Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация таможенных пошлин

Поиск

Таможенные пошлины классифицируются в зависимос­ти от сферы их действия, торгово-политического статуса и уровня, характера действия, целей применения, способа взимания.

1. По объекту обложения: экспорт­ные, импортные и транзитные пошлины

- Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

В зависимости от торгово-политического статуса и правовых оснований применения выделяют: автономные, договорные (конвенционные) и преференциальные пошлины.

Автономные пошлины — пошлины, которые ус­танавливаются государством независимо от каких-либо двусторонних или многосторонних между­народных соглашений, т. е. в одностороннем порядке.

Как правило, такие пошлины применяются при импор­те к товарам, происходящим из стран, с которыми данная страна не имеет торговых соглашений. Характер торгового режима в отношениях этих стран не определен. Поэтому та­кие пошлины наиболее высокие, т.е. наименее благоприят­ные для торгового партнера. Эти пошлины называют также генеральными.

Договорные (конвенционные) пошлины — пошли­ны, применяемые, как правило, при импорте к то­варам, происходящим из стран, с которыми дан­ная страна имеет соглашения о предоставлении друг другу того или иного режима при взаимной торговле, в основном РНБ.

Уровень конвенционных пошлин ниже, чем автономных, и благоприятствует торговым партнерам, к которым эти по­шлины применяются. Основная часть оборота стран с разви­той внешней торговлей подлежит обложению именно кон­венционными пошлинами; они имеют наибольшее значение для международной торговли, особенно для промышленно развитых стран и новых индустриальных стран.

Преференциальные пошлины — наиболее низкие пошлины. Они специально применяются для созда­ния наиболее благоприятных условий для разви­тия торговли со странами, которые пользуются торговыми преференциями (преимуществами).

Применение преференциальных пошлин связано с на­рушением универсального принципа РНБ (см. разд. 2.3), поэтому на практике преференциальные пошлины применяются только в особых, признанных международной практикой и многосторонними или иными соглашениями случаях. Прежде всего, это невзаимные преференции, предоставля­емые промышленно развитыми странами развивающимся странам, а в последнее время — странам с переходной эко­номикой. В рамках преференций может предоставляться и бес­пошлинный режим.

По способу взимания пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорные пошлины — это пошлины, размер которых исчисляется в процентах от стоимости товара.

Адвалорные пошлины наиболее распространены и в наибольшей степени отвечают современным взглядам на обес­печение справедливой конкуренции. Адвалорные пошлины в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимо­сти), а это не всегда удается сделать.

Специфические пошлины —это пошлины, размер которых устанавливается в денежных единицах за единицу измерения количества товара (например, за тонну, штуку и т.д.).

Специфические пошлины больше соответствуют массовым однородным товарам. Раньше они широко применялись в отношении сырьевых товаров. В настоящее время с ростом удельного веса готовых изделий в мировой торговле их значение несколько сократилось. В то же время преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Поэтому их часто стараются применить в тех случаях, когда установить цену товара сложно либо когда существуют серьезные подозрения в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости для сни­жения таможенных платежей. В целом специфические по­шлины представляют собой более жесткий барьер для пе­редвижения товаров, чем адвалорные пошлины. При этом специфические пошлины действуют неравномерно на всем диапазоне цен того или иного товара. Они более благопри­ятны для ввоза дорогих сортов и видов товара и менее бла­гоприятны для более дешевых сортов и разновидностей то­вара. (Иногда это их свойство специально используют для противодействия ввозу дешевых и низкокачественных сор­тов и разновидностей товара).

Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохо­зяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как сред­ство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой, спо­собной обеспечить контроль за правильным установлением таможенной стоимости ввозимых товаров.

Комбинированные пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорных и специ­фических пошлин.

Комбинированные пошлины устанавливаются в процен­тах от стоимости товара с указанием "не менее указанной суммы за единицу товара" или "плюс указанная сумма за единицу товара". Комбинированные пошлины могут действо­вать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов това­ра они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют более эф­фективно, чем специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных послед­ствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин.

2. По характеру:

Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпинга является сегмента­ция рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет тран­спортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), моно­полии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения кон­курента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превыша­ющей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его рас­продажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен посто­янный демпинг, поскольку он ведет к разорению нацио­нальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышепере­численные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по зани­женным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промыш­ленности в связи с ввозом данного товара. Националь­ные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для на­циональной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидем­пинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер анти­демпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер дол­жен определяться как разница между «нормальной» це­ной товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

- Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.

3. По типам ставок:

- Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

- Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

4. По способу вычисления:

- Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

- Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 

В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения цены импортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины.

В настоящее время средний уровень ставок таможенного тарифа промышленно развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. В развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары пошлина составляет 150-200% и более.

 

Определение тамо­женной стоимости товара:

Базой для взимания таможенных пошлин служит таможенная стоимость товара. От ее определения зависит величина и правильность начисления пошлин и прочих таможенных платежей.

Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международ­ной практике, и распространяется на товары, ввозимые на тамо­женную территорию России.

Механизм определения таможенной стоимости основывается на следующих параметрах:

— таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларан­том таможенному органу РФ при перемещении товара через границу России;

— порядок и условия заявления таможенной стоимости ввози­мых товаров, а также форма декларации устанавливается Го­сударственным Таможенным Комитетом (ГТК);

— таможенная стоимость товара определяется декларантом на основе одного из ме­тодов определения таможенной стоимости;

— контроль за правильностью определения таможенной сто­имости осуществляется таможенным органом РФ, произво­дящим таможенное оформление товара.

Для расчета таможенной стоимости Закон предусматривает следующие методы определения тамо­женной стоимости товара:

1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной сто­имостью считается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ. К ней добавляются следующие элементы (если они не были включены в цену ранее по условиям контракта):

• расходы по доставке товара до места ввоза на территорию России (фрахт, страховка, расходы по погрузке и выгрузке);

• расходы покупателя (например, на упаковку);

• часть стоимости тех товаров (сырья, оборудования), которые были бесплатно или по сниженным ценам предоставлены импортером для производства или продажи ввозимых им товаров;

• платежи за использование объектов интеллектуальной собственнос­ти, которые импортер должен осуществить по условиям договора;

• прямой или косвенный доход экспортера от дальнейших перепро­даж товара в России.

2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами. Таможенной стоимостью считается цена сделки с товарами, одинаковыми с ввозимыми (по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, произ­водителю и стране происхождения товаров), которые были ввезены в Рос­сию не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. При выяснении нескольких цен сделки выбирается наименьшая.

3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами. Порядок оп­ределения таможенной стоимости аналогичен используемому в предыду­щем методе, но выбираемые в качестве базы товары должны иметь сход­ные характеристики с оцениваемыми и могут происходить от разных про­изводителей.

4. Метод оценки на основе вычитания стоимости. От цены продажи иден­тичных или однородных товаров на территории России отнимаются: ко­миссионные вознаграждения, обычные надбавки на прибыль и общие расходы по продаже, транспортные и страховые расходы, понесенные внутри РФ, а также суммы ввозных таможенных платежей.

5. Метод оценки на основе сложения стоимости. Таможенная стоимость складывается из средних производственных издержек экспортера, общих затрат, связанных с продажей товаров в РФ из страны экспортера, и при­были, обычно получаемой экспортером от поставки товаров.

6. Резервный метод. Таможенная стоимость ввозимых товаров опреде­ляется с учетом мировой таможенной практики на основе предоставляе­мой таможенным органом информации о ценах.

Основным методом определения таможенной стоимости явля­ется метод по цене сделки с ввозимыми товарами

Декларант самостоятельно выбирает метод расчета таможенной стоимо­сти в зависимости от условий использования каждого метода и несет ответ­ственность за правильность выбора метода и достоверность указываемой информации. (Таможенная стоимость отражается в бланках декларации та­моженной стоимости (ДТС), заполняемых в трех экземплярах. Форма ДТС-1 используется при определении таможенной стои­мости по первому методу, форма ДТС-2 — для второго—шестого методов.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 3333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.009 с.)