Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Великая французская революция и Россия в конце XVIII – начале XIX в. Царствование Александра 1.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Революция во Франции в 1789 г., потрясшая всю Европу и ставшая одним из важнейших событий мировой истории XVIII в., не могла не затронуть и Россию. Восприятие французских событий большинством русских людей и в том числе Екатериной Великой не было однозначным и менялось по мере их развития. В течение практически всего века отношения между Россией и Францией были довольно прохладными. Лишь в начале 80-х годов они немного улучш. после объявления Россией декларации о “вооруженной нейтралитете”. Императрица считала себя ученицей французских просветителей и состояла в переписке со многими из них. А они были, как правило, в оппозиции к королевской власти. Весьма критично и даже с долей презрения отзывалась о французском дворе и Екатерина. Ее собственный Наказ Уложенной комиссии был запрещен французской цензурой, но его активно использовали критики короля и правительства. Внимательно следя за событиями во Франции и предвидя, что неумелая политика королевских министров непременно приведет к соц. взрыву, императрица испытывала, видимо, что-то вроде злорадства, когда революция действительно произошла. Вместе с тем, будучи опытным и проницательным политиком, Екатерина сразу поняла, что значит. ослабление Франции вследствие революционной смуты приведет к нарушению сложившегося баланса сил на мировой арене. Это было не в интересах России. Все эти обстоятельства предопределили двойственность в отнош. Фран. революции впервые ее годы. В 1789-1792 гг. русские газеты печатали подробные отчеты о событиях во Франции. Был опубликован и полный текст Декларации прав человека и гражданина, осн. идеи кот. перекликались с мыслями екатерининского Наказа. Однако, хорошо понимая причины революции, Екатерина одновр. понимала губительность и опасность начавшейся во Франции гражд. войны. Особую опасность видела императрица в установившейся во Франции анархии, ослаблении госуд. власти, “безначалии”. Возмущала ее и сама мысль о возможности власти в государстве в руках “башмачников и сапожников”, оскорбление королевского достоинства, отмена титулов, кровавые жестокости революционеров. Когда же в начале 1793 г. в Петербург пришло известие о казни короля, двор погрузился в трехнедельный траур и все отношения с Францией были прерваны. В военных действиях против Франции Россия участия не принимала при жизни императрицы. За этой позицией стоял тонкий полит. расчет. Отвлечение внимания европейских держав на Францию давало русскому правительству свободу рук в решении турецкой и польской проблем, в реализации своих далеко идущих внешнеполит. планов. Россия распахнула свои двери перед французскими эмигрантами-аристократами, спасавшимися от осуществления идей Руссо на практике, и повела переговоры с Англией и Австрией о совместной интервенции во Францию для восстановления монархии. Значительно ужисточилась и политика Екатерины по отнош. к отеч. вольнодумцам. Власть стала отказ. от реформаторских замыслов. Александр I Новый рос. император родился в 1777 г., он был любимым внуком Екатерины Великой. Александр Павлович воспитывался при ее дворе и быстро усвоил царившие там повадки и нравы. Воспитателем молодого великого князя был известный швейцарский политик, приверженец идей Просвещения Ф. С. Лагарп. Он не только способствовал получению А I европейского образования, но и пытался внести в познание будущего монарха либеральные идеи. Лагарп был удален от двора после того, как отказался поддержать план Екатерины об объявлении А I наследником престола, минуя Павла. Участие А I в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла отстранить старших сыновей от власти. Окончательное согласие на участие в перевороте он дал лишь тогда, когда был подвергнут домашнему аресту и увидел подписанный Павлом указ о заточении императрицы в монастырь и заключении себя самого и брата Константина в крепость. Однако смерти отца царевич искренне не желал. В результате переворота 11 марта 1801 г. А I в возрасте 24 лет стал новым российским императором. Характерной чертой Александровского царствования стан. борьба двух течений: либерального и консервативно-охранительного; лавирование императора между ними. Большинство историков выделяют в царствовании А I два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки реформ и стремление провести масштабные преобразования либеральной направленности) и после победы, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции. Начать рассмотрение первого периода следует с анализа деят-ти Негласного комитета (1801-1803), неофициального органа при А I, в который вошли “молодые друзья” императора П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. Планы комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России. Следует иметь в виду, что под конституцией поним. создание представительного учреждения, провозглашение демокр. свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти. Купцам, мещанам, государственным крестьянам указом 12 февраля 1801 г. предоставлялось право покупать ненаселенные земли. 20 февраля 1803 г. по инициативе графа С. П. Румянцева был издан указ “О вольных хлебопашцах”. В соответствии с ним, землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землей на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп). Получившие “вольную” на основании указа крестьяне стали именоваться “вольными хлебопашцами”. Однако этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное значение. Указы 1804-1805 гг. в опред. степени огран. крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещ. продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности в пользу помещиков фиксировались и определялись особыми комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. В 1803 г. было издано новое положение “Об устройстве учебных заведений”. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Учреждение министерств завершило процесс реорганизации петровской системы центрального управления, основанной на коллегиальных принципах. Вместо коллегий образ. 8 министерств (военно-сухопутных и морских сил, иностранных дел, юстиции, внутр. дел, финансов, коммерции и народного просвещения). Министры, назначаемые царем и подотчетные ему, единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность. Коллегии не упразднялись, а включались в соответствующие министерства, сохраняя организационную самостоятельность и занимаясь текущими вопросами управления. В целях координации деятельности министерств, а также совместного обсуждения вопросов, учреждался Комитет министров. Одновр. с учреждением министерств 8 сентября 1802 г. специальным указом императора расширялись права сената. Он являлся “хранителем законов”, высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией. Новый виток реформаторской деятельности А I связан с именем Сперанского. Из всего того, что предл. реформатор, А I реализовал немногое. 1 января был учрежден Гос. совет – законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено “Общее учреждение министерств”, которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств. (О реформах Сперанского см. Билет 19). Реформаторскую деятельность А I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызывало негативную реакцию как слева, так и справа, Второй период царствования (1815-1825) большинством историков хар. как консервативный. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связано с деятельностью А. А. Аракчеева. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осущ. своих конституционных идей. В 1818-1819 гг. А I поручил А. А, Аракчееву и министру финансов Д. А. Гурьеву разработать проекты освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков. Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По мнению Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован. По личному распоряжению А I тайно, практически одновременно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу, велась работа над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. А I подписал конституцию Польши, Польша становится конституционной монархией. Согласно Конституции король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме. Первая палата сейма – Сенат – назначалась царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата – Посольская – избиралась на основе имущественного ценза (уплата прямого налога не менее 100 злотых). Крестьянам избирательное право не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций своего времени. А I рассматривал польскую Конституцию как первый шаг на пути введения конституц. правления в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников (среди них был поэт П. А. Вяземский) во главе с бывшим членом Негласного комитета, главой российской администрации в царстве польском Н. Н. Новосильцевым разработать проект конституции Лена России. В 1819 г. такой проект под названием “Государственная уставная грамота Российской империи” был представлен государю и одобрен им. Конституция предусм. создание представительного органа (Государственного Сейма или Думы), состоявшего из двух палат (Сената и Посольской палаты). Сенат формировался царем из членов императорской фамилии и сенаторов. Посольская палата назн. императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым, если после обсуждения в палатах он утв. царем. Конституция провозглашала свободу слова, печати, свободу вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, ответственность чиновников. Вопрос о крепостном праве в проекте конституции не ставился. Конституция Новосильцева явилась шагом назад по сравнению с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства). Однако на реализацию и этого проекта А I не решился. В начале 20-х годов во внутр. политике А I преобладают охранительные тенденции. Это связано прежде всего с неудачами во внешней политике А I: антирусская позиция, занятая бывшими союзниками, неспособность Священного союза поддержать полит. стабильность. В рассм. период получили широкое развитие военные поселения – особая организация войск в России в 1810-1857 гг., совмещавших военную службу с занятием в сельском хозяйстве. Вводились они с целью снижения расходов на армию и создания резерва обученных войск. Фактически поселенцы дважды закрепощались – как крестьяне и как солдаты. Претерпела изменения и политика правительства в сфере образования. Ужесточилась цензура. Почему же А I не осуществил своих планов?
Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие соц. базы реформ в конечном счете могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.
Вопрос № План государственных преобразований М. М. Сперанского. Новый виток реформаторской деятельности Александра 1 связан с именем М. М. Сперанского (1772-1839). Выходец из семьи сельского священника, Сп. благодаря личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. император поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный Сп. “Ведение к Уложению государственных законов был закончен. Изложение программы Сп. требует некоторых предварительных замечаний.
В основе проекта Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе – Гос. думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших гос. учреждений создавался Гос. совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Гос. думу. Исключ. право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной. Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы – волостные, уездные, губернские и общегос. Избирательные права предост. дворянству, “людям среднего состояния” (купцы, гос. крестьяне). Гражданскими правами, по мысли Сп., следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Для депутатов Гос. Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы избранный депутатами, утверждался царем. Гос. дума рассматривала законопроекты, представл. министрами, Гос. советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала деятельность исполн. органов власти (министры были подчинены Думе). Император мог принимать законод. акты помимо Думы, только руководствуясь чрезв. обстоятельствами (когда речь шла о “спасении Отечества”, войне, мире). А I одобрил план Сп., но не решился на осуществление реформ. По его мнению, преобразования следовало начать с центральной системы государственного управления, а затем постепенно переносить их на другие области 1 января 1810 г. был учрежден Гос. совет – законосовещательный орган при государе. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все законод. проекты теперь д.б. рассм. только через Гос. совет, который при этом оценивал не только их содержание, но и саму необходимость реформирования. В его функции входило также “разъяснение” смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета, должны были рассматривать отчеты министерств и выносить предложения по распределению гос. доходов и расходов. Гос. совет подразделялся на четыре департамента – законов, гражданских и духовных дел, государственной экономии. Летом 1811 г. введено разраб. Сп. “Общее утверждение министерств”, кот. опред. состав, пределы власти и ответственность министерств, а также порядок делопроизводства. Таким образом, министерская реформа получила логическое завершение. Кроме того, в рамках плана Сп. был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов. Проведенные в 110 –1811 г. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чинов и крепостников, что А I был вынужден прекратить осущ-е реформ: слишком свежа была в памяти судьба убитого отца. Этим, по существу, и ограничился А I в реализации реформаторских замыслов Сп. В марте 1812 г. Сп. был уволен с гос. службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. Экономические планы Сперанского Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастроф. последствиям для ее экономики. Доходы казны уже в 1808 г. знач. сокр.. Правительство приняло реш. начать печатание бумажных денег, не обеспеченных золотым запасом страны, в результате чего уже в 1809 г. курс бумажного рубля упал до 35 копеек. В этих условиях А I поручил Сп. разработать проект оздоровления экономики. Такой план, напр. на спасение страны от экономической катастрофы, был подготовлен Спер. уже к открытию первого заседания Госсовета 1 января 1810 г. он включал в себя:
В реальной жизни проект в полной мере воплощен не был. Налог, предназначенный на погашение долга, тратился на другие цели. Выпуск ассигнаций время от времени возобновлялся. Четкой системы взимания новых налогов не было.
Вопрос №16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.01 с.) |