Основные линии психического развития ребенка




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные линии психического развития ребенка



Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.

Развитие движений и действий:

№ п/п Время появления движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок. Хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак.
2 месяца Поднимает грудь, сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается. Удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
4 месяца Сидит с поддержкой, ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
5 - 6 месяцев Хватает рукой предметы. Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
6-7 месяцев Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
9 месяцев Стоит с поддержкой: ползает на животе
I0 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. Манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
11 месяцев Стоит без поддержки
Год Ходит, держась одной рукой

 

Развитие речи:

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает сначала гласные звуки, затем к ним присоединяются согласные («г», «к») – гукание, затем ребенком произносится сочетание нескольких звуков, называемые обычногулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенокпонимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сампроизносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Новообразования младенческого возраста.

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется"кризис 1 года ".

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. (Противоречие - действие принадлежит взрослому, а действовать необходимо самому ребенкувызывает появление новообразований: автономной речи, прямохождение, манипулирование предметами).

Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С.Выготский назвал автономной.Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).

 

Ранний возраст.

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года).

Это переходный период от младенчества к раннему детству. Характеризуется всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций на запреты. Связано это со стилями семейного воспитания: давление, непоследовательности в требованиях и т. п. Надо предоставлять ребенку большую самостоятельность, свободу в допустимых пределах.

Правила для родителей:

- «Нет» – это слово, которое надо произносить нейтральным тоном.

- Если Вы сказали «нет», то нельзя говорить «да».

- Объяснять свои «нет» только тогда, когда Вы уверены, что ребенок Вас поймет.

- Вы не можете всегда говорить «нет».

Преодолеваются трудности поведения ребенка при терпении и выдержке со стороны родителей. Главное приобретение переходного периода – автономная речь, ситуативная речь, прямохождение, потребность в общении со взрослыми. Специфическое новообразование – возникновение у ребенка образов и представлений, способных мотивировать его поведение и деятельность (7 мес.)

Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.

Исследователи (Новоселова, Кисленко, Гальперин и др.) изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:

1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов;

2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом;

3 этап: после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).

В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Развитие психических функций в раннем возрасте.

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.

К 1 году словарь ребенка - 10 слов;

К 1г.8м.- 100 слов;

К 2 г. - 300 слов и более;

К Зг. - 1000-1500 слов.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия ребенка

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.)