Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные экономические и финансовые организации.

Поиск

Расширяющиеся хозяйственные взаимосвязи и взаимозависимость стран требуют увеличения роли разностороннего регулирования мировых хозяйственных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ. Эту функцию на практике исполняют международные экономические организации[49], которых в мире насчитывается более 4 тыс., в т.ч. около 300 – межправительственных. Самая влиятельная и авторитетная из них - ООН.

По сфере многостороннего регулирования международные экономические организации классифицируются по следующим группам: 1) международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства; 2) международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли; 3) региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства; 4) международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности.

Все международные и региональные экономические организации, которые входят в эти четыре перечисленные выше категории, являются межправительственными[50] (межгосударственными[51] или многосторонними) организациями. Кроме межправительственных организаций в классификацию включены международные неправительственные экономические организации и объединения[52], способствующие развитию мирохозяйственных связей.

Целями и функциями международных экономических организаций в целом являются: 1) исследование и принятие мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений; 2) стабилизация валют; 3) помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспечению товарообмена между государствами; 4) выделение средств в дополнение к частному капиталу для помощи технологическому и экономическому прогрессу; 5) стимулирование улучшения трудовых отношений и условий труда; 6) утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регулирования мирохозяйственных связей.

На современном этапе основными задачами этих организаций в сфере международного регулирования являются: 1) снабжение стабильности в развитии мировой экономики и в валютно-финансовой сфере; 2) формирование экономического сотрудничества между странами в разнообразных формах; ликвидация дискриминации в торгово-экономических отношениях между странами и группировками; 3) оказание содействия развитию частного предпринимательства; 4) утверждение конкретных мер по выходу из кризиса в конкретной стране или на мировом рынке; 5) координация и согласование макроэкономической политики государств, которая обусловлена беспристрастной тенденцией к экономической интеграции отдельных регионов.

Существуют следующие основные направления международного регулирования: 1) промышленное и экономическое сотрудничество; 2) сотрудничество в транспортной сфере; 3) сотрудничество в валютно-финансовой системе; 4) сотрудничество в рамках мировой торговли; 5) сотрудничество в системе интеллектуальной собственности; 6) сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции; 7) сотрудничество в инвестиционной сфере; 8) научно-техническое сотрудничество; 9) сотрудничество в сфере международной коммерческой практики.

Осуществлением этих вышеперечисленных видов сотрудничества занимаются международные экономические организации надлежащего профиля и компетенции.

Международные экономические организации, которые занимаются регулированием систем мирового хозяйства принято классифицировать по двум ключевым принципам: 1) по организационному принципу; 2) по сфере многостороннего регулирования. Одновременно в зависимости от круга своих задач они делятся на универсальные (например, ООН) и региональные.

Существуют и иные классификации. Так, классификация международных экономических организаций по организационному принципу основана на участии или, наоборот, неучастии организации в системе ООН. Можно также отметить, что принимается во внимание профиль организаций и цели их деятельности. По этому принципу международные экономические организации делятся на следующие группы: 1) международные экономические организации системы ООН; 2) международные экономические организации, не входящие в систему ООН[53]; 3) региональные экономические организации.

Особую роль в этом играют организации, вошедшие в систему ООН, состоящую из собственно ООН с ее главными и вспомогательными органами, 18-ти специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН: 1) поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров; 2) развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов; 3) обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

Экономическая деятельность ООН осуществляется по 4-м путям: 1) решение мировых экономических проблем; 2) помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития; 3) содействие экономическому росту развивающихся стран; 4) поиск решений проблем, касающихся регионального развития. Для решения этих задач используются следующие формы деятельности.

1. Информационная деятельность. Ее цель – воздействие на страны с области экономической политики. Результат этой работы может быть виден только в будущем. Собираются и обрабатываются статистические данные из разных областей, анализируются, и на основе этого государства получают информацию, касающуюся экономического развития.

2. Технико-консультативная деятельность. Она проявляется в форме помощи различным странам в техническом плане. Но при оказании такой помощи должны использоваться принципы невмешательства во внутренние дела данной страны, техника должна быть действительно высокого качества и должна предоставляться в форме, удобной для данной страны.

3. Валютно-финансовая деятельность. Она осуществляется при помощи международных организаций: МФК, МБРР, МВФ, МАР. С формальной точки зрения, все эти организации являются специализированными подразделениями ООН.

Существует 6 основных органов ООН, упомянутых в Уставе. В рамках экономического сотрудничества выделяют 3 из них: Генассамблею, Экономический и Социальный совет и Секретариат.

Генассамблея является форумом для обсуждения важнейших проблем экономического характера. Ассамблея может по своему усмотрению учреждать организации по международному сотрудничеству государств в различных сферах, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) - следующий по важности после Генеральной Ассамблеи. Он координирует деятельность ООН в социально-экономической сфере. Главным его органом является сессия Совета, которая проводится 3 раза в год: весенняя - по гуманитарным и вопросам социально-правового характера, летняя - по социально-экономическим вопросам, организационная сессия (время определяется по необходимости). Его главные функции: квалифицированное обсуждение и разработка основной политической линии по важнейшим мировым вопросам, координация деятельности по социально-экономическим вопросам, исследования в области международного сотрудничества и социально-экономического развития. Таким образом, ЭКОСОС координирует деятельность своих постоянных комитетов, различных комиссий и подкомиссий, региональных экономических комиссий, а также специализированных учреждений ООН.

Секретариат ООН - административно-исполнительный орган, призванный обеспечивать нормальное функционирование институтов и учреждений ООН, выполняющих определенные функции. Большинство работников Секретариата работают в сфере экономики. В состав экономической службы ООН включаются ряд подразделений, самое крупное из которых – Департамент по экономическим и социальным вопросам.

Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В работе Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД), хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны-члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности иных экономических учреждений ООН.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Она оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.

Программа развития ООН - программа по оказанию помощи развивающимся странам в ведущих секторах экономики. Она включает техническую, предынвестиционную и инвестиционную помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.

Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в сфере эффективного использования энергии, в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).

Экономические комиссии для Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии и Тихого Океана, Западной Азии предоставляет консультации по экономическому развитию, содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данных регионов.

Экономическая и социальная комиссия для создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.

Организации ООН, а также региональные организации реализовывают международное экономическое сотрудничество через специализированные учреждения и автономные органы, органы ЭКОСОС.

В частности, для помощи процессу индустриализации и оказания техпомощи развивающимся странам и координации всей деятельности ООН в сфере промышленного сотрудничества в рамках ООН были основаны две специализированные организации: ЮНИДО и ПРООН.

В валютно-финансовой области международное сотрудничество воплощается в жизнь в рамках других специализированных учреждений (МВФ и МБРР, ЕБРР, БМР). В частности, МВФ исполняет контроль за мировой валютной системой, снабжая ее устойчивость; следит за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях, а также и при надобности обеспечивает краткосрочными и среднесрочными кредитами.

Межгосударственное сотрудничество в транспортной сфере осуществляется в рамках ООН предназначенными для этого организациями, а именно: 1) по гражданской авиации - ИКАО; 2) по морскому транспорту - ММО; 3) по железнодорожному транспорту - Европейская конференция по пассажирским тарифам (с 1975 г.), а также Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1884 г.); 4) по автомобильному транспорту - Международный союз автомобильного транспорта (1948 г.) и т. д.

Международным регулированием в сфере мировой торговли занимаются 4 организации ООН: ВТО, ЮНКТАД и Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, ЮНСИТРАЛ.

ЮНКТАД/ВТО призваны осуществлять регулирование международной торговли товарами и услугами. Целью ЮНКТАД является содействие формированию международной торговли промышленными, сырьевыми товарами и так называемыми невидимыми статьями – транспорт, передача технологии, туризм. Вопросы финансирования, связанного с торговлей, тоже являются его неотъемлемой частью. Особенное внимание в деятельности ЮНКТАД уделяется проблемным вопросам развивающихся стран в сотрудническом отношении с МТЦ. В 1966 г. была образована Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Она содействует развитию права международной торговли главным образом в подготовке проектов международных конвенций и других документов.

Ныне важное значение обрели региональные межправительственные организации. Их число возрастает, и охватывают они все континенты. В сферу своей деятельности региональные организации относят не только экономику[54], но и задачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры. Главные интег­рационные группировки созданы в Западной Европе, Северной Аме­рике и Азиатско-Тихоокеанском регионе (см. предыдущий вопрос).

Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные организации, т.е. объединения предпринимателей: 1) Международная торговая палата; 2) ассоциация экспортеров и производителей сырьевых товаров; 3) фонды развития, создаваемые неправительственными организациями; 4) конференции и круглые столы, проводимые предпринимателями разных стран для координации экономической политики; выработки международных правил бизнеса.

В заключение – несколько слов о международных финансовых организациях, являющихся компонентами единой мировой валютной системы.

Международные валютные отношения – это денежные отношения в мировой экономике, т.е. между несколькими государствами, несколькими валютно-денежными системами. Валютная система - это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством и международными соглашениями.

Различают национальную и мировую (международную) валютные системы. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны и включает в себя основные национальные правила оперирования иностранными валютами и валютными ценностями. Мировая валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.

Элементами мировой валютной системы являются: 1) мировой денежный товар; 2) международная ликвидность; 3) валютный курс; 4) валютные рынки; 5) международные валютно-финансовые организации; 6) межгосударственные договоренности.

Примером международных валютно-финансовых организаций выступают Международный и Арабский валютные фонды, группа Международного банка реконструкции и развития (ныне - Мировой (Всемирный) банк и его филиалы - Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий), Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов. Кроме них можно упомянуть о Европейском и Скандинавском инвестиционных банках, Азиатском, Африканском, Восточно-Африканском и Исламском банках развития, Андском резервном фонде, Африканском фонде развития, Международном фонде сельскохозяйственного развития и др.

Рассмотрим только два компонента этой системы – МВФ и группу Всемирного банка.

Всемирный банк и Международный валютный фонд были основаны в 1944 г. на совещании мировых лидеров в Бреттон-Вудс, в штате Нью-Хэмпшир. Оба “Бреттонвудских учреждений”, как их иногда называют, были основаны для того, чтобы поставить международную экономику на прочную основу по окончании Второй мировой войны. Государства-члены МВФ могут становиться членами Банка.

В своей деятельности ВБ и МВФ дополняют друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия между функциями, выполняемыми каждым из нихний. ВБ – это кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, МВФ занимается только реформами. Он предоставляет займы государствам-членам[55], испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 г.

Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира. Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы.

Цели МВФ:

· Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

· Содействие расширению сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;

· Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченности отношений в валютной области между странами-членами;

· Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;

· Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

· Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

· Сокращение длительности и уменшение степени неуровновешенности международных платежных балансов стран-членов;

· Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;

· Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

Ресурсы МВФ формируются за счет взносов стран-членов Фонда (в 1997 г. 28,8 млрд. долл.)

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением специальных прав заимствования - СДР), в 1976-1978 гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной сис­темы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции - приостанов­лением права голосования по отношению к государствам, не по­гасившим свою задолженность перед МВФ).

МВФ оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой ста­билизации и корректировок платежного баланса. В своей деятель­ности МВФ руководствуется принципом обусловленности, со­гласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику (сокращение бюджетного дефи-цита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции).

Высший руководящий орган - Совет управ­ляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно от­ветственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет; он собирается 1 раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управ­ляющих может делегировать исполнение своих задач Исполни­тельному совету.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются стра­нами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением прин­ципов регионального представительства. Среди исполнительных директоров представлена и Россия. Назначение и выборы произ­водятся 1 раз в 2 года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю.

Директорат назначает директора-распорядителя (по тради­ции — это представитель Европы), который не может быть ни уп­равляющим, ни исполнительным директором. Директор-распо­рядитель председательствует на заседаниях Директората (без пра­ва голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются по­ровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

Правительство России приняло решение увеличить число своих голосов до 3%, что потребует внесения в бюджет МВФ до­полнительных валютных средств, зато и сумма, на которую может претендовать наша страна, увеличится до 8 млрд. долл. Общий г бюджет фонда в 1998 г. составлял 210 млрд. долл. Кроме 13,8 млрд. долл. для России, было решено выделить займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике (9,1 млрд. долл.), Аргентине (4,1 млрд. долл.), Индонезии (2,2 млрд. долл.).

ВБ превратился сегодня в крупную, широкомасштабную и сложную по своей структуре организацию. Он стал Группой Всемирного банка, в которую входят 5 тесно связанных между собой организаций развития: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, т.е. почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – 134 государства. Россия входит во все, кроме МЦУИ.

Роль, каждой из 5 организаций:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - главная составляющая группы Всемирного банка. Основан 1945 г. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк называют Всемирным. МБРР оказывает важную помощь в процессе сокращения бедности. Предоставляя странам с низкими доходами, являющимся клиентами Банка, доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой основе, чем на рынке капитала.

2. Международная ассоциация развития (МАР) образована в 1960 г. МАР помогает беднейшим странам мира бороться с бедностью, предоставляя “кредиты” по нулевой процентной ставке на срок от 35 до 40 лет, включая льготный период продолжительностью 10 лет.

3. Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту разви­вающихся стран путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых не­коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестицион­ных споров (МЦУИС) основан в 1966 г. Осуществляет содейст­вие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информа­цией об инвестиционном законодательстве различных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.01 с.)