Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русские земли в переход феодальной раздробленности. Основные политические центры.

Поиск

Вопрос

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.

Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.



Вопрос №4

Принятие христианства на Руси и его историческое значение. Как повествуют летописец, христианство было распр. на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о крещении отд. групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Корилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показ., что христианство постеп. входило в жизнь древнерусского общ-ва. Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер. Нас же больше интер. мотивировка Вл. крестится по греческому обряду. Важно, что кроме догматов, в любой религии сущ. обычаи, традиционно передаваемые из покол. в покол. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особ. если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, н-р не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот показательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал “буйства во хмелю”. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являлись трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: “Руси есть веселие пити…”

Сложнее причины отказа Вл. немцам-католикам. Его слова не ясны: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”. В середине 10 в. на русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киявлян. Адальберт потерпел неудачу, но “не по своей нерадивости”. Изв., что в середине века на святой престол иногда восходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел 16-тилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь Сатаны. Конечно же вести о таких “подвигах” достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева Случайность быть не может. Языческая Русь принимает христианство в виде православия.

Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

“Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.

Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.



Вопрос №

Вопрос №5.

Вопрос №7

Вопрос №

Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв./

Русская церковь сыграла значит. роль в объединит. процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стор., стремление гос-ва к подчинению земель церкви, а с др. – внутрицерковную борьбу по вопросам веры. Внутрицерковная борьба была связ. с появл. ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распр. ересь жидовствующих (ее зачинателем счит. еврейского купца). Еретики отриц. власть священников и требовали равенства всех людей. Это означ., что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой т. зр. наз. нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и гос., и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Т.о. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения.



Вопрос №8

Вопрос № 9

“Смутное время” /начало XVII века/:причины, ход, результаты.

События рубежа XVI-XVII в. получ. название “смутное время”. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутр. и внеш. политику, идеологию, нравственность. Причины смуты заключ. в обострении соц., сословных, династических и международных отнош. в конце правления Ивана IV и при его преемниках.

Ливонская война и опричнина привели к хозяйственному разорению страны. В этих усл. гос-во и феодалы усиливали эксплуатацию горожан и крестьян, что приводило к бегству из центральных уездов страны на окраины: Дон, район Путивля. Бегство крестьян лишало феодалов рабочих рук, а гос-во – налогоплательщиков. С 1581 г. на территории страны ввели заповедные годы, когда крестьянам временно запрещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. В конце XVI в. сложилась система крепост. права – высшей формы неполной собственности феодала на крестьянина, основ. на прикреплении крестьянина к земле феодала или феод. гос-ва. В 1597 г. – указ о сыске беглых крестьян. Срок сыска – 5 лет. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г., д.б. возвращ. прежнему владельцу.

После смерти Ивана IV в 1584 году младшему сыну Дмитрию было всего 2 года, старшего он убил в припадке, -> на престол вступил средний сын Федор Иванович (1584-1598) в возрасте 27 лет. Он был очень мягким по натуре, не способным упр. гос-вом. Иван IV понимал, кому перейдет престол, и создал своеобразный регентский совет. Фактич. правителем гос-ва стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре кот. был женат Федор. Годунов входил в регентский совет при царе.

В 1591 году при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Противники Годунова распространили слух, что это дело рук Годунова. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекр. старая династия. На Земском соборе царем избрали Бориса Годунова (1598-1605). Он вел успешную внеш. политику. При нем осваивалась Сибирь, южные районы страны. Укреп. позиции на Кавказе. После войны со Швецией в 1595 г. заключен Тявзинский мир. Россия вернула себе утраченные земли на берегу Балтики, было предотвращено нападение крымских татар на Москву. Велось строительство укреплений в Москве и пограничных городах. В 1589 г. было вв. патриаршество. Первым патриархом стал Иов, человек, близкий Годунову.

Годунов старался предпринять меры для ослабления народного недовольства, но пол-е усугубил неурожай и голод 1601-1603гг. Годунов установил предельную цену на хлеб, разрешил переход крестьян, начал раздачу хлеба из гос. закромов, но эти меры не имели успеха. В 1603-1604 гг. вспыхнуло восстание холопов под руководством Хлопка, охватившее все Подмосковье. Восстание было подавлено. Годунов, стараясь быть идеальным монархом, заботиться о стабильности общества, мощи государства, правил в присущей ему самовластной манере. Голод ускорил падение Годунова. Разочаровавшийся народ стал искать “законного наследника престола”. Получили распр-е слухи, что жив царевич Дмитрий, чудом спасшийся в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия (его настоящее имя было Григорий (Юрий) Отрепьев). Заручившись поддержкой польских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Также он обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, Северные и Смоленские земли, Новгород и Псков. В 1604 г. Лжедмитрий С помощью польских магнатов пошел на Москву. Его поддерживали многие бояре и дворяне, народные массы, недовольные Годуновым. Неож. умер Годунов на 54 году жизни во время прогулки. Он передал правл. своему сыну 16–ти летнему Федору Борисовичу. Однако новый царь и его мать были тайно убиты, а патриарх Иов сослан в монастырь. В 1605 г. Лжедмитрий вступил в Москву и был провозгл. царем. Более того, он стал именовать себя императором. Лжедмитрия поддерж. разные слои населения, поэтому он не торопился вып. данные полякам обещания. Продолжение крепостнической пол-ки. Новые поборы с целью добыть обещанные польским магнатам ср-ва, недовольство русской знати, усилившееся после его женитьбы на Марине Мнишек, привело к боярскому заговору против него в 1606г. Лжедмитрий был убит, Мнишек спасли бояре и выслали в Ярославль. После смерти Лжедмитрия на престол вст. боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). Он обязался хранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчины и не судить бояр без участия Боярской Думы. Патриархом назн. ростовского митрополита Филарета, кот. позже был заменен казанским – Гермогеном. Полит. конфликт, порожд. борьбой за власть и корону, перерос в соц. Народ потерял веру, и в 1606 г. вспыхнуло восстание под руководством Ивана Болотникова (бывшего воеводы Лжедмитрия I). Два месяца длилась осада Москвы. В реш. момент измена дворянских отрядов, перешедших на сторону Шуйского, привела к разгрому армии Болотникова. Армия отступила к Туле, где держалась 4 месяца. Затем царь обманом проник в город и жестоко расправился с повстанцами.

В то время, как Шуйский осаждал Болотникова в Туле, на Брянщине (г. Стародуб) объявился новый самозванец. ПО согласованию с Ватиканом польские шляхтичи, противники короля Сигизмунда III, объединились с казацким атаманом Заруцким, выдвинув в кач. претендента на русский престол Лжедмитрия II. В 1608 г. он двинулся к Москве, но ему не удалось взять Москву. Он остановился в 17 км от Кремля в Тушино. Если Лжедмитрий I 11 месяцев провел в Кремле, то Лжедмитрий II 21 месяц безуспешно осаждал Москву. В Тушине сложилась своя Боярская дума, приказы, даже был свой патриарх (Филарет). Шуйский обратился за помощью к Швеции, в обмен на отказ России от Балтийского побережья. Воспользовавшись этим, Польша (Сигизмунд) осадила Смоленск в 1610 г. Нач. открытая интервенция. Смоленск не сдавался, и Сигизмунд двинулся к Москве. С началом интервенции войска Лжедмитрия II перебросились под Смоленск, лагерь распался, Лжедмитрия II убили.

Летом 1610 года в Москве произ. переворот. Дворяне во главе с Ляпуновым свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи.Власть захв. группа бояр во главе с Мстиславским. Это прав-во, сост. из семи бояр, получ. назв. “семибоярщина”. В августе 1610 г. семибоярщина заключ. договор с польскими феодалами о призвании на русский престол Владислава, сына короля Сигизмунда, и впустила войска интервентов в Кремль. Москва присягнула Владиславу. Перед страной встала угроза независимости. В начале 1611г. в Рязанской земле б. созд. первое ополчение, кот. возгл. Ляпунов. Оно двинулось к Москве, где весной 1611г. вспых. восстание. Руководители ополчения высказались за возврат беглых крестьян к их владельцам. Казаки не имели права занимать гос. должности. Противники Ляпунова стали сеять слухи, что он якобы хочет истребить казаков. Те зазвали его в казачий “круг” и убили. Осенью 1611г. посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании втор. ополчения. Возглавили ополчение Минин и Пожарский. Весной 1612г. ополчение двин. к Ярославлю. 22 октября 1612г. был взят Китай-город. 4 дня держался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Пожарского был возведен храм Казанской Богоматери (в честь иконы, которая сопровождала войска). В 1613г. сост. Земский собор в Москве, на кот. встал вопрос о выборе царя. Кандидатами были польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек Иван и др. Выбрали 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова, внучатого племянника первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой. Бояре про него говорили: “Он молод, умом не дошел и нам не будет поваден”. Ведущее место в упр-и занял его отец, патриарх Филарет. Власть восстановилась в форме самодержавной монархии. Гл. задачей правительства сейчас было ликвидация последствий интервенции. Был заключ. Столбовский мир. Швеция возвращала России новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получала денежную компенсацию. В 1618г. было заключ. Деулинское перемирие с Речью Посполитой, за кот. оставались Смоленские и Черниговские земли. Происх. обмен пленными. Итоги: Россия отстояла свою незав-ть, но понесла серьезные террит. потери. Хозяйство страны было разорено.



Вопрос №

Вопрос №

Культура допетровской Руси

Обучение грамоте. Круг чтения. Процент грамотных по стране медленно, но увел. Ещё в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе – центру уездного упр-я. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было ещё немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знание письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров” из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Учили прежде всего по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 был издан букварь В. Бурцева; грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого; в конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета – таблицу умножения.

Значит. расшир. круг чтения. Среди книг были и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. От иноземцев русские перенимали навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра, военного и металлургич. произв-ва, в иных ремеслах и художествах. Обучались языкам – греческому, латинскому, польскому и прочим.

Научные знания. Русские слав. как мастера обработки металла, литейного дела. В 1615 русский мастер изгот. первую пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола. Столь же успешно и надежно владели русские мастера строит. техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. При устройстве водяных мельниц и железоделательных и иных мануфактур исп. водяные двигатели.

Русские пишут практические руководства, в кот. обобщают накопленный опыт, дают наставления по описанию земель, подъему соляного раствора с большой глубины, военному делу, по изготовлению красок, чернил и др. Подобные пособия давали зачатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии и иным наукам. В травниках, своего рода лечебниках, описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необх. для хоз. деят-ти, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников.

Расшир. географ. знания, представления о России, её территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока. На рубеже VII и VIII вв. появ. общая карта государств, основ. на чертежах отдельных его регионов. Географ. сведения “поверстных книг” давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Москвы в др. города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом. Ещё большее распр-е получ. историч. сочинения – летописные своды, повести, сказания и др. памятники предшествующих столетий. В VII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.

Фольклор. Фольклорный материал заполняет многочисленные литер. сборники историч., церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков” (крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки – волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке, Стеньке Разине.

Сборники пословиц и поговорок этого времени дожили и до нашего времени, например: “Баснями соловья не кормят”, “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”.

Архитектура. Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры VII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Деревянное зодчество, тесным образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отлич. реализмом и функциональной целесообразностью. Осн. элементы деревянного зодчества – квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени м/у клетями, крыша, двери и окна – устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания.

Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и худож. выдумкой. Их постройки отлич. прочностью и конструктивным совершенством. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в Коломенском (1667-1668), разобранный “за ветхостью” столетие спустя, при Екатерине II. Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за др. по всей стране строятся шатровые церкви и соборы – Архангельский собор в Нижегородском Кремле, церковь Покрова в Медведкове и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности интимности. Эти черты постеп. нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве. В городах бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более “узорчатые”, особенно во второй половине столетия. Таковы дома бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге и др.

В VII в. оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего, Симонова и многих др. монастырей. В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков.

Изобразительное искусство. Те же черты можно отметить в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский нац. стиль выраб. новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с её мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин – наиб. знамен. её представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

Реалистич. тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проводили и при росписи церквей. Черты реализма появл. и в портретном жанре.

Театр. Театр возник при дворе, и он д.б. противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки: вместо народных сцен – пьесы на библейские, историко-географические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого, -напыщенный, тяжеловесный язык.

Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А.С. Матвеева поручил в 1672 орг-ю театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, потом появ. актеры из русских; вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы. После кончины царя (1676) театр закрыли, и он более не возобновлял свои постановки.



Вопрос № 11

Вопрос №

Вопрос № 14

Просвещенный абсолютизм (ПА)

Под ПА некоторые понимают политику, использующую соц. демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие говорили, что ПА способствует буржуазному развитию, одновременно отвечая интересам дворянства.

Политика ПА в России, проводимая Екатериной II, так же как и в ряде других стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения. С 1763г. Е II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними гос. дела.

“Наказ” Екатерины II и деятельность уложенной комиссии

Преследуя цель установить "тишину и спокойствие" в стране, укрепить свое положение на престоле, Е II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего "Соборного уложения" 1649 г. в работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, гос. учреждения, крестьян и казачество. Крепостные не участвовали.

Депутаты по предложению Е II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, "дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа". В качестве руководящего документа Комиссии Е II подготовила "Наказ" – теоретическое обоснование политики ПА. Почти три четверти "Наказа" составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно отобраны, и "Наказ" представлял собой произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.

Работа Комиссии продолжалась более года и под предлогом войны с Турцией была распущена в 1768 году на неопределенное время, так и не составив нового уложения.



Вопрос №

Губернская реформа 1775г.

7 ноября 1775 г. было принято "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300 – 400 тыс. душ мужского пола. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. Столицы и ряд других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Финансами в губернии занималась Казенная палата. Так как городов – центров уездов - было явно недостаточно, Е II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Е II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получило свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Гос. крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губернских – палаты уголовного и гражданского суда, члены которого назначались гос-вом.

В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенными всеми правами и полномочиями.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую.

Вопрос №

Азовские походы

Важнейшей задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Крымом. Собрав большую сухопутную армию и построив флот Петр взял Азов – турецкую крепость в устье Дона. Но он понимал, что со взятием Азова война еще не закончена. С целью узнать расстановку сил, укрепить положение России и союз европейских держав против Турции в Европу было организовано "великое посольство". Кроме того, Петр стремился наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами.

Каспийский поход

В 1722 г. Россия предприняла поход на Кавказ и Иран, в результате которого получила западный берег Каспийского моря с Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшие продвижение было не возможно из-за Турции.

Вопрос №

Литература

В это время гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окруж. жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры – то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Россы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов – поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”). В литературе утв. классицизм. Возник он под возд. западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты – пафос нац. государственности, абс. монархии.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М. М. Хераскова, В. И. Майкова. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили их неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности. На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

Архитектура

При Петре 1 строительство в Петербурге приняло исключительный размах. Под руководств Д. Трезини,архитектора из Италии, возвели колокольню собора в Петропавловской крепости, здание коллегий и т. д. Над возведение Санкт-Петербурга тогда же и позднее трудились и другие зодчие, иностранные (Шлютер, Леблон, Микетти) и русские (Земцов, Еропкин). Вырабатывался новый смешанный стиль – с исп-ем иноземных и местных мотивов.

В Москве продолжали разв. традиции русского, или нарышинского, барокко. Таковы церковь Покрова В Филях, Церковь Ивана Воина на Якиманке.

Во второй половине века архитектуре господствует классицизм. Выдающиеся образцы этого стиля – Таврический дворец в Петербурге (И. Е. Старов) в Москве: дом П. Е. Пашкова (В. И. Баженов), здание Сената В Кремле (М. Ф. Казаков). Для этих построек характерны монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов.

Сентиментализм отраз. в парковой архитектуре ("гроты уединения”, беседки.

Наконец, в стиле барокко работал В. Растрелли (зимний дворец, собор Смольного монастыря.

Живопись

Светская живопись выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников.

На гравюрах их авторы прославляли воинские победы русской армии и флота, строительство городов, кораблей.

Театр

В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца сына купца Ф. Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство. В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма И. А. Дмитриевский, П. А. Плавильщиков.

К концу века получают распространение сентиментальные постановки – пасторальные комедии, оперы Майкова.



Вопрос №

Александр I

Новый рос. император родился в 1777 г., он был любимым внуком Екатерины Великой. Александр Павлович воспитывался при ее дворе и быстро усвоил царившие там повадки и нравы.

Воспитателем молодого великого князя был известный швейцарский политик, приверженец идей Просвещения Ф. С. Лагарп. Он не только способствовал получению А I европейского образования, но и пытался внести в познание будущего монарха либеральные идеи. Лагарп был удален от двора после того, как отказался поддержать план Екатерины об объявлении А I наследником престола, минуя Павла.

Участие А I в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла отстранить старших сыновей от власти. Окончательное согласие на участие в перевороте он дал лишь тогда, когда был подвергнут домашнему аресту и увидел подписанный Павлом указ о заточении императрицы в монастырь и заключении себя самого и брата Константина в крепость. Однако смерти отца царевич искренне не желал. В результате переворота 11 марта 1801 г. А I в возрасте 24 лет стал новым российским императором.

Характерной чертой Александровского царствования стан. борьба двух течений: либерального и консервативно-охранительного; лавирование императора между ними.

Большинство историков выделяют в царствовании А I два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки реформ и стремление провести масштабные преобразования либеральной направленности) и после победы, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции. Начать рассмотрение первого периода следует с анализа деят-ти Негласного комитета (1801-1803), неофициального органа при А I, в который вошли “молодые друзья” императора П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. Планы комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России. Следует иметь в виду, что под конституцией поним. создание представительного учреждения, провозглашение демокр. свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

Купцам, мещанам, государственным крестьянам указом 12 февраля 1801 г. предоставлялось право покупать ненаселенные земли. 20 февраля 1803 г. по инициативе графа С. П. Румянцева был издан указ “О вольных хлебопашцах”. В соответствии с ним, землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землей на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп). Получившие “вольную” на основании указа крестьяне стали именоваться “вольными хлебопашцами”. Однако этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное значение.

Указы 1804-1805 гг. в опред. степени огран. крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещ. продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности в пользу помещиков фиксировались и определялись особыми комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. В 1803 г. было издано новое положение “Об устройстве учебных заведений”. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств.

Учреждение министерств завершило процесс реорганизации петровской системы центрального управления, основанной на коллегиальных принципах. Вместо коллегий образ. 8 министерств (военно-сухопутных и морских сил, иностранных дел, юстиции, внутр. дел, финансов, коммерции и народного просвещения). Министры, назначаемые царем и подотчетные ему, единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность. Коллегии не упразднялись, а включались в соответствующие министерства, сохраняя организационную самостоятельность и занимаясь текущими вопросами управления. В целях ко<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.019 с.)