Система управления внешнеэкономическими связями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления внешнеэкономическими связями.



Развитие рыночных отношений в стране меняет традиционную иерархическую структуру управления ВЭС. В настоящее время существует три вида структур в системе управления и регулирования ВЭС:

1. Официальные структуры в центре и на местах:

- президент РФ;

- правительство России;

- федеральная таможенная служба РФ - центральный правоохранительный орган в области внешнеэкономической деятельности, участвует в разработке и реализации таможенной политики РФ. Система управления таможенными вопросами определена в Таможенном кодексе РФ и состоит из трех уровней: федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действует 11 региональных таможенных управлений, свыше 120 таможен и более 400 таможенных постов;

- государственный лицензионный комитет РФ - разрабатывает и утверждает в правительстве перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежит централизованному регулированию с помощью квотирования и лицензирования;

- министерство экономического развития и торговли РФ - центральный орган федеральной исполнительной власти РФ, в числе прочего осуществляет руководство сферой внешних экономических связей, участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, разрабатывает предложения о заключении международных контрактов и заключает их по поручению Правительства РФ, руководит деятельностью торговых представительств, аппаратов торговых советников и атташе по торгово-экономическим вопросам посольств РФ за рубежом.

В системе Минэкономразвития осуществляют свою деятельность следующие организации: Всероссийская академия внешней торговли; институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области ВЭС; всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт; научно-исследовательский институт ВЭС; и др. Кроме того на местах и за рубежом действуют связанные с Минэкономразвития представительства.

- центральный банк РФ - в области ВЭД представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и других финансово-кредитных организациях, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на территории РФ;

- различное значение в управлении и регулировании ВЭД имеют некоторые другие органы исполнительной власти: министерство иностранных дел РФ, министерство по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, министерство науки и технической политики РФ, государственная налоговая служба РФ, и др.

2. Коммерческие структуры - непосредственные участники ВЭС:

- биржи (валютные, фондовые, товарно-сырьевые);

- коммерческие банки;

- торговые дома;

- внешнеторговые фирмы и объединения;

- консультативные фирмы, рекламные агентства, экспедиторы и перевозчики, страховщики, торговые агенты;

- предприятия-участники ВЭС.

3. Общественные организации внешнеэкономического профиля:

- торгово-промышленная палата с представительствами за рубежом и региональными представительствами;

- смешанные российско-иностранные палаты;

- ассоциации делового сотрудничества (отраслевые, региональные, страновые);

- ассоциации экспортеров/импортеров, совместных предприятий.

 

ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи являются практическим проявлением международных отношений между странами, в частности, международных экономических отношений.

 

СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

 

Международные экономические отношения представляют собой комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства.

Мировая экономика или мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется противоречивая, но одновременно более или менее целостная мировая экономическая система.

Мировая экономика, мировое хозяйство базируются на мировом рынке, материальной основой которого служат технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда.

Национальные экономики практически всех стран интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним международные экономические отношения:

- некоторые страны вошли в мировое хозяйство в связи с потребностями их собственного развития,

- другие же были втянуты в международное разделение труда, международные экономические отношения до становления национальных, а иногда и региональных рынков.

Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политичес­ким устройством, уровнем развития производительных сил и про­изводственных отношений, а также характером, масштабами и ме­тодами международных экономических отношений.

Ведущее положение в мировом хозяйстве занимают семь про­мышленно развитых стран — США, Япония, Канада, ФРГ, Фран­ция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно разви­тых стран (ПРС) и около 60% всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60% производства электроэнер­гии; более 60% и около 50% экспорта товаров и услуг.

В основе объединения национальных хо­зяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ ), пред­ставляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

На развитие международного разделения труда и мирового хозяйст­ва в XX в. влияют различные факторы:

во-первых, географические факторы - неравномерность распреде­ления на земном шаре природных ресурсов, в том числе растительно­го и животного мира, различные почвенно-климатические условия. Увеличение объемов выпуска продукции, появление новых отраслей и производств обусловливают повышенный спрос на сырьевые товары, получение которых ограничено природными условиями. Это стиму­лирует добычу сырья в тех странах, в которых имеются соответствую­щие запасы. Кроме того, растет спрос на продовольственные товары, которые производятся лишь в определенных климатических зонах;

во-вторых, степень развития производительных сил. Крупное ма­шинное производство, как правило, может быть эффективным только при глубокой специализации и ориентации на широкий рынок сбыта, что приводит к необходимости выхода на внешний рынок;

в-третьих, научно-технический прогресс. При быстром обновлении продукции и технологий невозможно достичь оптимального развития всех видов производства в рамках одной страны, поэтому необходим активный обмен продукцией, услугами и факторами производства.

Поэтому в большинстве стран наблюдается объективная тенденция к открытию национальных хозяйств с помощью разви­тия внешней торговли, что подтверждается кардинальными измене­ниями в мире, происходящими со второй половины 80-х гг.

Открытая экономика

Тенденция ко все большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международ­ного разделения труда. По степени вовлеченности в международное разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа:

• замкнутое (автаркическое);

• открытое.

Под замкнутой (автаркической) понимается экономика, развитие которой определяется только внутренними тенденциями и не зависит от тенденций в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяй­ствами минимальны.

Под открытой экономикой понимается такая эконо­мика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсо­лютное, так и относительное их расширение.

Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами еще не означает, что она имеет открытую эко­номику В настоящее время экономика отдельных стран не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автаркические тенденции, внешние связи неизбежно играют ту или иную роль.

Экономика одних стран открыта в большей степени, других — в меньшей. Причем экономика крупных стран, как правило, открыта в меньшей степени.

Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а точнее, от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если произ­водительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обес­печивать максимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения при условии эффективного использования всех ресурсов.

Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры националь­ного производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т. п.), тем меньше относительная вовле­ченность страны в международное разделение труда, т. е. степень от­крытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие ее отрасли, как машиностроение, электроника, химия и т. п., предполагают более глубокую подетальную специализацию, бла­годаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, усиление открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим раз­делением труда, чем меньше ее общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются экспортная и им­портная квоты.

Экспортная квота - показатель, который характеризует значимость экспорта для экономики страны, ее отраслей по различным видам продукции, определяется по формуле:

 

V э

K э = -------------. 100%, (1)

ВВП.

где - Kэ - экспортная квота;

Vэ- объем экспорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период;

ВВП - объем валового внутреннего продукта (совокупность производимых в стране товаров и услуг, подсчитанная по их добавленной стоимости).

Импортная квота характеризует значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по видам продукции, ее значение можно определить по формуле:

 

V и

Kи = --------------. 100%, (2)

ВВП.

 

где - Kи - импортная квота;

Vи- объем импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период;

Vвн.потр.- объем внутреннего потребления в стране соответствующей продукции за этот период.

 

 

 

Характерной экономической чертой стран с развитой рыночной экономикой являются высокие уровни показателей экспортной и импортной квот (см. таблицу 1):

 

Таблица 1.

Показатели экспортной и импортной квот

Квоты США Япония Германия Франция Россия

 

Квота

экспортная,% 10.7 9.5 33.1 21.3 23.6

 

Квота

импортная,% 12.1 7.3 30.3 19.4 17.0

.

Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот еще выше, например, в Бельгии квота экспортная - 71.2%, квота импортная - 66%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. В этих странах производство, в основном, узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Чем крупнее страна, тем большее значение имеет для нее внутренний рынок и тем меньшее – внешний, мировой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.032 с.)