Основы семейного консультирования. Социально-педагогическое консультирование родителей по проблемам воспитания детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы семейного консультирования. Социально-педагогическое консультирование родителей по проблемам воспитания детей



План:

  1. Основные вопросы семейного консультирования.
  2. Особенности консультирования при работе с супружеской парой.
  3. Специфика консультирования родителей по вопросам воспитания детей.

Разра­ботано немало типологий супружеских проблем как в отечествен­ной, так и в зарубежной психологии. Большинство авторов типо­логий оперируют термином "конфликт", понимая его достаточно широко

Приводимый список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию, осно­ван на собственном опыте работы автора. Среди них следует назвать:

I. Различного рода конфликты, взаимное недовольство, связан­ные с распределением супружеских ролей и обязанностей.

II. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.

III. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга дру­гим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сек­суальные отношения.

IV. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов.

V. Болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации се­мьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

VI. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотно­шениях.

VII. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близо­сти и доверительности, проблемы общения. Особенности консультирования при работе с супружеской парой. Прежде чем переходить к описанию стратегий ведения приема, необходимо остановиться еще на одном вопросе — кто и как обра­щается в консультацию по поводу своих семейных проблем. На основании перечня причин (поводов) обращений можно предпо­ложить, что возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: оба супруга вместе или один из них с жалобами на себя или на партнера. Наиболее распространенным вариантом при­хода является последний. Отчасти это может объясняться особен­ностями нашей культуры, в которой психологические знания не­достаточно популярны и обращения в консультацию представляются чуть ли не криминалом.

Остановимся подробнее на некоторых преимуществах работы с двумя супругами, а также на определенных трудностях, связанных с этим вариантом прихода клиентов в консультацию.

1. Прежде всего, беседа с двумя, а не с одним супругом, бо­лее диагностична, позволяет сразу же увидеть те проблемы и труд­ности, на которые клиенты жалуются. Так, особенности их взаи­модействия в консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно говорить, и позволяют наглядно выделить то, что определяет характер отношений и что самим супругам трудно обо­значить более четко.

2. Работа с обоими партнерами позволяет в ходе приема непос­редственно апеллировать к паттернам их отношений, проявляющим­ся в особенностях взаимодействия супругов в консультации. Обра­щение к происходящему "здесь и теперь" бывает более убедительным и эффективным, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета консультанта.

3. Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использо­вать целый ряд особых техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др., способствую­щих более успешному и эффективному ведению супружеской терапии, применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.

4. Приход обоих супругов в консультацию часто означает их бо­лее серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа бу­дет более длительной и более углубленной. Кроме того, при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необ­ходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них "за счет" другого.

5. Консультирование супружеской пары часто является более эффективным. Ведь если оба супруга серьезно настроены на перестраивание своих отношений и стремятся в своей совместной жиз­ни реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время при­емов, то изменения в отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из супругов. В последнем случае, для того чтобы дождаться каких-либо изменений, супругу часто необходи­мо набраться терпения и достаточно долго без какой-либо взаим­ности демонстрировать более совершенные паттерны поведения, прежде чем другой почувствует и как-то отреагирует на это.

Но, кроме этих и некоторых других преимуществ, работа с обо­ими супругами имеет и ряд дополнительных трудностей и недостат­ков. Кратко перечислим их.

1. Прежде всего, вести прием, в котором участвуют двое кли­ентов, а не один, обычно труднее, особенно на первых этапах кон­сультативного процесса, поскольку присутствие второго члена пары так или иначе сказывается на ходе беседы. Супруги могут переби­вать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать прежде всего друг другу, а не консуль­танту, выступать в коалиции против консультанта и т.д. Хотя возможна и обратная реакция, когда присутствие партнера приво­дит к тому, что муж или жена становятся неразговорчивыми, каж­дый из них может ждать, что нечто важное будет сказано другим. И в том, и в другом случае от консультанта требуются особые на­выки и умения, чтобы переориентировать супругов на совместную работу, организовать и направить процесс консультирования.

2. Работа с двумя супругами, хотя и является более эффектив­ной, чаще всего носит менее глубокий, поверхностный характер. В этом случае реже затрагиваются серьезные личные проблемы, лежащие в основе тех или иных супружеских разногласий. Резуль­таты же, убедительные на первый взгляд, реже бывают полностью удовлетворяющими запрос клиентов, особенно если за семейны­ми проблемами стоит нечто более личное.

3. Работа с обоими супругами в каком-то смысле более уязви­ма. Нежелание одного из них двигаться дальше, характерологичес­кие особенности одного из партнеров, препятствующие более уг­лубленной работе, могут серьезно помешать консультированию. С одним супругом легче работать, чем с двумя, под одного проще подстроиться, выбрав тот темп работы, который в большей степе­ни соответствует клиенту.

Начало беседы. Как уже отмечалось, начало работы, независимо от того, кто и по какому поводу обращается в консультацию, строится достаточ­но сходно. Основная задача консультанта на этом этапе — устано­вить контакт с клиентом (-ами) и разобраться в том, что именно привело их на прием. Хотя уже в начале беседы, при участии в этом процессе обоих супругов, могут возникнуть определенные трудно­сти.

Важнейшим материалом для консультативной работы с супру­гами, как и в случае других обращений, являются конкретные фак­ты: что, когда, кто сделал или не сделал, какие конкретно просьбы выполнялись или не выполнялись и т.д. Оправдывающимся или обвиняющим друг друга супругам необходимо показать, что кон­сультанта интересует не объективная истина, а субъективное вос­приятие каждым происходящих в семье событий. Особенно тяже­лой для консультанта может быть ситуация, когда один из супругов с самого начала беседы всячески пытается разоблачить и унизить другого, отрицая его способность переживать или реагировать на семейные проблемы. В этом случае консультант, стараясь не по­терять контакт ни с одним из партнеров, должен уравнять супру­гов в правах, показать, что поиски виноватого или обращение к психологу как к третейскому судье ни в коей мере не может спо­собствовать решению внутрисемейных проблем. Только тогда, когда супруги признают, что ответственность за проблемы несут в равной степени оба и каждый хотел бы разобраться в том, что и как он/ она может сделать для улучшения внутрисемейной ситуации, совме­стное консультирование супругов может быть успешным.

Как мы уже отмечали выше, особым требованием к работе с парой является большее структурирование процесса приема. Поэто­му сначала каждый из супругов представляет свою версию того, почему и зачем они пришли к консультанту (очень важно, чтобы хоть какая-то версия была предложена каждым из них, и ссылки на то, что "он меня привел, пусть и рассказывает", ни в коем случае не должны приниматься), после чего консультанту следует подве­сти итог, предложив свое, более обобщенное представление о том, какие проблемы волнуют каждого из партнеров. Для более полно­го понимания ситуации психологу полезно располагать следующей информацией: как, когда и в связи с чем начались или обострились конфликты, в каких ситуациях они чаще всего возникают, кто яв­ляется более активным их зачинщиком, что возмущает или не нра­вится в другом каждому из супругов.

Если супруги согласны на более длительную работу, то, полу­чив исчерпывающую информацию по этим и другим вопросам, консультант не должен затягивать первичный прием. Пусть он будет даже несколько короче, чем все последующие, но завершить его в этом случае следует очень четкой постановкой задач и целей консультирования, то есть тем, что каждый из супругов хотел бы в результате достичь. Не страшно, если эти ожидания у партнеров диаметрально противоположны. Но в такой ситуации, как, впро­чем, и в любой другой, целесообразно предупредить супругов, чтобы сам прием и все, что на нем говорилось, не обсуждалось ими за дверьми кабинета консультанта. Важными и в каком-то смысле решающими для дальнейшей работы являются домашние задания, которые можно предложить выполнить супругам к следующей встрече. Конкретное содержание домашнего задания бывает различным и определяется прежде все­го проблемами супругов, но именно наличие задания наиболее эффективно включает клиентов в работу и обеспечивает консультан­та хорошим материалом для беседы во время приема. Так, уже на первой встрече можно предложить супругам завести дневники, для того чтобы вести записи по одной или двум из следующих тем (до­машнее задание с большим количеством тем вряд ли выполнимо):

1. Что раздражало в супруге в течение недели (или в течение любого другого отрезка времени, определенного в ходе приема).

2. Какие конфликтные ситуации возникали в течение недели.

3. Что неприятного было сказано за определенный для наблю­дений отрезок времени между супругами.

Домашние задания могут быть различными, их основная цель на первом этапе консультирования — уточнение и детализация ситуации в семье.

Если на предыдущей встрече было дано домашнее задание, то после нескольких приветственных слов, направленных на то, что­бы убедиться в том, что за неделю у супругов не случилось ничего сверхординарного и подлежащего немедленному обсуждению, на­чинать работу следует именно с этого. Если задание выполнили оба супруга, то каждому просто предлагается прочитать вслух записи в своем дневнике. Если же один из них по каким-либо причинам не справился с задачей, то дневник, естественно, читает только один, но второму, "проштрафившемуся", также должно быть предостав­лено слово. Возможны различные варианты, но проще всего пред­ложить ему выполнить задание, вспомнив то, что происходило в течение недели. При этом "непослушание" ни в коем случае не должно быть оставлено без внимания: причины следует подробно обсудить. Такой поступок может быть как определенной формой сопротивления по отношению к консультированию и консультан­ту, так и протестом против партнера. Обычно за этим скрывается весьма важная для психолога информация, не фигурировавшая в ходе первой встречи. Конечно, "провинившийся" должен быть прощен, но важно, чтобы консультант при этом воспользовался ситуацией для мотивации его на конструктивную работу.

Возможности обсуждения домашних заданий необычайно широ­ки. Так, интерес представляет реакция супругов на то, что расска­зывает партнер, причем консультант может усилить эту реакцию, предложив каждому прокомментировать список партнера. Исполь­зование домашних заданий представляется особенно продуктивным потому, что на их основании можно построить множество различных вариантов беседы, выбирая, таким образом, то, что, с одной стороны, подходит именно для данной супружеской пары, а с дру­гой стороны, помогает не распыляться, не потеряться в море ин­формации и придерживаться в ходе приема определенного темати­ческого стержня.

Другой вариант работы с домашними заданиями основывается на использовании всех дневниковых записей супругов. Им удобнее воспользоваться, когда в записях обоих или одного из партнеров прослеживается один и тот же постоянно повторяющийся паттерн поведения, реакции или обиды. В этом случае в качестве предме­та обсуждения лучше использовать не какую-то одну конкретную конфликтную ситуацию, а паттерн реагирования или поведения. Особое внимание при этом следует обратить на комплиментарность, взаимодополнительность позиций партнеров, поскольку трудно себе представить, чтобы регулярные обиды и неудовольствие, пережи­ваемые одним, никак не отражались на поведении и настроении другого, независимо от того, осознает он/она это или нет. Всесто­ронний анализ такого паттерна также предполагает обсуждение того, что, как и зачем делает каждый из супругов, чего он/она ждет и хочет добиться от другого и что реально получает. Отталкиваясь от повторяющегося паттерна поведения, можно проанализировать супружеские отношения в целом, выявив, в каких еще ситуациях, действуя по одному и тому же стереотипу, супруги обижаются и не понимают друг друга. Такой разбор, если его удается провести, необычайно полезен, но он может растянуться и занять всю вто­рую встречу. Основываясь на нем, можно предложить супругам следующее домашнее задание: вести себя в этих ситуациях по-дру­гому, стремясь реализовать новые способы поведения.

Использование записей супругов позволяет не только выявить и обсудить конкретные конфликтные ситуации, но и подвести к об­ширным пластам отношений, служащим зоной постоянных разно­гласий. Такой конфликтной зоной может быть как то, что изна­чально называлось супругами в качестве повода для прихода в консультацию, так и нечто иное, возможно, вообще до этого скры­тое от них и проявившееся лишь в результате анализа еженедельных конфликтных ситуаций.

Консультирование по поводу детско-родительских взаимоотношении.

Зачастую родителю проще обратиться к консультанту-профессионалу, ссылаясь на трудности с воспитанием детей, нежели попросить помощи в решении своих непростых «взрослых» проблем. Любому практикующему психологу известно, что обращения родителей по поводу проблем, связанных с воспитанием детей, имеют свои пики и лакуны. Родители ребенка раннего возраста консультируются редко, всплеск обращений в дошколь­ном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять- шесть лет. Пик родительских потребностей в квалифицированной помо­щи специалиста связан с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества кон­сультаций по поводу проблем с воспитанием подростков. Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специали­ста, имеют несколько основных направлений: первое - проблемы, связанные с воспитанием детей; второе - проблемы, обусловленные трудностями в разви­тии и обучении детей; третье - интерес родителей к имеющимся у детей способ­ностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, о его профессио­нальном самоопределении; четвертое - личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении. Все эти направления родительских запросов тесно связаны с половозрастными особенностями детей и имеют свою специфику, которая определяется полом и возрастом ре­бенка.

Выявленные дисфункциональности семьи можно классифицировать следующим образом:

1.Дефициты (недостатки): материальных средств (физических возможностей), личностный или личностно-социальный, знаний и опыта.

2.Деформации (искажения) межличностных взаимодействий в семье, взаимодействия с семьи с социальным окружением.

3.Расхождения: между социальными претензиями семьи и ее социальной ролью, между ожиданиями семьи и других людей или социальных групп, неопределенность или противоречивость социальных ролей в семье.

Дефициты могут быть связаны с физическими недостатками (недостаток материальных средств) либо с задержкой интеллектуального или личностного развития (личностный или; личностно-социальный недостаток) членов семьи, которые определяют ее поведение. Однако гораздо чаще причиной социальных проблем семьи является недостаток знаний и опыта.

К деформациям внутрисемейных взаимодействий дисфункциональных семей относится нарушение ее иерархической структуры и выполнение членами семьи несвойственных им ролей. Деформации взаимодействия с социальным окружением характерны для семей с порушенной или утраченной социальной активностью.

Расхождения обеспечивают конфликтную ситуацию, скрытые и открытые конфликты в семьях (в случае неопределенности или противоречивости семейных социальных ролей) или между семьями и социальным окружением в случае неадекватности социальных претензий или несоответствия ожиданий. Поэтому при наличии конфликтов или их угрозе следует искать и квалифицировать расхождения, и наоборот, если имеются расхождения, то социальная реабилитация семей будет связана с устранением или разрешением конфликтной ситуации либо самого конфликта, когда он получил развитие.

В работе с родителями применяются групповые формы психо­лого-педагогической поддержки родителей; индивидуальное пси­хологическое консультирование; групповые психологические тре­нинги.

Тема 13 Поведенческое консультирование

  1. Цели консультирования
  2. Приемы и методы консультирования

Крумбольц отмечал, что цели поведенческого консультирования: а) должны быть сформулированы так, чтобы их можно было излагать по-разному при работе с разными клиентами; б) должны быть совместимыми с ценностными установками консультанта, хотя они не обязательно должны полностью соответствовать им; в) должны быть таковы, что о степени их достижения можно было бы судить по внешним проявлениям. Далее Крумбольц предположил, что существуют три типа целей (хотя иногда эти типы целей бывают взаимосвязаны), которые соответствуют предложенным им критериям и за достижение которых отвечает консультант. Это следующие типы целей: изменение неадекватного поведения, например усиление социально ассертивных реакций; научение принятию решений, например составление списка возможных вариантов действий; предотвращение проблем, например оказание помощи молодым мужчинам и женщинам в выборе подходящих брачных партнеров. Цели консультирования не всегда определяются на научной основе; бихевиористы признают, что на выбор целей клиентами и на выбор методов консультантами влияет множество факторов.Существует риск чрезмерного обобщения, которое поведенческие консультанты, делающие акцент на определенных индивидуальных целях при работе с каждым клиен-том, могут счесть неподходящим. В связи с этим предпримем попытку сформулировать основные цели консультирования, используя работы пяти теоретиков бихевиоризма, о которых говорилось в предшествующей главе. Это следующие цели:

· устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

· усиление адаптивного поведения;

· ослабление или устранение неадекватного поведения;• устранение изнурительных реакций тревоги;• развитие способности расслабляться;• развитие способности самоутверждаться;• развитие эффективных социальных навыков;• достижение адекватного сексуального функционирования;• развитие способности к саморегулированию.Перечисленные цели предназначены для индивидуумов. Из всех бихевиористских теоретиков Скиннер в наибольшей степени фокусируется на потребности людей, со-ставляющих группы, проектировать окружающую среду, в которой люди могут вести себя более подкрепляющим образом. Следовательно, цели поведенческого консульти-рования можно отнести к группам. В этом случае основной целью будет развитие спо-собности группы к саморегулированию как посредством формирования последствий в окружающей среде, так и посредством когнитивного саморегулирование. Поведенческое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или, в соответствии с другим определением, с функционального анализа проблемных зон клиентов. Одной из главных целей такой оценки является определение целей лечения в поведенческих терминах — сформулированными таким образом целями можно руководствоваться при выборе методов консультирования. Следовательно, по-веденческая оценка на начальных этапах консультирования имеет два фокуса: во-первых, уточнение проблемных зон клиентов и, во-вторых, определение наиболее подходящих методов, которыми может воспользоваться консультант. Адекватные поведенческие оценки позволяют консультантам идентифицировать стимулы, предшествовавшие реакциям, с которыми им нужно справиться, в то время как в результате неадекватных поведенческих оценок консультанты могут прибегнуть к неправильным методам и применить их к неправильно определенным проблемам. После проведения первых занятий поведенческую оценку можно использовать с целью оказания помощи и в оценке эффективности лечения, и в принятии решения, что следует делать в дальнейшем — продолжать, прекратить или изменить лечение (Galassi, Perot, 1992; Kazdin, 1993, 1994).Когда клиенты делают такие, например, заявления: «Я чувствую себя очень угне-тенным в эти дни», «Похоже, у меня не много друзей» или: «Я становлюсь очень напря-женным на работе», поведенческие консультанты предпринимают попытку анализа, основанного на СРП-оценке (С — стимул ситуационного прошлого, Р — переменные реакции, П — последствия, или переменные результата).

Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управляют поведением клиентов. Эти переменные могут быть замаскированы: например, агрессия, проявляемая на работе, может отражать плохие брачные отношения. При поведенческом анализе следует стремиться к высокой степени конкретности. Например, при анализе реакции следует собрать необходимую информацию и узнать, каковы продолжительность и сила этой реакции, какова частота ее возникновения. Поведенческую оценку можно производить как в рамках консультационного интервью, так и вне этих рамок. Кроме того, важна самооценка клиента, которую можно рассматривать как дополнение к оценке консультанта..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.018 с.)