Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и направления психологического консультированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. П. к. можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. П. к. помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий. Цели и задачи П. к.: эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента; расширение сознания и повышение психологической компетентности клиента; изменение отношения к проблеме; повышение стрессовой и кризисной толерантности; развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения; повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира. Консультирование может быть индивидуальное и семейное, контактное и дистантное (с использованием технических средств связи, например, — "телефон доверия"). Этапы проведения П. к. включают: а) установление консультантом психологического контакта с клиентом; б) предоставление клиенту возможности выговориться; в) предоставление клиенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации; г) совместная с клиентом переформулировка его проблемы; д) заключение контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности клиента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента); е) формирование альтернатив решения проблемы; ж) выбор оптимального с точки зрения пациента решения; з) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; и) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи. Консультирование может быть проведено в течение одной встречи (продолжающейся 2—3 часа) или в течение 2—5 встреч (по 1 часу с интервалами от одного дня до 2—3 недель). К основным направлениям П. к. относятся: (1) проблемно-ориентированное консультирование, направленное на анализ сущности и внешних причин проблемы, на поиск путей их разрешения; (2) личностно-ориентированное консультирование, центрированное на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем; (3) решение-ориентированное консультирование, центрированное на выявлении ресурсов для решения проблемы.
Структура первого консультативного интервью в индивидуальном консультировании Индивидуальное психологическое консультирование — это форма профессиональной психологической помощи в виде взаимодействия компетентного консультанта и клиента, базирующаяся на полном сосредоточении консультанта на уникальности клиента, проводимая исключительно только с тем, кто обратился за консультацией в ходе которой применяются адекватные методы и средства для приобретения клиентом знаний о себе, обучению связывать полученные знания с целями. Задачи: 1) Разрешение насущных жизненных трудностей; 2) Развитие, социализация и самореализация личности; 3) Согласования личных и социальных интересов; 4) Выработка иных способов поведения, идентичных определённым жизненным ситуациям; 5) Выбор и принятие ответственности за него. Классификация индивидуальной работы: · Интимно-личностное психологическое консультирование — затрагивание человека как личность, вызывание сильных переживаний, скрываемых от окружающих · Индивидуальное семейное консультирование — вопросы о собственной семье или о семьях близких людей (выбор супруга, построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов внутри семьи, решение текущих внутрисемейных проблем) · Психолого-педагогическое индивидуальное консультирование — обсуждение вопросов обучения, воспитания, развития и просвещения. · Деловое консультирование — связано с решением людьми деловых проблем (выбор профессии, организация труда и т. д.) · Профессиональное психологическое консультирование — направлено на решение проблем улучшения профессионального просвещения, смены профессиональной деятельности после потери работы, повышение квалификации. · Организационное консультирование (в психологии управления и менеджмента) — направлено на решение психологических проблем системы управления, руководства и т. п
Начальная консультация – это ситуация межличностной встречи двух незнакомых людей, соединенных в большей или меньшей степени по собственному желанию на постепенно разворачивающейся основе отношений «эксперт-клиент» с целью пролить свет на проблемные аспекты жизни клиента и укрепления надежды на избавление от переживаемого им эмоционального дистресса. НАЧАЛО КОНСУЛЬТАЦИИ · Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени и назначении консультации · Проявляйте невербальными средствами ваше расположение и внимание · Чтобы помочь клиенту начать рассказ о причинах обращения за помощью, используйте открытые вопросы и поощрение · Отслеживайте ваши наблюдения и реакции на клиента · Используйте активное слушание: повторение, перефразирование и прояснение · Определите уместную степень контроля и структурирования беседы · Суммируйте жалобы клиента и определите главную проблему СЕРЕДИНА КОНСУЛЬТАЦИИ · Сосредоточьтесь на анализе главной проблемы, ее основных аспектов, контексте возникновения и истории развития проблемы · Предложите клиенту рассказать о конкретной ситуации. Если это уместно, вместе с клиентом проанализируйте ее · Уделяйте внимание важным темам, исследуйте их посредством вопросов, прояснения и отражения чувств · Оцените уровень нарушения клиента · Формулируйте гипотезы о природе затруднений клиента и запросе клиента · Для проверки наблюдений и рабочих гипотез используйте пробные вмешательства ОКОНЧАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ · Суммируйте содержание беседы · Выразите ваше понимание причин обращения за помощью · Дайте информацию или профессиональную рекомендацию · Выразите реалистичную надежду на изменение · Предоставьте клиенту возможность задать вопросы · Спросите клиента о соответствии произошедшего ожиданиям · Обсудите следующий шаг · Дайте домашнее задание Терапевтический контракт – это рабочее соглашение между клиентом и специалистом о целях терапии и средствах их достижения. Все вовлеченные в терапевтический процесс стороны должны четко понимать как поставленные ими цели, так и средства их достижения, поэтому контракт должен формулироваться ясным и понятным языком. Первичный консультативный прием следует определенной логике. Он начинается с того, что клиент или семья рассказывает специалисту о причинах своего обращения за помощью и отвечает на ваши вопросы. Даже если вам нужна конкретная информация, лучше задавать открытые вопросы. Постепенно для вас становится понятна суть проблемы, которая привела к вам клиента. При этом выясняется и то, каких перемен хотел бы добиться клиент. Слушая все это, психотерапевт соотносит сказанное (а) с мнением тех, кто направил клиента, или других членов сообщества, которых беспокоит ситуация данного клиента или семьи; (б) с собственными наблюдениями за клиентом или за взаимодействием членов семьи; (в) со своими профессиональными установками; (г) с потенциально возможными методами помощи данному клиенту, с учетом особенностей его проблемы. Учитывая все это, профессионал начинает формулировать соответствующие цели и намечать определенные приоритеты. Он обсуждает с клиентом имеющиеся варианты, возможные цели, объясняет методы работы. Постановка целей обычно происходит в конце первого приема. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования традиционно выделяют следующие: · Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь. · Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. · Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. · Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. · Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.105 (0.007 с.) |