Россия в XVII в. Формирование сословно-представительной монархии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в XVII в. Формирование сословно-представительной монархии



Начало XVII в. вошло в историю как Смутное время – период, сопров. народными восстаниями и вторжением иноземных захватчиков. Династический кризис конца XVI в. б. связан со смертью бездетного сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1598), на кот. оконч. род моск. царей - Рюриковичей. Пресечение царского рода, отсутствие законного, “настоящего” царя означ. тем самым крах всей системы ценностей. Это вызвало соц. нестабильность, выступления народа против власти. В отличие от Центральной и Западной Европы, где во главе таких движений стояли религиозные пророки – протестанты, в России главной фигурой крестьянских войн чаще всего был самозванец, “настоящий” царь, готовый восстан. соц. справедливость.

Начало Смутному времени полож. гибель в Угличе в 1591 г. сына Грозного царевича Дмитрия. Борис Годунов с 1586 г. захватил фактич. власть в стране. Несмотря на то, что политика Годунова смягчала усл. крепостничества (в 1601-1602 был разрешен обмен крестьянами м/у помещиками), и то что его поддерж. патриарх Иов, народ не считал его законным царём. В 1601-1603 страшная засуха в России и голод делали правление Годунова ещё более непопулярным.

В 1601 г. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) объявил себя чудом спавшимся царевичем Дмитрием (он тайно принял католичество и согл. уступить королю Сигизмунду III за поддержку западные земли России). В 1604 он был коронован на русский престол. Новый государь укреплял свою власть, раздавая земли и крестьян дворянам. Вместе с тем он утв. факт ухода крестьян от помещиков во время голода 1601-1602. В области внеш. пол-ки была предпринята попытка создать блок европ. держав против Турции. Но для народа было важнее, насколько новый царь придерж. традиций, ведет себя как истинный и правосл. государь. Присутствие при дворе католиков-шляхтичей, несоблюдение царем русских обычаев, брак со знаменитой полькой Мариной Мнишек, интриги бояр привели в 1606 к восстанию, в ходе которого он был убит.

Власть перешла к боярской оппозиции, во главе кот. стоял Василий Шуйский (1606-1610). Он стремился учитывать интересы феодалов и подписал с боярами грамоту об ограничении царской власти. Однако это не прекратило народных выступлений (происх. восстание Болотникова). В 1607 под прикрытием нового самозванца, Лжедмитрия II, поляки вновь вторглись в Россию. Разбив царские войска, Лжедмитрий II в 1608 осадил Москву, распол. с войском в Тушине, откуда правил страной – там были свои приказы, казна, армия, готовилось своё прав-во (хотели свергнуть Шуйского), в стране 2 царя, 2 патриарха, 2 столицы (Москва, Тушино). Но раздача земель польским шляхтичам-католикам и грабёж русских деревень подорвали его авторитет. К тому же Сигизмунд III, воспользовавшись предлогом – призывом Шуйского на помощь Москве, - сам пошел на русские земли. Польскому войску удалось разбить войска Шуйского. Поляки приступают к открытой интервенции. В 1610 Шуйский был свергнут. Бояре ведут переговоры о приглашении сына Сигизмунда Владислава занять моск. престол (семибоярщина). Возрастает угроза потери нац. самост-ти. Шведы прист. к активным действиям. Бояре договариваются, чтобы шведы помогли в борьбе с поляками. Поляки занимают часть территории, а шведы – Новгород.

Период безвластия затянулся.

В ходе борьбы с польской агрессией в 1611-1612 было сформировано два ополчения:

  1. под руководством Ляпунова, Заруцкого и Трубецкого;
  2. - // - Минина и Пожарского.

Смутное время создало в России уник. ситуацию, когда власть фактически оказалась в руках общества. Единство государства было разрушено. Единства мнения о преемственности власти не было. В этих условиях большое значение в сохранении нац. единства имели позиция церкви и потребность народа в царе как носителе идеала “правды”. В этих усл. князья Трубецкой и Пожарский в нач. 1613 собрали в Москве Земский собор для выборов нового царя. Это был самый представительный из Земских Соборов за всю историю страны. В нём приняли участие представители всех сословий, кроме холопов и крепостных крестьян. Помимо бояр и дворян, на соборе присут. представители 50 городов страны, а также стрельцов и казаков, активно участв. в освобождении Москвы. Авторитет патриарха Филарета способствовал избранию царем его сына – Михаила Романова, связанного с прошлой династией родственными узами (он был неопытен и удобен).

Смута завершила целую эпоху – хозяйственного и соц. кризиса второй половины XVI в. Далее страна ликвидировала последствия Смуты не одно десятилетие – и в хозяйстве, и во внутр. пол-ке, и во внеш. делах. Н-р, последствия хоз. разорения не были до конца изжиты ещё в 30-е гг. XVII в. Недаром поражением законч. война с Речью Посполитой за Смоленск. Позднее Москва не решалась начать войну за Азов, взятый донскими казаками ("Азовское сидение" 1637-1642). Не хватало сил, возможностей. А требования дворян отметить "урочные лета" в сыске беглых крестьян прав-во сочло возм. удовлетворить только в 1649. Ситуация изм. к сер. XVII в. После восстания Речи Посполитой во главе с Богданом Хмельницким Россия приняла Малороссию в своё подданство. Началась длительная и изнурит. русско-польская война (1654-1667), затем война с Турцией и Крымом (1677-1681) тоже из-за Украины. Одновременно Россия бросила вызов Швеции (1656-1658). Вскоре начались Крымские походы (1687 и 1689), затем Азовские (1695-1696). Это были весьма значит. события в отношениях с Крымским ханством, одним из осколков Золотой Орды, давним врагом Руси, и могущественной Османской империей, армии которой в то время едва не взяли Вену.

Втор. половина XVII в. – предреформенное время (если иметь в виду масштабные преобразования Петра I), по сути дела тогда нач. реформы в гос. и военном устройстве, в к-ре. Эпоха выдвинула реформаторов – предшественников Петра Великого. Среди них – его отец царь Алексей Михайлович, брат царь Федор Алексеевич, их соратники А.Л. Ордин-Нащокин, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев и др. Реформы задумывали и проводили царевна Софья Алексеевна, князь В.В. Голицын и иные, ставшие по воле истории заклятыми врагами Петра. Устранив их, царь Петр продолжил во многом их попытки, назначения.

С воцарением Михаила на престол начинает формироваться сословно-представительная монархия (форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан). Власть Михаила на первых порах серьезно ограничивало боярство. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В неё входили представители четырёх думных чинов: бояре, окольничие думные дьяки и думные дворяне. Решение думы становилось законом или его разъяснением. Постеп. роль боярской думы уменьшается. Наряду с ней сущ. при царе т.н. “ближняя” или “тайная” дума. В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению. Несмотря на уменьшение роли Думы в гос-ве во второй пол. столетия, она по-прежнему вместе с царем руков. страной. Окончат. её падение относ. ко времени правления Петра I.

Однако сущ-е в России сословной монархии препят. отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законод. оформлении. Земские соборы не шли дальше челобитных к царю с требованием укреп. порядок в гос-ве. В частности, собор 1619 просил вернуть хозяевам беглых крестьян. Требования горожан не распр. дальше просьбы справедливо разделять налоговый гнёт. Этому мешал, по их мнению, уход части ремесленников и торговцев в монастырские и боярские слободы, освобожденные от налогов, что увелич. налоговый гнёт в городах. Там они станов. “закладниками”, феод.-завис. людьми бояр и монастырей. Поэтому горожане просили вернуть “закладников” в городское тягло. В их сознании сословные права путались с правами тягловой общины. Земские соборы не могли остан. тенденцию к закрепощению податных сословий, в том числе городских жителей. Всё большую роль на соборах играли боярство и дворянство. Но и они могли лишь временно огранич. царскую власть. Зачатки сословной монархии оказались незначит., прежде всего из-за слабости городов и правосознания населения.

Реальным путем усиления власти гос-ва было развитие местной администрации. В XVI в. воеводы сущ. лишь в некот. пограничных городах. В 1614 они правили уже в 103 города, в 1616 – в 138, в 1625 – в 146. Полномочия воевод были шире полномочий наместников-кормленщиков до их упразднения Иваном Грозным, поэтому поток жалоб на их злоупотребления не прекращ. В Москве даже был учрежден особый приказ, принимавший жалобы населения. Воеводы все чаще вмеш. в дела местных органов самоупр-я. Но население было неспособно бороться за отстаивание своих прав на Земских соборах, не понимало необх-ти создания системы сословных прав. Единств. авторитетом для народа был царь.



Вопрос №

Культура допетровской Руси

Обучение грамоте. Круг чтения. Процент грамотных по стране медленно, но увел. Ещё в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе – центру уездного упр-я. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было ещё немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знание письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров” из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Учили прежде всего по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 был издан букварь В. Бурцева; грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого; в конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета – таблицу умножения.

Значит. расшир. круг чтения. Среди книг были и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. От иноземцев русские перенимали навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра, военного и металлургич. произв-ва, в иных ремеслах и художествах. Обучались языкам – греческому, латинскому, польскому и прочим.

Научные знания. Русские слав. как мастера обработки металла, литейного дела. В 1615 русский мастер изгот. первую пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола. Столь же успешно и надежно владели русские мастера строит. техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. При устройстве водяных мельниц и железоделательных и иных мануфактур исп. водяные двигатели.

Русские пишут практические руководства, в кот. обобщают накопленный опыт, дают наставления по описанию земель, подъему соляного раствора с большой глубины, военному делу, по изготовлению красок, чернил и др. Подобные пособия давали зачатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии и иным наукам. В травниках, своего рода лечебниках, описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необх. для хоз. деят-ти, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников.

Расшир. географ. знания, представления о России, её территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока. На рубеже VII и VIII вв. появ. общая карта государств, основ. на чертежах отдельных его регионов. Географ. сведения “поверстных книг” давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Москвы в др. города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом. Ещё большее распр-е получ. историч. сочинения – летописные своды, повести, сказания и др. памятники предшествующих столетий. В VII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.

Фольклор. Фольклорный материал заполняет многочисленные литер. сборники историч., церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков” (крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки – волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке, Стеньке Разине.

Сборники пословиц и поговорок этого времени дожили и до нашего времени, например: “Баснями соловья не кормят”, “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”.

Архитектура. Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры VII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Деревянное зодчество, тесным образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отлич. реализмом и функциональной целесообразностью. Осн. элементы деревянного зодчества – квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени м/у клетями, крыша, двери и окна – устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания.

Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и худож. выдумкой. Их постройки отлич. прочностью и конструктивным совершенством. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в Коломенском (1667-1668), разобранный “за ветхостью” столетие спустя, при Екатерине II. Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за др. по всей стране строятся шатровые церкви и соборы – Архангельский собор в Нижегородском Кремле, церковь Покрова в Медведкове и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности интимности. Эти черты постеп. нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве. В городах бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более “узорчатые”, особенно во второй половине столетия. Таковы дома бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге и др.

В VII в. оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего, Симонова и многих др. монастырей. В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков.

Изобразительное искусство. Те же черты можно отметить в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский нац. стиль выраб. новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с её мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин – наиб. знамен. её представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

Реалистич. тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проводили и при росписи церквей. Черты реализма появл. и в портретном жанре.

Театр. Театр возник при дворе, и он д.б. противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки: вместо народных сцен – пьесы на библейские, историко-географические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого, -напыщенный, тяжеловесный язык.

Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А.С. Матвеева поручил в 1672 орг-ю театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, потом появ. актеры из русских; вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы. После кончины царя (1676) театр закрыли, и он более не возобновлял свои постановки.



Вопрос № 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.018 с.)