Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особые способы преторской защитыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Они называются особыми, т.к. являлись неисковыми(!).
1) преторские стипуляции Стиуляция – сложнейшая, строгая вербальная форма договоров (сложилась ещё в Др. Риме). Петорская стипуляция – в отличие от древней, защита претором неформально заключённых соглашений. 2) реституции Реституция – возврат претором сторон в сделке в первоначальное положение. Такая реституция давалась претором, если в сделке имелся порок воли, т.е. истинная воля сторон не соответствовала их волеизъявлению по причине заключения сделки под угрозой, обмана или заблуждения. 3) интердикты Интердикты – проявление административной власти преторов, с помощью которой он защищал участников частных правоотношений. Когда спорящие стороны являлись к претору на стадии in jure, он в ряде случаев он приказывал произвести немедленное исполнение, если был абсолютно уверен в правоте одной из сторон. Это приказ должен был исполнен немедленно. Если же сторона, которой претор приказывал, отказывалась исполнить, то дело переходило во вторую стадию in judicio и шло обычное судебное разбирательство. Интердикты чаще всего использовались при защите владения (интердикт о возврате владения, интердикт об удержании владения).
В постклассическом периоде в Риме появляется ещё один вид процесса – экстраординарный (от extra ordinem – чрезвычайный). Он очень отличался от первых 2х типов. Процесс осуществляется не судьями, а чиновниками из императорской канцелярии. Уходит двустадийность, дело слушается в одну стадию. Процесс перестаёт быть устным, т.е. ведётся что-то похожее на протокол судебного заседания. Вводится институт апелляции. Secretarium – дело слушается при закрытых дверях. Теперь решение выносится чиновником и носит название decretuum. Процесс становится платным, причём издержки платит проигравшая сторона.
Лица Лица – субъекты гражданских правоотношений. В Риме было хорошо разработано правовое положение физического лица, но практически не было разработано правовое положение юр. лица. Дело в том, что юр лицо активный субъект только развитых рыночных отношений, а Рим, как известно, вышел из натурального гос-ва. Естественно, что активно участвовать в этом рынке юр лицо просто не могло. Гениальность римлян в том, что они вообще смогли додуматься до конструкции юр лица.
Чтобы уяснить правовой статус физ. лица в рамках римского товарооборота, надо вспомнить правовое положение физ. лица сейчас. В современном рынке полноценно участвовать в товарообороте только физ. лицо, обладающее полной правосубъектностью. Она складывается из: 1) правоспособность Способность лица иметь гражданские права и обязанности. Это способность социальная, т.е. даваемая гос-вом. Этим она отличается от большого набора биологических способностей. Рабы были неправоспособны. В результате раб превращался в вещь. В римском праве не сложилось понятия категории «правоспособность», но была категория «caput», которая по смыслу соответствовала современной правоспособности. 2) дееспособность Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять права, исполнять обязанности и нести ответственность. Дееспособность – активная сторона правосубъектности. Дееспособность не может быть одинаковой у всех людей. Её объём зависти от: 1) от возраста лица Зачатки дееспособности возникают с 6 лет. Полная дееспособность – 18. Это сейчас. В Риме дети были недееспособны до 7 лет. В Риме дети от 7 до 12 лет девочки и с 7 до 14 мальчики пользовались частичной дееспособностью. 2) от характера его поведения Расточитель – человек в Риме, расходы которого превышали его доходы. 3) от состояния психического здоровья лица Сегодня человек, страдающий серьёзными психическими заболеваниями, может быть признан недееспособным. В Риме была категория душевно больных, они дееспособности не имел, но все юр. действия совершал через опекуна. Многие учёные пишут, что дееспособность складывается из сделкоспособности и деликтоспособности. Деликтоспособность – способность возмещать вред вне договора.
Особенность правового полежения физ. лица заключалось в том, что объём его правоспособности зависел не только от дееспособности и дееспособности, но и от обладания тремя статусами: 1) состояние свободы (status libertatis) Население делилось на свободных (liberi) и рабы (servi). Воррон определял правовое положение раба следующим образом: «Есть 3 вида орудий труда. Во-первых, неодушевлённые. Во-вторых, одушевлённые, но не наделённые членораздельной речью. В-третьих, одушевлённые и наделённые членораздельной речью, говорящие инструменты (instrumentum vocale). Рабство – состояние исконное, т.е. присущее человеку независимо от того, есть у него в данный момент хозяин или его нет. Servi sine domino – рабы, у которых нет хозяина. Они имели статус res nullius (вещи без хозяина). Их любой может захватить и стать собственником. Если рабовладелец особо жестоко обращался с рабом, то этот раб мог искать защиты в храме или около статуи императора. Раб, с которым жестоко обращался хозяин, мог обратиться с жалобой в магистрат, и магистрат мог потребовать отчуждения данного раба от его хозяина. Отчуждение – передача может осуществляться возмездно и безвоздмезно. Возмездно по договорам купли-продажи или мены, а безвозмездное – путём дарения. Если раб был брошен в совершенно беспомощном состоянии, то он обретал свободу. Постепенно в Риме начинает складываться некий сурагат правового положения раба в гражданском обороте. В Риме начинает складываться практика, когда в рамках конкретного договора стороной является раб. Но раб никогда не был в Риме полноценным субъектом договорных отношений поскольку он никогда сам не отвечал за исполнение договора. В Риме сначала за действия раба в договоре ответственности не было вообще. Затем постепенно сложилось, что договор с участием раба порождает натуральные обязательства, т.е. неснабжённое иском, а исполняется только силу порядочности должника. Потом иски предъявляются не рабу, а рабовладельцу. Участие раба в гражданском обороте связано с институтом рабского пекулия. Это наделение хозяином раба определённым имуществом, которое остаётся в собственности рабовладельца, а раб им только владеет и пользуется. Наделение это производится с целью зарабатывания рабом определенного дохода, часть которого он отдавал хозяину, а всё, что оставалось, оставлял себе. В Риме было много состоятельных рабов, которые выкупали себя. Если раб был способен к земледелию, то хозяин наделял его участком земли и сельскохозяйственным инвентарём. Если раб способен к ремеслу, то хозяин наделял его материалом, инструментом. Если раб способен к торговле, то его наделяли мелким товаром и пускали в розничную продажу. Если раб был способен к морской навигации, то хозяин мог поставить его в роли капитана на судне (exercitor). Венец возможностей раба – если раб был образован и имел управленческие навыки, то его ставили во главе предприятия (insitor). Отметим, что все иски, которые контрагенты раба по договору предъявляли хозяину раба, не могли превышать пекулия. 6 оснований возникновения рабства: а) пленение б) рождение от матери-рабыни в) приговорённые смерти или пожизненным каторжным работам г) неоплатный должник в форме «нексум» д) глава семьи мог любого из подвластных продать в рабство е) если вор был застигнут на месте кражи в момент преступления, то такая кража называлась «furtum manifestum», то обворованный имел право убить вора или продать в рабство Постепенно «г», «д» и «е» сходят на нет. В 326 году д.н.э. был принят закон, который запретил лично расправляться с неоплатным должником («г»). Со временем власть главы семьи смягчается и он теряет возможность продавать подвластных в рабство («д»). С развитием рыночных отношний в Риме уходит личная ответственность лица, совершившего деликт, она заменяется имущественной ответственностью («е»). Основания освобождения из рабства (manumissio): а) освобождение через завещание (manumissio testamentum) Рабам в Риме можно было завещать имущество, но такое завещание сопровождалось указанием на то, что этот раб становится свободным. Это форма считается сложной, т.к. сложной являлась сама форма завещания. б) manumissio inter amico (между друзьями) Достаточно было сказать нескольким друзьям, что отпускаешь раба. в) manumissio epistolam (через записку) Можно было в письме или простой записке можно было написать, что отпускаешь раба. Простота отпущения на свободу сложилось большое кол-во лиц, отпущенных на свободу и ставших вольноотпущенными. Вольноотпущенники – взрывоопасный слой в обществе. В целом ряде случаев хозяин-собственник, отпуская раба на свободу, стремился сохранить с ним юридическую связь. Это касалось только тех рабов, которые могли принести большую выгоду. Их отпускали на свободу в виде совершения устной сделки. Присутствовали рабовладелец, раб и свидетели. В присутствии свидетелей раб клялся в верности своему хозяину. Уже после произнесения этой первой клятвы он становится вольноотпущенником (либертинусом), а рабовладелец превращается в патрона. Но вслед за первой клятвой этот человек, уже в роли либертинуса, опять повторяет тот же самый текст. Его заставляют клясться 2 раза, т.к. первую клятву он произносит в состоянии раба, что пораждает лишь натуральное обязательство, а оно исполняется по добросовестности должника. Поэтому его заставляют клясться второй раз, но у же в роли субъекта права – либертинуса, что порождает исковое обязательство. Вольноотпущенник, как правило, приобретал статус своего господина. Но либертинус квирита никогда не приобретал полный статус квирита.
2) состояние гражданства (status civitatis) Обладали только свободные. Предполагал особые возможности физ лиц как в публичной, так и в частной сфере. Напр., в публичной сфере – возможность занимать гос. должности. В частной сфере предполагалось наличие 2-х возможностей лица: 1) jus connubi Возможность лица вступать в римский брак, т.е. брак, в котором дети от рождения становились римскими гражданами. 2) jus commercii Возможность лица совершать любые сделки, сконструированные в римском праве. В древний период только квирит имели статус цивитатис в полной мере. Но можно сказать, что статусом цивитатис наряду с римлянами обладали latini prisci. Но такая дифференциация существовала только до 212 г.н.э. до закона Каракалы (он уравнял всех свободных граждан, включая пелегринов). Но речь идёт только о пилигринах, которые к моменту принятия этого закона находились в Риме в момент принятия закона. Остальные чужестранцы, которые прибывали в Рим после принятия закона, имели по-прежнему статус пилигринов. Но к этому времени демократические идеи jus gentium так глубоко проникли в жизнь Рима, что статус пилигринов практически не отличался от других физ. лиц древнего Рима. 3) семейное состояние (status familiae) С очки зрения статуса фамилие, всё население др. Рима всё население Рима делилось на 2 группы: 1) лица своего права (persona sui juris) Только они обладали всей полнотой возможностей заключения брака. Глава семьи – отец, но не только отец обладал всей полнотой возможностей в семье, но и взрослые дети, отпущенные главой семьи на свободу, из-под своей власти. Для этого совершался обряд эманципации. Pater familiaes В древности возможности главы семьи были просто неограниченными. ОН имел власть над всем и всеми в доме власть (manus)/ Но с развитием рыночных отношений единая власть отца как бы разрыхляется и распадается на ряд составляющих: а) право собственности над вещами, исключая рабов (dominica) б) власть только над рабами (dominium potestas) в) власть над детьми (patria potestas) u) власть над женой (manus mariti) Римская семья – патриархальная семья, которая отличается от современной нуклеарной (двухпоколенной) семьи. Родовой строй строится на совокупности множества родов, а рабовладельческое гос-во основывается как раз на патриархальной семьи. Семья – целый клан людей как близких по крови,так и разные о крови. И все под властью патер фамилие. 2) лица чужого права (persona alieni juris) Подвластные члены семьи.
Родство в древнем Риме
В Риме исторически сменили друг друга2 вида родства: 1) агнатское Родственниками считались все подвластные патер фамилиес. 2) когнатское Пришло на смену агнатскому. Это кровная связь лиц, происходящих один от другого, прямая линия родства ил от одного предка (боковая линия). В прямой линии римляне выделяли восходящее и нисходящее направление. Нисходящие родственники – потомки по отношению к предкам (напр., дети). Восходящие – предки по отношению к потомкам. Братья и сёстры – боковые родственники. Они делятся правом на 2 вида: полнородные (те, кто имеют двух общих родителей) и неполнородные (те, у кого только один общий родитель. Они делятся на 2 вида: единоутробные (общая мать) и единокровные (общий отец)) Помимо линий, римляне различали степени родства. Степень родства определяет, на какое кол-во рождений сопоставляемые родственники отстоят один от другого. «Столько степеней, сколько раждений» («Quod gradus, quod generationes»). Юридическое значение родства Родство имело в Риме и позитивное, и негативное юридическое значение (позитивное – круг наследников по закону, негативное – близкое родство в Риме было препятствием для вступления в брак. Наряду с родством римляне выделяли понятие «свойства». Свойственники (в период когната) – члены семьи, не связанные общей кровью. Свойство в Риме учитывалось меньше, чем родство. Но свойственники, как правило, не вступали в брак.
Семья в Риме, как правило, строилась на браке. (Напр., усыновитель и усыновлённый. Являлись семьёй, но брака не было.) Justuum motrimonium (название семьи в Риме) 2 типа: 1) cum manu mariti (под властью мужа) Жена занимала юридически положение дочери по отношению к мужу и положение сестры по отношению к собственным детям. Всё, что жена приносит в семью (приданное), становится собственностью мужа. 2) sine manu mariti (без власти мужа) Положение жены заметно выравнивается с положением мужу. Абсолютно равной не становится, но можно говорить, что она достаточна полноправна. Имущество в таком браке раздельно. Всё, что жена сама унаследовала, заработала, она имела в своей собственности.
Формы заключения брака 1) confarreatio (конфарративный брак) Cложная форма заключения брака. Она также сакральная, т.к. присутствуют жрецы и 10 представителей от курий. Эта форма настолько сложна, что доступна только патрициям.
2) coemtio (коемпционный) «Купеческий» брак. Обряд похож на манципацию. Также именуется плебейским, но постепенн эта форма приняла повсеместное распространение.
3) usus Наиболее демократичная форма. Мужчина и женщина в течение года вместе проживали и вели общее хозяйство. И в течение этого года возникал брак под властью мужа. Через узус римляне распространили на семейные отношения вещно-правовой институт под названием «приобретательная давность» (usu capio). Для того, чтобы по стечении года в результате usus возник брак sine manu, римляне придумали «usurpatio trinoctii». На трое суток в конце этого дома надо было уйти из дома муж на 3 ночи, чтобы возник брак без власти мужа.
Римляне намного опередили последующие поколения, в т.ч. и феодальные, в регулировании брачных отношений. Дело в том, что в феодальных обществах идея власти над женой сменяется понятием опеки над женой, что фактически является властью. А в Риме всё идёт к уравнению в правах мужа и жены. Cum manu и Sine manu очень долго сосуществуют вместе, но потом sine manu вытесняет cum manu своим совершенством.
Процесс заключения брака в Риме Невеста украшена покрывалом огненно-красного цвета. Это покрывало спадает на спину и плечи, лицо открыто. Её вводят в дом мужа при свете первой вечерней звезды. Потом отказываются от идеи со звездой, но по-прежнему важна идея света, поэтому её вводят с факелами. Невеста не переступает порога. Её приподнимают под локти. В доме, как правило, ждёт очень много гостей (друзья, родственник и свидетели, которые будут присутствовать при заключении договора (могли заключать такой)). Брачное и послебрачное пиршество римляне старались делать шикарными. В обычаях римлян было подарить денежные подарки гостям, пришедшим на свадьбу. Женщина занимала в Риме гораздо более высокое место, чем принято об этом говорить. Некоторые женщины были очень богатыми и имели управляющих для управления многочисленными имениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.01 с.) |