Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и организационные формы управления портами↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОРТА
Маркетинг (от англ. market – рынок) – это комплексный подход к организации и управлению производственной, сбытовой и торговой деятельностью предприятия, фирмы, ориентированный на учет требований рынка и на удовлетворение потребностей покупателя а товарах и услугах. В связи с сокращением объема грузопереработки по реализации так называемого государственного заказа и необходимостью обеспечения загрузки порта до полного использования пропускной способности первостепенное значение приобретает маркетинговая деятельность. С созданием отдела внешнеэкономической деятельности порты начали практически осуществлять маркетинговую деятельность, т.е. проводить систематическую работу по изысканию и формированию загрузки порта в грузооборотном измерении. Формирование правовых основ экономики и коммерческих условий реализации спроса-предложения на портовые работы и услуги при расширении конкурентной Среды изменяет структуру рынка грузовладельцев. Так, в настоящее время сбытом продукции, в том числе на экспорт, занимаются тысячи предприятий вместо нескольких десятков внешнеторговых объединений, ранее действовавших в системе Министерства внешней торговли СССР. Это усложняет процесс комплектации грузовой базы и одновременно предъявляет повышенные требования к качеству портовых работ, услуг. Под комплексом маркетинга понимается набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых предприятие использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны потребителей ее продукции или услуг (иначе целевого рынка). В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Такого рода возможность можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения, методы стимулирования. Товаром порта в обобщенном смысле являются предоставляемые им клиентуре (грузо- и судовладельцам) услуги по перевалке грузов и обслуживанию судов. При этом цене соответствует денежная сумма, которую клиент должен уплатить порту за ту или иную услугу. Методы распространения – это деятельность, направленная на обеспечение доступности услуг порта клиентуре. Методы стимулирования – это деятельность порта по распространению сведений о достоинствах предоставляемых им услуг (качестве обслуживания) и убеждению клиентуры пользоваться ими. Процессу разработки комплекса маркетинга предшествует весьма ответственная работа по анализу рыночных возможностей и отбору целевых рынков фирмы. При этом рыночные возможности оцениваются с точки зрения выявления новых рынков, а отбор целевых рынков производится исходя из целей и ресурсов фирмы. В случае порта суть этой работы состоит в постоянном поиске клиентов и установлении с ними прочных связей на основе: - более глубокого внедрения на рынке портового обслуживания, т.е. увеличения объемов грузопереработки для существующей клиентуры без внесения каких-либо изменений в действующую технологию погрузочно-разгрузочных работ (принцип: существующий товар – существующий рынок); - расширения границ рынка, т.е. поиска новых клиентов при прежней технологии перегрузочного процесса (принцип: существующий товар – новый рынок); - разработки новой технологии перегрузки груза для имеющейся клиентуры (принцип: новый товар – существующий рынок); - диверсификации, т.е. привлечение дополнительной клиентуры при внедрении новой технологии перегрузочного процесса (принцип: новый товар – новый рынок). Наряду с усовершенствованной технологией перегрузки грузов в качестве нового товара порта могут выступать предоставляемые им услуги клиентуре по экспедированию грузовых мест и т.п., которые прежде отсутствовали. Анализ рыночных возможностей завершается оценкой маркетинговых возможностей на основе сопоставления целей и ресурсов фирмы. В случае порта под маркетинговой возможностью понимается привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором порт может добиться конкурентного преимущества в борьбе за рынок.
Обоснование номенклатуры и объемных характеристик потенциального грузооборота портов. На грузооборот порта влияет экономический фактор, так при увеличении совокупного продукта страны на 1% объем грузооборота увеличивается на 2%. Номенклатура: на мировом рынке принято разделение труда. От этого и зависит грузооборот портов определенной страны. Также существуют транзитные грузы. Их номенклатура зависит от импорта/экспорта конечных стран. Объем грузооборота также зависит от заказов. Оптимальный – удовлетворяет всю клиентуру. Грузооборот зависит также от политического и экономического положения страны.
Система плановой ориентации порта Прогнозирование грузовой базы портов и конъюктура рынка портовых услуг
Виды планирования: ССПРП Ситуационное планирование Непрерывный план-график работы порта Технологический план-график Технологичекий план-график обработки судна
11.2. Обоснование структурных параметров портового пр-ва на планируемую переспективу. Постановка целей организации портового производства Удовлетворение гос. и общественных потребностей в погрузке, разгрузке и обслуживании заходящих в порт судов Перевалка грузов Транспортно-экспедиторские операции с грузами Обслуживание пассажиров морских судов При выполнении своей деятельности порт стремится к получению прибыли. Для увеличения прибыли порт должен качественно, быстро обслуживать суда и грузы. Для этого и необходима тщательная организация портового производства. Услуги порта должны быть привлекательны для его клиентов, особенно в условиях жесткой конкуренции. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ ПОРТА Традиционно планирование погрузочно-разгрузочньис работ а морских портах разделялось по следующим интервалам времени: хозяйственный год с распределением по кварталам, месяцам и в сменно-суточном разрезе. Формирование грузовой базы порта решалось в централизованном порядке. Годовым планом определялась общая загрузка, техническое обеспечение, трудовое обеспечение и финансовые показатели работы порта. В современных условиях формирование грузовой базы порта практически осуществляется непрерывно на протяжении всего года, с тем, что к началу года формируется основная грузовая база на договорных условиях с последующим ее наращиванием также на договорной основе. Такой порядок отличается от традиционной градации планирования по периодам времени и усложняется необходимостью заключения договоров с грузовладельцами, фрахтователями. Вместе с тем сохраняется необходимость планирования и протезирования какого-то объема погрузочно-разгрузочных работ, на ocнoвaнии которого определяются необходимые ресурсы и финансовые показатели, используемые в повседневной деятельности. Этот процесс носит непрерывный характер, и раздельные этапы его осуществления различаются по объектам и параметрам управления. Так, при годовом планировании объектом и параметром управления является объем конкретного грузопотока. На этапе осуществления перевалки груза объектами и параметрами управления служат судовая грузовая партия, нормы погрузки-выгрузки судна, комплексные нормы выработки по применяемым технологическим схемам перегрузки груза. Таким образом, система непрерывного планирования является механизмом определения объема грузопереработки, ресурсообеспечения в различные интервалы времени. Процесс формирования грузовой базы, ее распределение по интервалам времени носят вероятностный характер, и для определения расчетного объема грузопереработки для представительного месяца по каждому грузопотоку требуется определение не однозначного значения объема грузопотока, а его доверительный интервал. Определение расчетного объема грузопереработки осуществляется в следующей последовательности: 1) Определяется среднемесячный объем грузопареработки каждого грузопотока по формуле Qcp=(Q1, + Q2 + … +Qi)/n где Qi – месячный объем грузопереработки в тоннах; n – количество месяцев перевалки данного грузопотока, предусмотренного договором и (или) протоколом о намерениях 2) Определяется дисперсия, характеризующая рассеивание отдельных величин D = ((Q12 + Q22 + … + Qn2)/n – Qcp2)*n/(n-1) В специальной таблице по параметрам n – 1 и р выбирается значение доверительной вероятности (tb), используемое для опоеделения максимального и минимального значения доверительного интервала месячного объема грузопереработки Max Q= Qcp+tb*(D/n)0,5 Min Q= Qcp-tb*(D/n)0,5 Значение доверительного интервала объема грузопереработки по всем грузопотокам исгользуется для оценки численного значения грузовой базы по периодам перевалки груза. Приведенные в табл. численные значения объема грузопереработки по периодам перевалки, вариант перевалки по отдельным грузопотокам и всего по порту сопоставляются с расчетными значениями доверительного интервала объема грузопереработки и анализируются для корректировки общего объема грузопереработки по порту. В случае отсутствия в договоре с грузовладельцем распределения по месяцам годового грузопотока, как это представлено а табл., возникает необходимость определения объема грузопереработки представительного месяца в следующем порядке: - определяется среднемесячная грузопереработка делением годового объема на количество месяцев перевалки грузопотока (n); - определяется дисперсия; Численное значение доверительного интервала (max, min) определяется по заданной доверительной вероятности (от 0,5 до 0,95) по данным таблиц с переводом показателя плюс, минус (+, -) от среднемесячного объема грузопереработки. Доверительный интервал характеризует расчетный объем грузопереработки представительного месяца. Особое значение применение доверительного интервала приобретает для определения численности докеров-механизаторов по каждому грузопотоку и по их совокупности в порту, учитывая возможное маневрирование трудовыми ресурсами в пределах порта, грузового района. Для технического обеспечения, учитывая распределение грузопотоков по перегрузочным комплексам, сообразуясь с их месячной пропускной способностью, доверительный интервал характеризует степень использования их пропускной способности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ СУДОВ Под обработкой судна понимается погрузка (выгрузка) груза на судно, включая сепарирование партий груза, перевеску груза (сплошную или выборочную) у борта. судна, спецкрепление груза на судне, крепление-раскрепление груза в трюмах и на палубе, выполнение вспомогательных операций, непосредственно связанных с погрузкой (выгрузкой) груза на судно, открытие и закрытие трюмов, перетяжка судна вдоль причала, перестановка от причала к причалу, подготовка грузовых помещений, оформление грузовых документов на погруженный (выгруженный) груз. Под обслуживанием судна понимается выполнение работ и услуг, связанных с оформлением прихода-отхода судна портовыми властями, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, дератизация, дезинфекция, фумигация, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, ремонтные работы без вывода судна из эксплуатации, проведение инспекторских смотров, культурно-бытовое обеспечение экипажа в рейсе и на берегу). Работы по обслуживанию судна должны, как правило, проводиться до начала или в процессе грузовых операций. Под стояночным временем судна в порту понимается все время нахождения судна в порту с момента прихода его в порт, т.е. после окончания швартовки судна к причалу или постановки его на якорь в пределах портовых вод по указанию порта. Окончанием стояночного времени судна в порту считается момент отхода его из порта, т.е. начало отшвартовки судна от причала или съемки его с якоря. Под сталийным временем судна понимается время, полагающееся порту по установленным нормам для выполнения возложенных на порт обязанностей по обработке и обслуживанию судна с учетом максимально возможного совмещения вспомогательных операций с производством грузовых работ. Основными документами оперативного планирования работы порта по обработке и обслуживанию судов являются сводный месячный график подачи судов в поpт (СМГ), eпpepывный-плaн-грaфик paбoты порта (НПГРП), сменно-суточный план порта (ССП). СМГ разрабатывается с учетом производственных возможностей порта по одновременной обработке судов и сообщается портом всем заинтересованным судовладельцам, не позднее чем за 3 суток до начала планируемого месяца. В нем указывается наименование судна, род и количество груза, подлежащего погрузке или выгрузке, дата прихода судна в порт. ССП разрабатывается ежедневно портом на период с 16 часов текущих суток до 16 часов последующих суток и определяет по сменам в целом за сутки объем судовых грузовых работ, вагонных, автотранспортных и складских грузовых работ. С помощью НПГРП ежедневно решается задача распределения плановых ресурсов порта по объектам работ на ближайшие сутки и на последующие 9 суток (и ориентировочные сроки обработки судов за пределами 10 суток). Для подготовки порта к приему судна капитаны судов обязаны сообщить порту назначения информационную заявку за 10 суток и уточненное время прихода судна в порт за 48, 24, 4 часа, а при меньшей длительности перехода – не позднее чем через 2 часа после выхода из предыдущего порта. Порт информирует судмо о месте швартовки, начале и способе производства работ не позднее, чем за 2 часа до прихода судна в порт. Выделены следующие стадии обслуживания судна: подготовка порта к приему судна, организация грузовых и вспомогательных работ, связанных с перегрузочным процессом, оперативное управление обслуживанием судна. Подготовка к разгрузке-загрузке судна состоит в следующем: разработка грузового плана при погрузке судна, выбор причала для постановки судна; подготовка складов и барж портофлота, используемых как складская емкость, для временного хранения груза; определение мест складирования грузов животного происхождения и огнеопасных; выяснение возможностей железнодорожной станции по обеспечению порта порожняком и подача заявок на него; получение информации о наличии груженых вагонов и установление сроков их подачи к фронтам выгрузки; выяснение возможности выделения автотранспорта и подача заявок на него; подготовка подъемно-транспортных машин и технологической оснастки; подготовка инвентаря, сепарационных и крепежных материалов и заблаговременная доставка их к причалу; расчет необходимого количества рабочей силы и подача заявок на нее; подготовка причала к приему судна (отвод плавсредств, освобождение от груза, расстановка кранов), осмотр груза на предмет готовности его к отгрузке; уточнение технологии перегрузки тяжеловесных прузов, предварительная концентрация на морском грузовом фронте грузов подлежащих погрузке; получение разнарядок на экспортные грузы и поручений на импортные и согласование сроков завоза грузов местной клиентуры. Кроме того, устанавливают порядок ввода или вывода судна из порта и согласовывают сроки выполнения работ по судну с организациями, не находящимися а административном подчинении порта. Все основные вопросы организации обработки судна разрабатывают и излагают в технологическом плане-графике его обработки.. Технологический план-график обработки судна (ТПГОС) в порту составляется на каждое судно, сталийное время которого превышает 24 часа. Он представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ускоренную обработку судна в порту и непрерывный контроль за его ходом. ТПГОС составляется старшим технологом или старшим стивидором на основании информации капитана, грузового плана, заявок судна на снабжение топливом, водой, продовольствием, материалами. План-график составляется до прихода судна в порт, согласуется с заинтересованными организациями и утверждается руководством порта. По прибытии судна а порт технический план-графих согласуется с капитаном судна. Технический план-график состоит из следующих элементов: a) схема обработки судна, на которой указана расстановка перегрузочных машин и других транспортных средств по трюмам и маршруты движения грузов; b) расчет необходимого количества технических средств (количество машин и машино-часов) и расчет необходимой рабочей силы (человеко-часы); c) график комплексной обработки судна – почасовое выполнение всех операций, составляющих процесс обработки судна с момента прихода его в порт и до отхода, а также все подготовительные работы, связанные с приемом судна к обработке; d) план погрузки (разгрузки) судна по трюмам. План-график составляется в двух экземплярах, из которых один остается в перегрузочном комплексе для руководства, а второй передается в диспетчерскую порта для выполнения операций, входящих в компетенцию диспетчерской службы порта. Основным исходным документом для составления технического плана-графика обработки судна является его грузовой план. После прихода судна в порт и получения свободной практики (после оформления прихода, таможенного и санитарного досмотров) капитан судна вручает представителю порта нотис по установленной форме о готовностм судна к обработке на все трюмы, в которые в данном порту должна производиться погрузка (выгрузка) груза. В необходимых случаях готовность трюмов, судовых грузовых устройств к погрузке (выгрузке) груза должна быть подтверждена соответствующей инспекцией (комиссией), вызываемой по заявке судна или портом. Представитель порта обязан в течение 30 минут принять нотис, указать дату и время начала обработки или за каким судном данное судно принимается к обработке. Судно, на котором необходимо проведение фумигации, дезинфекции, дератизации, дегазации, мойки и сушки трюмов, считается к проведению грузовых операций неготовым. Судно обязано выдавать, а порт выгружать грузы в полном соответствии с грузовым планом, по по коносаментным партиям, не допуская смешения партий груза. Грузы должны находиться на судне в отсепарированном виде, в исправной таре и должны иметь ясную маркировку по отдельным коносаментам. Порт обязан грузить, а судно принимать грузы в соответствии с разработанным портом и утвержденным капитаном судна грузовым планом, по коносамснтным партиям, не допуская их смешения. В случае невыполнения указанных требований и задержки в связи с этим производства грузовых работ причины простоя с указанием ответственной стороны фиксируются в акте прилагаемом таймшиту? Грузовые документы для судов должны готовиться и вручаться портом администрации судна во время производства грузовых работ по мере окончания погрузки или выгрузки каждой партии груза, перевозимого по отдельным коносаментам (накладным). После окончания погрузки порт одновременно с грузовыми документами обязан вручить капитану судна исполнительный грузовой план и люковые записки в количестве, необходимом для судна и порта (портов) выгрузки. Для учета стояночного времени, фактически затраченного судном в порту, судно совместно с портом ведет таймшит. В таймшите в хронологическом порядке фиксируется в часах и минутах все производственные операции и все задержки и перерывы в обработке судна с указанием причин и продолжительности. После окончания погрузки (выгрузки), всех вспомогательных операций и перед отходом судна из порта подписывается капитаном судна, ответственными представителями порта (клиента). С приходом судна в порт под погрузку порт обязан назначить руководителей (стивидоров), ответственных за организацию и выполнение работ, выделить необходимое количество рабочих и обслуживающего персонала. Основными мероприятиями, определяющими успех обработки судна при разгрузке, являются подготовка складских площадей для размещения выгружаемых грузов и меры по быстрейшему вывозу грузов из порта. Потребная складская площадь (в кв.м) при этом определяется по формуле F=Qc/ptkз Qc – количество груза, которое необходимо разместить на складах, т; pt – удельная нагрузка на складскую площадь, т/кв.м; kз - коэффициент полезной загрузки площади складов с учетом свободной площади для проходов, проезда погрузчиков, разрывов между штабелями; этот коэффициент меньше единицы, значение его зависит от условий складирования груза. Наличие свободной складской площади может являться решающим фактором ускоренной разгрузки судна, но не единственным; еще до определения потребности в складской площади следует проверить возможность перегрузки груза по прямым вариантам. Количество вагонов, которое потребуется для разгрузки судна, определяется по формуле Nваг=Qв/pkз Qв -количество груза, подлежащего отправке в вагонах, т; р – грузоподъемность одного вагона,т; kз- коэффициент использования грузоподъемности вагона. Если груз подлежит выдаче местным получателям, необходимо предупредить последних и решить вопрос о вывозе груза автомобильным транспортом. После того, как определились варианты перегрузочных работ, порт -составляет план разгрузки судна по трюмам. Непосредственным ответственным руководителем работ на судне является старший стивидор. При длительных сроках обработки судна в распоряжение старшего стивидора выделяются сменные стивидоры, которые руководят работами на судне круглосуточно. Весь комплекс вопросов, связанных с обслуживанием судна, решается диспетчерским аппаратом порта в соответствии с утвержденным планом. Если порядок выполнения операций по обслуживанию судна вследствие изменений условий в порту изменяется, об этом своевременно должна быть поставлена в известность администрация судна. Весь процесс обработки судна находится под контролем руководства ППК и главной диспетчерской порта. Ежедневно на диспетчерских совещаниях в управлении порта обсуждаются итоги работы по сменам и за сутки по каждому судну в отдельности
Терминальные операции Терминал – портовый перегрузочный комплекс, состоящий из совокупности сооружений, оборудования, устройств и коммуникаций ил часть этой човокупности, обеспечивающее прием, разгрузку технологическое хранение, сдачу, погрузку, т. е. Выполнение всех операций по перевалке грузов с речного, автомобильного, железнодорожного, трубопроводнного транспорта на морской и обратно. Технологичекое хранение – хранение груза по причинам, вызванным объективными факторами взаимодействия разщличных видов транспорта. Планирование объема складских и внутрипортовых операций Организация складских работ. В производственном процессе порта важное место занимают операции складирования и хранения грузов, их внутрипортового перемещения. Эффективность погрузочно-разгрузочных работ и обработки судов во многом зависит от уровня организации складских операций размещения, хранения, приема и выдачи грузов. В силу ряда причин – несогласованность прибытия в порт подвижного состава различных видов транспорта, особенности комплектации и перевозок экспортно-импортных грузов, необходимость дополнительных работ с грузами по исправлению тары, маркировке – значительная часть грузов, прибывающих в порт, проходит через склады. Склады должны обеспечить временное хранение грузов с момента их прибытия в порт до момента отправления из порта. Наиболее выгодное распределение грузов по складам порта, рациональное размещение грузов на каждом складе, сокращение сроков хранения уменьшают (или исключают вовсе) дополнительные капиталовложения в сооружение новых складов при росте грузооборота. Исключительно велика роль складов в обеспечении сохранности грузов. Организация складских операций оказывает существенное влияние на показатели работы порта в целом. Наиболее характерными складскими операциями являются: прием и выдача грузов, оформление транспортных документов, размещение и укладка грузов, учет и отчетность по грузам. В организацию приема и сдачи груза входит, прежде всего, обеспечение тщательного контроля грузов, поступающих от клиентуры с ж/д. Поступающие в порт грузы должны иметь четкую маркировку, исправную и транспортабельную упаковку, необходимую грузовую документацию. При приеме-сдаче тщательно контролируется их состояние, что очень важно для обеспечения их сохранности. Грузы укладываются в ряды и штабеля, при этом обязательным условием является устойчивость штабелей. Высота укладки зависит от ряда факторов: состояния пола склада, вида и состояния упаковки. Между штабелями оставляют проходы. Их ширина обуславливается типами внутрискладских машин малой механизации, правилами противопожарной безопасности и др. Работа складов характеризуется рядом показателей: Коэффициент складочности, определяющий в общем грузообороте порта часть грузов, проходящих через склады, Кск = Qск*Q где Qск – количество грузов, проходящих через склады, т; Q – грузооборот порта, т. Коэффициент складочности и количество проходящих через склады грузов могут быть определены через коэффициент транзитности Ктр, так как Кск=1- Ктр и Qск=(1- Ктр)*Q Средний срок хранения груза может быть получен как отношение числа тонно-суток хранения за определенный период времени к количеству грузов, прошедших склад за то же время. tхp = Sqcк х t / qcк, где Sqcк х t =q1*t1 + q2*t2 +….+qn*tn – число тонно-суток хранения грузов; Sqcк=q1+ q2+….+ qn – общее количество грузов, прошедших через склады, т; q1, q2….qn – количество груза различных наименований, прошедших через склады, т; t1, t2,….tn – продолжительность хранения грузов соответственно 1, 2, …. n-го наименования, сут. ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТАМИ
С осени 1991 года порты Украины являются государственными предприятиями, входящими в единую систему предприятий морского транспорта страны, находятся в ведении Министерства Транспорта Украины и руководствуются в своей деятельности законами Украины («О предприятия», «О собственности», «О внешнеэкономической деятельности», «О предпринимательстве», «О приватизации имущества государственных предприятий», «Об аренде имущества предприятий и государственньк организаций», «О хозяйственных обществах» и др.) Порт прежде всего – предприятие, самостоятельно хозяйствующий уставной (имеет устав) субъект, имеющий право юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли. Собственником портов как элементов системы транспорта общего пользования является государство в лице Верховной Рады Украины, т.е. порт является объектом общегосударственной собственности. В этой связи порт на праве полного хозяйственного ведения наделен обособленной частью государственного имущества. И кроме этого вновь образованное имущество за счет собственной хозяйственной деятельности порта принадлежит ему на праве собственности. Так, порт самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли, часть ее направляется на развитие основных фондов. Предметом деятельности порта является удовлетворение государственных и общественных потребностей в погрузке, разгрузке и обслуживании заходящих в порт судов, в транспортно-экспедиторских и складских операциях с грузами, в перевалке на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно, в обслуживании пассажиров морских судов, а также перевозка грузов и пассажиров на судах порта. Статус порта может измениться. На месте единого предприятия, характеризуемого максимальной вертикальной интеграцией (самообеспечение.наличие многих вспомогательных подразделений), могут появиться несколько или несколько десятков специализированных предприятий – коллективных, частных или государственньк. Но задачи и функции их в совокупности останутся прежними. Общие принципы управления предприятиями, декларированные законом О предприятиях, применительно к портам состоят в следующем. 1) Управление портом осуществляется в соответствии с его уставом на основе совмещения прав владельца по хозяйственному использованию его имущества и самоуправления трудового коллектива. Порт самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты. Владелец порта осуществляет свои права по управлению портом непосредственно или через уполномоченные им органы и может передать эти права органу, предусмотренному уставом порта и представляющему интересы владельца и коллектива; 2) К органам управления порта относятся конференция трудового коллектива. Совет порта, начальник порта. 3) Конференция трудового коллектива решает следующие вопросы: - связанные с выкупом имущества порта; - о необходимости заключения и содержание коллективного договора; - избирает (отзывает) представителей в Совет порта; - определяет круг социальных льгот и гарантий для работников порта. 4) Совет порта избирается конференцией (ее делегатами) на 2-3 года полностью или частично. В последнем случае часть членов Совета назначается владельцем. В компетенцию Совета входит: - рассмотрение совместно с Учредителем изменений и дополнений к уставу. определение условий найма руководителя; - определение общего направления экономического и социального развития порта, порядка распределения чистой прибыли; - решение вопросов, по представлению начальника порта, о выпуске портом ценных бумаг, а также приобретении ценных бумаг других предприятий; - решение вопросов о создании дочерних и малых предприятий, открытии и прекращении деятельности филиалов, представительств и других обособленных подразделений порта, членстве порта в различных объединениях; - принятие решений, касающихся вопросов внешнеэкономической деятельности порта. Вмешательство Совета в оперативно-распорядительскую деятельность администрации порта не допускается. Начальник порта нанимается владельцем, самостоятельно решает все вопросы деятельности порта, за исключением отнесенных в компетенцию конференции и Совета. Среди них: действия без доверенности от имени порта представление интересов порта внутри страны и за рубежом, распоряжение имуществом порта, выдача доверенностей, открытие в банках счетов, право распоряжения средствами порта, заключение контрактов, назначение на должность и снятие с должности руководителей дочерних и малых предприятий, утверждение структуры и штатов порта. Начальник порта назначает и освобождает от должности своих заместителей, руководителей структурных подразделений и бригад. Владелец имущества также не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность начальника порта. Система управления работой порта характеризуется его производственной и организационной структурой. Производственная структура порта характеризуется составом, назначением и связями, используемыми техническими средствами. К ним относятся перегрузочные комплексы, их технические элементы (причал, склад, перегрузочное оборудование, подъездные пути и т.д.), суда портового флота, нефтебаза, карантинная база, комплексы технологической оснастки, комплекс технических средств по управлению проводкой судов. Выделяются перегрузочные комплексы общего назначения, оборудованные универсальной схемой механизации, с различной степенью взаимозаменяемости и специализированные перегрузочные комплексы. Организационная структура порта характеризуется составом структурных частей (единиц) и установленными производственными связями. Производственная и организационная структура государственного морского торгового порта обеспечивала управление следующими направлениями деятельности порта: эксплуатация, экономика, технология, материально-технические ресурсы, безопасность мореплавания, охрана труда и окружающей Среды, социальная сфера. По всем направлениям деятельности управление осуществлялось функциональными отделами, службами, образующими управление порта (верхний уровень управления), и линейными производственными подразделениями, специализированными по назначению (грузовые районы, портофлот, механические мастерские, автобаза, ремонтно-строительный участок, энергохозяйство и др.), которые образовывали нижний уровень управления. При этом начальник порта, как первый руководитель, делегирует своим заместителям руководство определенными направлениями деятельности. По каждому направлению деятельности функционировали отделы, службы, внутри которых существовали административные связи, а между отделами, службами различных направлений – функциональные связи. Особое место занимают оперативные диспетчерские связи, сочетающие элементы функциональных и административных производственных связей. В новых экономических условиях деятельности сложившаяся производственно-организационная структура подверглась трансформации. Основная цель любого варианта преобразования существовавшей производственно-организационной структуры – это повышение эффективности погрузки, разгрузки, обработки и обслуживания судов и других транспортных средств, сокращение времени нахождения груза в сфере порта. Основные виды портовой деятельности, а именно: погрузочно-разгрузочные работы, складские и сюрвейерские операции с грузом, экспедиторское обслуживание, навигационно-маневровые операции с судами представляют в совокупности элемент процесса морской перевозки грузов и в дореформенный период осуществлялись комплексно функциональными службами, отделами, производственными подразделениями государственного морского торгового порта. Законодательные акты по реформе экономической деятельности в стране внесли изменения в порядок и условия осуществления основных видов портовой деятельности. Грузовладелец (экспедитор, выступающий от имени грузовладельца на договорной основе), анализируя состав и условия выполнения различных услуг конкурирующими Организациями (стивидорные, экспедиторские, сюрвейерские и др. компании), выбирает необходимых исполнителей всех видов транспортных услуг по доставке груза от производителя до потребителя товара. В итоге вместо единого органа управления основными видами портовой деятельности и перевозкой груза занимаются многочисленные предпринимательские структуры и государственные железные дороги. Некоторые предпринимательские структуры, в частности стивидорные компании, могут осуществлять, помимо погрузочно-разгрузочных работ, также некоторые другие виды портовой деятельности. Возможны различные организационно-правовые основы создания предпринимательских структур по перевалке грузов в морских портах в (Одесском порту – это самостоятельные хозрасчетные предприятия стивидорные компании, с которыми порт осуществляет совместную деятельность). Производственно-организационная структура порта, стивидорных компаний может обеспечивать управление функциональными подсистемами или их частью в различных вариантах. Для любой разновидности организационных формаций интегрированным показателем эффективности их деятельности является производительность труда, выраженная формулой: Э=Д/Е(мах), где Д – доход от всох видов договорн<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.014 с.) |