Организация внешнеэкономической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация внешнеэкономической деятельности



Цели и задачи внешнеэкономической деятельности

Основными целями ВЭД являются:

1) получение дополнительной прибыли;

2) достижение финансовой устойчивости фирмы посредством выхода на новые рынки;

3) совершенствование технологий путем приобретения патентов и лицензий у иностранных партнеров;

4) удовлетворение потребностей населения в данном товаре (услуге) — цель импорта;

5) обмен опытом.

Цели ВЭД ставятся в рамках общих целей предприятия, не противоречат им. Выделяют различные виды ВЭД — внешнеторговая деятельность, международное инвестиционное сотрудничество, ввоз и вывоз капитала, международные производственно-хозяйственные и кооперационные связи, международные кредитно-финансовые и валютно-расчетные отношения, поэтому цели и задачи ВЭД зависят от ее вида.

Задачи экспорта:

1) получение валютной выручки, необходимой для импорта технологий, дефицитных сырья и материалов, улучшения финансового состояния предприятия в условиях неплатежей, решения социальных проблем;

2) расширение рынка сбыта за счет зарубежных потребителей;

3) более полная загрузка производственных мощностей благодаря экспортным поставкам;

4) продление жизненного цикла товара посредством его реализации на зарубежных рынках, где у него нет аналогов или конкурентов;

5) выгоды от общего улучшения позиций как экспортёра в результате девальвации национальной валюты (понижения курса);

6) сглаживание негативных последствий острой конкуренции на внутреннем рынке;

7) рост занятости и повышение квалификации работников.

Задачи переноса производства в другую страну:

1) приближение производства к потребителю, что обеспечит по сравнению с обычным экспортом экономию транспортных, таможенных, налоговых расходов, выигрыш во времени;

2) преодоление протекционистских барьеров (высоких пошлин, квот, запретов на ввоз);

3) доступ к более дешевым производственным ресурсам (энергии, сырью, рабочей силе);

4) снижение политических, экономических, валютных и других рисков благодаря одновременной хозяйственной активности в различных государствах.

 

Правовое регулирование ВЭД

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Федеральный закон «О таможенном тарифе»

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Федеральный закон «Об экспортном контроле»

Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГосударств

Таможенный кодекс Российской Федерации

О порядке предоставления льгот участникам ВЭД

Внешнеэкономический договор (контракт)

Налогообложение доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации

Выбор оптимальных условий расчетов по внешнеторговым контрактам

Как применять ИНКОТЕРМС при заключении внешнеторгового котракта

Учредитель организации – иностранное юридическое лицо: правовой и налоговый аспекты

Зеленый свет для экспортеров

 

Виды и участники внешнеэкономической деятельности

Все виды ВЭД можно разделить на возмездные и безвозмездные.

Безвозмездные виды ВЭД—те, при которых не происходит возмещения затрат одной стороны другой стороне. Это, например, координация работ, согласование направлений деятельности, обсуждение и принятие общих решений, творческий обмен опытом и т. д. К сферам применения безвозмездных видов ВЭД можно отнести деятельность, направленную на международную охрану окружающей среды, освоение богатств мирового океана, международную унификацию стандартов и т. д.

Чаще используются возмездные виды ВЭД. В соответствие с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» основными видами возмездной внешнеэкономической деятельности являются:

1) внешнеторговая деятельность — международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуального труда;

2) международное инвестиционное сотрудничество — предпринимательская деятельность, связанная с ввозом и вывозом ссудного или предпринимательского капитала;

3) международные производственно-хозяйственные кооперационные связи фирм — изготовителей продукции из разных стран, специализирующихся на изготовлении комплектующих, узлов и деталей;

4) международные кредитно-финансовые и валютно-расчетные отношения — совокупность экономических отношений, обслуживающих межгосударственные займы, деятельность международных финансовых и экономических организаций, многообразие взаимных финансовых расчётов, страховых операций, кредитование всех участников ВЭД.

 

Участники внешнеэкономической деятельности в России

Российские участники внешнеторговой деятельности (российские лица) — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Иностранные участники внешнеторговой деятельности (иностранные лица) — юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица — иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.

Виды и участники ВЭД

Виды ВЭД Участники ВЭД
Внешняя торговля: товарами   услугами   работами     информацией   результатами интеллектуальной деятельности   Производственные, торгово-посреднические фирмы   Транспортные, страховые, консультационные, аудиторские, туристические, инжиниринговые фирмы и др. Строительные, монтажные, геолого-разведочные, сервисные, ремонтные, пуско-наладочные фирмы и др.     Информационные агентства, компьютерные сети, научно-технические, исследовательские фирмы, СМИ   Издательства, разработчики программных продуктов, кино-телебизнес
Международное инвестиционное сотрудничество: привлечение иностранных инвестиций   вывод инвестиций за рубеж   сооружение объектов на подрядных условиях     Предприятия с иностранными инвестициями, инвестиционные консорциумы, участники соглашений «о разделе продукции»     Российские фирмы за рубежом, смешанные компании     Фирмы — генеральные подрядчики, фирмы-субподрядчики
Международная производственная кооперация Простая кооперация, объединения на условиях подрядного кооперирования, на условиях раздела производственных программ по договорной специализации, кооперационные СП для создания конечного продукта
Международные валютные и финансово-кредитные операции Банки, банковские консорциумы, финансовые консорциумы, трастовые фирмы, агенты фондового рынка, участники финансового лизинга.

 

Внешнеэкономическая деятельность — составная часть всей работы большинства предприятий России. Развитие ВЭД дает предприятию новые возможности: использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это следующие задачи:

1) свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

2) свободный выбор направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

3) свободный выбор производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

4) свободный выбор путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала.

Включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы ВЭД являются экономические возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды ВЭД, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

За неисполнение обязательств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Открытая экономика

Тенденция ко все большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международ­ного разделения труда. По степени вовлеченности в международное разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа:

• замкнутое (автаркическое);

• открытое.

Под замкнутой (автаркической) понимается экономика, развитие которой определяется только внутренними тенденциями и не зависит от тенденций в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяй­ствами минимальны.

Под открытой экономикой понимается такая эконо­мика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсо­лютное, так и относительное их расширение.

Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами еще не означает, что она имеет открытую эко­номику В настоящее время экономика отдельных стран не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автаркические тенденции, внешние связи неизбежно играют ту или иную роль.

Экономика одних стран открыта в большей степени, других — в меньшей. Причем экономика крупных стран, как правило, открыта в меньшей степени.

Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а точнее, от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если произ­водительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обес­печивать максимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения при условии эффективного использования всех ресурсов.

Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры националь­ного производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т. п.), тем меньше относительная вовле­ченность страны в международное разделение труда, т. е. степень от­крытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие ее отрасли, как машиностроение, электроника, химия и т. п., предполагают более глубокую подетальную специализацию, бла­годаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, усиление открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим раз­делением труда, чем меньше ее общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются экспортная и им­портная квоты.

Экспортная квота - показатель, который характеризует значимость экспорта для экономики страны, ее отраслей по различным видам продукции, определяется по формуле:

 

V э

K э = -------------. 100%, (1)

ВВП.

где - Kэ - экспортная квота;

Vэ- объем экспорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период;

ВВП - объем валового внутреннего продукта (совокупность производимых в стране товаров и услуг, подсчитанная по их добавленной стоимости).

Импортная квота характеризует значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по видам продукции, ее значение можно определить по формуле:

 

V и

Kи = --------------. 100%, (2)

ВВП.

 

где - Kи - импортная квота;

Vи- объем импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период;

Vвн.потр.- объем внутреннего потребления в стране соответствующей продукции за этот период.

 

 

 

Характерной экономической чертой стран с развитой рыночной экономикой являются высокие уровни показателей экспортной и импортной квот (см. таблицу 1):

 

Таблица 1.

Показатели экспортной и импортной квот

Квоты США Япония Германия Франция Россия

 

Квота

экспортная,% 10.7 9.5 33.1 21.3 23.6

 

Квота

импортная,% 12.1 7.3 30.3 19.4 17.0

.

Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот еще выше, например, в Бельгии квота экспортная - 71.2%, квота импортная - 66%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. В этих странах производство, в основном, узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Чем крупнее страна, тем большее значение имеет для нее внутренний рынок и тем меньшее – внешний, мировой.

Африка (33)

Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди*, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Коморские Острова, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Нигер, Объединенная Республика Танзания, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия

Азия (15)

Афганистан, Бангладеш, Бутан, Вануату, Йемен, Камбоджа, Кирибати, Лаосская НародноДемократическая Республика, Мальдивские Острова, Мьянма, Непал, Самоа, Соломоновы Острова, Тимор-Леште, Тувалу

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Международное разделение труда, международное производство создают ре­альные предпосылки для развития интеграции, выступающей в качестве высшей формы развития мирового производственного процесса. Современный этап раз­вития производительных сил все настойчивее требует ликвидации препятст­вий на пути углубления МРТ и использования выгод международного экономи­ческого обмена. Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэконо­мический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению наци­ональных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хо­зяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальны­ми хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различ­ных формах

Мировой процесс экономической интеграции развивается на двух уровнях:

- на межгосударственном уровне;

- на уровне непосредственных производителей (на микроуровне)

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических от­ношений между ними, в том числе создания филиалов за границей.

На межгосу­дарственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономи­ческих объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспе­чение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между стра­нами в рамках данного региона, на согласованное проведение совместной эконо­мической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге зачастую создаются целостные региональные эко­номические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономи­ческими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами.

 

Рассмотрим подробнее эти уровни.

 

 

2.1. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН

 

Простейшая интеграционная форма – зона свободной торговли, где ликвидируются ограничения в торговле (прежде всего – таможенные пошлины) между странами-участницами. Следующая ступень – таможенный союз, где зона беспошлинной торговли дополняется единой внешнеторговой политикой, включая единый внешнеторговый тариф в отношении других стран. Третья форма – общий рынок, где к компонентам таможенного союза добавляется свобода передвижения капиталов и рабочей силы. Кроме того, возникает необходимость согласования хозяйственной политики. Четвертая форма – экономический и валютный союз, который совмещает все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Пятая форма - п олная интеграция возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические: создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.

Экономическая интеграция стран неизбежно сопровождается их всесторонним политическим, социальным, культурным, информационным, идеологическим сближением, вплоть до появления наднациональных органов.

Интеграция становится потребностью стран на достаточно высоком уровне их развития, когда оказываются в основном исчерпанными внутренние резервы экономического роста

1.Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

2.Европейский Союз (ЕС). В него входят 27 стран: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Швеция, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Дания, Бельгия, Люк­сембург, Нидерланды, Греция. Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

3. Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ): Ис­ландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США, Канада, Мексика.

5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС):

Межправительственный форум “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС) образован в ноябре 1989 г. В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория АТР (с учетом специфики, обусловленной участием в Форуме территорий (Тайвань, Гонконг), в АТЭС принято обозначать страны-участницы как “экономики): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1998г. одновременно со вступлением России в АТЭС введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.

На долю участников АТЭС приходится свыше 60% мирового ВВП, 47% оборота внешней торговли, более 40% объема иностранных инвестиций и 40% населения мира.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

6. Торговый пакт "Меркосур" — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) и а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок».

7. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) ( Юго-Восточная Азия) - довольно развитая структура, в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

8. Южноафриканский комитет развития (САДК): Ангола, Бот­свана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Сва­зиленд, Танзания, Зимбабве.

9. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА): Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

10. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК): Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бу­тан, Непал.

11. Андский пакт: Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боли­вия.

 

Бенилюкс

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами.

Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны. Интеграционные процессы в странах Бенилюкса начались еще после первой мировой войны.

Договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономического союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного контингентирования и других препятствий в торговле между этими странами, а также установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом. С 1930 гг. предпринимались попытки экономического сближения БЛЭС и Нидерландов путем заключения различного рода договоров.

5 сентября 1944 г. правительства трех стран подписали в Лондоне Таможенную конвенцию, дополненную и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила в силу с 1 января 1948 г. С этой даты торговля между странами Бенилюкса была освобождена от всех пошлин, а в отношении третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе внешний таможенный тариф.

5 мая 1955 г. был создан Межпарламентский консультативный совет Бенилюкса.

С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно заключать торговые договоры с третьими странами.

Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля I958 г. и вступил в силу I ноября I960 г. Он обобщил нормы, которые вырабатывались с 1948 г., когда начал функционировать таможенный союз трех государств. За ним последовали и другие договоры:

о свободном передвижении лиц по территориям трех государств
и переносе пограничного контроля на их внешние границы (1960 г.);

протокол о полной отмене пограничного контроля между тремя странами и Конвенция об унификации таможенной территории Бенилюкса (1969 г.); и др.

Государства – члены: Бельгия, Люксембург, Нидерланды.

Местонахождение – Брюссель (Бельгия).

введение в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.) и др.

Основными целями Бенилюкса являются:

свободное движение товаров, услуг, капитала, т. е. ликвидация в торговле между странами-участницами таможенных пошлин, количественного контингентирования, а также иных ограничении;

свободное передвижение граждан стран Бенилюкса из одной страны в другую без паспорта и визы, постоянное проживание, найм на работу, пользование системой социального страхования без какой-либо дискриминации, применение той же
налоговой системы, которая действует в отношении граждан страны, на чьей территории данное лицо пребывает (каждая из сторон гарантирует своим гражданам исключительное право работы на своей территории в государственных учреждениях и в некоторых профессиях);

координация экономической, финансовой и социальной политики;

проведение единой внешнеторговой и внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам, прежде всего установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Бенилюкс имеет следующую структуру:

Комитет министров;

рабочие группы;

Совет Экономического союза;

комиссии;

генеральный секретариат;

объединенные службы;

Межпарламентский консультативный комитет;

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам;

арбитражная коллегия;

судебная палата.

Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он контролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и принимает решения в рамках предоставленных ему Договором полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).

Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных комиссий и подчинен комитету министров.

На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешнеэкономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышленность и торговля, сельское хозяйство, и др.).

Во главе генерального секретариата стоит коллегия генеральных секретарей, состоящая из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его заместителей.

Объединенным службам поручается выполнение специальных задач, например в области товарных знаков и дизайна.

Межпарламентский консультативный совет состоит из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии и Нидерландов и 7 из Люксембурга.
При их назначении учитывается степень влияния политических течений в трех странах. Совет принимает рекомендации для правительств стран-участниц. Совет полномочен решать не только экономические проблемы, но и вопросы политического сотрудничества.

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций трех стран (Бельгия — Центральный экономический совет и Национальный совет труда; Люксембург — Экономико-социальный
совет; Нидерланды — Социально-экономический совет).

Для решения спорных вопросов, возникающих между государствами-членами в связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная коллегия.

Судебная палата создана для содействия единому толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномочиями по делам государственных чиновников.

В связи с возникновением новой международной группировки (ЕЭС) странам Бенилюкса было необходимо определить будущее своего Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС,
куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:

• ликвидация Бенилюкса уничтожила бы результаты долгих лет сотрудничества;

• существование Бенилюкса является гарантией стабильного положения для трех стран;

• малые страны Бенилюкса добьются более быстрых и значительных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках ЕЭС;

• приобретенный опыт в создании Экономического союза Бенилюкс имеет большую ценность для осуществления Договора о ЕЭС;

• три малые страны должны составлять прочное единство, чтобы интегрировать Бенилюкс в ЕЭС на наиболее выгодных условиях.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.

Наиболее значительной интеграционной группировкой стран является Европейский Союз (ЕС) (European Unity - EU). Европей­ский Союз - это группировка стран, стремящихся к экономическому и политическому единству при частичном отказе от своих нацио­нальных суверенитетов.

Создание Европейского Союза

Парижский договор Римский договор Европейские сообщества Единый европейский акт Европейский Союз
    1968-70    
План Шумана: 6 стран составляют сообщество по вопросам угля и стали (Европейского объединения угля и стали) 9 мая 1950 г. (знаменитая Декларация Шумана) Евроатом: Программа мирного развития и использования атомной энергии. ЕЭС: Программа, первым этапом которой являлась свободная торговля с конечной целью- общий рынок Слияние ЕС по вопросам угля и стали, Евроатом и ЕЭС Укрепление сотрудничества в области охраны окружающей среды, социальной и международной политики с целью создания ЕС. Задачи свободного рынка сосредоточены на обеспечение свободного перемещения товаров, капитала и людей.

 

Основоположниками идеи, приведшей к созданию ЕС, стали французский дипломат Жан Моне и министр иностранных дел Франции Робер Шуман.
Р. Шуман в речи 9 мая 1950 г. (знаменитая Декларация Шумана) говорит о том, что в качестве первого и неотложного шага правительство Франции предлагает передать все производство угля и стали во Франции и в Германии под контроль единой организации, которая открыта для участия в ней и других стран Европы. Объединение производства угля и стали создаст общую основу для экономического развития и изменит судьбу тех регионов, которые являлись базой индустрии войны и неизменно становились ее жертвами. Объединение производства сделает любые войны между Францией и Германией не просто немыслимыми, но и практически невозможными. Производственная структура, открытая и для других стран, создаст реальную основу для их экономического единения. Объединение базовых производств под общим руководством станет для Франции, Германии и других стран первым конкретным шагом к европейскому единству, подразумевающему сохранение мира.
9 мая считается «днем рождения» Европейского Союза, и каждый год эта дата отмечается как День Европы (решение об этом было принято в 1985 г. главами правительств стран, входящих тогда еще в Европейское экономическое сообщество).

Основан первоначально в форме Европейского Сообще­ства в 1967г, после объединения руководящих органов трех между­народных организаций:

- Европейского объединения угля и стали (договор вступил в силу в 1952г.);

- Европейского объединения по атомной энергии (1958г.);

- Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (Римский договор об образовании ЕЭС 1957г.).

Штаб-квартира находится в Брюсселе.

ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн.

Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Впервые этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986.

 

Гимн Ode an die Freude Ода к радости - ода, написанная в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи по просьбе его друга-масона Христиана Готфрида Кёрнера. Ода была изменена в 1793 и положена на музыку Бетховеном. Музыка вошла в состав знаменитой 9-й симфонии, а в 1972 была принята в качестве официального гимна Европейского союза. (она также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).

В 1968г. членами Со­общества являлись 6 стран: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидер­ланды, Люксембург. Далее присоединились: в 1973г. - Великобрита­ния, Дания, Ирландия, в 1981г.- Греция, в 1986г.- Португалия и Ис­пания, и в 1995 году - Австрия, Финляндия и Швеция. Вступили в ЕС в 2004г: Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007 –Болгария и Румыния.

19-11-2009г Совет Евросоюза избрал своего первого президента – им стал премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей, и верховного представителя по внешней политике и безопасности – в этой должности была утверждена еврокомиссар по торговле британская баронесса Кэтрин Эштон.

Государство-председатель Совета Евросоюза Испания (с 1 января 2010)

Председатель Европейского совета Херман Ашиль ван Ромпёй[1] \

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу

Председатель Европарламента Ежи Бузек

Верховный представитель по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон

Площадь — Общая 7-я в мире * 4 892 685 км²

Население — Всего (2009) 499 673 325 чел

— Плотность 3-е в мире *116,4 чел/км²

ВВП (ППП) 1-й в мире *

— Всего (2006) — ВВП/чел
17,08 трлн. $ [2] 39 900 $

 

 

Целью ЕС является интеграция (прежде всего экономическая) соседних западноевропейских стран.

Причинами интеграции перечисленных стран Западной Ев­ропы в единую группировку являются:

- проблема реализации продукции, услуг (это имеет особое значение для узкоспециализированных стран с небольшим внутрен­ним рынком сбыта);

- обеспечение научно-технического развития (это осуществляется объединением усилий в области фундаментальных и прикладных научных исследований, а также объединением финан­совых средств);

- рост числа и степени влияния транснациональных промыш­ленных и банковских корпораций на мировую экономику (выход капитала за национальные границы, взаимозависимость государств в валютно-финансовой сфере).

Плюсы

- Лиссабонский договор подвел черту под кризисом, который был спровоцирован провалом проекта евроконституции на референдумах в Нидерландах, Франции, а затем и в Ирландии.

- Завершена реформа институтов управления Евросоюзом.

- Введен пост председателя Совета ЕС, или, как его для простоты в СМИ называют, "президента ЕС". Он призван стать "лицом" континентальной организации 27 стран.

- За внешнюю политику и безопасность теперь будет отвечать "министр иностранных дел" ЕС. В перспективе это может создать условия для более продуманных шагов ЕС на международной арене.

- Расширены полномочия ряда общеевропейских структур, в частности Европарламента. В два раза больше, чем раньше, решений будет приниматься совместно Европарламентом и Советом ЕС. Европарламент получает право последнего слова в вопросе о бюджете ЕС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.244.62 (0.15 с.)