Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое время в зрелостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В зрелости психологическое время зависит: - от индивидуальных особенностей, - от направленности личности, - от специфики и реализации жизненных целей. Возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: - адекватность, - отставание, - опережение. Опережение психологического возраста от хронологического означает преждевременное старение. Может быть связано с тяжелой болезнью, катастрофой, несчастьем, утратой близких. Отставание психологического возраста от хронологического ведет в сторону психологической молодости. Может быть в результате творческих достижений, любовных переживаний, вследствие подъема по карьерной лестнице. Как отрицательное развитие – может привести к реализации инфантильных установок личности, которые приобретают функции защитных механизмов (невротик живет с мрачными мыслями о старении и поэтому чаще смотрит назад, так как вперед смотреть невыносимо). Линии онтогенеза зависят от направленности личности. При гедонистической направленности человек вступает в зрелость только хронологически, фактически не достигая зрелости (Обломов) Уходят из жизни не доживая до хронологической старости т.к. гедонистическая направленность ведет к ранней алкоголизации, наркомании, деградации. При эгоистической направленности и профессия и семейные отношения определяются эгоистическим мотивом. Человек достигает профессиональной компетентности, в семье ждет наследника, продолжателя дел. При духовно-нравственной направленности важны профессиональная деятельность, семейные отношения, могут быть увлечения, творчество, любовь к миру, к делу, к семье..
3.9. Поздний (пожилой и старческий) возраст М.Пришвин: «Неважно прошло у меня детство, отрочество, юность и молодость, но старость меня радует». Андре Моруа: «Старость – это плохая привычка». Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), старые контакты еще сохраняются, воспитание внуков, новые контакты, соседи по палате. Это центральный момент ситуации развития в это период. В этот период рассматриваются три линии онтогенеза: - доживание (люди с гедонистической и эгоистической направленностью редко доживают до 70 лет), - смена ведущей деятельности (творчество), - сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости (т.е. продолжение периода зрелости). По Э.Эриксону возможны две линии развития: эго-интеграция (мудрость) и отчаяние (страх смерти). Старость – это период от 50 - 60 и более лет: - первая старость 50-60 -75 лет; - преклонный возраст или старческий 75-90 лет; - долгожители свыше 90 лет. Карл Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: - неудержимое стремление к риску, - высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за короткое время выполнить их, - высокий уровень развития интуиции. Ведущая деятельность – стремление успеть сделать то, что еще не успел; стремление передать свой опыт последователям; воспитание внуков; поиск себя; продолжение профессиональной деятельности; осмысление прожитой жизни; досуговые увлечения, лечение. Британский психолог Дебора Бромлей выделила ряд установок приспособления к старости: 1) Конструктивная установка. Внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими, самокритичен, с доверием рассчитывает на помощь окружающих. 2) Установка зависимости. Склонны к зависимости от других. 3) Защитная установка. Самодостаточны, поглощены профессиональной деятельностью, не говорят о своих проблемах, подвержены страху смерти. 4) Установка враждебности «Разгневанные старики», агрессивны, мстительны, претензии к окружающим и обществу в целом, боятся смерти, завидуют молодым. 5) Установка враждебности, направленная на самого себя. Депрессивны, жалостливы к себе, смерть рассматривают как освобождение от страданий. Социолог А. Качкин рассматривает пожилых людей по типам в зависимости от интересов: 1) Семейный тип – нацелен на семью. 2) Одинокий тип – общение с самим собой. 3) Творческий тип -творческое отношение к жизни, деятельности. 4) Социальный тип – общественник. 5) Политический тип – активная политическая жизнь. Религиозный тип. 7) Угасающий тип – не нашел применения своим силам. 8) Больной тип – поддержание здоровья, наблюдение за течением болезни. Кризис пенсионный 55-60 лет. В основе пенсионного кризиса лежат противоречия между хорошим еще состоянием здоровья, наличием опыта, знаний, навыков и невостребованностью последних. Кризис ухода на пенсию ускоряет биологическое старение и проявляется в следующих показателях: - нарушается привычный уклад жизни и режим, - обостряется противоречие между трудоспособностью и невостребованностью, - ухудшается здоровье и психическое состояние, материальное состояние, - снижается эмоциональный статус, - потеря супруга. Непрерывное образование – это один из способов успешного разрешения кризиса. Это обретение новых возможностей, обретение духовной и умственной гибкости. Деятельность в пожилом и старческом возрасте Ганс Селье установил наличие тесной связи между работой, стрессом и старением. Старение- это итог всех стрессов, которым подвергался человек в течение жизни. Любой стресс, с точки зрения Г.Селье, оставляет после себя необратимые химические рубцы; их накопление обусловливает признаки старения тканей. Накопление неустранимых повреждений – это старение. Сравнительно мало рубцов оставляет успешная деятельность. Она вызывает стресс и почти не приводит к дистрессу. Даже в преклонном возрасте она дает бодрящее ощущение молодости и силы. Работа выматывает человека главным образом удручающими неудачами. (Бертран Рассел: «Наша психическая организация рассчитана на суровый физический труд».) Конец жизни Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд этапов (Элизабет Кюблер-Росс – 1969): Отрицание. «Нет, не я!» на смертельный диагноз. Важна поддержка и собственный контроль событий. Гнев. «Почему именно я?» Изливает гнев на всякого здорового человека. Важно излить эти чувства. Торг. Вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая быть послушным пациентом или верующим. Депрессия. «Да, на этот раз предстоит умереть именно мне.» Человек замыкается в себе, испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Готовится встретить смерть, принимая ее как последний жизненный этап. Принятие смерти. Смиренно ждет своего конца. Ступени смерти. Социальная смерть – характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в себе. Психическая смерть. Соответствует осознанию человеком очевидного конца. Мозговая смерть. Означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля за функциями организма. Физиологическая смерть. Соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов.
Темы курсовых работ 1. Волевая активность школьника и воспитание воли в процессе учебной деятельности. 2. Этапы развития воли у младших школьников. 3. Влияние стиля семейного воспитания на возникновение неврозов у подростков. 4. Психологическая диагностика готовности детей к школе. 5. Психологические особенности тревожности у первоклассников. 6. Особенности эмоционального состояния младших школьников в первый год обучения. 7. Влияние особенностей личности учителя на формирование успешной учебной деятельности у учащихся младших классов. 8. Особенности тревожности и ее влияние на самооценку ребенка младшего школьного возраста. 9. Влияние семьи на психологическую готовность ребенка к школе. 10. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. 11. Факторы успешного обучения школьника при переходе из начальных классов в средние. 12. Исследование влияния личностной тревожности на успеваемость. 13. Исследование влияния уровня притязаний на самооценку учащегося. 14. Психологические теории эмоций. Анализ проблем. Современное состояние. 15. Исследование особенностей микросоциальной адаптации детей 7-8 лет. (Диагностика самооценки, уровня притязаний, тревожности и т.д.). 16. Исследование характерологических свойств личности у одаренных третьеклассников. 17. Развитие памяти младших школьников как фактор успешности учебной деятельности. 18. Психологические особенности профессионального становления педагога. 19. Способности в младшем школьном возрасте. 20. Развитие воображения в процессе музыкального воспитания. 21. Психолого-педагогические основы планирования урока в системе личностно-ориентированного обучения. 22. Методические подходы к планированию урока с учетом каналов восприятия информации учащимися. 23. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и самооценки подростков. 24. Взаимовлияние личностных черт учителя и стиля его педагогической деятельности. 25. Развитие мышления и умственных способностей в подростковом возрасте. 26. Проблема возраста в работах Л.С. Выготского. 27.Закономерности психического развития ребенка. 28.Сензитивные периоды в развитии ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.009 с.) |