Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ханты-мансийского автономного округа – югры

Поиск

Ханты-мансийского автономного округа – югры

 


БУ ВО Ханты-мансийского автономного округа –Югры «Сургутский государственный университет»

 


Институт гуманитарного образования и спорта

Кафедра режиссуры

 

Составитель О.Г. Бедных

 

Организация и руководство

Народным Художественным Творчеством

Учебно-методическое пособие

 

Сургут

УДК 658.012.4:008(072) + 7.077(072)

ББК 77.2я73

0-641

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета СурГУ

 

Рецензенты

Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, главный режиссер театра СурГУ В.В. Проскуряков

К.п.н., доцент, заведующий кафедрой режиссуры БУ ВО ХМАО - Югры «СурГУ» А.Н. Шевкунов

 

 

Бедных, О.Г.

Предлагаемое учебно-методическое пособие обращено к студентам направления подготовки 071500 – Народная художественная культура, профилей «Руководство любительским театром» и «Руководство хореографическим любительским коллективом», а также студентов других профилей данного направления и ставит перед собой задачу оказание методической помощи в изучение базовой дисциплины профильного цикла «Организация и руководство народным художественным творчеством». Содержит теоретические основы, необходимые для понимания специфики руководства и организации самодеятельных и любительских объединений, клубных учреждений народного художественного творчества студентами.

 

 

УДК 658.012.4:008(072) + 7.077(072)

ББК 77.2я73

0-641

 

 

©Бедных О.Г., 2015

©БУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО – Югры», 2015


 

Оглавление

 

Введение  
Теоретические основы организации народного художественного творчества  
Законодательные основы организации и руководства народного художественного творчества в Российской Федерации  
Сущность понятия «управление культурой» в узком и широком смыслах. Управление культурой в разные исторические периоды развития народного художественного творчества в России.  
Пропаганда народного творчества, проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, праздников.  
Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях  
Организация любительских художественно-творческих занятий  
Список используемой литературы  

Введение

Возрастающее значение народного художественного творчества в общей системе культуры нашего общества с необходимостью требует на современном этапе большего внимания не только к проблемам практического развития этнохудожественной деятельности, но и к вопросам становления ее собственной теории в вопросах организации и руководства. Как и любая теория, теоретические основы руководства художественного творчества могут плодотворно формироваться тогда, когда сами они являются предметом научного исследования.

«Организация и руководство народным художественным творчеством» является базовой профильного цикла дисциплин. Ее содержание определяет дальнейший процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Целью учебной дисциплины «Организация и руководство народным художественным творчеством» профиля подготовки «Руководство любительским театром» формирование организационно – педагогических способностей у студентов будущих организаторов и руководителей художественно-творческих коллективов в сфере народного художественного творчества и этнохудожественного образования.

Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении следующих дисциплин: «Теория и история НХК», «Педагогика НХТ», «Театральная педагогика и организация СТП», «Педагогика», «Психология», «Этнография».

Весь учебный материал курса «Организация и руководство народного художественного творчества» опирается на такие источники, как монографии, учебные пособия, справочные издания, хрестоматии, тематические сборники, журналы, газеты и другие опубликованные материалы по проблемам развития организации народного художественного творчества.

Знание основных закономерностей развития научных основ принципов организации и руководства народного художественного творчества имеет не только теоретко-методологическое, но и важное практическое значение. От того, насколько глубоко изучена эта деятельность, во многом зависит ее вклад в решение задач, связанных с повышением художественно-творческой активности человека и формированием его эстетической культуры.

 

теоретические основы организации народного художественного творчества

 

Целью учебной дисциплины «Организация и руководство Народным художественным творчеством» профиля подготовки «Руководство любительским театром» формирование организационно-педагогических способностей у студентов будущих организаторов и руководителей художественно-творческих коллективов в сфере народного художественного творчества и этнохудожественного образования.

Для достижения указанной цели в ходе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

· сформировать представление о сущности, предмете, целях и задачах организации народным художественным творчеством разных возрастных групп и педагогики народного художественного творчества в интеграции разных видов народного искусства и художественных коллективах.

· раскрыть роль и место в системе профессиональной подготовки специалистов и их будущей профессиональной деятельности.

· знакомство теоретическими и научно-методическими основами организации и руководства разными видами и типами художественно-творческих коллективах

· сформировать систему профессииональных знаний в области организации и педагогического руководства любительскими художественно-творческими коллективами.

· раскрыть перспективы совершенствования педагогического руководства народным художественным творчеством на основе современных педагогических идей и технологий.

Дисциплина «Организация и руководство народным художественным творчеством» принадлежит к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра. Ее изучение предполагает установление и развитие междисциплинарных связей с такими специальными и общенаучными дисциплинами, как «Теория и история народной художественной культуры», «Педагогика народного художественного творчества», «Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса», «Педагогика», «Психология», «Этнография» и др. Для освоения дисциплины студент должен обладать знаниями в области народной художественной культуры, педагогики народного художественного творчества, этнопедагогики, теории и методики этнокультурного образования, этнокультурная деятельность СМИ, этнография и танцевальный фольклор народов России, психологии художественного творчества.

 

Функции художественного руководителя

Совпадают с функциями Художественного совета:

· планирование деятельности самодеятельных коллективов;

·методическая помощь самодеятельным коллективам;

· планирование программ;

· организаторская функция;

·функция контроля.

Непосредственное руководство коллективом народного художественного творчества осуществляет руководитель – это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

Качества руководителя

 

1 группа – профессиональные – используемые им методы и приемы управленческой деятельности

 

2 группа – интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера).

 

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями:

· во-первых, она – фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя;

· во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно, то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

б) системно, то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель коллектива народного художественного творчества в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру.

 

Контрольные вопросы

·Какова классификация и характеристика культурно-досуговых учреждений

·Дать определения понятия художественный совет и его состав

·Какие функции выполняет художественный руководитель

·Какими качествами должен обладать художественного руководителя

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Организация любительской художественно-творческой деятельности, на современном этапе особенно большое значение придает приобщению любителей к такой деятельности, в результате которой рождаются новые, оригинальные ценности. Практически каждая самодеятельная группа может стать в той или иной мере творческой группой. Работа над фольклорными произведениями, произведениями профессиональных поэтов, драматургов, композиторов, если она не сводится к слепому копированию приемов известных исполнителей, режиссеров, хоров и ансамблей, всегда представляет собой занятие, содержащее элементы творчества.

Роль исполнителя во всех видах искусства очень важна и ответственна. Пользуясь текстом пьесы, нотной или хореографической записью, самодеятельное объединение, чаще всего, с помощью руководителей воспроизводит авторское произведение, придает ему реальное звучание и изображение.

Исполнительская деятельность во многих случаях развертывается в форме коллективного исполнительства. Это театральное, хоровое, оркестровое, хореографическое и другие виды исполнительства, по самой своей природе предлагающие объединение в общий исполнительский ансамбль целого ряда участников самодеятельности. Благодаря их совместным усилиям рождается та художественная ценность, которую создать в одиночку ни один из любителей в принципе не может. Это особая форма исполнительского творчества, требующая умений и навыков группового взаимодействия. Новая художественно-образная целостность возникает в результате творческого объединения различных исполнительских индивидуальностей.

Материалом, из которого строится новый образ, является запас жизненных и художественных впечатлений, приобретенных любителями в результате непосредственного восприятия действительности, знакомства с искусством, контактов с другими людьми. Вся эта информация творчески прорабатывается, из нее отбрасывают несущественное, случайное. Творческая фантазия по-новому комбинирует элементы накопленных впечатлений и представлений, в результате чего и возникает оригинальный художественный образ.

Создание такого образа сопряжено с огромным трудом по накоплению материала и непосредственному воплощению художественной идеи в красках, звуках, словах, движениях. Как правило, на этом пути возникают многочисленные предварительные варианты: эскизы и этюды к картинам, черновые рукописные наброски, опробованные и отброшенные актерские и режиссерские решения и т.д. Творческий процесс практически никогда не представляет непрерывного, плавного движения вперед. В нем нередки остановки, тупики, возвраты к старому, мучительные переборы бесчисленных вариантов.

В ходе творческой деятельности происходит актуализация всех психических сил личности. Благодаря памяти осуществляется сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Мышление дает возможность производить необходимые аналитическо-синтетические операции: сравнение, обобщение, конкретизация, анализ, синтез и т.д. Воображение помогает преобразовывать предшествующий опыт и создавать на основе этого преобразования принципиально новые художественные структуры. Важным условием и фактором творческого процесса являются волевые усилия человека, без которых не может быть ни сознательной постановки цели, ни выбора средств ее достижения, ни сосредоточения на решении поставленной задачи.

Развитие творческих способностей – прежде всего формирование перцептивных качеств человека. Эти качества связаны с особенностями его внимания, восприимчивости, впечатлительности. Для успешной творческой деятельности важное значение имеет умение точно и быстро подмечать характерные черты предметов и явлений, видеть и запоминать изменения в наблюдаемых объектах, находить в них общее и различное, улавливать в окружающем мире то, что не замечают другие люди.

Основная трудность творческого поиска связана с тем, что формированию новых идей и образов серьезно мешают накопившиеся стереотипные представления. В плане направленного формирования творческих способностей очень важно воспитать у людей привычку везде и всюду искать свежие, новые подходы к самым обычным явлениям и процессам. Творческая деятельность немыслима без творческого воображения. В результате воображения на основе прошлого опыта рождаются принципиально новые мысли, представления, идеи, образы. Особое место среди личностных качеств, необходимых для плодотворной творческой деятельности, занимает способность к переносу опыта из одной области в другую. Весьма полезную роль играет способность личности к ассоциированию. В психологическом плане ассоциация – это отражение в сознании взаимосвязи предметов и явлений, когда одно представление влечет за собой другое, связанное с ним в прошлом опыте. Ассоциирование подталкивает к нахождению оригинального образа, необычного подхода, свежего решения.

Необходимые в творчестве интеллектуальные качества предполагают определенный уровень эрудиции человека. Обилие сведений из разных областей благоприятствует выработке множества подходов к предмету

Современная любительская деятельность развивается чаще всего в коллективных формах. В группе вступает в действие принцип комплиментарности – способности не суммируются, а умножаются. Каждый участник творческой деятельности вносит в общую копилку свой неповторимый вклад. Однако это не происходит само собой. Коллективное творчество надо организовать. Речь идет прежде всего о том, чтобы правильно использовать каждого человека в соответствии с особенностями его творческой индивидуальности. Одни люди обладают уникальным талантом выдвигать новые идеи, другие отличаются завидной способностью к скрупулезному критическому анализу, третьи поистине незаменимы в процессе практической реализации творческого замысла. Условно их называют генераторами, критиками и разработчиками.

Тип первый – люди склонные и способные к генерации новых идей. У них постоянно рождается масса новых предложений, которые они с охотой передают своим товарищам. Среди выдвигаемых генераторами идей могут быть наряду с действительно талантливыми идеями спорные, ошибочные, принципиально неприемлемые идеи. «Генератор» чаще всего не особенно интересует, как и каким образом придется воплощать его предложения.

Деятельность «генераторов» плодотворна только в том случае, когда они работают рука об руку с людьми, условно называемыми «критиками», которые представляют второй тип участников творческой деятельности. «Критики» выполняют в коллективе очень важную дисциплинирующую функцию. Это своеобразный «отдел контроля», строго подмечающий слабые стороны выдвигаемых предложений. Деятельность «критиков» обеспечивает хорошую гарантию того, что группа не прельстится внешне привлекательными, но абсолютно нереальными идеями. Третий тип – это те, кого заслуженно считают хорошими исполнителями. Для них характерно умение быстро заземлять любой проект, видеть его в действии еще до начала воплощения в жизнь. Исполнители-разработчики всегда обладают не только достаточно хорошей теоретической подготовкой, но и отменным практическим мастерством. Они неизменно выходят на ведущие позиции в пepиод реализации идеи.

Задача руководителя творческого поиска – создать в группе такую обстановку, при которой генераторы, критики и исполнители не только не вступают друг с другом в конфликт, но в тесном единстве решают все поисковые задачи. По аналогичному принципу следует комплектовать и малые группы, которые создаются для решения конкретных творческих задач.

Большое значение имеет правильное определение целей художественно-творческой работы. Они должны с самого начала настраивать любителей не на внешний эффект, а на упорную деятельность по овладению творческими умениями и навыками, на углубленное художественное самообразование и саморазвитие. Это единственно верный путь к высоким творческим результатам.

Не менее важна продуманная организация отношений между участниками художественно-творческого процесса. Первостепенную роль играет работа по целенаправленному формированию художественно-творческой индивидуальности участников самодеятельности. В индивидуальном плане значительное место отводится развитию качеств, которые чрезвычайно важны, но пока еще у данного человека недостаточно развиты.

В числе других здесь используются такие приемы, как систематический анализ лучших художественных произведений, участие в построенных по игровому принципу занятиях на отбор оригинальных метафор, эпитетов, сравнений; индивидуальные задания, выполнение которых непременно требует богатых и смелых ассоциаций.

Особой формой проявления художественно-творческой активности человека способна стать художественно-критическая деятельность любителей искусства. Как и любое отношение к осознаваемым явлениям, рождающиеся здесь суждения включают в себя не просто понимание и знание воспринимаемого объекта, но и ярко выраженные эмоциональные и волевые компоненты. Эта форма деятельности ценностного сознания человека, в результате которой формируются ориентации и установки личности по отношению к объектам художественной культуры.

В теоретической и практической деятельности на современном этапе нельзя забывать, что самодеятельное творчество В отличие от профессионального искусства интенсивно выходит и должно выходить за рамки чисто эстетических структур. Очень значительная часть его вообще функционирует на границе искусства и неискусства, художественного и нехудожественного.

Одной из наиболее важных причин кризисного развития самодеятельного художественного творчества в нашей стране стало то, что мы не сумели найти этому творчеству истинное, подлинное место. Явно не учитывалось, что между жизнью, с одной стороны, и большим профессиональным искусством и подражающей ему самодеятельностью, с другой, реально существует огромное поле массовых досугово-бытовых занятий, которые не могут обходится без насыщения их особыми художественными средствами и позарез нуждаются в них. Продуктивные попытки обозначить контуры новой концепции самодеятельного художественного творчества проявляются в целом ряде публикаций последнего времени. Здесь можно прежде всего сослаться на таких авторов, как Е.И. Смирнова, Т.И. Бакланова, В.С. Цукерман, А.С. Каргин, Н.Т. Михайлова, Л.И. Михайлова, Н.А. Хренов и др. Однако решительного прорыва к новой парадигме пока еще не произошло.

 

Конторольные вопросы

·Охарактеризуйте формирование интереса к определенному виду или жанру самодеятельного творчества

·Какова специфика профессиональной подготовки, деятельности художественного руководителя

·Назовите сущность творчества и особенности творчества любителей.

· Каковы признаки творческой личности

·Причины кризисного развития самодеятельного художественного творчества

 

Литература

 

1. Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности: Монография. М., 1999.

2. Каргин А.С. Народная художественная культура. М., 1997.

3. Советский энциклопедический словарь. М., 1986.

4. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

5. Кругликов Г.И., Симоненко А.Ф., Цырлин М.Д. Основы профессионального творчества. Курск, 1995.

6. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М., 1988.

7. Каргин А.С. Воспитательная работа в коллективе художественной самодеятельности. М., 1984.

8. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396 с.

9. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. / Мин-во культуры РСФСР: АН СССР; НИИ культуры. М., 1990. С.6-12.

10. Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций. Дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 223 с.

11. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство самодеятельным художественным творчеством М,1992

12. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Программа курса. М., 1995.

13. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.

14. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

15. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

16. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.

17. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – С. 199-216.

18. Алексеева Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры. М., 1998.

19. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 145-163.

20. Каргин А.С. Народная художественная культура. М., 1997.

21. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. М., 1992.

22. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983.

23. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. Опыт историко-эпистемологического изыскания М.: МГУКИ, 2003.

 


 

Бедных Ольга Ганнадьевна

 

ханты-мансийского автономного округа – югры

 


БУ ВО Ханты-мансийского автономного округа –Югры «Сургутский государственный университет»

 


Институт гуманитарного образования и спорта

Кафедра режиссуры

 

Составитель О.Г. Бедных

 

Организация и руководство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.015 с.)