Тема Консультирование как форма профессиональной социально-педагогической деятельности




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема Консультирование как форма профессиональной социально-педагогической деятельности



Лекции по социально-педагогическому консультированию

Тема №2.

Тема № 3.

Основные теоретические концепции в консультировании

План:

    1. Психоаналитическая концепция.
    2. Бихевиористическая концепция.
    3. Экзистенциальная концепция.
    4. Гуманистическая концепция.

Процесс консультирования, выбор методов воздействия, техник, приемов, а также характер взаимоотношений клиента и консультанта определяется теоретической позицией консультанта.

Направление Основные теоретические принципы Цели консультирования
Психоаналитическое направление Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют: ид, эго и супер-эго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в раннем детстве конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции. Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.
Бихевиористическое направление Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в процессе плохого обучения. Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.
Экзистенциальное направление Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого. Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.
Гуманистическое направление Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности. Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.

Тема № 4.

Подготовка и проведение консультирования, основные этапы

План:

  1. Основные этапы процесса консультирования.
  2. Процедуры процесса консультирования.

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных эта­пов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и име­ет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирова­ния следующие:

1. Подготовительный этап.На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о кли­енте, которую можно получить от третьих лиц, например от работ­ника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы пси­холог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консуль­тации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап.На данном этапе психолог-консультант лич­но встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совмест­ную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7мин.

3. Диагностический этап.На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа со­ставляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптималь­ного ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных осо­бенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультиро­вания может занимать от 4 до 6—8 ч.

4. Рекомендательный этап.Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проб­леме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практиче­ские рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомен­дации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех суще­ственных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохож­дение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап.На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться

и оцениваться практическая реализация клиентом получен­ных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в даль­нейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые мо­гут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекоменда­ций.В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирова­ния проходит в течение 20—30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультиро­вания в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2—3 до 10—12 ч.

Под процедурами психологического консультирования понима­ются группы объединенных по целевому назначению приемов веде­ния психологического консультирования, с помощью которых ре­шается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность. Процедуры обычно связаны с конкретными этапами психологического консультирования.

Тема № 5.

Тема № 6.

Тема № 7.

Тема № 8.

Тема № 9.

Тема № 11.

Лекции по социально-педагогическому консультированию

Тема Консультирование как форма профессиональной социально-педагогической деятельности

План:

1. Общие подходы к технологии консультирования.

2. Место консультирования в социально-педагогической деятельности.

3. Сущность и содержание понятия «социально-педагогическое консультирование».

4. Цели и задачи консультативной помощи.

5. Субъект и объект в социально-педагогическом консультировании.

Этот вид деятельности прочно и глубоко проник в культуру со­временного индустриального общества. Его повсеместное распро­странение началось с 60-х гг. XX столетия с создания первых ассо­циаций профессиональных консультантов. Постепенно консульти­рование перестало быть просто процессом индивидуализированно­го научения. Оно приобрело социальное значение как культурно-санкционированный метод адаптации к социальным институтам. Существует множество помогающих профессий: консультанты, психиатры, психологи, социальные работники, священно­служители должны помочь людям справиться со стрессовыми состояниями и жизненными проблемами. Консультативной рабо­той с людьми, находящимися в кризисной ситуации и/или в стрес­совом состоянии, нередко приходится в определенной степени заниматься и представителям других профессий — например вра­чам, бизнес-консультантам, учителям, менеджерам, юристам и сотрудникам правоохранительных органов.

На практике консультирование осуществляется под многими различными ярлыками. Вариант под названием «психотерапия» осу­ществляется людьми с базовым медицинским образованием; «психологическое консультирование» (в различных его модификаци­ях — «семейное консультирование», «психолого-педагогическое консультирование», «организационное консультирование» и др.) — профессиональными психологами; наконец, есть много случаев, когда консультирование осуществляется в контексте взаимоотно­шений, изначально имеющих другое содержание: например, уча­щийся делится с педагогом своими тревогами и проблемами; пат­ронажная медицинская оказывает эмоциональную поддер­жку родственникам безнадежного больного. Таким образом, они осуществляют консультирование, не являясь консультантами. Это важный момент, позволяющий провести демаркационную линию между профессиональным и непрофессиональным консультиро­ванием. В первом случае консультант имеет специальную подго­товку и взаимодействует с клиентом в рамках формального кон­тракта на консультирование исключительно в роли консультанта. Во втором случае речь идет об использовании представителями других профессий, волонтерами, родственниками, друзьями и пр., — определенных приемов консультативной работы. Термин «консультирование» применяется в нескольких случаях. Например, кон­сультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс. Кроме того, кон­сультирование можно рассматривать с учетом его задач или его отношения к психоте­рапии, а также с точки зрения консультантов.

Консультирование рассматривается как процесс, благодаря ко­торому личность в результате произошедших изменений приобре­тает более высокую стадию профессионализма — личностную ком­петентность. В консультировании создаются также ситуации, в ко­торых мысли и чувства клиента услышаны, к ним относятся с уважением и безоценочно. Консультирование усиливает Я клиен­та, его уверенность в себе и поощряет инициативность и личнос­тный рост, самоконтроль и контроль над ситуацией.

«Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении про­блем и принятии решений относительно профессиональной ка­рьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межлично­стных отношений».

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определе­ний и все они включают несколько основных положений.

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К.Роджерс выделил три основных принципа этого направления:

1) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

2) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультативной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Любая консультативная помощь должна базироваться на по­требностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух ос­новных целях:

1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;

2)развитие способности клиента решать проблемные ситуа­ции и развивать имеющиеся возможности.

Можно вы­делить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкнове­нии с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных реше­ний. В процессе консультирования пациент может научиться при­нимать самостоятельные решения, распределять свое время и энер­гию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, ис­следовать поле ценностей, в котором происходит принятие реше­ний, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние ус­тановок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоува­жения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, сле­дует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения луч­шему построению межличностных отношений.

5)Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типо­вых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консульта­тивной помощи:

• лучше понять самого себя или ситуацию;

• изменить свои чувства;

• суметь принять решение;

• утвердиться в решении;

• получить поддержку при принятии решения;

• суметь изменить ситуацию;

• приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изме­нится;

• дать разрядку своим чувствам;

• рассмотреть возможности и выбрать одну из них.

Консультированием занимается широкий круг людей. Ниже перечислены четыре категории людей, которые практикуют консультирование, но не обязательно являются консультантами как таковыми. Во-первых, это профессионалы, работающие в различных службах помощи, в том числе консультанты, консультирующие психологи, специалисты, помогающие «сделать карьеру», социальные работники, психиатры. Во-вторых, это консультанты-доб­ровольцы, умеющие оказывать квалифицированную помощь. Такие люди работают в брачных агентствах, консультационных молодежных центрах, различных доброволь­ных агентствах. В-третьих, это люди, использующие элементы консультирования в сво­ей работе, например работники сферы социального обеспечения, медицинские сестры, учителя, инспекторы, священнослужители, врачи, профсоюзные деятели. В-четвертых, это неформальные консультанты, помогающие окружающим наладить повседневные взаимоотношения.

Тема №2.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.024 с.)