Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура международных экономических отношений

Поиск

 

Сформировавшееся из национальных экономик мировое хозяйство имеет определенные меж­дународные экономические отношения, которые можно рассматривать по следующим направлениям:

1) международная торговля товарами и услугами;

2) международные кредитные отношения;

3) международное движение инвестиций;

4) международная гуманитарная и техническая помощь

Международная торговля товарами и услугами. Главное место в распределении внешнеторгового оборота России занимают страны дальнего зарубежья. В этих странах реализуется подавляющая часть товарной массы. В эту группу стран Россия вывозит 80-90 % продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, древесины и изделий из нее, черных и цветных металлов.

Основными потребителями этих товаров являются Германия, США, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Япония. Российский экспорт в эти страны на 4/5 состоит из энергоносителей, сырья мате­риалов.

В структуре российского экспорта неоправданно низкая доля приходится на машины, оборудование, транспортные средства.

В структуре импорта России из стран дальнего зарубежья главное место занимают машины и оборудование, при этом значение этих стран в удовлетворении потребностей России в этой продукции возрастает. Второе место по стоимостному объему в структуре российского импорта из стран дальнего зарубежья занимает продовольствие. Закупки важнейших товаров по импорту Россия осуществляет главным образом из стран дальнего зарубежья: машины и оборудование, продовольствие, медикаменты, одежду, мебель.

В географическом распределении российского экспорта и импорта товаров преобладают страны дальнего зарубежья Эти страны закупают 4/5 всего экспорта российских энергоносителей минерального происхождения, сырья, материалов

В то же время они более чем на 4/5 удовлетворяют импортные потребности России в продовольствии, машинах и оборудовании, продукции нефтехимии.

Страны Центральной и Восточной Европы (бывшие европейские страны - члены СЭВ, страны, образовавшиеся в результате распада Югославии - Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, страны, оставшиеся под названием Югославия - Сербия и Черногория, страны Балтии) занимают особое место во внешнеэкономических связях Рос сии, что объясняется их территориальной близостью, продолжительностью экономического сотрудничества. Россия (бывший СССР) оказала сильное влияние на формирование структуры их экономики и внешней торговли. В 1994 г. Россия экспортировала в страны Центральной и Восточной Европы энергоносителей свыше 17%, машин и оборудования 14% от всего экспорта соответствующих товаров.

Важнейшими партнерами России из числа стран Центральной и Восточной Европы являются Венгрия, Литва, Польша, Чехия.

Внешняя торговля России со странами ближнего зарубежья характеризуется увеличением задолженности этих стран.

 

Подавляющая масса товарооборота России со странами СНГ приходится на Украину, Белоруссию и Казахстан.

В экспорте около 88 процентов, в импорте - 85 процентов. Незначительный удельный вес экспорт и импорта России приходится в товарообороте с Азербайджаном, Грузией, Киргизией

В структуре Российского экспорта в страны СНГ преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, а в структуре импорта из этих стран основной объем занимают продовольствие и машины.

Международные кредитные отношения. Международные кредитные отношения - совокупность экономических отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают резиденты различных стран. Заемщиками или кредиторами могут выступать государство, местные органы государства, юридические лица.

Различают следующие виды кредитов:

финансовый;

товарный;

инвестиционный.

Кредиты привлекаются под государственную гарантию и под гарантии юридических лиц.

В России вопрос о привлечении иностранных кредитов решается в следующей последовательности:

- по представлению правительства РФ ежегодно утверждается в форме федерального закона предельный размер государственных внешних заимствований на текущий финансовый год;

- Министерство финансов готовит предложения о целесообразности привлечения иностранных кредитов, проводит пере­говоры с иностранными кредиторами с привлечением специалистов Минэкономразвития;

- межправительственные соглашения по вопросам при- влечения иностранных кредитов подписываются, как правило, министром финансов;

- решения об источниках погашения получаемых кредитов принимаются правительством РФ по предложениям Минэкономразвития и Министерства финансов;

- функции оперативного контроля за соответствием заключаемых в счет кредитов контрактов правительство возложило на Минэкономразвития.

Письма руководителей предприятий и организаций, руководителей администраций регионов и субъектов РФ в правительство с просьбой о включении того или иного проекта в кредитную линию под правительственные гарантии проходят согласование во всех заинтересованных министерствах.

Последовательность использования иностранных кредитов следующая:

- принимается постановление правительства РФ о закупках товаров или инвестиционного оборудования в счет иностранных кредитов. В постановлении указывается заказчик, конкретные объемы закупки товаров, условия привлечения кредитных ресурсов;

- в постановлении имеется пункт о контроле со стороны Минэкономразвития за коммерческими, валютно-финансовыми и ценовыми условиями заключаемых контрактов, Минэкономразвития готовит соответствующий приказ;

- в части товарных кредитов Минэкономразвития определяет закупающие внешнеэкономические специализированные организации, которые координируют с Минэкономразвития свою работу в рамках определенной кредитной линии;

- российская фирма, согласовавшая свою просьбу с заинтересованными министерствами о включении своего проекта в кредитную линию под правительственные гарантии согласовывает контракт (подписанный или неподписанный с иностранными партнерами) с Минэкономразвития, валютно-финансовый департамент МВЭС рассматривает контракт и расчет цены.

Министерство финансов принимает контракт, согласованный с Минэкономразвития к финансированию.

Иностранные кредиты, предоставляемые под гарантии правительства, часто имеют связанный характер, т.е. вьделяются под закупку конкретных товаров в конкретной стране.

Можно привлекать кредиты иностранных банков и иностранных компаний. При этом кредитор при принятии решения о предоставлении кредита руководствуется следующим принципами:

длительная кредитная история;

деловая репутация;

четко планируемый денежный поток;

гарантии и дополнительное обеспечение;

достаточно высокая доля собственного капитала.

 

 

Международное движение инвестиций. Капитал - средства, полученные путем займов (выданные заемщикам), а также путем продажи реальных или финансовых активов (используемые для покупки реальных или финансовых активов).

Инвестиции - все виды имущественных, интеллектуальных, финансовых ценностей, вкладываемые инвесторами во все виды предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли.

Движение инвестиций (инвестиционного капитала) осуществляется в Россию и из России на основе межправительственных соглашений и самостоятельно юридическими лицами.

Порядок участии российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственного соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве:

Последовательность следующая:

1. Российская организация предлагает правительству участвовать в строительстве объекта за границей, она готовит технико-экономическое предложение. Это происходит на этапе, предшествующем подписанию межправительственного соглашения. Необходимо иметь официальное обращение правительства иностранного государства.

2. Координацию работ осуществляет Минэкономразвития. Финансирование разработки обоснований осуществляется за счет средств федерального бюджета.

3. Обоснование оформляется в виде пояснительной записки и содержит:

основные цели и задачи;

систему программных мероприятий;

механизм реализации проекта;

сведения о потенциальных исполнителях;

технико-экономические расчеты.

4. Минэкономразвития направляет предложения в правительство для подготовки проектов соответствующих межправительственных соглашений.

 

Юридические лица РФ могут самостоятельно привлекать иностранный инвестиционный капитал или инвестировать свой за рубежом.

В отличие от кредиторов инвесторы руководствуются более гибкими критериями выбора и более обеспокоены гарантиями возврата средств, а будущим успехом инвестированного проекта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.009 с.)