Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте



Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника. Роль учебной деятельности в психическом развитии. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте. Мышление на уровне конкретных операций (Ж.Пиаже). Особенности развития воображения. Произвольность и осознанность всех психических процессов.

Развитие личности младших школьников. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения. Эмоционально-волевые особенности младших школьников. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика.

Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями). Общение со сверстниками.

Психологические причины осложненных форм развития в младшем школьном возрасте. Дети с трудностями в обучении и поведении. Пути оказания психологической помощи младшему школьнику.

Тема 7. Психологические особенности развития подростка

Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Отрочество как этап жизненного пути. Понятие «подростковый кризис». Социальная ситуация развития подростка.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростка. Физическое «Я» подростка. Психосексуальное развитие подростка. Полоролевая идентификация.

Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии. Проблема интересов в переходном возрасте (Л.С. Выготский). Развитие мотивационно-потребностной сферы. Ценностные ориентации подростков. Особенности развития самосознания. Особенности эмоционально - волевой сферы.

Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. Мотивация учебной деятельности подростка: особенности и динамика. Развитие познавательных процессов. Мышление на уровне формальных операций (Ж.Пиаже). Развитие познавательных интересов.

Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Трудности становления нового типа взаимоотношений подростка со взрослыми. Подростковая субкультура. Психологические проблемы общения подростка со сверстниками: реакции группирования, имитации, конформизма.

Социально-психологические аспекты девиантного поведения и формы его проявления. Подростки «группы риска». Подростки с акцентуациями характера.

 

Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте

Понятие юности и ее возрастные границы. Основные подходы к юности в зарубежной психологии. Отечественные исследования периода юности. Социальная ситуация развития в период ранней юности.

Физическое развитие в юношеском возрасте. Половая идентичность и сексуальное поведение.

Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Когнитивное развитие в юности.

Проблема личностного самоопределения. Образ «Я», уровень притязания и критерии юношеских самооценок. Эмоциональное развитие. Негативные переживания, тревожность, чувство одиночества и их преодоление.

Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников: основные этапы и закономерности.

Психологические проблемы общения со взрослыми. Стремление к поведенческой, эмоциональной и ценностной автономии. Положение старшеклассника в школе и его взаимоотношения с учителями. Психологические проблемы любви и дружбы.

Юноши и девушки «группы риска».

Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе

Сравнительный анализ когнитивного (особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи), личностного (доминирующие мотивы, особенности самосознания и характера) развития и особенностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми в школьных возрастах.

Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста

Периодизация психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы взрослого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии.

Задачи развития взрослого человека (Э. Эриксон). Модель развития взрослых Р.Хейвигхерста.

Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности «Я-концепции» и ее динамика на этапе взрослости.

Когнитивное развитие в различные периоды взрослости. Изменение функций интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.

Профессиональный цикл взрослого человека. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс: психологические проблемы.

Семья как важный контекст развития взрослых. Семейный цикл. Задачи, решаемые родителями на разных стадиях развития детей. Отношения со стареющими родителями. Воспитание внуков. Отношение с друзьями на этапе взрослости.

Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе взрослости.

Проблема периодизации позднего возраста (старости). Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости.

Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Теории приспособления к выходу на пенсию. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.

Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества.

Физические аспекты старения. Проблема здоровья.

Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.

Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модальность жизни в старости. Специфика «Я-концепции» стареющего человека. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Типологии старости. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.

Темы практических и семинарских занятий

 

Раздел 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Условия, источники и движущие силы психического развития

Вопросы к теме:

1. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

2. Сущность теорий психического развития личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.Колберг) и интеллектуального развития (Ж.Пиаже).

3. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

4. Закономерности динамики психического развития.

Список литературы

Основной

1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: Сфера; Юрайт, 2003.

2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Рос. пед. агентство, 2001.

3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Дополнительный

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4.

2. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С.Егорова. – М.: Планета детей, 1997.

3. Косякова, О. О. Возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

5. Крэйн, У. Теории развития: Секреты формирования личности / У. Крэйн; пер. с англ. Голубева О., Миронов Н., Ордановская Л. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. Т.1.

7. Пивоварова, Г.Н. Влияние различных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей детей / Г.Н.Пивоварова. – М., 1998.

8. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / К. Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.01 с.)