Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в XVII в. Формирование сословно-представительной монархииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало XVII в. вошло в историю как Смутное время – период, сопров. народными восстаниями и вторжением иноземных захватчиков. Династический кризис конца XVI в. б. связан со смертью бездетного сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1598), на кот. оконч. род моск. царей - Рюриковичей. Пресечение царского рода, отсутствие законного, “настоящего” царя означ. тем самым крах всей системы ценностей. Это вызвало соц. нестабильность, выступления народа против власти. В отличие от Центральной и Западной Европы, где во главе таких движений стояли религиозные пророки – протестанты, в России главной фигурой крестьянских войн чаще всего был самозванец, “настоящий” царь, готовый восстан. соц. справедливость. Начало Смутному времени полож. гибель в Угличе в 1591 г. сына Грозного царевича Дмитрия. Борис Годунов с 1586 г. захватил фактич. власть в стране. Несмотря на то, что политика Годунова смягчала усл. крепостничества (в 1601-1602 был разрешен обмен крестьянами м/у помещиками), и то что его поддерж. патриарх Иов, народ не считал его законным царём. В 1601-1603 страшная засуха в России и голод делали правление Годунова ещё более непопулярным. В 1601 г. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) объявил себя чудом спавшимся царевичем Дмитрием (он тайно принял католичество и согл. уступить королю Сигизмунду III за поддержку западные земли России). В 1604 он был коронован на русский престол. Новый государь укреплял свою власть, раздавая земли и крестьян дворянам. Вместе с тем он утв. факт ухода крестьян от помещиков во время голода 1601-1602. В области внеш. пол-ки была предпринята попытка создать блок европ. держав против Турции. Но для народа было важнее, насколько новый царь придерж. традиций, ведет себя как истинный и правосл. государь. Присутствие при дворе католиков-шляхтичей, несоблюдение царем русских обычаев, брак со знаменитой полькой Мариной Мнишек, интриги бояр привели в 1606 к восстанию, в ходе которого он был убит. Власть перешла к боярской оппозиции, во главе кот. стоял Василий Шуйский (1606-1610). Он стремился учитывать интересы феодалов и подписал с боярами грамоту об ограничении царской власти. Однако это не прекратило народных выступлений (происх. восстание Болотникова). В 1607 под прикрытием нового самозванца, Лжедмитрия II, поляки вновь вторглись в Россию. Разбив царские войска, Лжедмитрий II в 1608 осадил Москву, распол. с войском в Тушине, откуда правил страной – там были свои приказы, казна, армия, готовилось своё прав-во (хотели свергнуть Шуйского), в стране 2 царя, 2 патриарха, 2 столицы (Москва, Тушино). Но раздача земель польским шляхтичам-католикам и грабёж русских деревень подорвали его авторитет. К тому же Сигизмунд III, воспользовавшись предлогом – призывом Шуйского на помощь Москве, - сам пошел на русские земли. Польскому войску удалось разбить войска Шуйского. Поляки приступают к открытой интервенции. В 1610 Шуйский был свергнут. Бояре ведут переговоры о приглашении сына Сигизмунда Владислава занять моск. престол (семибоярщина). Возрастает угроза потери нац. самост-ти. Шведы прист. к активным действиям. Бояре договариваются, чтобы шведы помогли в борьбе с поляками. Поляки занимают часть территории, а шведы – Новгород. Период безвластия затянулся. В ходе борьбы с польской агрессией в 1611-1612 было сформировано два ополчения:
Смутное время создало в России уник. ситуацию, когда власть фактически оказалась в руках общества. Единство государства было разрушено. Единства мнения о преемственности власти не было. В этих условиях большое значение в сохранении нац. единства имели позиция церкви и потребность народа в царе как носителе идеала “правды”. В этих усл. князья Трубецкой и Пожарский в нач. 1613 собрали в Москве Земский собор для выборов нового царя. Это был самый представительный из Земских Соборов за всю историю страны. В нём приняли участие представители всех сословий, кроме холопов и крепостных крестьян. Помимо бояр и дворян, на соборе присут. представители 50 городов страны, а также стрельцов и казаков, активно участв. в освобождении Москвы. Авторитет патриарха Филарета способствовал избранию царем его сына – Михаила Романова, связанного с прошлой династией родственными узами (он был неопытен и удобен). Смута завершила целую эпоху – хозяйственного и соц. кризиса второй половины XVI в. Далее страна ликвидировала последствия Смуты не одно десятилетие – и в хозяйстве, и во внутр. пол-ке, и во внеш. делах. Н-р, последствия хоз. разорения не были до конца изжиты ещё в 30-е гг. XVII в. Недаром поражением законч. война с Речью Посполитой за Смоленск. Позднее Москва не решалась начать войну за Азов, взятый донскими казаками ("Азовское сидение" 1637-1642). Не хватало сил, возможностей. А требования дворян отметить "урочные лета" в сыске беглых крестьян прав-во сочло возм. удовлетворить только в 1649. Ситуация изм. к сер. XVII в. После восстания Речи Посполитой во главе с Богданом Хмельницким Россия приняла Малороссию в своё подданство. Началась длительная и изнурит. русско-польская война (1654-1667), затем война с Турцией и Крымом (1677-1681) тоже из-за Украины. Одновременно Россия бросила вызов Швеции (1656-1658). Вскоре начались Крымские походы (1687 и 1689), затем Азовские (1695-1696). Это были весьма значит. события в отношениях с Крымским ханством, одним из осколков Золотой Орды, давним врагом Руси, и могущественной Османской империей, армии которой в то время едва не взяли Вену. Втор. половина XVII в. – предреформенное время (если иметь в виду масштабные преобразования Петра I), по сути дела тогда нач. реформы в гос. и военном устройстве, в к-ре. Эпоха выдвинула реформаторов – предшественников Петра Великого. Среди них – его отец царь Алексей Михайлович, брат царь Федор Алексеевич, их соратники А.Л. Ордин-Нащокин, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев и др. Реформы задумывали и проводили царевна Софья Алексеевна, князь В.В. Голицын и иные, ставшие по воле истории заклятыми врагами Петра. Устранив их, царь Петр продолжил во многом их попытки, назначения. С воцарением Михаила на престол начинает формироваться сословно-представительная монархия (форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан). Власть Михаила на первых порах серьезно ограничивало боярство. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В неё входили представители четырёх думных чинов: бояре, окольничие думные дьяки и думные дворяне. Решение думы становилось законом или его разъяснением. Постеп. роль боярской думы уменьшается. Наряду с ней сущ. при царе т.н. “ближняя” или “тайная” дума. В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению. Несмотря на уменьшение роли Думы в гос-ве во второй пол. столетия, она по-прежнему вместе с царем руков. страной. Окончат. её падение относ. ко времени правления Петра I. Однако сущ-е в России сословной монархии препят. отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законод. оформлении. Земские соборы не шли дальше челобитных к царю с требованием укреп. порядок в гос-ве. В частности, собор 1619 просил вернуть хозяевам беглых крестьян. Требования горожан не распр. дальше просьбы справедливо разделять налоговый гнёт. Этому мешал, по их мнению, уход части ремесленников и торговцев в монастырские и боярские слободы, освобожденные от налогов, что увелич. налоговый гнёт в городах. Там они станов. “закладниками”, феод.-завис. людьми бояр и монастырей. Поэтому горожане просили вернуть “закладников” в городское тягло. В их сознании сословные права путались с правами тягловой общины. Земские соборы не могли остан. тенденцию к закрепощению податных сословий, в том числе городских жителей. Всё большую роль на соборах играли боярство и дворянство. Но и они могли лишь временно огранич. царскую власть. Зачатки сословной монархии оказались незначит., прежде всего из-за слабости городов и правосознания населения. Реальным путем усиления власти гос-ва было развитие местной администрации. В XVI в. воеводы сущ. лишь в некот. пограничных городах. В 1614 они правили уже в 103 города, в 1616 – в 138, в 1625 – в 146. Полномочия воевод были шире полномочий наместников-кормленщиков до их упразднения Иваном Грозным, поэтому поток жалоб на их злоупотребления не прекращ. В Москве даже был учрежден особый приказ, принимавший жалобы населения. Воеводы все чаще вмеш. в дела местных органов самоупр-я. Но население было неспособно бороться за отстаивание своих прав на Земских соборах, не понимало необх-ти создания системы сословных прав. Единств. авторитетом для народа был царь.
Вопрос № Культура допетровской Руси Обучение грамоте. Круг чтения. Процент грамотных по стране медленно, но увел. Ещё в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе – центру уездного упр-я. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было ещё немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знание письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров” из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Учили прежде всего по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 был издан букварь В. Бурцева; грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого; в конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета – таблицу умножения. Значит. расшир. круг чтения. Среди книг были и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. От иноземцев русские перенимали навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра, военного и металлургич. произв-ва, в иных ремеслах и художествах. Обучались языкам – греческому, латинскому, польскому и прочим. Научные знания. Русские слав. как мастера обработки металла, литейного дела. В 1615 русский мастер изгот. первую пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола. Столь же успешно и надежно владели русские мастера строит. техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. При устройстве водяных мельниц и железоделательных и иных мануфактур исп. водяные двигатели. Русские пишут практические руководства, в кот. обобщают накопленный опыт, дают наставления по описанию земель, подъему соляного раствора с большой глубины, военному делу, по изготовлению красок, чернил и др. Подобные пособия давали зачатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии и иным наукам. В травниках, своего рода лечебниках, описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необх. для хоз. деят-ти, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. Расшир. географ. знания, представления о России, её территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока. На рубеже VII и VIII вв. появ. общая карта государств, основ. на чертежах отдельных его регионов. Географ. сведения “поверстных книг” давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Москвы в др. города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом. Ещё большее распр-е получ. историч. сочинения – летописные своды, повести, сказания и др. памятники предшествующих столетий. В VII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания. Фольклор. Фольклорный материал заполняет многочисленные литер. сборники историч., церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков” (крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки – волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке, Стеньке Разине. Сборники пословиц и поговорок этого времени дожили и до нашего времени, например: “Баснями соловья не кормят”, “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”. Архитектура. Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры VII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Деревянное зодчество, тесным образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отлич. реализмом и функциональной целесообразностью. Осн. элементы деревянного зодчества – квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени м/у клетями, крыша, двери и окна – устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания. Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и худож. выдумкой. Их постройки отлич. прочностью и конструктивным совершенством. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в Коломенском (1667-1668), разобранный “за ветхостью” столетие спустя, при Екатерине II. Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за др. по всей стране строятся шатровые церкви и соборы – Архангельский собор в Нижегородском Кремле, церковь Покрова в Медведкове и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности интимности. Эти черты постеп. нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве. В городах бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более “узорчатые”, особенно во второй половине столетия. Таковы дома бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге и др. В VII в. оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего, Симонова и многих др. монастырей. В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков. Изобразительное искусство. Те же черты можно отметить в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский нац. стиль выраб. новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с её мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин – наиб. знамен. её представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников. Реалистич. тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проводили и при росписи церквей. Черты реализма появл. и в портретном жанре. Театр. Театр возник при дворе, и он д.б. противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки: вместо народных сцен – пьесы на библейские, историко-географические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого, -напыщенный, тяжеловесный язык. Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А.С. Матвеева поручил в 1672 орг-ю театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, потом появ. актеры из русских; вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы. После кончины царя (1676) театр закрыли, и он более не возобновлял свои постановки.
Вопрос № 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.011 с.) |