Конституционное законодательство Великой французской революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное законодательство Великой французской революции



Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Учредительное собрание поставило цель – разработать и принять конституцию, упразднить феодальный порядок (упразднение феодальных порядков осуществлялось с помощью декретов 4 – 11 августа 1789 г.). Однако депутаты решили предпослать Основному закону Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Она была провозглашена 26 августа 1789 г. Этот документ стал манифестом принципов нового права и государственности.

Декларация прав человека и гражданина г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 250 – 252.

Идейная основа Декларации – естественно-правовая концепция, идеи общественного договора, признания прав и свобод личности, национального суверенитета, разделения властей, законности. В Декларации прав человека и гражданина естественными правами были признаны свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2 Декларации). Единственное право из всех – право собственности было названо «священным и неприкосновенным» и гарантировано от посягательств: «Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленном законом несомненной общественной необходимости», причем лишь на условиях «справедливого и предварительного возмещения» (ст.. 17 Декларации).

Закон рассматривался как «выражение общей воли», причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа сословной организации государственного аппарата и обоснование буржуазной представительной системы. Декларация провозглашала ряд политических прав и свобод граждан («право высказываться, писать и печатать свободно» — ст. 11 Декларации; «право выражать свои мнения, в том числе религиозные» — ст. 10 Декларации).

Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности.

В Декларации содержался и перечень политических прав, которые принадлежат толькогражданину(ст.12 – 15).

В Декларации было представлено сжатое выражение принципов конституционализма: общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделения властей, не имеет конституции (ст. 16 Декларации).

Декларация 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции. Сами ее создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена».

Декларация была подписана королем 5 октября 1789 г. вместе с подготовительными статьями Конституции. Важнейшим дополнением к ним стал Декрет 8 октября 1789 г., заменивший титул “король Франции и Наварры” на титул “король французов”, тем самым была оформлена конституционная монархия как форма правления государства.

После принятия Декларации главной задачей Учредительного собрания стала разработка Конституции.

Конституция 1791 г. Основным итогом деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, которая из-за противодействия со стороны короля была утверждена лишь 3 сентября 1791 г.

 

Конституция 1791 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 252 - 282..

 

Конституция базировалась на принципах национального суверенитета, разделения властей, монархической формы правления, признания прав и свобод личности. Нация объявлялась субъектом суверенитета, который признавался единым, неделимым, неотчуждаемым и неотъемлемым. Нация, являясь единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия, ее представителями является законодательный корпус и король. Идея разделения властей стала принципом построения высших органов. Законодательная власть вверяется национальному собранию и осуществляется с утверждения короля. Исполнительная власть вверятся королю и осуществляется под его главенством министрами. Судебная власть вверяется судьям. Конституция закрепляла конституционную монархию как форму правления. Конституция подчеркивала, что король царствует «лишь в силу закона», и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу «на верность нации и закону».

Конституция существенно по сравнению с Декларацией 1789 г. расширяла перечень демократических прав, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских законов, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа, частичное бесплатное народное образование, специальное управление общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих, убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными. Конституция отменяла сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировала цехи и корпорации, упраздняла систему продажности и наследования государственных должностей и иные феодальные правила.

Национальное собрание являлось однопалатным органом, срок полномочий депутатов устанавливался в два года. Оно не могло быть распущено королем. Оно обладало правом законодательной инициативы, принимало законы, объявляло войну, ежегодно устанавливало налоги, принимало отчеты министров о расходовании государственных средств. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и Конституции».

В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Выборы проводились в особом порядке: 1\3 часть депутатов избиралась в соответствии с территориальным критерием (3 от каждого департамента); 1\3 – пропорционально численности активных граждан (все количество активных граждан делилось на 249); 1\3 – в соответствии с суммой уплачиваемых налогов (вся сумма прямых налогов делилась на 249). Конституция предусматривала двухстепенные цензовые выборы.

Особа короля объявлялась «неприкосновенной и священной». Как глава государства и глава правительства король наделялся значительными полномочиями. Он являлся также верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические отношения, утверждал объявление войны. Король единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь королевские указы требовали обязательной контрассигнации соответствующего министра. В области законотворческого процесса король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право отлагательного вето, преодолеть которое было достаточно сложно. Однако она не распространялось на законодательные акты финансового или конституционного характера. Расходы короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной властью.

Конституция закрепила сложившееся и ранее оформленное административно-территориальное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право контролировать деятельность местных органов, а именно право отменять распоряжение департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.

Характерной особенностью Конституции являлось то, что она не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство.

Конституция 1791 г. действовала лишь один год. 10 августа 1792 г. в Париже поднялось на восстание, в результате которого королевская власть была свергнута. Под давлением народа Законодательное собрание было вынуждено отменить цензовое избирательное право и назначить выборы в национальный учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции. Первыми актами 21 сентября 1792 г. Конвент признал необходимости принятия конституции народом, упразднил королевскую власть (в декабре 1792 г. Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI), а на следующий день Франция была объявлена республикой.

Декрет от 21 сентября 1792 г. об утверждении конституции народом и об охране личности и собственности граждан: Декрет 21-22 сентября 1792 г. об упразднении королевской власти во Франции; Декларация от 25 сентября 1792 г. о единстве и неделимости Французской республики // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 282 - 283..

Конституция 1793 г. и якобинская диктатура. В результате народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г. к власти пришли якобинцы, и была установлена якобинская диктатура.. Предложенная ими Конституция была принята конвентом 24 июля 1793 г. и утверждена народом на плебисците.

Конституция 24 июня 1795 г... // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 330 – 342.

Конституция состояла из двух частей: Декларации прав человека и гражданина и конституционного акта. Авторы проекта находились под сильным влиянием взглядов Ж. Ж. Руссо, прежде всего - идеи естественных прав человека (к ним якобинцы относили равенство, свободу, безопасность, собственность). Примечательно, что в Декларация 1793 г. давалось определение собственности в индивидуалистическом стиле, как возможности «пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла» (ст. 16 Декларации). Признавались и иные права французов: на всеобщее образование, государственное обеспечение, свободу печати, на петиций, объединения в народные общества. Декларация 1793 г. в число личных прав граждан включила право собраний с «соблюдением спокойствия», право свободного отправления религиозных обрядов (ст. 7 Декларации).

Следуя принципу разделения властей, учредитель особое внимание уделял гарантиям от деспотизма и произвола государственных властей. Поскольку сопротивление угнетению рассматривалось как следствие, вытекающее из прочих прав человека, в Декларации 1793 г. делался вывод о том, что в случаях нарушения правительством права народа «восстание для народа и для каждой его части есть его священное право и неотложнейшая обязанность» (ст. 35 Декларации).

Якобинцы отвергли принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее народного суверенитета.. Упразднив имущественный ценз, как несовместимый с идеей равенства, Конституция узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). Своеобразное стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж- Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год законодательный корпус по ряду важных вопросов, указанных в тексте (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики и т. д.), мог лишь делать законодательные предложения. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. Так попытались воплотить в жизнь идею непосредственной демократии, проявляющейся в том, что «народ обсуждает и постановляет законы» (ст. 10). По менее важным вопросам национальное собрание могло издавать декреты, сразу же вступающие в силу.

Исполнительный совет республики в составе 24 человек должен был избираться национальным собранием из списков, выдвинутых первичными департаментскими собраниями. Совет нес ответственность перед национальным собранием «в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях» (ст. 72).

Но предусмотренная якобинской конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями конвент был вынужден отсрочить вступление Конституции в действие..

Основы организации якобинской диктатуры были определены конвентом в ряде декретов, в частности в учредительном законе от 4 декабря 1793 г.

Учредительный Закон 4 декабря 1793 г. о революционном порядке управления // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 362 – 365.

В этом декрете предусматривалось, что «единственным центром управления» в республике является национальный конвент. Он стал постоянно действовавшим органом, который рассматривал большое количество вопросов и принимал декреты..

Правительственную власть осуществлял комитет общественного спасения, который выдвинулся на первое место среди комитетов конвента. Согласно декрету конвента от 10 октября 1793 г., комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры, генералы.

Для связи конвента и правительственных учреждений с местными властями в департаменты и в армию посылались комиссары из числа депутатов конвента, которые наделялись широкими полномочиями: контролировали исполнение декретов и могли отстранять должностных лиц в департаментах и генералов в армии. В сложной политической ситуации, в условиях контрреволюционных мятежей, измены в армии, комиссары Конвента нередко исполняли административные и организационные функции, издавая обязательные распоряжения, командовали воинскими частями и т. д.

Якобинцы, разработавшие весьма демократичную Конституцию 1793 г., в своей деятельности существенно отошли от признанных ими же основ осуществления власти при проведении экономической и социальной политики, а также при проведении чрезвычайных мероприятий по борьбе с «врагами революции».

Закон 26 июля 1793 г. о продовольствии // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 350 - 352.

 

Закон 17 сентября 1793 г. о подозрительных // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 356 – 357.

 

Закон 29 сентября 1793 г. о максимуме // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 357 - 360.

Декрет 21 – 22 февраля 1794 г., дополняющий закон о максимуме // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 366 - 367.

 

Закон 15 апреля 1794 // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 368 - 370.

Декрет 10 июня 1794 о врагах народа // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 370 - 373.

В системе органов якобинской диктатуры важную роль играл Революционный трибунал, оставивший печальный след в истории французского правосудия. Он был создан по требованию якобинцев еще 10 марта 1793 г., но превратился в постоянно действующее орудие «революционного» террора лишь после его реорганизации 5 сентября 1793 г. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в Революционном трибунале была упрощенной и скорой. До 10 июня 1794 г. по его приговорам было казнено 2607 человек.

К лету 1794 г., в условиях исчезновения военной опасности, стали усиливаться противоречия среди якобинцев, находящихся у власти. В конвенте возник заговор (Тальен, Баррас и другие). 27 июля 1794 г. (9 термидора — по республиканскому календарю) был совершен переворот. Период якобинской диктатуры закончился.

Термидорианский переворот, Конституция 1795 г. и период Директории. Пришедшие к власти термидорианцы первое время были вынуждены сохранить якобинскую систему государственных органов. Однако Комитет общественного спасения потерял значение правительственного органа. Были упразднены Парижская коммуна, а также революционные комитеты и народные общества, реорганизовали революционный трибунал.

Однако необходимость конституировать новую власть привела к тому, что 22 августа 1795 г. конвент принял новую Конституцию Франции. Она состояла из Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 г.. и Конституции, закреплявшей основы организации государственной власти.

Декларация прав и обязанностей человека и гражданина, Конституция 1795 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 380 – 418.

 

Конституция отменяла всеобщее избирательное право, восстановив имущественный ценз. Задача законодателя состояла в том, чтобы впредь не допустить сосредоточения власти в руках однопалатного органа, каким был национальный конвент. Для этого был учрежден двухпалатный Законодательный корпус (ст. 44 Конституции). Он состоял из Совета старейшин(250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот(из лиц не моложе 30 лет). Исполнительная власть вручалась директории, состоявшейиз пяти членов, избираемых путем тайного голосования законодательным корпусом. Ежегодно директория обновлялась на одного члена (ст. 137). Председательствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев (ст. 141).

Директория не в состоянии была решить и те политические проблемы, которые стояли перед властью после революции. Непоследовательная политика директории, получившая название «политики качелей», вызывала недовольство то демократически настроенных кругов, то выступавших дворян-эмигрантов и роялистов. Власть, закрепленная в Конституции 1795 г., оказалась весьма ненадежной. В стране возникла мечта о сильной власти, которая обеспечит надежный порядок.

Переворот Наполеона Бонапарта и Конституция 1799 г. Эта мечта была реализована в ходе государственного переворота, совершенного 9 ноября 1799 г. (18 брюмера — по республиканскому календарю) генералом Наполеоном Бонапартом, ставшим первым консулом.

Его власть была конституирована новым Основным законом.. Конституция VIII года республики была утверждена 13 декабря 1799 г. на плебисците, который проводился под надзором полицейских властей.

Конституция 1799 г.// Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 422 – 432..

 

Конституция, формально закрепившая республиканскую форму правления, оформляла диктатуру Наполеона Бонапарта. В отличие от предшествующих конституций в ней не было Декларации прав человека и гражданина. Законодатель гарантировал буржуазии и крестьянству собственность, полученную в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ, заявив, что «после совершения законной продажи национального имущества независимо от его происхождения» приобретатель такого имущества не может быть его лишен (ст. 94 Конституции). Заигрывая с армией, которой отводилась важная роль в учреждаемой политической системе, предусматривалось установление пенсий для раненых воинов, а также для вдов и детей военных, умерших на поле битвы и вследствие ранений (ст. 86 Конституции).

Формально придерживаясь идеи народовластия, авторы проекта Конституции отказались от непопулярного имущественного ценза, однако ввели систему доверительных списков вместо выборов. По Конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе). Члены коммунальных списков в свою очередь в той же пропорции составляли департаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась 1/10 граждан «для осуществления национальных функций». Однако члены этого национального списка не наделялись по Конституции правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Само комплектование государственных органов проходило на основе сложной системы кооптации, назначения и выборов.

Центральным органом власти стало правительство, состоящее из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. В Конституции устанавливался 10-тилетний срок полномочий, однако все консулы назывались, в том числе первый - «гражданин Бонапарт».. Он наделялся особыми функциями и полномочиями, которые мог временно осуществлять «в случае необходимости, при помощи своих коллег». Так, в Конституции устанавливался режим личной власти Наполеона Бонапарта (ст. 39 Конституции).

Для исключения возможной оппозиции со стороны законодательной власти Конституцией вводился своеобразный расщепленный законодательный процесс, который осуществлялся несколькими органами. Государственный совет, контролируемый первым консулом, разрабатывал и предлагал законопроекты, которые затем поступали в трибунат. Этот орган имел лишь право обсуждать законопроекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вносить их в законодательный корпус. Члены законодательного корпуса уже не могли обсуждать законопроект, а лишь принимали его или отвергали. Учрежденный закон мог быть направлен первым консулом в охранительный сенат, который одобрял его или отменял как неконституционный. Наконец, закон вновь возвращался к первому консулу, который подписывал и обнародовал его.

Согласно Конституции, первому консулу принадлежало право назначения и смещения членов государственного совета, министров, послов, офицеров. Он же назначал (правда, без права смещения) судей, начиная от мировых и заканчивая членами кассационного суда (ст. 42 Конституции).

Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих основных законов, не закрепляла выборную департаментскую и коммунальную администрацию. Назначение местных чиновников было отнесено к числу прерогатив первого консула.

В качестве «гарантии» от злоупотреблений всесильной администрации в Конституции было предусмотрено право государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации, «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности». Таким образом, было положено начало институту административной юстиции, характерному для Франции.

Монархические устремления Наполеона нашли выражение в сенатусконсультах, изданных в 1802 и 1804 гг.. В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бонапарт был объявлен пожизненным консулом.. В соответствии с Органическим сенатусконсультом 1804 г. «управление республикой» было вверено императору французов, каковым стал Наполеон I.

Во время «Первой империи» во Франции сформировался централизованный бюрократический аппарат. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств, в основном реализовывавших фискальную, военную и полицейскую функции.. Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах правительство назначало префектов, в округах и общинах — супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муниципальные, общинные и генеральные) имели лишь совещательное значение, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией.

В 1801 г. Наполеон подписал с римским папой конкордат, объявивший католицизм религией «подавляющего большинства французского народа». Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право назначать на высшие церковные должности. Священники присягали на верность первому консулу, затем императору.

Реставрация Бурбонов, Конституционная хартия 1814 г. и Легитимная монархия. Падение «Первой империи» и отречение Наполеона от власти в 1814 г. привело к восстановлению монархической формы правления, установлению легитимной монархии, реставрации Бурбонов на престоле.

Организация власти при Легитимной монархии была определена в Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII после вступления на престол.

Конституционная хартия 4 июня 1814 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 438 – 4461.

Хартия базировалась на идеях божественного происхождения королевской власти и королевского суверенитета. Католическая религия объявлялась государственной (ст. 6). Предусматривалось возвращение титулов старому дворянству. Король получил право жаловать дворянство «по своему усмотрению». Великая французская революция имела свои последствия в виде закрепления в Хартии равенства французов перед законом, положений о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, недопустимости преследования за политическую деятельность, относящуюся «ко времени до восстановления династии».

Король, личность которого объявлялась «неприкосновенной и священной», являлся главой государства и верховным главнокомандующим всех вооруженных сил. Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать распоряжения и указы, «необходимые для исполнения законов и для безопасности государства». Согласно Хартии, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты представлялось королю, а палаты могли лишь «всеподданнейше просить короля» рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. Король осуществлял назначения на все должности в сфере государственного управления, в том числе министров. Хартия не предусматривала ответственности правительства перед. представительным органом.

Законодательный орган состоял из двух палат. Палата пэров формировалась королем. Депутаты нижней палаты избиралась на 5 лет путем цензовых выборов.. Активным избирательным правом обладали лишь французы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков. Этим требованиям отвечали около 12—15 тыс. французов. Пассивным избирательным правом обладали лица, достигшие 40 лет и уплачивающие прямой налог установленного размера. Неслучайно депутаты первого же состава палаты были «более роялисты, чем сам король».

Политика Людовика XVIII, опиравшегося на ультрароялистов имела своим следствием недовольство населения и возвращение Наполеона к власти в 1815 г. («100 дней»). После битвы при Ватерлоо и второго отречения императора курс короля стал более осторожным и выверенным.

Однако деятельность его преемника стала вновь вызывать негодование в стране. В 1825 г. при короле Карле X были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, предусмотревшие смертную казнь за святотатство и другие преступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.

Июльская монархия и Конституционная Хартия 1830 г. 26 июля 1830 г. Карл X издает 6 ордонансов, некоторые из них прямо противоречили Хартии: ликвидировалась свобода печати, вводилась цензура, распускалась только что созванная палата депутатов, назначались новые выборы, число избирателей сокращалось на три четверти.

Опубликование ордонансов послужило непосредственным поводом к революции. 27 июля в Париже вспыхнуло вооруженное восстание, которое на следующий день приняло массовый характер. 30 июля депутаты распущенной Карлом Х палаты депутатов объявили близкого к буржуазным кругам герцога Орлеанского Луи Филиппа «наместником королевства». 2 августа Карл Х официально отрекся от престола. 7 августа в парламенте открылись прения по поводу изменений в Хартии 1814 г.

Конституционная хартия 4 июня 1814 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 438 – 446..

В результате в текст Хартии 1814 г. были внесены некоторые изменения: отменена преамбула Хартии, где заявлялось о ее октроированном ее характере, божественном происхождении королевской власти;

  • вместо титула «король Франции» вновь был введен «король французов»;
  • белое королевское знамя было заменено трехцветным флагом;
  • отменено положение о признании католической религии государственной;
  • объявлено о недопустимости восстановления цензуры;
  • королю запрещено приостанавливать законы и освобождать от их исполнения;
  • законодательная инициатива признана за каждой палатой и королем;
  • заседания палаты пэров объявлены публичными;
  • исчезло указание на размер имущественного ценза. Было лишь установлено, что граждане должны удовлетворять условиям, определенным законом. 18 апреля 1831 г. избирательный закон ввел более низкий, чем установленный Хартией 1814 г., имущественный ценз, что привело к расширению избирательного права.

После того, как 9 июля 1830 г. Луи - Филипп согласился с новой редакцией Хартии, он был провозглашен «королем французов». Текст Хартии был опубликован 14 августа 1830 г.

Июльская революция вызвала огромный отклик по всей Европе, поскольку в 1830 г французы продемонстрировали отказ от решений Венского конгресса, определивших в 1815 г. восстановление порядка и династий на престолах, которые существовали до наполеоновских войн.

30 – 40 гг. XIX в. во Франции стали временем капиталистического развития, обострения социальных противоречий. Это было особенно заметно во время крупных рабочих восстаний в Лионе в 1831 и 1834 гг., в ходе которых рабочие требовали установления республики. В конституционной истории страны эпоха Июльской монархии - время борьбы за избирательную и парламентскую реформы.

Вторая республика во Франции и Конституция 1848 г. Социально-экономический кризис 1847—1848 гг. способствовал усилению революционных настроений во Франции. Февральская революция 1848 г привела к падению режима Июльской монархии. Созданное в результате февральской революции Временное правительство 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка заставила правительство пойти не только на политические, но и социальные уступки (принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных), поскольку рабочие выдвинули требование установить социальную республику и признать право на труд.

4 марта 1848 г. Временное правительство провозгласило всеобщее мужское избирательное право с 21 года.. После проведения выборов открыло свои заседания Учредительное собрание. Оно образовало исполнительную комиссию, которой было поручено осуществление исполнительной власти. 4 ноября 1848 г. собрания приняло Конституцию.

Конституция Французской республики 4 ноября 4 июня 1848 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 446 - 460.

 

Конституция «Второй республики» была основана на принципах народного суверенитета, естественных прав человека, разделения властей, республиканской формы правления. Она признает «права и обязанности, которые предшествуют и стоят выше положительных законов». Принципами республика объявлялись свобода, равенство и братство, а семья, труд, собственность и общественный порядок – ее основами».

Основной закон 1848 г. провозглашал широкий круг прав и свобод личности, включая свободу союзов, печати, собраний, преподавания, совести (ст. 2 -17). Однако в перечне не было права на труд.

Ориентируясь на строгое разделение властей, учредитель вручил законодательную власть однопалатному национальному собранию (ст. 20), избираемому на всеобщих мужских выборах сроком на три года.

Исполнительная власть всецело вручалась президенту (ст. 43), также избираемому путем всеобщих выборов сроком на четыре года.. Он назначает и смещает министров и других высших должностных лиц, обеспечивает исполнение законов, распоряжается вооруженными силами, однако без права личного командования. Президент заключает международные договоры, подлежащие затем окончательному подтверждению в национальном собрании, обнародует законы именем французского народа. Он наделен правом вводить чрезвычайное положение.

Конституция предусматривала создание государственного совета, избираемого на 6 лет национальным собранием. Он предварительно рассматривает законопроекты, контролирует администрацию в пределах, установленных законом – осуществляет административной юстиции.

Учредитель практически не создал механизмов воздействия властей друг на друга: президент не имел право роспуска национального собрания, не наделяется правом вето в отношении законов. Он лишь может мотивированно просить национальное собрание о новом совещании по поводу закона. Национальное собрание также не имело конституционных путей воздействовать на исполнительную власть. Президент, министры, агенты и блюстители государственной власти отвечают каждый в своей области за все деяния правительства и администрации. Попытка президента распустить национальное собрание признается преступлением. В этом случае глава государства должен считается утратившим свои полномочия, исполнительная власть переходит к национальному собранию, а верховный суд рассматривает уголовное дело бывшего президента (ст. 68).

Вторая империя и Конституция 1852 г. Первые же выборы, проведенные в соответствии с Конституцией 1848 г., продемонстрировали ослабление позиций республиканцев. Президентом был избран Луи Бонапарт, племянник Наполеона Бонапарта. В ответ на нежелание законодательного органа удлинить срок его полномочий, в конце 1851 г. он совершил действия, которые были прямо запрещены ст. 68 Конституции.

2 декабря 1851 г. Луи Бонапарт распустил национальное собрание. 14 января 1852 г. он промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала Основной закон 1799 г.

Ссылка на статьи (1-2) Волкова в Институте (адрес)

Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, от его имени осуществлялось правосудие, парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность. Законотворческий процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся государственным советом, законодательным корпусом и сенатом, при этом лишь законодательный корпус был выборным учреждением, члены двух других органов назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в систему государственных органов, учрежденную Конституцией. За президентом было признано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были очевидны.

Логичным следствием издания Конституции 1852 г., закрепившей усиление власти президента, стал сенатусконсульт о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III, правление которого стало приобретать все более авторитарный характер. Сенатусконсульт 25 декабря 1852 г. предоставил императору право председательствовать в государственном совете и сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался законодательным корпусом.

В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частичные либеральные реформы (период так называемой либеральной монархии). Законодательный корпус и сенат получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих заседаниях, в 1870 г. им было предоставлено право постатейного голосования по бюджету.

Наполеон III неоднократно прибегал к военным, в результате в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии ускорили падение «Второй империи».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.09 с.)