Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система управления внешнеэкономическими связями.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие рыночных отношений в стране меняет традиционную иерархическую структуру управления ВЭС. В настоящее время существует три вида структур в системе управления и регулирования ВЭС: 1. Официальные структуры в центре и на местах: - президент РФ; - правительство России; - федеральная таможенная служба РФ - центральный правоохранительный орган в области внешнеэкономической деятельности, участвует в разработке и реализации таможенной политики РФ. Система управления таможенными вопросами определена в Таможенном кодексе РФ и состоит из трех уровней: федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действует 11 региональных таможенных управлений, свыше 120 таможен и более 400 таможенных постов; - государственный лицензионный комитет РФ - разрабатывает и утверждает в правительстве перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежит централизованному регулированию с помощью квотирования и лицензирования; - министерство экономического развития и торговли РФ - центральный орган федеральной исполнительной власти РФ, в числе прочего осуществляет руководство сферой внешних экономических связей, участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, разрабатывает предложения о заключении международных контрактов и заключает их по поручению Правительства РФ, руководит деятельностью торговых представительств, аппаратов торговых советников и атташе по торгово-экономическим вопросам посольств РФ за рубежом. В системе Минэкономразвития осуществляют свою деятельность следующие организации: Всероссийская академия внешней торговли; институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области ВЭС; всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт; научно-исследовательский институт ВЭС; и др. Кроме того на местах и за рубежом действуют связанные с Минэкономразвития представительства. - центральный банк РФ - в области ВЭД представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и других финансово-кредитных организациях, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на территории РФ; - различное значение в управлении и регулировании ВЭД имеют некоторые другие органы исполнительной власти: министерство иностранных дел РФ, министерство по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, министерство науки и технической политики РФ, государственная налоговая служба РФ, и др. 2. Коммерческие структуры - непосредственные участники ВЭС: - биржи (валютные, фондовые, товарно-сырьевые); - коммерческие банки; - торговые дома; - внешнеторговые фирмы и объединения; - консультативные фирмы, рекламные агентства, экспедиторы и перевозчики, страховщики, торговые агенты; - предприятия-участники ВЭС. 3. Общественные организации внешнеэкономического профиля: - торгово-промышленная палата с представительствами за рубежом и региональными представительствами; - смешанные российско-иностранные палаты; - ассоциации делового сотрудничества (отраслевые, региональные, страновые); - ассоциации экспортеров/импортеров, совместных предприятий.
ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи являются практическим проявлением международных отношений между странами, в частности, международных экономических отношений.
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Международные экономические отношения представляют собой комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Мировая экономика или мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется противоречивая, но одновременно более или менее целостная мировая экономическая система. Мировая экономика, мировое хозяйство базируются на мировом рынке, материальной основой которого служат технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Национальные экономики практически всех стран интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним международные экономические отношения: - некоторые страны вошли в мировое хозяйство в связи с потребностями их собственного развития, - другие же были втянуты в международное разделение труда, международные экономические отношения до становления национальных, а иногда и региональных рынков. Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных экономических отношений. Ведущее положение в мировом хозяйстве занимают семь промышленно развитых стран — США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС) и около 60% всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60% производства электроэнергии; более 60% и около 50% экспорта товаров и услуг. В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой. На развитие международного разделения труда и мирового хозяйства в XX в. влияют различные факторы: во-первых, географические факторы - неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, в том числе растительного и животного мира, различные почвенно-климатические условия. Увеличение объемов выпуска продукции, появление новых отраслей и производств обусловливают повышенный спрос на сырьевые товары, получение которых ограничено природными условиями. Это стимулирует добычу сырья в тех странах, в которых имеются соответствующие запасы. Кроме того, растет спрос на продовольственные товары, которые производятся лишь в определенных климатических зонах; во-вторых, степень развития производительных сил. Крупное машинное производство, как правило, может быть эффективным только при глубокой специализации и ориентации на широкий рынок сбыта, что приводит к необходимости выхода на внешний рынок; в-третьих, научно-технический прогресс. При быстром обновлении продукции и технологий невозможно достичь оптимального развития всех видов производства в рамках одной страны, поэтому необходим активный обмен продукцией, услугами и факторами производства. Поэтому в большинстве стран наблюдается объективная тенденция к открытию национальных хозяйств с помощью развития внешней торговли, что подтверждается кардинальными изменениями в мире, происходящими со второй половины 80-х гг. Открытая экономика Тенденция ко все большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международное разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа: • замкнутое (автаркическое); • открытое. Под замкнутой (автаркической) понимается экономика, развитие которой определяется только внутренними тенденциями и не зависит от тенденций в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны. Под открытой экономикой понимается такая экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение. Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами еще не означает, что она имеет открытую экономику В настоящее время экономика отдельных стран не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автаркические тенденции, внешние связи неизбежно играют ту или иную роль. Экономика одних стран открыта в большей степени, других — в меньшей. Причем экономика крупных стран, как правило, открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а точнее, от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если производительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обеспечивать максимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения при условии эффективного использования всех ресурсов. Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т. п.), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, т. е. степень открытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие ее отрасли, как машиностроение, электроника, химия и т. п., предполагают более глубокую подетальную специализацию, благодаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, усиление открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами. В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются экспортная и импортная квоты. Экспортная квота - показатель, который характеризует значимость экспорта для экономики страны, ее отраслей по различным видам продукции, определяется по формуле:
V э K э = -------------. 100%, (1) ВВП. где - Kэ - экспортная квота; Vэ- объем экспорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период; ВВП - объем валового внутреннего продукта (совокупность производимых в стране товаров и услуг, подсчитанная по их добавленной стоимости). Импортная квота характеризует значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по видам продукции, ее значение можно определить по формуле:
V и Kи = --------------. 100%, (2) ВВП.
где - Kи - импортная квота; Vи- объем импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период; Vвн.потр.- объем внутреннего потребления в стране соответствующей продукции за этот период.
Характерной экономической чертой стран с развитой рыночной экономикой являются высокие уровни показателей экспортной и импортной квот (см. таблицу 1):
Таблица 1. Показатели экспортной и импортной квот Квоты США Япония Германия Франция Россия
Квота экспортная,% 10.7 9.5 33.1 21.3 23.6
Квота импортная,% 12.1 7.3 30.3 19.4 17.0 . Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот еще выше, например, в Бельгии квота экспортная - 71.2%, квота импортная - 66%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. В этих странах производство, в основном, узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции. Чем крупнее страна, тем большее значение имеет для нее внутренний рынок и тем меньшее – внешний, мировой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.008 с.) |