Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России.



Начало ХХ в. хар. вступлением России в стадию постеп. перехода к индустриальному обществу; российская модернизация имела свои особенности, она носила как бы “догоняющий” хар-р, предусматривавшей более сжатые истор. сроки своего осуществления, и проходила под контролем верховной власти. Модернизация захватила только те стороны жизни и сферы экономики, кот. способствовали укреплению могущества гос-ва. Модернизация “сверху” вела к возрастанию роли гос-ва в эк., централизации и бюрократизации управления, укреплению авторитарных начал верховной власти.

Экономическое развитие. К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну “второго эшелона” капиталистического развития. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства. Около 30 крупнейших заводов принадлежали различным ведомствам и финансировались гос-вом. Все эти предприятия были исключены из сферы рыночной экономики, из стихии свободной конкуренции. Единственным заказчиком и покупателем продукции казенных заводов было гос-во, а управлялись они гос. чиновниками. Возникновение таких предприятий было обусловлено не индустриализацией, а трад. эк. отношениями, идущими от гос. мануфактур П I. Кроме того, гос. принадлежало свыше двух третей ж/д сетей, огромная площадь земельных и лесных угодий. Гос. активно вмешивалось во все сферы хоз. деятельности частных предприятий, стимулировало ж/д строительство, развитие черной металлургии, угольной пром-ти. Правительство принудительно регулировало цены, обесп. защиту молодой рос. пром-ти от конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин. Гос-во раздавало частным компаниям и фирмам казенные заказы, представляло им кредиты через Гос. банк.

Роль иностранного капитала. Ин. капитал существовал в 2-х формах: 1) гос. займ; 2) продажа ценных бумаг (акции). Ин. инвестиции в рос. эк. составляли почти 40% всех капиталовложений. Германия: электротехника, хим. производства, металлургическая и металлообрабатывающая пром-ть Донбасса, металлообработка и машиностроение, добыча и переработка нефти. Англия: нефтяная пром-ть, добыча и выплавка цветных металлов. Приток ин. капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным. Преимущества: использование кадровых технологий; интегрирование рос. эк. на международном рынке; ин. фирмы, компании не вели в России самостоятельной эк. политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения. Недостатки: отток капитала на Запад в виде прибылей и дивидендов; концентрация огромного кол-ва рабочего класса; зависимость от стабильности международной фин.-эк. системы (эк. кризис).

Рос. монополистический капитализм. Рос. эк. система в силу своих особенностей (сильные позиции гос. сектора, изначально высокий уровень концентрации пр-ва, широкое проникновение ин. капитала и др.) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям в Европе в следствие эк. кризиса. Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80-х гг. Х1Х в. А в начале ХХв. они становятся основой промышленной жизни страны. Союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, опр. кол-во производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. Формы монополий: синдикаты, картели, тресты, концерны. В России преобладающей формой были синдикаты. Они созд. в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков и т.п. Однако перед первой мировой войной во многих отраслях пром-ти стали создаваться тресты, преимущественно с участием ин. компаний.

Монополизация банков. 5 крупных банков к 1913 г. сосредоточили до половины фин. ресурсов всех рос. банков. Они начинают теснить ин. капиталы, закрепляя за собой роль осн-х инвесторов отеч. пром-ти. Происходит сращивание банк. и пром. капитала и появлению фин. капитала. Также происходит процесс сращивания интересов гос-ва с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма.

Кустарная Россия. Целые пласты рус. эк. жизни оказались вне зоны модернизации. Речь идет о кустарной, ремесленной и промысловой России. Значительный удельный вес докапиталистических форм пром-ти был обусловлен спецификой с/х пр-ва, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл с/х работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского пр-ва поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарников.

Сельское хозяйство. К началу ХХ в. Россия занимала первое место в мире по общему объему с/х продукции. Но осн. производителем с/х продукции являлось крестьянство, а помещичьи хоз-ва давали примерно12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеб. Бедственное положение большинства крестьян вызывало беспокойство у правительства. Но его волновали лишь два аспекта этой проблемы: 1) невозможность поднять налоги и рост недоимок по уже имевшимся налогам и платежам и 2) бесконечные крест. волнения. Осн. требование крестьян – передача им части помещичьей земли. Ситуацию в деревне осложняли: аграрное перенаселение, существование общины и передача крестьянам земли. К началу ХХ в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община господствовала во всей центральной, северной, восточной и южной России и на Северном Кавказе. И лишь в западных губерниях преобладала крест. частная собственность на землю. Недостатки общины: тормозила деятельность крепких хозяйств; препятствовала повышению общего благосостояния деревни. Преимущества: спасала слабых; способствовала уравнению.

Политическое развитие. Абсолютная власть, контроль за аппаратом упр-я всеми гос. институтами принадлежали императору. В обществе принцип неограниченной самодержавной власти вызывал неприятие. При Ник. II начинается переустройство полит. системы Рос. империи. Эти программы разрабатывали разл. общественные силы, прежде всего земские либералы. Главной идеей либеральной полит. программы было введение в органы гос. власти “народных представителей”, под которыми подразумевались представители самих земств. Но Н II отверг их предложение, так обозначился первый раскол между верховной властью и либералами.

Плеве против Витте. Министр финансов С.Ю. Витте (либерал) и министр внутренних дел В.К. Плеве предложили след. точки зрения на перспективы развития России. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Но первоочередными он считал эк. реформы, а среди них реформы в области пром. производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны есть задача не только эк., но и политическая, т.к. ее осуществление позволит, с одной стороны, накопить ср-ва для проведения назревших соц. реформ, заняться с/х, а с другой – постепенно вытеснить дворянство, заменив его властью крупного капитала. Он проводит следующие реформы:

  • финансовая (введение “золотого рубля” и империалов – 15 руб.);
  • комплексная индустриализация – ж/д строительство (1 место в мире);
  • косвенные налоги (спички, водка, керосин).

Плеве считал губительными уступки оппозиционному движению. Именно он стал вдохновителем антисемитского курса правительства (кровавые еврейские погромы). Именно ему принадлежала идея “маленькой победоносной войны”, способной перевести недовольство внутр. в русло ненависти к внеш. врагу.

Недолгая “весна” Святополк-Мирского. Следующий министр ин. дел С.-М. провозгласил курс на сотрудничество власти с земствами. Он предложил царю включить в состав Гос. совета, высшего законосовещательного органа при царе, известное число выборных от земств и городских дум, значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, ввести волостные земства и распространить земства на всю территорию империи. Царь согласился только на некоторые соц., нац. послабления. Пришлось министра отправить в отставку.

Все учреждения делились на:

  1. органы верховного управления (власть императора осущ. лично):
  • Совет министров (исполнительная власть, император назначает всех министров);
  • Канцелярия;
  • Двор царя;
  1. органы подчиненного уровня:
  • Гос. совет (законосовещательная функция. Законодат вл. принадлежит императору);
  • министерства;
  • Сенат.

Социальная структура. В начале ХХ в. происходят значит. изменения в соц. стр-ре рос. общества. Происходит размывание сословных перегородок и деление населения по классовому признаку.

Буржуазия. Начался интенсивный распад старой торговой буржуазии – купечества. Многие торговые фирмы ушли в область пром. пр-ва. Все большую силу набирала новая или “петербургская” буржуазия. Она формировалась не из потомственных предпринимателей, а из числа гос. чиновников. Иной характер имела московская и провинциальная бурж. Отдавали предпочтение мануфактурам и фабрикам. Бурж. элита не имела прочной соц. опоры, т.к. отсутствовали мелкие бурж. собственники. В силу своей разобщенности и разнонаправленности своих эк. интересов, русская бурж-я не ощущала себя единым эк. классом, монопольно выражающим индустриальную мощь страны. Они не могли четко сформулировать свои полит. требования.

Пролетариат. Делится на 1) потомственных и 2) маргиналов. Среди потомственных пролетариев был высокий процент грамотности, являлись квалифицированными рабочими с высокой з/п. Имели неплохо налаженный быт и условия проживания. Максимальная продолжительность раб. дня для взрослых мужчин составляла 11,5 часов. Они треб. введения 8-часового раб. дня и гос. страхования. Вызывало недовольство рабочих и система штрафов. Возмущало их и отсутствие элементарных гражд. прав. Особенности: политически бесправны и огромная концентрация делает пролетариат полит.-активной средой.

Поместное дворянство. Особенности: 1) эк.-полит. лицо России; 2) в их руках сосредоточены гигантские ср-ва в виде земельной собственности; 3) руководят работой земств; 4) дворянство утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землей; 5) незначительная часть землевладельцев сумела перевести свои хоз-ва на капитал. рельсы; 6) расходы помещиков превышали их доходы; 7) земли закладывались, перезакладывались, распродавались; 8) разорение помещиков; 9) преимущество при определении на гос. службу; 10) влияли на местное управление и суд. Помещики:

  • крупное земледелие;
  • среднее земледелие;
  • мелкое земледелие.

Крестьянство. Особенности: 1) усиление процесса эк. дифференсации (расслоения) деревни: появление людей, гл. источником богатства которых была эксплуатация наемного труда и торгово-ростовщической деятельности – кулаки; 2) влияние сельской общины; 3) избыточное население; 4)часть людей служила резервной армией для рос. пром-ти; 4) крестьяне вели хозяйство рационально, применяли удобрения, с/х технику, брали в аренду помещ. земли, нанимались батраками; 5) требования о передели помещ. земли; 6) огранич. полит. прав; 7) деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.

Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Большая часть рос. чин-ва выполняла роль посредника между населением и гос. и влачила жалкое существование.



Вопрос №



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.007 с.)