Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие типа права на основе формационного подхода. Характеристика отдельных типов.

Поиск

Каждому типу государства соответствует определенный тип права – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право.

В неразрывной связи и взаимодействии с раб.государством находилось право. Оно представляло собой совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами РП являлись: закрепление част.собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, закрепление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей.

Классовый характер рабовлад.права наиболее ярко проявлялся в таких важнейших для того времени нормативно-правовых актах, как законы Солона в Афинах и Сервия Тулия в Риме, выделявшие имущественное неравенство и делившие все население страны в зависимости от их положения в социальной структуре общества на касты (варны) и др.

Полное бесправие рабов и открытое социальное неравенство среди свободных закреплялись также в ряде таких правовых памятников эпохи рабовладения, какими были законы Хамурапи – в Др.Вавилоне, законы 12 таблиц – в Др.Риме и др.

В соответствии с законами Ману в Индии, например, существовало «семь разрядов рабов» - раб, захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме: купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания. Однако все они являлись собственностью рабовладельцев и были в равной мере бесправными. В имущественном отношении бесправными в Др.Индии были также члены семьи собственника.

Наибольшее развитие РП вообще и отдельные его институты, такие, например, как институт частной собственности, наследования, займа, залога, купли-продажи, хранения и др., в особенности, получили в Др.Риме. Основными формами или источниками римского права были обычаи, зародившиеся еще в недрах первобытнообщинного строя и получившие общеобязательный характер в условиях рабовладельческого общества. На первоначальных стадиях развития римского государства и права (вплоть до 5 века до н.э.) обычаи выступали как единственные источники права и практически мало чем отличались от многих религиозных и нравственных предписаний. Н а более поздних стадиях развития государства и права в Др.Риме широкое распространение получили законы, которые представляли собой, согласно толкованию римских юристов, то что народ римский одобрил и постановил. Законы коренным образом отличались от плебейских решений, принимаемых и одобряемых плебсом. Плебс не входил в понятие «римский народ» и в силу этого не участвовал в принятии законов.

Среди других правовых актов Др.Рима выделялись эдикты магистратов, то есть публичные объявления правил, которые подготавливались и обнародовались магистратами при вступлении в должность. Согласно институциям римского юриста 2 века Гая эдикты представляли собой постановления и предписания тех лиц, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа. Самое важное значение в этом отношении имеют эдикты двух преторов – городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам.

Важное значение в системе источников РП имели ответы правоведов, то есть мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право; императорские конституции в виде декретов – решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение; мандатов – инструкций императора должностным лицам; эдиктов, издаваемых и широко обнародуемых наподобие эдиктов магистратов; решений императора, рескриптов – ответов императора на юридические вопросы частных и должностных лиц – магистратов. Эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их. Декреты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора.

Римское право, достигшее своего наибольшего развития в период процветания рабовладельческой частной собственности, торговли и ростовщичества, оказало в последующем значительное влияние на процесс формирования и развития буржуазного гражданского права.

Феодальное право.

ФП выражало волю и интересы феодалов, обусловленные в конечном счете материальными условиями жизнедеятельности этого класса. Его основные задачи заключались в юридическом оформлении и закреплении феодальной собственности на землю и другие средства производства, в закреплении сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри господствующего класса, в обеспечении экономического, политического и духовного господства феодалов, в охране феодальной собственности и власти.

Опираясь на действующее право, господ.класс жестоко подавлял всякие попытки сопротивления своему господству, восстания, бунты, стихийные или организованные выступления против угнетения и насилия со стороны феодалов.

Характерные черты и особенности ФП заключались прежде всего в том, что оно носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как право-привилегия класса феодалов. Члены общества наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в феодальной иерархии они занимали.

Привилегированным сословием являлись духовенство и дворяне. Сильно ограничивались в правах горожане. Лишены были самих элементарных прав, за исключением права иметь в своем владении домашний скот и инвентарь, необходимый для работы на феодалов, крестьяне. Они полностью выпадали из феод.иерархии и фактически являлись бесправным сословием.

Феодальное право неизменно выступало как право более сильного над менее сильным, как «кулачное право». Оно составляло широкий простор для произвола со стороны класса феодалов над крепостными крестьянами, практически не предусматривало никаких преград на пути угнетения и эксплуатации трудящихся масс. ФП в открытой форме признавало в качестве источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, закрепляло и оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного крестьянства.

Существование кулачного права не ограничивается историческими рамками феодализма. Оно в значительной мере сохраняет свою силу и в условиях капитализма.

Характерной особенностью ФП был партикуляризм, то есть отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер права. ФП не знало деления на отрасли и институты права. Составными его частями были крепостное право, обеспечивавшее полное подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закреплявшее правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского населения; каноническое, церковное право, занимавшее значительное место в системе ФП и регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и между остальными членами феодального общества и др.

Роль канонического права была велика особенно в тех странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной. Творцами канонического права были служители религиозных культур.

Основными источниками КП были постановления церковных соборов, касавшиеся как самой веры, так и обычных религиозных дел, Ветхий и Новый Заветы, отдельные институты римского права, религиозные догмы и учения (учения 12 апостолов и др.).

Роль канонического права была велика особенно в тех странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной. Творцами КП были служители религиозных культур. Римская-католическая церковь, например, наделяла полномочиями творить право «на земле» римского папу.

Основными источниками КП были постановления церковных соборов, касавшиеся как самой веры, так и обычных религиозных дел, Ветхий и Новый Заветы, отдельные институты РП, религиозные догмы и учения (учения 12 апостолов). Широко используя КП, церковь стремилась решать не только «небесные», но и мирские дела. Наиболее распространенными рычагами ее воздействия были ильдунгельции – отпущения мирских грехов, интердикты – запреты на проведение богослужений в непокорных областях, а иногда и государствах, отлучения от церкви, ставившие преступивших религиозные каноны лиц вне церковного лона и обрекавшие их души «на вечные мучения» и др.

Наряду с КП, большую роль в жизни различных слоев феод.общества играло также городское и крепостное право.

По мере развития феод.общества, сопровождавшегося ростом товарно-денежных отношений, ФП все больше воспринимало основные положения Рим.права (рецепция). Римское право содержало в себе ряд готовых, проверенных на практике институтов и норм, регулировавших товарно-денежные отношения. Наибольшее распространение рецепция римского права получила в правовых системах Германии, Франции, Италии и др.стран.

ФП отличалось большим разнообразием форм. В силу застойного характера общества преобладающей формой ФП вплоть до периода абсолютизма, был обычай. В условиях раздробленности стран на отдельные княжества, герцогства и т.п. ФП состояло большей частью из местных обычаев и велений отдельных феодалов.

Большое значение для развития ФП имели частные сборники обычаев и описания судебной практики (например, сборник обычаев Бовуази – во Франции, Саксонское и Швабское зерцало – в Германии), договоры между отдельными феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами. В качестве одного из наиболее ярких примеров установления и поддержания договорных отношений внутри господствующего класса феодалов может служить Великая хартия вольностей 1215 г.

На более поздних стадиях развития феод.общества и в особенности в период абсолютизма широкое распространение получили писаные законы (царские указы, королевские ордонансы и т.п.), сборники уголовного и уголовно-процес.зак-ва (например, Соборное уложение 1649 года – в России), кодекс законов (например, кодекс законов в Германии, названный именем императора Карла V «Каролиной»), др.виды нормативно-правовых актов.

Несмотря на разнообразие форм выражения и проявления, ФП неизменно оставалось на всех этапах своего развития одним из важнейших средств проведения в жизнь воли и развития одним из важнейших средств проведения в жизнь воли и интересов господ.класса феодалов. В этом заключается его социально-классовая сущность и назначение.

Буржуазное право.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капитал.общества, закреплению системы использования наемного труда, освящению и утверждению капиталист.общественного и гос.строя.

БП ставит превыше всего и охраняет капиталист.собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свид-ет многочислен.нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

БП в отличие от ФП отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На место ленного, церковного и иного подразделения ФП в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и другие, направлено на регил-ние общест.отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индив.собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конст., адм., уголов., бюджетно-налог.и др.отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами или источниками БП являются законы, нормат.акты (правит.декреты, ведомствен.приказы, решения, постановления, инструкции), издаваемые исполнит.гос.органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-пр.акты, принятые высшими органами гос.власти (конгрессом – в США, парламентом – в Великобритани, Нац.собранием – во Франции, Бундестагом – в Германии и т.п.) или путем проведения референдумов, и напрвленные на регулирование наиболее важных общ.отношений. Среди законов, подразделяющихся на конст.и обыкновен., особо выделяются первые.

Значит.место в системе источников БП занимают в наст.время норм.акты, издаваемые или санкционируемые органами испол.власти.

Наряду с названными формами или источниками БП важное значение имеет прецедент. Будучи известен еще РП, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем, при аналогич.обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец. Прецеденты подразделяются на адм.и судебные.

Социалистическое право.

Право является средством решения стоящих перед государством ближайших и стратегических задач. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господ.класса. Если государство по мнению основоположников научного коммунизма есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господ.классу, осуществляют свои общие интересы, то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в госуд.волю, проводятся в жизнь.

На первых этапах становления и развития социалист. Общества Г.и П., в соответствие с марксистской доктриной, выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалист.общества – интересы всего народа. По мере развития коалл.общества и постепенного отмирания классов, П. Как клас.институт и явление отмирает.

 

 

  1. Понятие правовой семьи. Характеристика важнейших правовых семей. Место российской правовой системы в панораме национальных правовых систем современности.

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система — органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.

Правовая семья — это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимствование основных институтов и правовых доктрин).

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи: 1) романо-германскую (семью континентального права); 2) англосаксонскую (семью общего права); 3) религиозную (семью мусульманского и индусского права); 4) традиционную (семью обычного права).

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем и рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа: 1) эпоха Римской империи — XII в. н.э. — зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров — поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права; 2) XIII—XVII вв. — возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти; 3) XVIII—XX вв. — кодификация права, принятие конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);.ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на частное и публичное; широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа: 1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) — отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона; 2) 1066—1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) — централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды; 3) 1485—1832 гг. — период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего «права справедливости», которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости; 4) 1832 г. — наши дни — судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом — судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, — «судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи»); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: главный творец права — Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов; весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное; нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; архаичность многих ее обычаев и традиций.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак — все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.

В литературе прежних лет вопрос о статусе, о месте и роли российской правовой системы среди других правовых систем, как правило, отдельно не ставился. Его рассматривали в общем контексте социалистической правовой семьи в целом. В начале 90-х гг. ситуация изменилась. В научных исследованиях стали больше внимания уделять российскому праву. Стал подниматься вопрос о месте рос.прав.системы.

Весьма расхожим стал вопрос: сохраняет ли РПС свой относительно-самост., самобытный характер или же она яв-ся состав.частью романо-германской ПС? Ученые предлагают три варинта ответа.

1. РПС, будучи ядром прежней социалист.правовой семьи, сохраняет свой относительно самост.характер и не принадлежит ни к какой другой правовой семье. Авторы исходят из того, что РП как важ.составная часть социалист.права обладает такими весьма значит.особенностями по сравнению с другими двумя прав.семьями – романо-герман.и англосакс., а также др.правовыми системами, что может рассматриваться по отношению к ним «как визави».

2. Рос.право всегда было и остается составной частью, продолжением романо-герман.права (Давид).

3. Признавая «типовой» самостоятельный характер РП как основного звена социалист.права в советский период, его полностью отрицают в постсовет.период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.56 (0.018 с.)