Психологическое время в зрелости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое время в зрелости



В зрелости психологическое время зависит:

- от индивидуальных особенностей,

- от направленности личности,

- от специфики и реализации жизненных целей.

Возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:

- адекватность,

- отставание,

- опережение.

Опережение психологического возраста от хронологического означает преждевременное старение. Может быть связано с тяжелой болезнью, катастрофой, несчастьем, утратой близких.

Отставание психологического возраста от хронологического ведет в сторону психологической молодости. Может быть в результате творческих достижений, любовных переживаний, вследствие подъема по карьерной лестнице. Как отрицательное развитие – может привести к реализации инфантильных установок личности, которые приобретают функции защитных механизмов (невротик живет с мрачными мыслями о старении и поэтому чаще смотрит назад, так как вперед смотреть невыносимо).

Линии онтогенеза зависят от направленности личности. При гедонистической направленности человек вступает в зрелость только хронологически, фактически не достигая зрелости (Обломов) Уходят из жизни не доживая до хронологической старости т.к. гедонистическая направленность ведет к ранней алкоголизации, наркомании, деградации.

При эгоистической направленности и профессия и семейные отношения определяются эгоистическим мотивом. Человек достигает профессиональной компетентности, в семье ждет наследника, продолжателя дел.

При духовно-нравственной направленности важны профессиональная деятельность, семейные отношения, могут быть увлечения, творчество, любовь к миру, к делу, к семье..

 

3.9. Поздний (пожилой и старческий) возраст

М.Пришвин: «Неважно прошло у меня детство, отрочество, юность и молодость, но старость меня радует».

Андре Моруа: «Старость – это плохая привычка».

Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого воз­раста.

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), старые контакты еще сохраняются, воспитание внуков, новые контакты, соседи по палате. Это центральный момент ситуации развития в это период. В этот период рассматриваются три линии онтогенеза:

- доживание (люди с гедонистической и эгоистической направленностью редко доживают до 70 лет),

- смена ведущей деятельности (творчество),

- сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости (т.е. продолжение периода зрелости).

По Э.Эриксону возможны две линии развития: эго-интеграция (мудрость) и отчаяние (страх смерти).

Старость – это период от 50 - 60 и более лет:

- первая старость 50-60 -75 лет;

- преклонный возраст или старческий 75-90 лет;

- долгожители свыше 90 лет.

Карл Роджерс выделяет следующие личностные новообразования:

- неудержимое стремление к риску,

- высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за короткое время выполнить их,

- высокий уровень развития интуиции.

Ведущая деятельность – стремление успеть сделать то, что еще не успел; стремление передать свой опыт последователям; воспитание внуков; поиск себя; продолжение профессиональной деятельности; осмысление прожитой жизни; досуговые увлечения, лечение.

Британский психолог Дебора Бромлей выделила ряд установок приспособления к старости:

1) Конструктивная установка. Внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими, самокритичен, с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2) Установка зависимости. Склонны к зависимости от других.

3) Защитная установка. Самодостаточны, поглощены профессиональной деятельностью, не говорят о своих проблемах, подвержены страху смерти.

4) Установка враждебности «Разгневанные старики», агрессивны, мстительны, претензии к окружающим и обществу в целом, боятся смерти, завидуют молодым.

5) Установка враждебности, направленная на самого себя. Депрессивны, жалостливы к себе, смерть рассматривают как освобождение от страданий.

Социолог А. Качкин рассматривает пожилых людей по типам в зависимости от интересов:

1) Семейный тип – нацелен на семью.

2) Одинокий тип – общение с самим собой.

3) Творческий тип -творческое отношение к жизни, деятельности.

4) Социальный тип – общественник.

5) Политический тип – активная политическая жизнь.

Религиозный тип.

7) Угасающий тип – не нашел применения своим силам.

8) Больной тип – поддержание здоровья, наблюдение за течением болезни.

Кризис пенсионный 55-60 лет. В основе пенсионного кризиса лежат противоречия между хорошим еще состоянием здоровья, наличием опыта, знаний, навыков и невостребованностью последних. Кризис ухода на пенсию ускоряет биологическое старение и проявляется в следующих показателях:

- нарушается привычный уклад жизни и режим,

- обостряется противоречие между трудоспособностью и невостребованностью,

- ухудшается здоровье и психическое состояние, материальное состояние,

- снижается эмоциональный статус,

- потеря супруга.

Непрерывное образование – это один из способов успешного разрешения кризиса. Это обретение новых возможностей, обретение духовной и умственной гибкости.

Деятельность в пожилом и старческом возрасте

Ганс Селье установил наличие тесной связи между работой, стрессом и старением. Старение- это итог всех стрессов, которым подвергался человек в течение жизни. Любой стресс, с точки зрения Г.Селье, оставляет после себя необратимые химические рубцы; их накопление обусловливает признаки старения тканей. Накопление неустранимых повреждений – это старение. Сравнительно мало рубцов оставляет успешная деятельность. Она вызывает стресс и почти не приводит к дистрессу. Даже в преклонном возрасте она дает бодрящее ощущение молодости и силы. Работа выматывает человека главным образом удручающими неудачами. (Бертран Рассел: «Наша психическая организация рассчитана на суровый физический труд».)

Конец жизни

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд этапов (Элизабет Кюблер-Росс – 1969):

Отрицание. «Нет, не я!» на смертельный диагноз. Важна поддержка и собственный контроль событий.

Гнев. «Почему именно я?» Изливает гнев на всякого здорового человека. Важно излить эти чувства.

Торг. Вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая быть послушным пациентом или верующим.

Депрессия. «Да, на этот раз предстоит умереть именно мне.» Человек замыкается в себе, испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Готовится встретить смерть, принимая ее как последний жизненный этап.

Принятие смерти. Смиренно ждет своего конца.

Ступени смерти.

Социальная смерть – характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в себе.

Психическая смерть. Соответствует осознанию человеком очевидного конца.

Мозговая смерть. Означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля за функциями организма.

Физиологическая смерть. Соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов.

 

Темы курсовых работ

1. Волевая активность школьника и воспитание воли в процессе учебной деятельности.

2. Этапы развития воли у младших школьников.

3. Влияние стиля семейного воспитания на возникновение неврозов у подростков.

4. Психологическая диагностика готовности детей к школе.

5. Психологические особенности тревожности у первоклассников.

6. Особенности эмоционального состояния младших школьников в первый год обучения.

7. Влияние особенностей личности учителя на формирование успешной учебной деятельности у учащихся младших классов.

8. Особенности тревожности и ее влияние на самооценку ребенка младшего школьного возраста.

9. Влияние семьи на психологическую готовность ребенка к школе.

10. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

11. Факторы успешного обучения школьника при переходе из начальных классов в средние.

12. Исследование влияния личностной тревожности на успеваемость.

13. Исследование влияния уровня притязаний на самооценку учащегося.

14. Психологические теории эмоций. Анализ проблем. Современное состояние.

15. Исследование особенностей микросоциальной адаптации детей 7-8 лет. (Диагностика самооценки, уровня притязаний, тревожности и т.д.).

16. Исследование характерологических свойств личности у одаренных третьеклассников.

17. Развитие памяти младших школьников как фактор успешности учебной деятельности.

18. Психологические особенности профессионального становления педагога.

19. Способности в младшем школьном возрасте.

20. Развитие воображения в процессе музыкального воспитания.

21. Психолого-педагогические основы планирования урока в системе личностно-ориентированного обучения.

22. Методические подходы к планированию урока с учетом каналов восприятия информации учащимися.

23. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и самооценки подростков.

24. Взаимовлияние личностных черт учителя и стиля его педагогической деятельности.

25. Развитие мышления и умственных способностей в подростковом возрасте.

26. Проблема возраста в работах Л.С. Выготского.

27.Закономерности психического развития ребенка.

28.Сензитивные периоды в развитии ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.7.255 (0.07 с.)