инициалы), в XIV – XV вв. (“фронтисписные” иллюстрации и миниатюры в клеймах); заимствования при иллюстрировании романов отдельных композиционных приёмов, групп, фигур из хорошо отработанных иконографических схем религиозного изобразительного искусства. Надгробный памятник, портрет, светские сюжеты в декоративно-прикладном искусстве Позднего Средневековья. Задание 1. На основе предложенного иллюстративного ряда (скульптура готического портала, витраж) выявите место персонажей Бестиария Задание 2. Сравнение миниатюр из раннеготических и позднеготических Бестиариев и выявление композиционно-пространственных изменений. Задание 3. Определение принадлежности к определенному жанру и назначения изображений на основе предложенного зрительного ряда Задание 4. Сравнение отрывков из романов Кретьена де Труа и Романа о Розе и куртуазных сцен, украшающих бытовые предметы 14-15 вв.
Литература к семинару: 1. Даркевич В.И. Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей // Художественный язык средневековья. – М., 1982, с.155-180 2. Даркевич В.И. Танцы и акробатика в искусстве средневековья // Культура и искусство средневекового города. – М., 1984., сс. 102-131 3. Золотова Е.Ю. Французские часовники из московских собраний. – Л., 2000 4. Муратова К.М. Средневековый бестиарий. – М., 1984 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
Примерная система текущего и итогового контроля знаний студентов
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по курсу “Иконография западноевропейского средневекового искусства”
Обязательная: 5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984 г. 6. Даркевич В.И. Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей // Художественный язык средневековья. – М., 1982. 7. Даркевич В.И. Танцы и акробатика в искусстве средневековья // Культура и искусство средневекового города. – М., 1984. 8. Золотова Е.Ю. Французские часовники из московских собраний. – Л. 9. Иванченко О.Х. Миниатюры из Апокалипсиса в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина // Памятники культуры. Новые открытия. – М., 1977. 10. Крыжановская М.Я. Костяной ларец XIV в. и родственные ему памятники в собрании Государственного Эрмитажа // Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1981. 11. Лапковская Э.А.Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. – М., 1971. 12. Маль Э. Религиозное искусство 13 в во Франции. – М., 2009 13. Мокрецова И.П. Иконографические особенности французской Псалтири XIII века из собрания ГПБ //Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. – М., 1974. 14. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра в советских собраниях. 1200 – 1270. – М., 1983. 15. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра в советских собраниях. 1270 – 1300. – М., 1984. 16. Муратова К.М. Средневековый бестиарий. – М., 1984. 17. Марьянов М.Ф. Старофранцузские миниатюры в Легендарии Библиотеки Академии наук СССР // Памятники культуры. Новые открытия. - М., 1975. 18. Неретина С. Образ мира в “Исторической библии” Гийара де Мулена // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М., 1976. 19. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. – М., 1981. 20. Стерлингов А.Б. “Часовник Людовика Орлеанского” из собрания ГПБ // Музей. Художественные собрания СССР. – М., 1983. 21. Ювалова Е.П. Немецкая скульптура. 1200 –1270. – М., 1983. 22. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978.
Дополнительная: 1. Западноевропейское декоративное искусство IX – XVI веков из собраний музеев Лувра и Клюни: Каталог выставки. – М., 1981. 2. Искусство чешской и словацкой готики: Каталог выставки. – М.-Л., 1971. 3. Средневековая французская скульптура области Бордо: Каталог выставки ГМИИ, Аквитанский музей. – М., 198…
Литература на иностранных языках: 23. Adhemar J. Influences antiques dans I’art du Moyen Age francais. – London, 1939. 24. Age of Chivalry. Art in Plantagenet England 1200 – 1400. Roal Academy of Arts. – London, 1987. 25. Arts of rhe Courts, Frace and England from 1259 to 1328. National Gallery of Canada. - Ottawa, 1972. – Vol. 1-2. 26. Baltrusaitis J. Reveils et prodiges, le gothique fantastique. – Paris, 1960. 27. Baltrusaitis J. Le Moyen Age fantastique. Antiquites et exotismes dans I’art gothique. – Paris, 1981. 28. Bunim M.S. Space in Medieval Painting and the Forerunners of Perspective. – New Uork, 1940. 29. Camille M. Images on the Edge. The Margins of Medieval Art. Cambridge (Mass), 1992/ 30. Castelfranchi Vegas, L. Die internationale Gotik Italien. – Dresden, 1966. 31. Demus O. Dyzantine Art and the West. – New York, 1970. 32. Dvorak M. Die Illuminatoren des Johann von Neumarkt // Gesammelte Aufsatze. – Munchen, 1929. 33. Europaische Kunst um 1400. Kunsthistorishes Museum. – Viеnna, 1962. 34. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. – Paris, 1979. 35. Harhan J. Books of Hours and their Owners. – London, 1977. 36. Kirschbaum Е, in Zusammenarbeit mit Günter Bandmann, Lexicon der Christlicher Ikonographie, 8 vol. 37. Kitzinger E. Early Medieval Art in the British Museum. – London, 1969 (repr.) 38. Male E. L’Art religieux du ХIIе siecle en France. Paris, 1922. 39. Male E. Art religieux de la fin de la moyen age en France. - Paris, 1922. 40. Meiss M. French Painting in the of Jean de Berry. – London-New York, 1967-1974. – Vols. 1 –5. 41. Panofsky E. The Eaurly Netherlandish Painting, its Origins and Character. Cambridge (Mass), 1953. – Vols. 1-2. 42. Reau L. Iconographie de I’art chretien. – Paris, 1955-1956. – Vols. 1-6. 43. Schapiro M. Words and Pictures. On the Litteral fnd the Symbolic in the Illustration of a Text. The Hague-Paris, 1973. 44. Schapiro M. Icjnographie der christlichen Kunst. – Gutersloh, 1968. 45. L’Europe Gothique XIIe-XIVe siecles. Musee du Louvre. Paris, 1968. 46. Les Fastes du Gothique: le siecle de Charles V. Galeries nationales du Grand Palais. 1981-1982. 47. Die Parler und der schone Stil: 1350-1400. Konsthalle, Koln, 1350-1400, 1978. – Vols. 1-3. 48. Rhein und Maas: Kunst und Kultur, 800-1400. – Kunsthalle, Koln, 1972. 49. The Year 1200. New York, Meyropolitan Museum of Art, 1970. – V. 1-2. 50. Die Zeit der Staufer, Geshichte-Kunst-Kultur. Wurttemdergishes Landes-mustum. – Stuttgart, 1977. – V. 1-5.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по курсу “Иконография западноевропейского средневекового искусства” 1. Аллегорический метод в искусстве средневековья, его варианты – два, три, четыре “смысла” при трактовке ветхозаветных и евангельских сюжетов (истоки метода и его эволюция в средние века). 2. Ветхозаветные сюжеты: библейские циклы в европейской монументальной живописи, их эволюция, связь с византийской иконографией (от раннего средневековья до XII в.). 3. Ветхозаветные сюжеты в искусстве средневековья: “буквальные” иллюстрации в рукописных библиях XII – XIII вв. 4. Средневековые иллюстрации к Псалтири. Иконография Утрехтской псалтири и её английские копии XI – XII вв. 5. Евангельские сюжеты в раннесредневековом искусстве (каролингская книжная миниатюра и мелкая пластика). 6. Евангельские иллюстрации в оттоновских рукописях. 7. Евангельские сюжеты в романских скульптурных композициях (тимпаны, капители, мелкая пластика). 8. Евангельская тема в рукописных книгах XI – XII вв. (историзованные инициалы, фронтисписные иллюстрации, нарративные циклы). 9. Евангельские сюжеты в предметах прикладного искусства (реликварии, портативные алтари, оклады и пр.). 10. Новозаветные темы в искусстве готики: витражи, скульптура, рукописи. 11. Апокалипсис в порталах романских и готических соборах. 12. Использование евангельских сюжетов в прикладном искусстве. 13. Календарные сцены – “занятия по месяцам” - в иллюминованных рукописях, в стенной живописи, в скульптурном убранстве фасадов соборов. 14. Средневековый бестиарий, его разновидности и принципы иллюстрирования в XII – XIII вв. 15. Принципы иллюстрирования рыцарских романов, связь иконографии миниатюр с традиционной религиозной иконографией (заимствование целых композиций и их отдельных фрагментов и пр.). 16. Иллюстрирование светских произведений (юридические трактаты, исторические хроники, энциклопедии и пр.). 17. Портретные изображения в средние века (станковые произведения, миниатюры в рукописях, донаторы в алтарных композициях, надгробные изображения). 18. Иконография светских сюжетов на предметах бытового назначения (изделия из слоновой кости, металла, эмали и пр.). 19. Влияние светского искусства на иконографию некоторых памятников религиозного назначения (например, таких, как Нарбоннская пелена). 20. Эволюция иконографической трактовки отдельных ветхозаветных и евангельских персонажей и (или) сюжетов в различные временные отрезки в период средних веков.
Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы Трудоемкость освоения дисциплины «Христианская иконография» составляет 108 трудозатратных часов, из них 62 часа аудиторных занятий и 46 часов, отведенных на самостоятельную работу студента. При подготовке к занятиям студентам следует использовать приведённый в рабочей программе список литературы. Участие в практических занятиях возможно только при условии посещения лекций. Последовательность лекций и практических занятий направлена на постепенное формирование знаний, умений и навыков, упомянутых в данной программе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.14.245 (0.01 с.) |